Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Механизмы социальной поддержки малоимущих категорий населения в России (Российский государственный гуманитарный университет)

Работа №165835

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы96
Год сдачи2025
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен анализ данных с 2014 по 2024 год включительно.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОИМУЩИМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН 12
1.1. Бедность и малообеспеченность: проблемы разграничения понятий и подходов к измерению 12
1.2. Понятие, сущность и механизмы социальной поддержки малоимущих граждан в Российской Федерации 21
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОИМУЩИХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ В 2014-2024 ГГ. 33
2.1. Реформирование системы социальной защиты малоимущих граждан в 2014-2024 гг.: этапы, направления, общие итоги 33
2.2. Анализ эффективности мер социальной поддержки малоимущих слоев населения в 2014-2024 гг. 45
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОИМУЩИХ 61
3.1. Совершенствование нормативно-правовых и организационно-управленческих механизмов регулирования социальной защиты малообеспеченных слоев населения 61
3.2. Совершенствование подходов к бюджетированию и регулированию финансово-экономических механизмов оказания социальной поддержки малоимущим 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82

Бедность – одна из древнейших и наиболее острых социально-экономических проблем человечества. По данным за 2022 г., более 1,2 млрд. человек в мире проживало в условиях абсолютной бедности . Программными документами ООН борьба с бедностью признана главной целью развития мирового сообщества на всё третье тысячелетие, а также базовыми условием устойчивого развития для всех стран земного шара .
На сегодняшний день меры по решению проблем нищеты и экономического неравенства приняты большинством развитых государств, в том числе, в Российской Федерации. Впервые о борьбе с бедностью было объявлено в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию в 2003 году . Последовательными Указами Президента РФ в 2018 и 2024 гг. снижение уровня бедности остается одной из главных национальных целей развития РФ: так, к 2030 г. планируется снижение уровня бедности до 7%; к 2036 г. – до 5% .
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, в России действует социальное государство, гарантирующее достойную жизнь и возможности для развития для каждого гражданина. Действующая система социальной защиты населения обеспечивает охрану труда и здоровья, минимальный размер оплаты труда, поддержку семьям, инвалидам и пожилым гражданам . Государственным стандартом уровня жизни в РФ признается величина прожиточного минимума – совокупная стоимость товаров и услуг, необходимых для сохранения базового уровня жизнедеятельности . В свою очередь, те граждане, чьи доходы находятся ниже уровня прожиточного минимума, относятся к категории бедных или малоимущих. Признание малоимущим является одним из оснований для получения государственной социальной помощи .
По данным Росстата, в 2023 г. количество малоимущего населения в России составляло 12,42 млн. человек (8,5% от всего населения) . Однако в силу сложившегося подхода к измерению бедности, официальной статистикой не учитывается экономическое положение тех слоев населения, чей доход лишь незначительно превышает величину прожиточного минимума. Таким образом, реальное число малоимущих в РФ, по разным оценкам, составляет от 1/5 до 1/4 всего населения . К тому же, несмотря на ряд изменений и нововведений, реализованных государством за последние годы в сфере социальной политики, де-факто неэффективным остается методология расчета критериев бедности, что в конечном счете приводит к неэффективности мер социальной поддержки, оказываемых малоимущему населению по программам социальной защиты.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования направлений, форм и механизмов социальной поддержки малоимущих слоев населения. Данное невозможно осуществить без всестороннего анализа тех мер, что были реализованы на федеральном уровне в сфере социальной политики за последние десятилетие. Отметив успехи и акцентировав внимание на недостатках в организации государственной социальной помощи малоимущим гражданам, возможно не только избежать повторения подобных ошибок в будущем, но также снизить влияние иных негативных факторов и улучшить эффективность социальной поддержки для малоимущих категорий населения.
Все вышесказанное позволяет определить проблемное поле исследования: проблемы и перспективы государственной политики в области социального обеспечения малоимущих граждан в 2014-2024 гг.
Объект – социальная поддержка малоимущих категорий населения.
Предмет – механизмы оказания социальной поддержки малоимущим слоям населения и оценка их эффективности в 2014-2024 гг.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2014 по 2024 гг. В качестве нижней границы была взята дата принятия Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (28 декабря 2013 г.), заменившего отмененный Федеральный закон 1995 года . Формально можно считать дату принятия данного законодательного акта точкой отсчета нового этапа реформирования системы социальной защиты.
Верхние границы исследования координируется с Указом Президента РФ «О национальных целях развития РФ до 2030 года», которым подтверждено приоритетность совершенствования государственной социальной политики, в т.ч., в сфере борьбы с бедностью .
Географические рамки исследования охватывают территорию РФ, включая Донецкую и Луганскую Народные республики, Запорожскую и Херсонскую области.
Степень изученности проблемы. В силу специфики выбранной темы, основная часть исследования написана с опорой на конкретно-исторический материал (нормативно-правовые акты, статистические сведения, данные социологических опросов и др.), в то время как теоретические и прикладные исследования являются дополнительными источниками, позволяющими уточнить некоторые теоретико-методологические аспекты.
Так, обращение к проблеме бедности, ее последствия и мерами по борьбе с ней насчитывает не одно тысячелетие. К данной теме обращался еще Аристотель (IV в. до н.э.), а первые системные научные подходы к осмыслению феномена бедности возникают в XVIII-XIX вв. под влиянием работ А. Смита, К. Маркса, С. Раунтри и др. В частности, С. Раунтри первым выделил первичные причины бедности (инвалидность, потеря кормильца, проблемы с трудоустройством, многодетность), в последствие ставшие критериями определения малообеспеченности для системы социальной защиты в РФ и других странах .
Из других фундаментальных работ по данной теме необходимо отметить монографию Х. Ламперта. На примере послевоенного развития ФРГ автором обоснованы основные подходы и механизмы построения социального государства в условиях рыночной экономики, в т.ч., выделены ключевые меры по борьбе с бедностью . Важными для понимания контекста исследования стали публикации С.А. Гафуржановой, Е.А. Герасимовой, Н.И. Киселева, в которых систематизированы теоретико-методологические и правовые вопросы определения сущности понятий «бедность» и «малообеспеченность» в контексте оказания социальной поддержки населению .
Исторические особенности развития института социальной защиты в России, а также особенности формирования механизмов социальной политики в РФ в 1990-2000-х гг. раскрыты в работах Э.С. Абдулаевой, О.В. Никоновой, П.Д. Ромайкина . Также необходимо выделить диссертации С.Х. Гаматаевой и Е.С. Никишиной, которые несмотря на давность публикации, позволяют получить исчерпывающие представления о системных проблемах российской социальной политики и особенностях функционирования базовых управленческих механизмов .
Необходимо отметить также ряд прикладных исследований, посвященных анализу и оценке различных государственных мероприятий в сфере социальной поддержки малообеспеченных граждан и разработке рекомендаций по их совершенствованию. Так, М.А. Кантемировой и В.В. Стофарандовой охарактеризована результативность государственной политики по борьбе с бедностью в субъектах РФ . Е.В. Кравченко и А. Пишняк на основе статистических данных выявлены недостатки в реализации принципов адресности и доступности социальной поддержки для населения в условиях пандемии COVID-19 . Наконец, социально-цифровые аспекты бедности и промежуточные итоги цифровизации в сфере социальной поддержки малоимущих рассмотрены Ю.В. Бондаренко и А.Л. Сафонова .
В целом феномены бедности и малообеспеченности остаются одними из ведущих тем в политологических, социологических, экономических и других исследованиях, а по основным теоретическим вопросам (сущность и критериев малообеспеченности, направления, формы и методы социальной поддержки малообеспеченных граждан) накоплено значительное количество вариативных исследований, что облегчает решение задач настоящей работы.
Цель исследования – проанализировать и систематизировать меры государственной поддержки малоимущих категорий граждан в РФ в 2014-2024 гг.
Цель конкретизируется в следующих задачах исследования:
1. Проанализировать нормативно-правовые и теоретические подходы к изучению бедности, малообеспеченности и мерам их преодоления в системе социальной защиты населения.
2. Систематизировать и оценить итоги реформ 2014-2024 гг. в сфере социальной поддержки малоимущих граждан.
3. Предложить рекомендации по совершенствованию механизмов оказания социальной поддержки малообеспеченным категориям граждан и меры по борьбе с бедностью.
Источники, отобранные для написания работы, разделены на три группы. В первую группу вошли нормативно-правовые акты Российской Федерации (Конституция РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства, Указы Президента РФ, Законы субъектов РФ и др.). Основополагающими нормативными документами для написания работы стали Федеральные законы «О государственной социальной помощи» и «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», устанавливающие цель, задачи, принципы, порядок и формы оказания социальной поддержки для малоимущих .
Вторую группу источников составили статистические материалы и открытые данные Федерального агентства статистической информации, а также иные справочные и статистические сборники: общая динамика уровня бедности, сведения о численности малоимущих граждан в РФ, объемах оказываемой социальной поддержки и др. В первую очередь нас интересовали данные, касающиеся общих показателей бедности по РФ (уровень бедности, рассчитанный по абсолютным значениям и по критерий средней медианной зарплаты; распределение доходов населения, количество малоимущих граждан и т.п.), а также доступные сведения, касающиеся мер социальной поддержки для малоимущих слоев населения (например, объем федеральных затрат на реализацию программ по борьбе с бедностью) .
В третью группу источников вошли данные социологических опросов (в первую очередь ВЦИОМ) и отдельные публикации в средствах массовой информации, позволяющие уточнить государственную и общественную оценку реформам и мероприятий в сфере социальной поддержки малоимущих слоев населения . Также несоизмеримо важным для понимания контекста проблемы стало обращение к практике некоммерческих и религиозных организаций, реализующих перспективные проекты в данной сфере и предоставляющих информацию о них в открытом доступе .
В силу комплексного характера проблемы малообеспеченности и социальной защиты, теоретико-методологическими основой исследования выступили комплексный и системно-динамический подходы, позволяющие, во-первых, изучить явление малообеспеченности целостно и объективно, во-вторых, рассмотреть социальную поддержку как постоянно меняющуюся и взаимосвязанную систему. Также применялись:
1. Общенаучные методы исследования: анализ, синтез, систематизация, формализация, обобщение.
2. Конкретно-исторические методы: идеографический, проблемно-хронологический, историко-типологический.
3. Отдельные методы правовых и экономических наук, в том числе диалектический, сравнительно-правовой, статистический анализ.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы. В работе 97 стр., 7 рисунков, 6 таблиц. Список источников и литературы включает 110 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В научной среде и отечественной нормативно-правовой практике сложились различные подходы к определению сущности понятий «бедность» и «малообеспеченность», а также к методологии их расчета. В целом под малообеспеченностью понимается уровень жизни граждан ниже общественных стандартов благосостояния. В РФ данными чертами бедности являются прожиточный минимум, а с 2021 г. – медианный доход.
Более однозначны мнения в литературе относительно места социальной защиты и социальной поддержки малообеспеченных граждан в системе социальной политике государства. Под социальной поддержкой малоимущих понимается направление социальной политики и форма социальной защиты, нацеленная на оказание материальной и натуральной помощи лицам, находящимся в трудной экономической ситуации. Эффективность социальной поддержки зависит как от внешних (объем бюджетного финансирования, нормативно-правовое регулирование), так и внутренних факторов (культурно-исторические и психологические особенности малоимущих), однако большинство проблем, связанных с недостаточной результативностью мер социальной поддержки для малообеспеченных в РФ связаны с сохранением системных проблем в управлении и бюджетировании.
Период 2014-2024 гг., по аналогии с переходным периодом 1990-2000-х гг., обозначен как стратегический. В эти годы в социальной политике РФ произошла масштабная перестройка законодательной базы, что было обусловлено постановкой четких национальных целей развития до 2024 гг., в т.ч. – снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателями 2017 г. Однако несмотря на ряд мероприятий на федеральном и региональном уровнях, эта цель не была выполнена в полном объеме. Кроме того, был отмечен достаточно общий, формальный и непоследовательный характер реформ в сфере социальной защиты малоимущих граждан, ориентированных, в первую очередь, на искусственную борьбу с бедностью (в т.ч. за счет перехода на новую методологию расчета), а с 2020 г. – на приоритетную поддержку семей с детьми.
Данные статистического анализа подтверждают снижение объемов бюджетных средств, выделяемых на социальную поддержку малообеспеченных слоев населения, а также низкую эффективность отдельных форм социального обеспечения (пенсии по инвалидности) и отсутствие явной динамики в росте доходов бедных граждан и снижения уровня бедности в целом. В то же время отметить позитивные стороны прошедших реформ: это цифровизация системы социальной защиты; стандартизация порядка разработки и принятия программ по борьбе с бедностью на уровне субъектов РФ; признание наличия проблемы бедности на федеральном уровне и ее закрепление в стратегических документах.
Эффективная и разнонаправленная система социальной помощи для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, выстроена под эгидой Русской православной церкви. Различные НКО ежегодно реализуют инновационные социальные проекты, предназначенные для оказания социальной поддержки различным категориям малоимущих граждан. Однако организационные и финансовые возможности негосударственного сектора существенно ограниченны.
В целом проведенные реформы не оказали достаточного влияния на эффективность базовых механизмов социальной поддержки малоимущим. Это доказывает наличие для сферы социальной политики ряда проблем: отсутствие кодифицированного законодательства; политическая и экономическая зависимость муниципальных властей от региональных; необъективная методология расчета уровня бедности и объема выделяемых бюджетных средств на борьбу с ней; недостаточная информированность малоимущих граждан о возможных мерах социальной поддержки; низкая эффективность адресной помощи; преобладание материальных форм поддержки над натуральными; отсутствие эффективной системы государственно-частного партнерства в сфере социальной помощи.
Президентом РФ, федеральными и региональными правительствами осуществляется непрерывный мониторинг социальной ситуации, ведется учет и постепенное устранение имеющихся недостатков в оказании социальной поддержки для малоимущих.
Нами также предложен комплекс рекомендаций, разработанных с учетом результатов анализа социальной политики 2014-2024 гг. и инновационного научного опыта. Их главная задача – повышение социальной эффективности предлагаемых мер поддержки для малоимущих на основе модернизации или внедрения новых механизмов бюджетирования, управления, осуществления социальной работы с населением и т.п.
Необходимо учесть, что совершенствование социальной политики государства - дело не одного десятилетия, и это потребует не только значительных нововведений в сфере нормативно-правового регулирования, бюджетирования и государственного управления, но и постоянного мониторинга и контроля проведения реформ. Однако проблема бедности в России остается одной из самых острых, и проведение необходимой «работы над ошибками» - одно из базовых условий ее решения.



1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) – Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации: сайт. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202210060013 (дата обращения 12.10.2024).
2. Федеральный закон от 15.11.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации (с изменениями на 21.07.2014 г., утратил силу с 01.01.2015 г. на основании Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ). - Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: сайт. – URL: https://docs.cntd.ru/document/9014865/titles/64U0IK (дата обращения 15.10.2024).
3. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (последняя редакция). - Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: сайт. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102038362 (дата обращения 17.10.2024).
4. Федеральный закон от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020 г., с изм. от 05.12.2022 г.) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». – Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации: сайт. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102049769 (дата обращения 14.10.2024).
5. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (последняя редакция). - Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации: сайт. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102061042 (дата обращения 15.10.2024).
6. Федеральный закон от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (последняя редакция). - Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации: сайт. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102066375&intelsearch=82-%F4%E7 (дата обращения 16.10.2024).
7. Федеральный закон от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (последняя редакция). - Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации: сайт. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102080921&intelsearch=05.04.2003+%B944 (дата обращения 15.10.2024).
8. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024 г.). - Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации: сайт. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102083574https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/+%B944 (дата обращения 31.10.2024).
9. Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 227-ФЗ
«О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (утратил силу с 01.01.2021 г.). - Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации: сайт. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201212040019 (дата обращения 30.10.2024).
10. Федеральный закон от 28.12.2013 г. 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (последняя редакция). - Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации: сайт. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102170561 (дата обращения 20.10.2024).
11. Федеральный закон от 08.12.2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». - Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации: сайт. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102945143 (дата обращения 27.10.2024).
12. Федеральный закон от 29.12.2020 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (последняя редакция). - Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации: сайт. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202210060013 (дата обращения 12.10.2024).
13. Федеральный закон от 21.12.2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (последняя редакция). - Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации: сайт. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112210031?ysclid=m2yt4cn4315102500 (дата обращения 31.10.2024).
14. Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 470-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (последняя редакция). - Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации: сайт. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212050011 (дата обращения 14.10.2024).
15. Федеральный закон от 17.02.2023 г. № 18-ФЗ
«Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области». - Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации: сайт. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302170005 (дата обращения 24.10.2024).
16. Федеральный закон от 24.07.2023 г. № 342-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и Федеральный закон «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». - Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации: сайт. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307240012 (дата обращения 24.10.2024).
17. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации: сайт. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038 (дата обращения 23.10.2024).
18. Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изменениями на 10.03.2021 г.). - Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: сайт. – URL: https://docs.cntd.ru/document/564490378 (дата обращения 24.10.2024).
19. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». – Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации: сайт. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015?index=3 (дата обращения 20.10.2024).
20. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 16.05.2003 г. (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). – Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации: сайт. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102160812 (дата обращения 20.10.2024).
21. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021 г. - Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: сайт. – URL: https://docs.cntd.ru/document/603376895 (дата обращения 23.10.2024).
22. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (с изменениями на 31.08.2024 г.). – Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: сайт. – URL: https://docs.cntd.ru/document/499091783 (дата обращения 24.10.2024).
23. Постановление Правительства РФ от 01.12.2014 г. № 1285 «О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг» (с изменениями и дополнениями). - Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: сайт. – URL: https://docs.cntd.ru/document/420237448 (дата обращения 31.10.2024).
24. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2017 г. № 181 «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения» (с изменениями на 8 июля 2021 года). - Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: сайт. – URL: https://docs.cntd.ru/document/420392097 (дата обращения 23.10.2024).
25. Постановление Правительства РФ от 03.04.2021 г. № 542 «Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.2019 г. № 915» (с изменениями и дополнениями). - Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации: сайт. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104130046 (дата обращения 24.10.2024).
26. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2021 г. № 2049 «Об утверждении Правил определения границ бедности в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, используемых в оценках показателя «Уровень бедности» в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, и о внесении изменений в Федеральный план статистических работ» - Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации: сайт. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111270008 (дата обращения 12.10.2024).
27. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 г. № 2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка». - Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации: сайт. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111270008 (дата обращения 12.10.2024).
28. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2023 г. № 133 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет, перечня документов (сведений), необходимых для распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет, формы заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет и формы заявления об отказе от ее получения». - Текст: электронный // Официальный интернет портал правовой информации: сайт. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302060048 (дата обращения 12.10.2024).
29. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года (утвержден Правительством РФ 07.05.2019 г. № 4043п-П13). - Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: сайт. – URL: https://docs.cntd.ru/document/554587356 (дата обращения 24.10.2024).
30. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.06.2017 г. № 542н «Об утверждении порядка формирования классификатора мер социальной защиты (поддержки), его актуализации и использования участниками информационного взаимодействия при размещении информации в единой государственной информационной системе социального обеспечения». - Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: сайт. – URL: https://docs.cntd.ru/document/456078936 (дата обращения 23.10.2024).
31. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.11.2018 г. № 748 «О реализации в субъектах Российской Федерации пилотных проектов, направленных на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза» (с изменениями на 18 сентября 2019 года). - Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: сайт. – URL: https://docs.cntd.ru/document/551978908 (дата обращения 23.10.2024).
32. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.03.2023 г. № 128 Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже границы бедности и признании утратившими силу приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 326 и внесенных в него изменений». - Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: сайт. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1300961871 (дата обращения 23.10.2024).
33. Постановление Правительства Москвы от 05.04.2011 г. № 100-ПП «Об организации проведения эксперимента в городе Москве по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта» (с изменениями на 02.08.2011 г.). – Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: сайт. – URL: https://docs.cntd.ru/document/537904874 (дата обращения 23.10.2024).
34. Закон Республики Тыва от 29.12.2004 г. № 1153 ВХ-1 «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан» (с изменениями на 24.03.2023 г.). – Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: сайт. – URL: https://docs.cntd.ru/document/802052407 (дата обращения 12.10.2024).
35. Закон Сахалинской области от 24.06.1998 г. № 67 «О прожиточном минимуме в Сахалинской области» (в редакции от 12.04.2021 г.). – Текст: электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: сайт. – URL: https://docs.cntd.ru/document/973601234 (дата обращения 12.10.2024).
36. Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14.12.1947 г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». – Текст: электронный // Электронная библиотека исторических документов: сайт. – URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/246630-postanovlenie-soveta-ministrov-sssr-i-tsk-vkp-b-14-dekabrya-1947-g-o-provedenii-denezhnoy-reformy-i-otmene-kartochek-na-prodovolstvennye-i-promyshlennye-tovary (дата обращения: 30.10.2024).
37. The Social Security Act of 1935 [Электронный ресурс]. – Текст: электронный // The United States Social Security Administration: сайт. - URL: https://www.ssa.gov/history/35act.html (дата обращения: 17.10.2024).

II. Литература
38. Абдулаева Э. С. Исторические аспекты развития института социальной помощи в России / Э. С. Абдулаева // Социология. – 2021. - № 6. – С. 99-106.
39. Андряков А. Д. Меры налогово-бюджетного стимулирования экономического роста территорий / А. Д. Андряков, Е. А. Домбровский // Финансовый журнал. – 2020. - Т. 12. - № 5. - С. 99-113.
40. Антропов В. В. Системы обеспечения минимального гарантированного дохода населения за рубежом / В. В. Антропов // Экономика. Налоги. Право. – 2015. - № 5. – С. 29-38.
41. Арланова О. И. Местные бюджеты: проблемы формирования / О. И. Арланова, Н. З. Зотиков, М. В. Львова // Вестник Евразийской науки. – 2019. - № 5. – URL: https://esj.today/PDF/15ECVN519.pdf (дата обращения: 01.11.2024).
42. Байматов П. Н. Перспективы развития правового регулирования социального обеспечения в России: инновации в социальной сфере / П. Н. Байматов // Вестник Тюменского государственного университета. – 2014. - № 3. - 218-226.
43. Баранова А. В. Становление системы социальной защиты населения в России / А. В. Баранова, С. А. Столярова // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2020. - № 39 (39). – URL: https://s.esrae.ru/vsoa/pdf/2020/39/1243.pdf (дата обращения: 16.12.2024).
44. Богданова О. Ю. Функции социальной защиты населения в условиях рыночной экономики / О. Ю. Богданова // Символ науки. – 2016. - № 1. – С. 74-78.
45. Бондаренко Ю. В. Социальные сети малоимущих граждан Ставропольского края : дис. … канд. социолог. наук / Бондаренко Юлия Владимировна. – Ставрополь: СКФУ, 2018. – 197 с.
46. Буланова М. А. Оценка уровня бедности в России: зависимость от методологии измерения / М. А. Буланова // Власть и управление на Востоке России. – 2021. - № 1 (94). – С. 157-169.
47. Гаматаева С. Х. Совершенствование форм и методов предоставления услуг малообеспеченным слоям населения в системе социальной защиты: автореф. … дис. канд. эконом. наук / Гаматаева Саида Хасмагомедовна. – Махачкала: ДГТУ, 2011. – 23 с.
48. Гафуржанова С. А. Научно-теоретические основы содержания бедности населения / С. А. Гафуржанова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2023. - Т. 13. - № 6А. - С. 622-629.
49. Гашо И. А. Сущность социальной поддержки населения и ее роль в рыночной экономике / И. А. Гашо, М. Б. Белоусова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2014. - № 2. – С. 262-268.
50. Герасимова Е. А. Понятие и критерии бедности в праве социального обеспечения России / Е. А. Герасимова, В. В. Еремин // Международный научно-исследовательский журнал. – 2023. - № 12 (138). - URL: https://research-journal.org/archive/12-138-2023-december/10.23670/IRJ.2023.138.5 (дата обращения: 19.10.2024).
51. Исупова Е. Н. Оценка уровня бедности в СФО: классические и альтернативные подходы / Е. Н. Исупова, С. Ю. Варт, С. В. Бекарева // ЭКО. – 2022. - № 11. – С. 109-124.
52. Кантемирова М. А. Реализация Национального проекта «Борьба с бедностью» на примере РСО – Алания / М. А. Кантемирова, К. М. Багаева, Г. Р. Кобесов // Вестник экономической безопасности. – 2022. - № 5. – С. 266-268.
53. Киселев И. Н. Теоретико-правовые основы социальной защиты населения / И. Н. Киселев, Н. Н. Мишина // Вопросы российского и международного права. – 2019. – Т. 9. - № 11А. - С. 150-163.
54. Климова Н. В. Бедность в России и пути ее преодоления / Н. В. Климова, Т. В. Лаврентьева // Научный журнал КубГАУ. – 2014. - № 100 (06). - С. 1396-1408.
55. Колосков Д. А. Сокращение уровня бедности населения как драйвер роста российской экономики / Д. А. Колосков, С. А. Прокаев // Вестник евразийской науки. – 2023. - Т. 15. - № 6. - URL: https://esj.today/PDF/25ECVN623.pdf (дата обращения: 01.11.2024).
56. Кравченко Е. В. Адресность предоставления мер социальной поддержки: особенности и направления развития / Е. В. Кравченко // Креативная экономика. – 2020. – Т. 14. - № 8. – С. 1645-1664.
57. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь / Х. Ламперт. - М.: Наука, 1994. - 224 с.
58. Литинская Е. Ю. Генезис основных теорий бедности / Е. Ю. Литинская, Ю. Б. Матюшина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. – 2016. - № 3. - С. 73-76.
59. Недикова Е. Т. Проблемы социальной защиты малообеспеченных слоев населения / Е. Т. Недикова // Вестник науки. – 2023. – Т. 1. - №12 (69). - С. 766-771.
60. Никишина Е. С. Государственная поддержка незащищенных слоев населения в условиях становления социального государства: автореф. дис. ...канд. социолог. наук / Никишина Елена Сергеевна. – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2012. - 29 с.
61. Никонова О. В. Социальная защита населения: теоретико-концептуальные аспекты и ретроспективы совершенствования / О. В. Никонова // Социально-трудовые исследования. – 2022. - № 4 (49). – С. 61-72.
62. Пишняк А. Материальное положение россиян в условиях пандемии: влияние государственной поддержки / А. Пишняк, Е. Горина, И. Корчагина, С. Тер-Акопов // Экономическая политика. – 2021. – Т. 16. - № 6. – С. 70-93.
63. Просвирина А. И. Государственная социальная помощь на основании социального контракта / А. И. Просвирина // Вестник Евразийской науки. – 2020. - № 3. – URL: https://esj.today/PDF/27ECVN320.pdf (дата обращения: 31.10.2024).
64. Пунгина А. П. Социальные контракты в РФ: проблемы и перспективы развития / А. П. Пунгина // Скиф. – 2021. – № 1 (53). – С. 282-285.
65. Рабощук Д. М. Оценка эффективности реализации мер социальной поддержки населения в РФ / Д. М. Рабощук // Теория и практика современной науки. – 2020. - № 12 (66). – С. 258-262.
66. Радченко Н. А. Русская православная церковь в системе благотворительной помощи малообеспеченным слоям населения России на современном этапе / Н. А. Радченко, Б. А. Ершов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2018. - № 12-3. – С. 158-160.
67. Ромайкин П. Д. Система социальной поддержки семей с детьми: первый опыт и история развития / П. Д. Ромайкин // Научные записки молодых исследователей. – 2022. - № 1 (10). – С. 16-27.
68. Садовникова Ю. Ю. Совершенствование мер финансового обеспечения социальной защиты семей с детьми в Российской Федерации / Ю. Ю. Садовникова, Ю. А. Мащенко // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2023. - № 2. - С. 157-166.
69. Сафонов А. Л. Перспективы использования цифровых технологий для поддержки малообеспеченных граждан / А. Л. Сафонов, Д. В. Некипелова, Д. М. Герасимова, И. И. Тимонин // Вестник евразийской науки. - 2023. - Т. 15. - № 3. - URL: https://esj.today/PDF/31FAVN323.pdf (дата обращения: 27.10.2024).
70. Семендуева М. Н. Совершенствование финансового механизма социального обслуживания населения России: дис. … канд. эконом. наук / Семендуева Марина Нуваховна. – М.: Финансовый ун-т при Правительстве РФ, 2017. – 182 с.
71. Стофарандова В. В. Особенности социальной политики по сокращению бедности в регионах Российской Федерации / В. В. Стофарандова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2023. – Т. 13. - № 8А. - С. 120-129.
72. Телицына А. Ю. Некоторые меры государственной и негосударственной поддержки для семей с детьми: роль организаций некоммерческого сектора // Социальные науки и детство. – 2023. – Т. 4. - № 2. - С. 23-38.
73. Усачева О. Ю. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в социальной поддержке семей и детей: монография / О. Ю. Усачева, Д. А. Халикова. - Новосибирск: СибАК, 2019. – 110 с.
74. Фидий С. П. Современное состояние и меры государственной поддержки малоимущих категорий граждан РФ / С. П. Фидий // Мировая наука. – 2020. - № 1 (46). – С. 222-226.
75. Холостова Е. Новации законодательства в сфере социального обслуживания / Е. Холостова // Социальное развитие: Регион 24. - 2014. - № 4 (9). – С. 5-12.
76. Храмченко А. Е. Понятие и сущность системы социальной защиты населения / А. Е. Храмченко // Вестник науки. – 2023. - № 6 (63). – Т. 4. – С. 747-752.
77. Цуканова Н. П. Социальные выплаты по безработице как стимулирующие гарантии для безработных граждан / Н. П. Цуканова // Социальное и пенсионное право. – 2020. - № 1. – С. 52-56.
78. Юнина А. Е. Осуществление мер поддержки малоимущим гражданам / А. Е. Юнина // Аллея науки. – 2021. - № 1 (52). – С. 699-702.
79. Яппарова О. Р. Совершенствование системы методов социальной работы с малоимущими гражданами / О. Р. Яппарова; ЮУрГУ. – Магнитогорск, 2020. – 12 с.

III. Ресурсы сети «Интернет»
80. Ангар спасения [Православная служба помощи «Милосердие»] [Электронный ресурс]. URL: https://miloserdie.help/projects/angar-spaseniya/ (дата обращения: 16.12.2024).
81. ГАООРДИ открыла Центр для проживания людей с инвалидностью [ГАООРДИ] [Электронный ресурс]. URL: https://gaoordi.ru/news/636/ (дата обращения: 15.12.2024).
82. За чертой остался лишь каждый десятый
Росстат сообщил о рекордно низком уровне бедности [РБК] [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2023/03/13/640b32d69a79479e2e4dd880 (дата обращения: 24.10.2024).
83. Кабмин утвердил порядок определения «границы бедности» [ТАСС] [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/13044055 (дата обращения: 24.10.2024).
84. Малоимущих проиндексируют по минимуму. Власти разъяснили порядок увеличения выплат самым бедным пенсионерам [РБК] [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2019/02/26/5c73c5d39a7947f8f9ff11ea?ysclid=m2sqlnc7ds145327057 (дата обращения: 27.10.2024).
85. Меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики. Социальная поддержка [Правительство России: официальный сайт] [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/support_measures/category/social/ (дата обращения: 24.10.2024).
86. Об Отделе [Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской православной церкви] [Электронный ресурс]. URL: https://www.diaconia.ru/ob-otdele (дата обращения: 16.12.2024).
87. Россияне назвали сумму, которую считают порогом бедности [РБК] [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/society/10/10/2024/670726969a794740ee1aa216 (дата обращения: 16.10.2024).
88. Росстат зафиксировал исторический минимум бедных в стране [Бизнес Online] [Электронный ресурс]. URL: https://www.business-gazeta.ru/news/592336 (дата обращения: 15.10.2024).
89. Четверть детей в России оказались за чертой бедности [РБК] [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/07/08/2019/5d4985b39a79472d5365f1fd (дата обращения: 15.12.2024).
90. Social Protection [International Labour Organization] [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/topics-and-sectors/social-protection#intro (дата обращения: 17.10.2024).

IV. Справочные, статистические и информационные издания
91. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации с 2021 по 2025 годы [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/vpm-643_2021-2025.xlsx (дата обращения: 15.10.2024).
92. Доходы и расходы населения на потребление, распределение располагаемых ресурсов по 20-процентным группам населения [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Doh07_04.xlsx (дата обращения: 26.10.2024).
93. Медианная заработная плата, рассчитанная на основе административных данных Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Mediana_2019-2023.xlsx (дата обращения: 16.10.2024).
94. Обеспеченность домохозяйств средствами связи и телевидения [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. Комплексное наблюдение условий жизни населения. 2022 г. – URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/GKS_KOUZH_2022/Files/13.1.xlsx (дата обращения: 31.10.2024).
95. Объем средств, направленных субъектами Российской Федерации на оказание мер социальной поддержки населения (с учетом средств федерального бюджета) в натуральной форме в целом по Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (дата обращения: 26.10.2024).
96. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка функционала единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) как интегрированного социального регистра населения» / Счетная палата Российской Федерации. – М., 2021. – 51 с.
97. Помощь обездоленным: ожидание и реальность [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Новости. – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pomoshch-obezdolennym-ozhidanie-i-realnost (дата обращения: 27.10.2024).
98. Распределение малоимущего населения по основным группам [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ur_RMN_1-1.xlsx (дата обращения: 26.10.2024).
99. Распределение населения по интервальным группам среднедушевых денежных доходов в целом по России и по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Nb_Rd_1-2-8.xlsx (дата обращения: 16.10.2024).
100. Распределение общего объема денежных доходов по 20-ти процентным группам населения по Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/URov_32.xlsx (дата обращения: 26.10.2024).
101. Руководство по измерению бедности: пер. с англ. / ЕЭК ООН. - Нью-Йорк, 2017. – 197 с.
102. Соцподдержка во время пандемии: гражданам не хватает защиты [Электронный ресурс] // НИУ «ВШЭ». – URL: https://www.hse.ru/news/expertise/426735668.html (дата обращения: 27.10.2024).
103. Участие негосударственных организаций в оказании бюджетных услуг в социальной сфере в 2020-2021 гг. : специальный доклад / О. В. Коротеева и др; Общественная палата Российской Федерации. - М.: Перо, 2022. – 130 с.
104. Цели развития тысячелетия: доклад за 2015 год / Организация Объединенных Наций. – Нью-Йорк, 2015. – 75 с.
105. Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности (величины прожиточного минимума) в целом по России и по субъектам Российской Федерации, в процентах от общей численности населения [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Nb_Ub_2-1.xlsx (дата обращения: 16.10.2024).
106. Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности/величины прожиточного минимума по Российской Федерации, абсолютные значения [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/URov_53.xlsx (дата обращения: 26.10.2024).
107. Численность отдельных категорий граждан, получивших меры социальной поддержки по расходным обязательствам Российской Федерации, численность получателей ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) по Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/urov_223.xlsx (дата обращения: 26.10.2024).
108. Global Multidimensional Poverty Index 2022. Unpacking deprivation bundles to reduce multidimensional poverty / The United Nations Development Programme; Oxford Poverty and Human Development Initiative. – New York, 2022. – 44 p.
109. Poverty headcount ratio at $2.15 a day (2017 PPP) (% of population) [Электронный ресурс] // World Bank Group. - URL: https://data.worldbank.org/indicator/SI.POV.DDAY (дата обращения: 12.10.2024).
110. Poverty headcount ratio at national poverty lines (% of population) - Russian Federation [Электронный ресурс] // World Bank Group. - URL: https://data.worldbank.org/indicator/SI.POV.NAHC?locations=RU (дата обращения: 14.10.2024).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ