Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТАФОРА В ОПИСАНИИ ЛИЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРВЬЮ С БРИТАНСКИМИ И РОССИЙСКИМИ АКТЁРАМИ)

Работа №165824

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы62
Год сдачи2021
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТАФОРА В ОПИСАНИИ ЛИЧНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА 6
1.1. Особенности изучения метафоры 6
1.1.1. Подходы к определению метафоры 6
1.1.2. Классификация метафоры и её функции 10
1.1.3. Методика определения метафоры в тексте 16
1.2. Способы описания профессионального опыта 18
1.2.1. Определение личного и профессионального опыта 18
1.2.2. Метафора как способ описания опыта 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. МЕТАФОРИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОПЫТА В ИНТЕРВЬЮ БРИТАНСКИХ И РОССИЙСКИХ АКТЁРОВ 29
2.1. Основные черты актёрской профессии 29
2.2. Интервью как форма описания опыта 31
2.3. Метафора при описании личного профессионального опыта британскими
актёрами 33
2.4. Метафора при описании личного профессионального опыта российскими
актёрами 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57


Данная работа посвящена изучению метафорической репрезентации личного профессионального опыта на материале интервью с британскими и российскими актёрами.
Уже долгие годы метафора является объектом лингвистических исследований, но ввиду возросшей межкультурной коммуникации, вызванной глобализацией, особый интерес для учёных представляет изучение метафоры, возникающей в рамках определённого культурного сообщества. Кроме того, в последние годы внимание исследователей привлекает изучение метафоры в описаниях опыта. Соотнесённость с современными работами лингвистики, посвящёнными изучению метафоры в рамках определённой культуры, и низкая исследованность метафоры при описании опыта, обусловленная относительной новизной темы, делают нашу работу актуальной.
Объектом исследования выступает метафора при описании профессионального опыта.
Предметом исследования является метафора при описании личного профессионального опыта в интервью с британскими и российскими актёрами.
Целью является выявление и анализ метафор, используемых для репрезентации личного профессионального опыта в интервью с британскими и российскими актёрами.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
1) рассмотреть подходы к определению метафоры;
2) представить классификацию метафоры и описать её функции;
3) описать методику определения метафоры в тексте;
4) дать определение профессионального опыта и представить способы его описания;
5) рассмотреть основные черты актёрской профессии;
6) рассмотреть интервью как форму описания опыта;
7) выявить и описать метафоры, репрезентирующие личный профессиональный опыт британских и российских актёров;
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: метод сплошной выборки для сбора материала и методы семантического и контекстуального анализа для интерпретации выявленных метафор.
Практическая значимость исследования метафоры в описании профессионального опыта заключается в возможности применения результатов исследования при изучении курсов стилистики и языкознания.
Материалом исследования являются 29 интервью с британскими актёрами и 31 интервью с российским актёрами, взятые за период с 2007 по 2021 г.
Теоретическую базу исследования составили труды по исследованию метафоры (О. С. Ахманова, М. Блэк, Э.В. Будаев, М. Джонсон, Т.В. Жеребило, П.В. Кропотухина, Д. Лакофф, В.П. Москвин, А. Ричардс, А.Г. Рябов, Г.Н. Скляревская, В.К. Харченко, А.П. Чудинов, по исследованию интервью (А.И. Дубских, М. Лукина, Е.Б. Сахнова, Д.А. Щитова,) и по исследованию актёрской профессии (Н.В. Рождественская, Е.Л. Сергиенко, К.Н. Шестакова, Р.А. Якубович) и описанию личного опыта (P.S. Foley, S. Kelty, C. Laranjeira, D. Magana, T. Matlock , H. Peltola, T. Saresma, L. Sharoff ).
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во Введении представлена актуальность выбранной проблемы, формулируются объект и предмет изучения, определяются цель и задачи, методы и материал исследования, его практическая значимость.
В Первой главе рассматриваются подходы к определению метафоры, рассматриваются типы метафор и их функции, описывается метод определения метафоры, даётся определение профессиональному опыту и выявляются способы его описания.
Во Второй главе рассматриваются основные черты актёрской профессии, описываются подходы к определению интервью, систематизируются и анализируются метафоры при описании личного профессионального опыта британских и российских актёров.
В Заключении подводятся итоги исследования и определяются его результаты.
Апробация работы. Промежуточные результаты исследования были представлены на II Международном «Форуме языков и культур» в рамках секционных заседаний «Филологическая Juvenilia» (Красноярск, 2021).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящее исследование было посвящено выявлению и анализу метафор, используемых для репрезентации профессионального опыта в интервью с британскими и российскими актёрами.
В рамках данной работы были рассмотрены несколько подходов к определению метафоры и взят за основу когнитивный подход. Вслед за Дж. Лакоффом и М. Джонсоном было принято определять метафору как понимание и переживание сущности одного вида в терминах сущности другого вида. Была описана процедура идентификации метафоры (MIP), которая была использована в процессе анализа материала в дальнейшем. Она состоит из 4 этапов и основывается на контрасте между базовым и контекстуальным значением лексических единиц.
Далее были рассмотрены подходы к определению профессионального опыта и в качестве основного было выбрано определение, данное К. С. Семенцовой, которая понимает опыт как эмоциональные переживания, ценности, навыки и стратегии поведения, освоенные в процессе профессиональной деятельности. Изучив работы по описанию опыта, мы установили, что опыт, будучи абстрактным явлением, часто описывается с помощью метафорического языка для создания яркого и понятного для реципиента образа, что способствует более чёткому глубокому пониманию.
Опираясь на определение А.И. Дубских, было принято определять «звёздное» интервью как жанр массмедиального дискурса, где операции с информацией осуществляются в цепочке «интервьюер - интервьюируемый - аудитория» и участниками являются публичные личности.
Для дальнейшего исследования метафорической репрезентации профессионального опыта британских и российских актёров была выбрана семантическая классификация метафор Э.В. Будаева, основывающаяся на принадлежности слова в неметафорическом значении к той или иной сфере- источнику.
В результате проведённого анализа были выявлены доминантные сферы-источники метафоризации личного профессионального опыта в речи британских и российских актёров. В рамках интервью с британскими актёрами были выявлены такие сферы-источники как путешествие, война, деньги, развлечения, человек, строительство, природа, механизмы. В речи российских актёров были выявлены следующие сферы-источники: война, путешествие, деньги, болезнь, человек, транспорт, развлечения, механизмы.
Кроме того, были описаны общие закономерности в сферах-источниках метафоризации актёров из России и Великобритании, а именно - описывая личный профессиональный опыт, представители обеих культур обращались к сферам-источникам путешествие, война, деньги, человек, развлечения. Также были выявлены и различия в выборе сфера-источников британскими и российскими актёрами: британские актёры обращались к сферам-источникам природа и строительство, чего в речи российских актёров выявлено не было; российские актёры при описании личного профессионального опыта в отличие от британских прибегали к сферам-источникам транспорт и болезнь.
Перспективы дальнейшего исследования: изучение описания личного профессионального опыта в рамках интервью на материале других профессий и других культур.



1. Ануфриева Д.Ю. Проблема развития личного опыта педагога в философии // Философия образования. 2012. Вып. 4(43). С. 188 - 193.
2. Аристотель. Риторика / пер. с древнегреч. и примеч. Олега Цыбенко, под ред. О.А. Сычева и И.В. Пешкова; пер. В.Г. Аппельрота под ред. Ф.А. Петровского - «Поэтика». Москва: Лабиринт, 2000. 224 с.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Москва: Изд-во «Советская Энциклопедия», 1966. 224 с.
4. Блэк М. Метафора // Теория метафоры: Сборник: пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой / Под общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. С. 153 - 172.
5. Богданова Е.С. Метафора в художественном тексте: функции, восприятие, интерпретация // Вестник РГУ имени С.А. Есенина. 2016. Вып. 3(52). С. 134 - 145.
6. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Концептуальная метафора в политическом дискурсе: американский, европейский и российский варианты исследования // Политическая лингвистика. 2006. С. 35 - 77.
7. Будаев Э.В. Становление когнитивной теории метафоры // Лингвокультурология. 2007. Вып. 1. С. 16 - 32.
8. Будаев Э.В. Сопоставительная политическая метафорология.
Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. 330 с.
9. Дубских А.И., Севастьянова В.С. «Звездное» интервью: структурно-композиционный аспект // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. № 3(168). С. 24 - 28.
10. Дубских А.И., А.В. Бутова, Севастьянова В.С. Средства
вербализации оценки в «звездном» интервью // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2017. № 6(183). С. 61 - 65.
11. Дьяченко Д.Л. Проблема опыта у Дильтея // Молодой ученый. 2010. №9. С. 146 - 148.
12. Ершова Л.С. Эстетика исторического опыта // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2011. Вып. 15(77). С. 87 - 91.
13. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. 486 с.
14. Исмагилова Ф.С. Системная структура профессионального опыта специалиста // Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в профессиональном образовании: межвузовский сборник научных трудов / Урал. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург. 2000. С. 145 - 162.
15. Истомина С.В. 2009. Роль регуляторного опыта в профессиональном самоопределении старшеклассников: автореф. дисс. канд. психол. Наук: 19.00.13. М., 2009. 24 с.
16. Климов Е.А. Обзорная классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения молодежи / Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. 855 с.
17. Конева Е.В. Профессиональный опыт как предмет
психологического исследования // Вестник Ярославского государственного университета. 2008. № 8. С. 40 - 44.
18. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.
19. Лукина М. Технология интервью. М.: Аспект Пресс, 2003. 153 с.
20. Мишланова С.Л., Суворова М.В. Оценка соответствия процедуры идентификации метафоры MIPVU критериям подлинной научности метода // Вестник Пермского университета. Серия: Российская и зарубежная филология. Т. 9. Вып. 1. С. 46 - 52.
21. Москвин В.П. Русская метафора: параметры
классификации // Филологические науки. 2000. Вып. 2. С. 66 - 74.
22. Москвин В.П. Русская метафора: Очерк семиотической
теории // В.П. Москвин. Москва: Ленанд. 2006. 14 с. 58
23. Мухаметзянова Ф.Г. Становление профессионального опыта у будущего специалиста // Интеграция образования. 2005. Вып. 3. С. 42 - 46.
24. Никитин М.В. О семантике метафоры // Вопросы языкознания. Москва. 1979. №1. 94 с.
25. Ричардс А. Философия риторики // Теория метафоры: Сборник: пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой / Под общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. С. 44 - 67.
26. Рождественская Н.В. Проблемы сценического перевоплощения. Ленинград: Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, 1978. 129 с.
27. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 464 с.
28. Рябов А.Г. Метафора в свете когнитивной теории // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2009. № 7. С. 86 - 89.
29. Сахнова Е.Б. Жанр интервью и его модификации // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Филология. Журналистика. 2013. Т. 13, вып. 4. С. 98 - 103.
30. Сергиенко Е.Л. Психологические составляющие карьеры актеров: стратегии достижения профессионального успеха // Россия: тенденции и перспективы развития. 2015. С. 294 - 298.
31. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. СПб.: Наука, 1993. 152 с.
32. Тысько Л.А. Использование личного социального опыта учащихся в процессе обучения праву // Марийский юридический вестник. 2015. Вып. 2(13). С. 80 - 84.
33. Харченко В.К. Функции метафоры. Изд-во ВГУ, 1991. 88 с.
34. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-ое изд, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
35. Христофоров С.В. Опыт как педагогическая категория // Вестник ОГУ. 2005. Вып. 7. С. 180 - 184.
36. Чудинов А.П., Будаев Э.В. Метафора в политической
коммуникации: монография. 2-е изд, стер. М.: Флинта, 2012. 248 с.
37. Чудинов А.П. Очерки по современной метафорологии: монография. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013. 176 с.
38. Шестакова К.Н. Специфика выгорания в профессиональной деятельности на примере актерской профессии // Современные исследования социальных проблем. 2012. Вып. 4(12). С. 1 - 13.
39. Щитова Д.А. Интервью как способ создания имиджа // Вестник Томского государственного университета. 2012. Вып. 4(20). С. 146 - 153.
40. Якубович Р.А. Факторы успешности в актерской профессии // VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды». Сборник материалов конференции (тезисов). Том 2. / ред. Басилова Т.А. и др. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2019.С. 155 - 158.
41. Foley P.S. The Metaphors They Carry: Exploring How Veterans Use Metaphors to Describe Experience of PTSD // Journal of Poetry Therapy. 2015. Vol. 28. P. 129 - 146.
42. Kelty S. The Space Between: Uncovering the Lived Experience of Actor Communication: diss. 2009. 315 p.
43. Lakoff G. The Contemporary Theory of Metaphor // Metaphor and Thought. / ed. A. Ortony. Cambridge: Cambridge University Press, 1993.
44. Laranjeira C. The Role of Narrative and Metaphor in The Cancer Life Story: A Theoretical Analysis // Med Health Care and Philos. 2013. Vol. 16. P. 469 - 481.
45. Magana D., Matlock T. How Spanish Speakers Use Metaphor to Describe Their Experiences with Cancer // Discourse & Communication. 2018. 00(0). 18 p.
46. Peltola H., Saresma T. Spatial and bodily metaphors in narrating the experience of listening to sad music // Musicae Scientiae. 2014. Vol. 18(3). P. 292 - 306.
47. Pragglejaz Group. MIP: A Method for Identifying Metaphorically Used Words in Discourse // Metaphor and Symbol. 2007. 22(1). P. 1 - 39.
48. Sharoff L. Creative Power of Metaphorical Expression // Journal of Holistic Nursing. 2013. 31(1). P. 6 - 18.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ