Введение 3
Глава 1.Темпо - ритмическая организация речи 7
1.1 Формирование темпо-ритмической организации речи у детей в
норме 7
1.2 Механизм нарушения темпо-ритмической организации речи у детей
с заиканием 14
1.3 Современные методики преодоления темпо-ритмических
нарушений у заикающихся дошкольников 26
Выводы по I главе 38
Глава II. Выявление особенностей темпо - ритмических нарушений у заикающихся дошкольников 40
2.1 Организация и методика проведения обследования темпоритмических нарушений 40
2.2 Констатирующий эксперимент 43
2.3 Анализ результатов исследования 45
2.4 Методические рекомендации по преодолению темпо-ритмических
нарушений у детей 5-6 лет с заиканием 50
Выводы по II главе 61
Заключение 63
Список используемой литературы 67
Приложение 74
Актуальность темы.
Речь является сложной формой психической деятельности людей, которая занимает значимое положение в системе жизненных функций. Исследователи различных областей знаний сходятся во мнении о том, что изучение речевого онтогенеза представляет важное значение для развития человека (Павалаки И.Ф).
Развитие речи тесно связано с развитием темпо - ритмики, поскольку имеется связь между ритмической способностью и высшими психическими функциями, деятельностью и поведением личности. Формирующаяся ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений, деятельности и поведения ребенка. Развитие темпо - ритмической способности благотворно влияет на речевой онтогенез, в частности темпо-ритм способствует координации деятельности речевого периферического аппарата (И.Ф. Павалаки).
Становлению чувства ритма содействуют развитие моторики, зрительно-двигательной координации, эмоциональной сферы и речи, и в целом чувство ритма способствует согласованию целостного психического развития детей (Л. В. Лазарева).
Заикание является одним из сложных речевых расстройств, которое возникает достаточно часто в период формирования речи. Заикание является сложным симптоматическим комплексом, во время которого происходит нарушение ритма, темпа, мелодики речи, происходит дискоординация в работе мышц речевого аппарата, и вследствие этого возникают речевые судорожные запинки.
Р.Е. Левина, О.В. Правдина, В.И. Селиверстов, М.Е. Хватцев в своих работах, неоднократно обращали внимание при описании речи заикающихся детей на ускорение темпа и нарушение ритма в их речи.
В связи с этим особую актуальность и коррекционно-развивающую значимость приобретает развитие чувства темпо-ритма для детей с нарушениями речи, в частности для детей с заиканием, так как это расстройство, прежде всего, связано с дискоординацией речевых движений периферического аппарата в процессе высказывания.
В связи с вышеизложенным, мы считаем, что необходимо осуществлять поиск эффективных средств и методов успешной работы по оптимизации коррекционного процесса с заикающимися детьми. В период анализа научной литературы по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что отсутствует достаточное количество специальных исследований, которые рассматривают темпо-ритмическую специфику движений и речи у детей на этапе дошкольного возраста с заиканием, в связи с чем нами сформулирована проблема выпускной квалификационной работы: выявление нарушений темпо-ритмических характеристик речи и их преодоление у детей с заиканием в период дошкольного детства.
В связи с выявленной проблемой, нами определена цель исследования: выявить особенности нарушений темпо-ритмической
организации речи дошкольников с заиканием и подобрать методические рекомендации по устранению этих нарушений.
Объект: темпо-ритмическая организация речи у заикающихся
дошкольников 5-6 лет.
Предмет: особенности нарушений темпа, ритма, координации движений и речи у заикающихся дошкольников 5-6 лет.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста 5-6 лет с заиканием будут выявлены нарушения темпо-ритмической стороны речи: как ускоренный, так и замедленный темп речи.
Выявленные особенности нарушений помогут нам подобрать методические рекомендации по нормализации темпо-ритмической стороны речи у детей 5-6 лет с заиканием, основанные на координации движений и речи.
Задачи исследования:
1. проанализировать теоретико-методологическую литературу по проблеме;
2. подобрать методики исследования особенностей темпо - ритмических нарушений у заикающихся дошкольников 5-6 лет;
3. провести констатирующий эксперимент и выявить особенности темпо-ритмических нарушений у дошкольников 5-6 лет с заиканием;
4. подобрать методические рекомендации по нормализации темпоритмических нарушений у дошкольников 5-6 лет с заиканием, основанные на координации движений и речи.
Методологическую основу исследования составили:
• учение о связи речи с движением рук (Н.А. Бернштейн, М.М. Кольцова, Н.И. Жинкин и др.);
• положения о системности языка и его иерархичности (Ф. Соссюр, И. А. Бодуэн де Куртенэ, М. М. Покровский и др.);
• положения о месте и роли языка в онтогенезе личности, о связи речи с другими психическими процессами (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р Лурия и др.);
• теории речевой деятельности (Л. В. Бондарко, Е. М. Вольф, Е. Л. Гинзбург, Б. М. Гриншпун, А. Б. Добрович, Л. Р Зиндер, И. А. Зимняя, И. И. Ильясов, А. П. Клименко, М. Н. Кожина, В. Г. Костомаров, А. Н. Леонтьев, А. Е. Супрун, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, Р М. Фрумкина, А. М. Шахнарович, Б. С. Шварцкопф).
Методы исследования:
• теоретико-методологический анализ лингвистической, медицинской и психолого-педагогической литературы по проблеме выпускной квалификационной работы;
• экспериментальный метод, который включал констатирующий эксперимент по подобранным методикам исследования; практический анализ документации детей по медицинским и педагогическим параметрам;
• количественный и качественный анализ полученных данных с помощью элементов математической статистики.
Теоретическая значимость представляет собой подтверждение
исследований ведущих учёных о:
• значимости проблемы формирования чувства темпо-ритма у детей с заиканием;
• особенностях нарушения темпо-ритмической стороны речи у детей 56 лет с заиканием;
• необходимости развития темпо-ритмических характеристик с помощью неречевых и речевых движений.
Практическая значимость: материалы и результаты данного
исследования могут применяться в практике работы логопедов, работающих с заикающимися детьми дошкольного возраста по преодолению темпоритмических нарушений.
База работы: исследование проходило в Краевом детском
психоневрологическом диспансере №1 среди детей в возрасте 5-6 лет.
Структура дипломной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 64 источника, и трех приложений.
Организация исследования:
1 этап. Теоретическое изучение литературных источников, подбор методик исследования (сентябрь-октябрь-ноябрь 2015 г.).
2 этап. Проведение констатирующего эксперимента и его анализ (январь-февраль 2016г.).
3 этап. Подбор методических рекомендаций (март-апрель 2016г.).
Было проведено исследование по проблеме выявления особенностей нарушения темпо-ритмической организации речи у дошкольников 5-6 лет с заиканием.
Целью нашего исследования было стремление выявить особенности нарушения темпо-ритмической организации речи дошкольников с заиканием и подобрать методические рекомендации по устранению этих нарушений.
Для ее реализации были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать теоретико-методологическую литературу по проблеме;
2. подобрать методики исследования особенностей темпо - ритмических нарушений у заикающихся дошкольников 5-6 лет;
3. провести констатирующий эксперимент и выявить особенности темпо-ритмических нарушений у дошкольников 5-6 лет с заиканием;
4. подобрать методические рекомендации для коррекции темпоритмических нарушений у дошкольников 5-6 лет с заиканием.
В рамках решения первой задачи мы изучили теоретическую, методологическую литературу (Н.М. Аксарина, С.Р Асланова, Л.И. Белякова, Л.А. Венгер, Е.А. Дьякова, Е.С. Казбанова, Е.Ю. Рау и др.), пришли к выводу, что заикание трактуется как тяжелое расстройство речи, которое является трудно устранимым и дезорганизующим фактором для личности ребенка. Заикание представляет собой функциональное нарушение речи, и выражается внешне в судорогах мышц определенных органов речи в момент звукопроизношения (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц). Речь прерывается из-за задержки на некоторых звуках и словах. При заикании у детей нарушена темпоритмическая организация речи.
Для решения второй задачи были подобраны методики исследования особенностей темпо - ритмических нарушений у заикающихся дошкольников 5-6 лет, предложенных И.Ф. Павалаки, Г.А Волковой, Е.Ф. Архиповой и несколько модифицированных нами, а именно, лексический материал для заданий.
Решением третьей задачи являлось проведение констатирующего эксперимента и выявление особенностей темпо-ритмических нарушений у дошкольников 5-6 лет с заиканием.
Были сформированы 2 группы. Возраст детей составляет от 5-6 лет.
1 группа - дошкольники с нормальным речевым развитием -5 человек (контрольная группа).
2 группа - дошкольники с заиканием, речевое развитие - общее недоразвитие речи III уровня- 5 человек (экспериментальная группа).
Диагностическое обследование позволило нам условно выделить три уровня сформированности темпо-ритмической стороны речи у детей:
1. Высокий уровень- 60% детей с нормальным речевым развитием, 0% детей с заиканием;
2. Средний уровень- 40% детей с нормальным речевым развитием, 60% детей с заиканием;
3. Низкий уровень- 0% детей с нормальным речевым развитием, 40% детей с заиканием;
В процессе исследования нами были выявлены особенности темпо- ритма у 1 группы (дети с нормальным речевым развитием) — несколько ускоренный темп речи, дети с нормальным речевым развитием, могут регулировать и контролировать свой темп речи, а также координировать речь с движением рук и ног.
Особенности темпо-ритма у детей 2 группы (дети с заиканием) состоят в следующих компонентах:
-непропорциональное увеличение длительности пауз между
отдельными словами;
• ускоренный темп у заикающихся детей, из-за поспешности, желания скорее высказаться;
• трудности восприятия, контроля регуляции и координации речи с движением рук, ног.
По результатам обследования было выделено 2 типологические группы детей с заиканием:
• I группа, 40% - дети с замедленным темпом речи; это также дети с низким уровнем сформированности темпо-ритмической стороны речи. У этих детей неврозоподобное заикание. Для них характерны выраженные трудности в координации и регуляции движений рук с речью.
• II группа, 60 % - дети с ускоренным темпом речи. Это дети со средним уровнем сформированности темпо-ритмической стороны речи, с невротическим заиканием и один ребёнок с неврозоподобным заиканием. У них более высокие показатели в восприятии темпа речи, воспроизведении по образцу. Они лучше контролируют и регулируют свой темп, а также более способны к координации речи с движением руки.
Решение четвертой задачи было реализовано на основании результатов диагностического обследования. Нами было подобрано и дифференцировано содержание логопедической работы по коррекции темпо-ритмической организации речи дошкольников с заиканием и подобраны методические рекомендации по устранению этих нарушений.
В основу рекомендаций легли следующие методики:
1. Координация речи с движением руки (дирижирование), предложенная А.И.Богомоловой;
2. Синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, предложенная Л.З. Арутюнян;
3. «Логопедические четки» Л.А. Брюховских.
Методики построены на всестороннем учете системности психофизиологии человека, взаимосвязи речи и двигательной функции ведущей руки, индивидуальном подходе, поэтапности работы, постепенном усложнении речевого материала, степени самостоятельности речи и ситуаций общения. Технологическая цепочка воздействия выстраивается строго в соответствии с целевыми установками каждого из пяти этапов коррекционной работы и в зависимости от полученных результатов.
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута. Задачи решены. Гипотеза подтверждена.
1. Абелева И. Ю., Синицына Н. Ф. Если ребенок заикается: пособие для родителей. М.: Просвещение, 1969. - 144 с.
2. Амосова Т Дыхательная гимнастика по Стрельниковой M.: Рипол Классик, 2008. - 64 с.
3. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи/ Л. З. Арутюнян (Андронова). - М.: Эребус, 1993 - 160 с.
4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов 2006 г- 319
5. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание. М.: Академия, 2003. 208 с.
6. Богомолова А. И. Устранение заикания у детей и подростков. Из опыта работы. - М.: «Просвещение», 1977.- 96 с.
7. Болдырева Т А. Психологическое исследование и коррекционная работа в
системе медико-педагогического лечения затяжных форм заикания : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 : защищена 13.02.89 : утв. 19.08.89 /
Болдырева Татьяна Александровна. — М., 1989.
8. Большина А.А. Заикание дошкольников как психологическая проблема / Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-2. - С. 165166;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13249 (дата обращения:
10.04.2016).
9. Борисова Е. А. Коррекция общего недоразвития речи у заикающихся
дошкольников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. № 4-2. 2008. С. 100-104.
: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/korrektsiya-obschego-nedorazvitiya-rechi-u- zaikayuschihsya-doshkolnikov#ixzz45Oux52pb
10. Брюховских Л.А., Использование логопедических четок в комплексной
системе преодоления заикания у детей 2008.
11. Буянов М.И. Заикание у подростков. Кн. для логопеда / Е. В. Богданова, М. И. Буянов, Т В. Калошина и др.; Сост. М. И. Буянов. - М.: Просвещение, 1989.— 175 с.
12. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер, Е. Л. Агаева, Н. Б. Венгер, Р И. Говорова, О. М. Дьяченко, Л. Е. Журова, Т В. Лаврентьева, К. В. Тарасова, В. В. Холмовская, Л. И. Цеханская. М.: Педагогика, 1986. — 224 с.
13. Венгер Л.А. Развитие+. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Н.С.Варенцова и др. М., Изд-во НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «Развитие». 2012
14. Власова Н. А. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских домов // Логопедия: Заикание: хрестоматия / сост. Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. М.: Академия, 2003. С. 148-153.
15. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у
дошкольников. М.: Просвещение, 1983. 144 с....64