Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Работа №165810

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы98
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ПРОБЛЕМЕ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития звукопроизношения при
дизартрии 16
1.3. Анализ существующих подходов к проблеме диагностики и коррекции
нарушений звукопроизношения 23
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ДИЗАРТРИЕЙ 35
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 35
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
2.3. Методические рекомендации по коррекции нарушения
звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией 53
Выводы по главе 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81

Актуальность. В современных реалиях предъявляются высокие требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Вступивший в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 01.09.2013 № 273-ФЗ ст.79 (ред. от 07.03.2018) задает новые направления в поисках организации обучения дошкольников. Содержание образовательной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие коммуникативных навыков детей [45].
В последние годы с ростом нервно-психических и соматических заболеваний дошкольников, задерживается формирование у детей всех психических функций и, как следствие, все больше появляется детей с нарушениями речи.
В настоящее время наметилась тенденция увеличения количества детей с дизартрией, нарушением звукопроизношения. Как указывает Л.С. Волкова: «...в 50-е гг. отмечается 17% нарушений звукопроизношения, а в конце XX в. и начале XXI - 52,5%, из них 35,8% составили в основном стертые или выраженные дизартрии.» [9, с. 53].
Проблема дизартрии детского возраста разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом
направлениях. Дизартрия, как сложный речевой дефект интенсивно изучается и освещается в работах отечественных и зарубежных ученых и педагогов: Е.Ф. Архиповой [2], Л.А. Брюховских [7], Е.Н. Винарской [8], Г.В. Гуровец [16], М.В. Ипполитовой [31], Р.И. Лалаевой [22], Р.И. Мартыновой [30], К.А. Мастюковой [31], О.В. Правдиной [39]. В их работах освящается научные представления о причинах, механизмах, патогенезе, характере речевых и неречевых нарушении, а также коррекции звукопроизносительной стороны речи.
Как отмечают многие исследователи (Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Г.В. Гуровец, Л.В. Лопатина, С.И. Маевская, Л.А. Позднякова, О.В. Правдина, Е.Ф. Соботович и др.), при дизартрии основным симптомом является нарушение у детей звукопроизношения, которое характеризуется смешением, искажением, заменой и отсутствием звуков.
Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Возникает противоречие, в том, что существует разнообразная теоретическая база по данной проблеме, а в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений происходит прямой перенос методических подходов, рекомендуемых для детей с нормальным речевым развитием, к детям с дизартрией оказывается неэффективным, так как не учитывает специфических особенностей развития артикуляционной моторики, просодических компонентов, состояния звукопроизношения и фонематического восприятия данной категории дошкольников.
В связи с этим, все вышесказанное обусловливает необходимость детального практического изучения нарушений звукопроизношения старших дошкольников при дизартрии и составление методических рекомендаций по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией с учетом выявленных особенностей.
Цель исследования: выявить особенности звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией и на основе выявленных особенностей составить методические рекомендации по коррекции нарушений звукопроизношения.
Объект исследования: звукопроизношение у старших дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования: особенности звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, о наличии особенностей звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией, характеризующиеся смазанностью, нечеткостью, ухудшением
звукопроизношения в спонтанном речевом потоке. Данные особенности могут проявляться в фонологических и антропофонических нарушениях звукопроизношения - это замены, смешения, пропуски и искажения. А так же, мы выдвигаем предположение о тенденции к наличию прямой зависимости между нарушениями подвижности артикуляционного аппарата и звукопроизношения; нарушениями звукопроизношения и фонематического восприятия у старших дошкольников с дизартрией.
В соответствии поставленной целью, были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по теме исследования.
2. Провести констатирующий эксперимент и дать его анализ по
выявлению состояния подвижности артикуляционного аппарата, особенностей звукопроизношения и фонематического восприятия; проанализировать и сопоставить уровни сформированности подвижности артикуляционного аппарата и звукопроизношения; уровни
сформированности звукопроизношения и фонематического восприятия у старших дошкольников с дизартрией.
3. Составить методические рекомендации по коррекции нарушений звукопроизношения разных групп звуков у старших дошкольников с дизартрией.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р.И. Левина, А.Р. Лурия); на современных представлениях специальной психологии и педагогики о сущности речевого дефекта у детей с дизартрией, о диалектическом единстве речевого и психического развития, о комплексном, системном и функционально-семантическом подходах к обследованию имеющихся отклонений в развитии.
Методы исследования:
• теоретические: изучение, теоретический анализ и синтез научной литературы по изучаемой проблеме, нормативно-правовых документов, учебных программ образовательных учреждений; анализ медицинской и педагогической документации; систематизация, классификация, сравнение, прогнозирование, планирование;
• эмпирические: беседы с педагогами и родителями; наблюдение; констатирующий эксперимент.
• интерпретационные: качественная и количественная оценка итогов констатирующего эксперимента.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 33 комбинированного вида» (МБДОУ № 33) города Красноярска.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что подтверждены и дополнены имеющиеся научные данные по проблеме особенностей звукопроизношения у старших дошкольников дизартрией.
Практическая значимость: представленные в данной работе
методические рекомендации по преодолению нарушений
звукопроизношения разных групп звуков у старших дошкольников с дизартрией могут быть использованы логопедами, педагогами и родителями детей с дизартрией.
Структура квалификационной работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате анализа литературы по проблеме исследования были сделаны выводы:
1. Процесс формирования артикуляционной моторики можно
представить в следующей последовательности:
• к первому году жизни у ребенка появляются смычки органов артикуляции; к полутора года м появляется возможность чередовать позиции (смычка - щель);
• к концу второго года жизни артикуляционный аппарат ребенка готов к простым движениям;
• после трех лет ребенок может поднимать кончик языка вверх и напрягать спинку языка ;
• к 4-4,5 годам ребенок овладевает четким выделением кончика языка , его способностью становиться тонким, а к пяти года м появляется возможность вибрации кончика языка ;
• у детей в возрасте 6-7 лет при норма льном развитии и полноценном речевом окружении артикуляционная ба за сформирована и звуковая сторона речи усвоена .
2. Дизартрия, по определению Е .М. Мастюковой - это на рушение произносительной стороны речи, обусловленное не достаточностью иннервации речевого аппарата . Нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста выражаются в искажениях артикуляции, в смешениях, заменах и пропусках звуков. Характер на рушения звуков при дизартрии может изменяться под воздействие м различных лингвистических факторов: места звука в слове , соседствующих звуков, структуры слога , в которых входит звук, слоговой структуры всего слова ....


1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по
преодолению стертой дизартрии. М.: Астрель, 2008. 170 с.
2. А рхипова Е .Ф. Логопе диче ска я помощь де тям ра нне го возра ста: уче б. пособие . М.: МОЗА ИКА -СИНТЕ З, 2015. 256 с.
3. А рхипова Е .Ф. Стерта я дизартрия у дете й: уче б. пособие для студе нтов вузов. М.: А СТ: А стре ль; Вла димир: ВКТ, 2008. 319 с.
4. Бе лова -Да вид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. М., 1972.
232 с.
5. Бе льтюков В.И., Са ла хова А.Д. Об усвое нии де тьми звуковой (фоне мной) систе мой языка // Вопросы психологии. 1975. № 5. С.17-31.
6. Бе лякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопе дия. Диза ртрия. М.: ВЛА ДОС, 2009. 287 с.
7. Брюховских Л.А. Диза ртрия: уче бно-ме тодиче ское пособие .
Кра сноярск: Кра снояр. гос. пе д. ун-т им. В.П. А ста фье ва , 2015. 183 с.
8. Вина рска я Е .Н. Ра нне е ре че вое ра звитие ре бе нка и пробле мы де фе ктологии: Пе риодика ра нне го ра звития. Эмоциона льные пре дпосылки освое ния языка . М.: Просве ще ние , 1987. 160 с.
9. Волкова Л.С. Логопе дия: уче бник для студ. фа к. высш. уче б. за ве де ний/Под ре д. Л.СВолковой. М., 2007. 118 с.
10. Волкова Л.С. На руше ние голоса и произносите льной стороны ре чи. II ча сть. Ринола лия. Диза ртрия. М.: Просве ще ние , 2008. 219 с.
11. Волосове ц Т.В. Основы логопе дии с пра ктикумом по звукопроизноше нию: уче б. пособие для студ. сре д. пе д. уче б. за ве де ний. М.: А ка де мия, 2002. 200 с.
12. Выготский Л.С. Мышле ние и ре чь. М.: Ла биринт, 1999. 352 с.
13. Гаре ва Т.А . Клинико-пе да гогиче ска я ха ра кте ристика де те й с
минима льными диза ртриче скими ра сстройства ми // Пробле мы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). Пермь: Меркурий, 2013. С. 95-97.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. 472 с.
15. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: методическое пособие. СПб.: Союз, 2003. 60 с....55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ