Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме общения детей младшего школьного возраста 7
1.1. Сущность понятия «общения». Виды и структура общения 7
1.2. Особенности общения младших школьников со сверстниками 16
1.3. Способы формирования бесконфликтного общения младшего
школьника 28
Выводы по I главе 37
Глава II. Изучение особенностей общения младшего школьного возраста 39
2.1. Методики изучения общения младшего школьного возраста 39
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей
общения у детей младшего школьного возраста 44
2.3. Рекомендации по формированию межличностного общения у детей младшего школьного возраста из интерната и общеобразовательного
класса 51
Выводы по II главе 75
Заключение 76
Список литературы 78
Приложения 84
Изучением и исследованием межличностного общения детей в период младшего школьного возраста занимались великие учёные и психологи 20 века, такие как А.С. Макаренко, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, Е.П. Ильин и многие другие. Проблема взаимоотношений учащихся младшего школьного возраста в наше время является актуальной. Об этом писал С.Л. Рубинштейн: «... первейшее из первых условий жизни человека - это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовнонравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека».
Характерные особенности группы и взаимоотношений в ней, вопросы становления детского коллектива, влияние класса на формирование личности разных детей под воздействием класса - каждый из перечисленных аспектов вызывает необыкновенный интерес. Поэтому и проблема отношений, которая возникла на стыке ряда наук, одна из актуальных проблем нашего времени.
Когда ребёнок приходит впервые в школу меняется весь его уклад жизни, его положение в окружающем его обществе, в коллективе, в семье. Учение становится основой его деятельностью, важной общественной обязанностью - это обязанность учиться, получать знания. Ребёнок поступает в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть.
В российской психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация - превращение в «общественного человека» - начинается с общения с близкими ему людьми, и, прежде всего с матерью. Общение ребёнка с матерью - первый вид его деятельности в качестве субъекта общения.
Занимаемое ребёнком место в системе человеческих отношений определяет его дальнейшее развитие. Без общения формирование личности вообще невозможно. Только в процессе общения с другими людьми ребенок приобретает общечеловеческий опыт, овладевает знаниями, умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Именно в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, каков круг и характер его общения.
Общение всегда имело и будет иметь колоссальное значение в развитии личности человека и общества в целом. В этот период формируется ответственность не только за свою речь, но и за правильность её организации, что позволит в дальнейшем успешно устанавливать отношения с окружающими людьми.
Эта проблема актуальна ещё и тем, что в этот период происходит формирование личности. Насколько просто ребёнок будет общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. В этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Только в этом возрасте закладываются нормы общения и правила, которым ребёнок будет следовать везде и всегда, несмотря на складывающиеся обстоятельства.
Особенно важно развивать у детей коммуникативные способности именно в младшем школьном возрасте, так как от этого зависит их психическое развитие.
Объект исследования: процесс формирования межличностного общения у детей младшего школьного возраста из интерната и общеобразовательного класса.
Предмет исследования: актуальное состояние процесса
формирования межличностного общения у детей младшего школьного возраста из интерната и общеобразовательного класса.
Гипотеза: мы предполагаем, что общение младших школьников из интерната и общеобразовательного класса имеет особенности:
• младшие школьники из интерната в меньшей степени мотивированы на сохранение конструктивных отношений;
• младшие школьники из интерната реже демонстрируют в своём поведении тактические приёмы сглаживания возникающих противоречий, стратегии сотрудничества и компромисса;
• младшие школьники из интерната обладают менее выраженной способностью к объективной оценке конфликтных ситуаций, причин их возникновения и последствий.
Цель исследования: изучить особенности межличностного общения детей младшего школьного возраста из интерната и общеобразовательного класса.
Для реализации цели были выдвинуты следующие задачи:
1. изучить специальную литературу на предмет выявления способов работы по формированию общения у детей младшего школьного возраста из интерната и общеобразовательного класса;
2. подобрать методики по исследованию межличностного общения у детей младшего школьного возраста из интерната и общеобразовательного класса;
3. провести констатирующий эксперимент;
4. провести анализ результатов констатирующего исследования и представить их в виде таблиц и диаграмм;
4. описать количественно и качественно полученные результаты ;
5. доказать или опровергнуть гипотезу исследования;
6. разработать рекомендации по улучшению взаимоотношений в коллективе младших школьников и детей из интерната.
База исследования - Республика Хакасия, город Саяногорск, общеобразовательная школа № 6, 2 класс и школа-интернат №8, 2 класс.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод, что тема исследования актуальна в современном мире и в науке ей уделяется много внимания, поэтому определяется потребность педагогического знания об особенностях общения детей из интерната и общеобразовательного класса.
В первой части квалификационной работы изучен теоретический материал о проблемах общения детей младшего школьного возраста: раскрыта сущность понятия «общения», рассмотрены виды и структура общения, особенности общения младших школьников со сверстниками; проанализированы основные способы формирования бесконфликтного общения младшего школьника.
По первой части работы нами были сделаны следующие выводы: протекание конфликтов и поведение детей в конфликтных ситуациях зависит и от возрастных особенностей младших школьников, и от условий их воспитания. У младших школьников, воспитывающихся не в семье, а в учреждениях закрытого типа, имеется дефицит опыта социального взаимодействия, что закономерно приводит к ограниченности навыков общения с другими людьми.
Во второй части данной работы нами представлен констатирующий этап эксперимент, который проведён во 2-ых классах на базе общеобразовательной школы № 6 и школы-интерната г. Саяногорска, в ходе эксперимента выявлены особенности общения детей младшего школьного возраста, уровни коммуникативных и организаторских способностей учащихся, а также соотнесены полученные результаты.
Для изучения особенностей развития общения младших школьников использовались следующие модифицированные методики: «Представления младших школьников о нормах межличностных взаимодействий» Т.В. Безродных, «Рукавички» А. Г. Цукермана, «Методика оценки привлекательности классного коллектива» С.Н. Костромина, А.А. Реана.
Результаты исследования по всем использованным методикам показали, что значительное количество детей младшего школьного возраста испытывают проблемы различной степени выраженности при общении с окружающими и это требует соответствующей коррекционной психолого- педагогической работы, совместных усилий со стороны педагогов и родителей.
Следовательно, цель и задачи, поставленные в данной выпускной квалификационной работе, достигнуты. А гипотеза, выдвинутая в начале исследования, о том, что общение младших школьников из интерната и общеобразовательного класса имеет свои особенности, подтвердилась.
Особенности общения детей из интерната и общеобразовательного класса без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного общества. Ее актуальность обусловлена тем, что именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности. Именно в этом возрасте закладываются правила и нормы общения, которым ребёнок будет следовать всегда и везде, в независимости от складывающихся обстоятельств.
Важно развивать у детей коммуникативные способности в младшем школьном возрасте, так как от этого зависит их психическое развитие.
Результатом выпускной квалификационной работы являются разработанные нами психолого-педагогическая программа формирования коммуникативных умений младших школьников, конспекты занятий для начальной школы по данной программе, а также рекомендации для педагогов по развитию способности к бесконфликтному общению в режимных моментах, отведённых на свободное времяпрепровождение.
Представленные разработки могут успешно применяться в работе педагогов начальной школы.
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов // Электронная библиотека KOOB.RU. [Электронный ресурс]. URL: https ://www.koob.ru/antsupov/conflict_a
2. Базарская Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения. Воронеж: НПО МОДЭК, 2012. 289 с.
3. Баксанский О.Е., Самойлова В.М. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: Аффективная сфера личности и психология общения. М.: ИД Либроком, 2018. 368 c.
4. Бодалев А.А. Личность и общение: монография. М.: Педагогика, 2013. 277 с.
5. Бодалев А.А. Психология общения: избранные психологические труды. М.: АСТ, 2012. 421 с.
6. Бондаренко Ю. Жизненная компетентность воспитанников учреждений интернатного типа. [Электронный ресурс]. URL:. gov.ua/portal/Soc_Gum/Pfto/2009_2/files/ped_02_09_Bondar enko.pdf.
7. Бороздина Г. В., Кормнова Н. А. Психология общения. Учебник и практикум. М.: Юрайт. 2017. 464 с.
8. Боффи Дж., Гуд Т. Отношения учителя и ученика. 3-е изд., перераб. М.: Эксмо-Пресс, 2014. 270 с.
9. «Внимание - дети бегут...»: методические рекомендации по работе с воспитанниками, склонными к самовольным уходам / Под ред. Л.В. Пятковой, С.А. Улановой. - Сыктывкар: ГУ РК «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», 2015. 33 с.
10. Волков Н.И. Организация учебной деятельности в малых группах / Педагогическая психология: хрестоматия / Сост. В.Н. Карандышев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. 3-е изд., доп. М.: Флинта, 2016. 412 с.
11. Волкова О.В. Онтогенетический подход к исследованию феномена выученной беспомощности // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 6 (23). [Электронный ресурс]. URL: http://mprj.ru
12. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. псих. наук // Национальная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_bibl_1596178/
13. Двоян З.С. Психологические особенности воспитанников детского
дома // Центр поддержки семьи Family Omsk. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.familyomsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=563: 2016-03-16-05-39-05&catid=94:2015-04-07-06-22-46&Itemid=27
14. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома // Национальная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_001529074/
15. Еремеева Е.В. Психолого-педагогические особенности младших
школьников и их учёт при организации учебно -исследовательской деятельности с целью формирования метапредметных компетенций // Электронная научная библиотека «КиберЛенинка». [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-
mladshih-shkolnikov-i-ih-uchet-pri-organizatsii-uchebno-issledovatelskoy- deyatelnosti-s-tselyu...51