ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) 7
1.1. Особенности детей младшего школьного возраста с ограниченными
возможностями здоровья 7
1.2. Влияние трудовой деятельности на обучение детей с задержкой
психического развития 10
1.3. Использование природного материала на уроках технологии как один
из путей развития психического здоровья учащихся 15
ГЛАВА II. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ
ТЕХНОЛОГИИ 25
2.1. Особенности организации занятий по технологии в целях коррекции
мышления детей 25
2.2. Планирование учебной деятельности учащихся 4-го класса с
задержкой психического развития по технологии 27
2.3. Исследование развития уровня способностей к обучению детей на
уроках технологии 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
В настоящее время во всем мире растет количественный показатель детей, которые нуждаются в специально-направленном образовании и воспитании, с каждым годом увеличивается количество детей-инвалидов, что в данном случае характерно и для России.
По данным ЮНЕСКО, больше двух миллионов российских учеников имеют какие-либо особенности, как в физическом, так и в психологическом развитии. Исходя из статистики Министерства просвещения Российской Федерации, ежегодно в России возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на пять процентов. Только за последние десять лет, количество детей-инвалидов в России увеличилось в почти в 2 раза.
Проблема преодоления школьной неуспеваемости и повешение эффективности учебно-воспитательного процесса в школе является актуальной на данном этапе.
Согласно положениям действующего письма Министерства
образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06(Д) «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами», главным условием для успешной социализации детей данной категории, по дальнейшему обеспечению полноценного участия в жизни общества и для эффективной самореализации этой категории детей в различных областях как в профессиональной, так и в социальной деятельности [29].
Сегодня перед образованием стоит большое количество задач, которые необходимо решить. На первом месте стоит задача по созданию качественных условий, направленных на выполнение прав детей с ограниченными возможностями здоровья в области образования. В России статус для таких детей, которым необходимо получить образование, определяют, как «физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждающие психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [29].
Одной из первостепенных задач, стоящих перед государством, является решение проблемы по правам детей с ограниченными возможностями здоровья как в области образования, так и в области социальноэкономического и демографического развития России.
Российским законодательством предусмотрено, что на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, выдается заключение обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, которое препятствует получению образования без специально созданных условий. Другими словами, это та категория обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая определяется не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий для получения образования [29].
За счет внесения различных поправок и изменений в Российское законодательство, которые делают упор на модернизацию и направлены на дальнейшее развитие образовательного процесса в целом, Российская система образования с каждым годом совершенствуется.
Так в 2012 году Госдумой был одобрен и принят проект «Наша новая школа», который направлен на поэтапные изменения в системе образования до 2020 года. Этот проект учитывает все возрастные особенности обучающихся, и организует обучение на всех трех видах ступеней. Подразумевается, что в любой школе будет создаваться специально коррекционно-развивающая среда для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в одном коллективе с обычными детьми [4].
Для таких детей уроки технологии очень важны, так как именно на этих занятиях идет профессионально-трудовая подготовка. Трудовое обучение направлено на совместную деятельность учителя и ученика, что позволяет развивать у детей общетрудовые умения и навыки, психологическую готовность к труду, формировать ответственное отношение к труду и его продуктам, тем самым направлено на сознательный выбор профессии.
Сегодня перед учителем технологии стоит главная задача, которая направлена на реализацию по привитию обучающимся интереса как к труду, так и к предмету «Технология» в различных вариантах. Особенностью развития детей младшего школьного возраста с основными потребностями в области технологии, заключается в низком уровне сформированности познавательных процессов и творческих способностей.
Постоянные занятия ручным трудом имеют своей целью изменения способов ориентирования детей с ОВЗ в окружающем мире, постепенно приучая их выделять главное в связях и отношениях между объектами, и тем самым увеличивает их интеллектуальные возможности. Дети получают навыки не только по достижению поставленных целей, но и начинают искать способы получения результата. Все это помогает им изменить свое отношение к поставленной перед собой задаче, оценить собственные действия и разграничить на правильные и неправильные. У них начинает формироваться более обобщенное восприятие окружающей
действительности, по-новому происходит осмысление собственных действий.
Коррекционное развитие ребенка направлено на совершенствование психических и физических функций ребенка.
На основе всего вышеизложенного были выделены объект и предмет исследования.
Объект исследования: обучение технологии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: особенности обучения технологии детей с задержкой психического развития при работе с природным материалом.
Целью выпускной квалификационной работы является формирование положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития обучающихся на уроках технологии, планируемых по специально разработанной программе в условиях кратковременного пребывания в учреждении санаторного типа.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические вопросы коррекционного обучения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
2. Изучить влияние трудовой деятельности на обучение детей с задержкой психического развития.
3. Рассмотреть влияние использования природного материала на уроках технологии как один из путей развития психического здоровья учащихся.
4. Проанализировать планирование учебной деятельности учащихся 4-го класса с задержкой психического развития по технологии.
5. Исследовать развитие уровня способностей к обучению детей с задержкой психического развития на уроках технологии.
В ходе исследования было установлено, что на уроках технологии наиболее интенсивно процесс обучения и воспитания детей с задержкой психического развития происходит во время практики. В процессе изготовления изделий возрастает уровень трудовой деятельности, что характерно для детей с задержкой психического развития, а развитие познавательной деятельности остается на низком уровне.
Проанализировав полученные исследования, можно сделать вывод, что в условиях кратковременного пребывания, работая по специально разработанной программе для детей с задержкой психического развития, у детей развиваются навыки и умения в работе с различным материалом, накапливается опыт, включающий характерные элементы художественного развития. Также развиваются эстетические и эмоциональные впечатления ребенка, которые являются стимулятором занятий творчеством как на уроке, так и в жизни.
Работа с природным материалом дает большой потенциал в обучении детей с задержкой психического развития, так как на уроках технологии они создают не просто изделия, а художественные произведения, в которых закладывают глубокий смысл и содержание.
Разработка планирования с учетом психолого-педагогических особенностей ребенка с использованием природного материала для изготовления изделий на уроках технологии и повешение уровня психического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях кратковременного пребывания в учреждении санаторного типа было целью данной работы.
Для формирования творческой личности осуществлялся дифференцированный подход, была разработана система заданий различной сложности, что отображало один из педагогических принципов обучения. Данные занятия на основе специально разработанной программы, с использованием природного материала, дали возможность повысить уровень развития осознанного восприятия, воображения, образного мышления, наблюдательности, памяти и т.д. Дети приобрели умения и навыки подбора и работы с природным материалом, получили основу для развития творческой деятельности.
Итогом работы является то, что специально разработанная программа занятий по технологии для детей 4 класса с ЗПР, находящихся в санатории кратковременного пребывания на основе работы с природным материалом эффективна, потому что дала положительные результаты в обучении и воспитании.
Результат эксперимента доказывает, что дети, прибывшие на обучение, на время реабилитации, могут не только свободно влиться в образовательную деятельность по технологии, но и повысить свой уровень знаний благодаря работе с природным материалом.
Положительные результаты конечного этапа исследования подтверждают, что специально разработанные занятия при правильном планировании и организации обучения и воспитания по трудовому обучению решают актуальные на сегодняшний день проблемы в образовании, возникающие у младших школьников с ОВЗ, находящихся в условиях кратковременного пребывания на излечении в санатории.
1. Абашкина, С.В. Урок в личностно-ориентированном обучении (из опыта работы начальной школы). URL: Режим доступа: http://festival.lscptcmbcr.ru (дата обращения: 20.03.2020)
2. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 415 с.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1990.
4. Алехина, С.В., Зарецкий, В.К. Инклюзивный подход в образовании в
контексте проективной инициативы «Наша новая школа» // Психологопедагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М., 2010. URL: Режим доступа:
https://www.virtualacademy.ru/news/nasha-novaya-shkola-nacionalnaya- obrazovatelnaya-iniciativa-2020/ (дата обращения: 05.03.2020)
5. Алмазова, О.В. Проблемы интеграции и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в трудах Владимира Васильевича Коркунова / О.В. Алмазова, С.О. Брызгалова, Т.Р. Тенкачева // Педагогическое образование в России. - 2014. - №1. - С. 192-200.
6. Бажевич, В.Л. Организация учебных занятий в начальной школе / В.Л. Бажевич // Начальная школа. - 2010. - №6. - С.38 - 42
7. Вахрушева, И.Г. Путь к успеху. Учебное пособие. / И.Г. Вахрушева, Л.Ф. Блинова - Казань, 2011. - 214с.
8. Воспитание и обучение детей с нарушением развития. // Школьная пресса - 2002. - №2. - С. 19.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвящение, 1991. - С.3 - 91
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536с.
11. Гин, А.Г. Приемы педагогической техники / А.Г. Гин. - М.: Вита-Пресс, 2007. - 48с.
12. Гин, С.И. Мир фантазии / С.И. Гин. - М.: ИВЦ Минфина, 2007. - 177с.
13. Григорьев, К.П. Привитие интереса к учебным предметам / К.П. Григорьев // Начальная школа. - 2008. - №6. - С.42-46
14. Елисеева, Ю.Н. Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ
/ Ю.Н. Елисеева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - №3 (107). - С.959 - 964. URL: Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/107/25474/ (дата обращения: 19.04.2020).
15.Зварыгина, Ю.В. Из опыта работы по обучению учащихся с ОВЗ «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ раннего школьного возраста в условиях ФГОС 2 поколения». URL: Режим доступа: https://infourok.ru/proektirovanie-obrazovatelnogo-processa-v-sootvetstvii-s-fgos- ooo-obuchayuschihsya-s-ovz-tema-proekta-model-postroeniya-psiholog- 3566906.html (дата обращения: 21.04.2020)....43