Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОСОЗНАНИЯ ПЛАНА РЕШЕНИЯ СЮЖЕТНОЙ АРИФМЕТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

Работа №165805

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы обучения решению сюжетных задач в младшей школе 6
1.1. Теоретические предпосылки изучения процесса обучения решению задач в
начальных классах 6
1.2. Психовозрастные особенности младшего школьника, влияющие на процесс
обучения решению задач 13
1.3. Методические особенности обучения решению задач в начальных классах 23
Выводы по I главе 37
2. Исследование актуального состояния сформированности умения решать
сюжетную арифметическую задачу 38
2.1 Методика проведения констатирующего исследования уровня сформированности умения решать сюжетную арифметическую задачу у младших школьников 38
2.2. Результаты исследования уровня сформированности умения решать
сюжетную арифметическую задачу у младших школьников 42
2.3. Методические особенности использования плана работы с задачей при обучении решению сюжетных арифметических задач у младших школьников48
Выводы по II главе 66
Заключение 68
Список литературы 71
Приложение 1 76
Приложение 2 77
Приложение 3 79

В последнее время обучение в школе претерпевает сильные изменения. В основу обучения встает системно-деятельностный подход. Нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечивать рост творческого потенциала, наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели. Ученик из пассивного потребителя знаний становится активным субъектом образовательной деятельности.
Актуальным становится использование методов и приемов, которые позволяют сформировать умения самостоятельно добывать знания, перерабатывать их и делать выводы и умозаключения.
Умение решать задачи, является одним из главных навыков, который должен усвоить ученик начальных классов на уроках математики. При этом он является и одним из самых трудных для усвоения детьми, так как им сложно анализировать текст задачи. Часто дети, у которых возникают трудности в решении задач, теряют интерес к этой деятельности, ищут помощи.
Изучение проблемы обучения решению задач продолжает быть одной из основных задач современной методики обучения математике. Умение решать задачи является одним из ключевых показателей основательности усвоения учебного материала и общего математического развития ребенка, так как люди постоянно сталкиваются в жизни с проблемами, которые заставляют их решать различные задачи.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учащиеся начальных классов должны уметь решать текстовые задачи. В курсе изучения математике у начальных классов решению текстовых задач уделяется большое внимание на каждом году обучения.
В соответствии с рабочей программой по математике за 1 -4 классы, к концу 4­го года обучения выпускник должен распознавать и составлять текстовые задачи, проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения, записывать решение задачи по действиям и одним выражением и так далее.
Также учащиеся должны уметь решать задачи на различные темы. К концу обучения в начальной школе нужно обеспечить готовность обучающихся к продолжению обучения в средней школе. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по математике тема «текстовые задачи» выделяется в отдельный большой раздел и ему должно уделяться 110 часов учебного времени, за четыре года обучения.
Проблемой обучения решению текстовых задач в начальной школе занимались ранее и занимаются на данный момент такие ученые, как Аргинская И.И., Белошистая А.В., Истомина Н.Б., Матвеева Н.А., Моро М.И., Бантова М.А., Петерсон Л.Г., Пышкало А.М и многие другие. Истомина Н.Б. изучала понятие «задачи» в начальном курсе математики и методические приемы обучения [26]. В работах Белошистой А.В. говорится о составе задачи, подготовительной работе к обучению детей решению задач, методике обучения решению простой и составной задач, а также о использование приема моделирования при обучении решению задач [10]. Моро М.И. изучала методику обучения решению задач при изучении тем «десяток», «сотня», «тысяча», «многозначные числа» [38].
Таким образом, мы видим, что данная проблема является актуальной, и чтобы выявить стратегии ее решения мы должны понимать, что понимается под умением решать задачи, по каким направлениям ведется работа по формированию умения решать сюжетные арифметические задачи, а также иметь представление об актуальном уровне сформированности данного умения у младших школьников.
Цель исследования: разработать комплекс упражнений, позволяющий обеспечить организацию осмысления плана решения сюжетной арифметической задачи.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников решению сюжетных арифметических задач.
Предмет исследования: актуальный уровень сформированности умения решать сюжетную арифметическую задачу и способы его изменения.
Гипотеза: процесс обучения младших школьников решению сюжетных арифметических задач в начальной школе характеризуется такими критериями как:
1. Правильность.
2. Осознанность.
3. Рефлексивность.
Эти критерии потенциально сформированы у обучающихся 3 класса преимущественно на среднем уровне.
В соответствие с целью были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Определить актуальный уровень сформированности умения решать сюжетные арифметические задачи у младших школьников.
3. Провести содержательный анализ результатов исследования и представить их в виде таблиц и диаграмм.
4. Представить содержательный анализ результатов и убедиться, что гипотеза верна или не верна.
5. Разработать комплекс упражнений, позволяющий обеспечить осмысление плана решения сюжетной арифметической задачи.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы по теме, констатирующий эксперимент, наблюдение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании анализа методической и психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, проблема развития умения решать сюжетные арифметические задачи у младших школьников существует на данный момент и над ней нужно работать. Умение решать сюжетные арифметические задачи является одним из самых важных для учащихся. По ходу решения задач, учащиеся развивают логическое мышление, формируют интерес к уроку математики. Важно, чтобы задачи соответствовали требованием ФГОС НОО и учитывали психолого­возрастные особенности учащихся. При этом, большинство школьников сталкиваются с разными рады проблемами при решении задач. Формированию умения решать задачи уделяется мало учебного времени, что приводит к сумбурному и неполному пониманию данной темы.
Для определения актуального уровня сформированности умения решать сюжетные арифметические задачи мы, опираясь на Всероссийские проверочные работы и ФГОС НОО, выявили ряд критериев, такие как: правильность, осознанность и рефлексивность [50].
На их основе были проведены методики, с целью определения уровня сформированности каждого из критериев. Результаты констатирующего эксперимента показали, что только 39% учащихся имеют высокий уровень сформированности умения решать сюжетные арифметические задачи, остальные имеют средний и низкий уровни.
Также было выявлено, что ошибки при решении задачи допускались детьми на каждом из этапов работы с задачей и связанны были в большинстве своем с недостаточным осознанием плана решения. Поэтому мы составили комплекс возможных видов работ, направленных на осознание плана решения задачи, которые можно применять на любом уроке, при работе с задачей.
Таким образом, цель исследования- разработать комплекс упражнений, позволяющий обеспечить организацию осмысления плана решения сюжетной арифметической задачи- достигнута.


1. Александрова, Э.И. Учебники математики для 1-4 классов в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова в 2-х ч./ Э.И. Александрова. - М.: Вита-Пресс. - 2015.
2. Байрамукова П. У. Методика обучения математике в нач. классах: курс лекций/ П. У. Байрамукова, А. У. Уртенова. Ростов н/ Д.: Феникс, 2009, с.73
3. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальной школе /М.А. Бантова. - М.: Просвещение, 1984. - 376 с.
4. Барболин М.П. Методологические основы развивающего обучения. - М.: Высш. шк., 1991. - 232 с
5. Басалаева М.В. Лингвистическая интерпретация текста сюжетной арифметической задачи в начальной школе: методические рекомендации для студентов / М.В. Басалаева; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016. - 44 с
6. Башмаков, М. И. Развитие визуального мышления на уроках математики / М.И. Башмаков, Н.А. Резник // Математика в школе. 1991.— № 1.- С. 4-8.
7. Белошистая А. В. Все виды задач по математике. 1-4 классы / Белошистая А. В. - М.: Эксмо, 2012. - 224 с. - (в помощь младшему школьнику).
8. Белошистая А. В., Козлова Е. Г. Тренажер по математике для 3 класса. Решение задач / А. В. Белошистая, Е. Г. Козлова. - М.: Издательство "Ювента",
2011. - 64 с.: ил.
9. Белошистая А. В., Козлова Е. Г. Тренажер по математике для 2 класса. Решение задач / А. В. Белошистая, Е. Г. Козлова. - М.: Издательство "Ювента",
2015. - 64 с.: ил.
10. Белошистая А. В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и методика начального образования". — М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2007. — 455 с.
11. Беляева, Е.Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения / Е.Б. Беляева // Муниципальное образование: инновация и эксперимент. - 2009.- № 6.- С. 69-72.
12. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
13. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: изд. АПН, 1960. - 500 с.
14. Горстко, А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием / А.Б. Горстко. - М.: Знание, 1991. - 162 с.
15. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР,
1996. - С. 67-73....54


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ