Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы педагогической компетентности родителей и её влияния на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами. 11
1.1. Проблема слухоречевого развития детей с кохлеарными имплантами в
отечественной литературе. 11
1.2. Педагогическая компетентность как фактор, влияющий на слухоречевое
развитие дошкольников с кохлеарными имплантами. 21
1.3. Формы работы с родителями по перестройке их поведения, влияющего
на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами. 25
Глава II. Экспериментальное изучение родительской педагогической компетентности и её влияние на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами. 33
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по изучению
родительской педагогической компетентности и её влияния на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами. 33
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению
особенностей родительской педагогической компетентности и её влияния на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами. 40
2.3. Методические рекомендации по организации комплекса мероприятий, направленных на формирование родительской педагогической компетентности и слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными
имплантами. 56
Заключение 82
Список литературы 86
Приложения 94
Актуальность исследования. В последнее десятилетие группа дошкольников с нарушениями слуха, перенесших кохлеарную имплантацию, становится одной из наиболее быстро растущих групп.
Одним из важнейших факторов их успешного слухоречевого развития является включение родителей в процесс слухоречевой реабилитации, что требует от них достаточно высокого уровня сформированности родительской педагогической компетентности.
Изучением вопросов понимания, содержания и формирования педагогической компетентности родителей детей с кохлеарными имплантами занимались единицы ученых и практиков (О.Л. Беляева, Л.П. Уфимцева, А.В. Хисматулина). Система выстраивания взаимодействия родителей с ребенком с КИ и их перевод на естественную слухоречевую основу описана Е.Л. Гончаровой, О.И. Кукушкиной, А.И. Сатаевой. Результаты их исследования доказали, что немногие из родителей дошкольников с кохлеарными имплантами (КИ) действительно знают и реализуют правильно подходы к развитию слухового восприятия и устной речи своих детей.
В то же время, ведущие отечественные специалисты (Е.Л Гончарова, О.В. Зонтова, И.В. Королева, О.И. Кукушкина, Е.В. Мунтян, А.И. Сатаева,
Э.В. Миронова, Н.Д. Шматко) указывают на то, что эффективность слухоречевого развитиянапрямую зависит от готовности и степени включенности родителей и близких в процесс слухоречевой реабилитации детей с КИ.
Актуальность исследования, таким образом, определяется несоответствием между высокой значимостью педагогической компетентности родителей детей после кохлеарной имплантации и низкой готовностью близких ребенка к реализации коррекционной работы по их слухоречевому развитию, ограниченностью практических разработок, содержания системы подготовки родителей и близких к данному процессу.
Данные несоответствия подчеркивают актуальность проблемы нашего исследования, которая заключается в необходимости выявления особенностей педагогической компетентности родителей, степени её влияния на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами на запускающем этапе реабилитации и разработке содержания коррекционной работы, направленной на реализацию задач запускающего этапа, включая обучение родителей методикам, методам и приемам развития слухового восприятия и устной речи их кохлеарно имплантированных детей.
Учитывая актуальность решения данной проблемы, определена тема исследования: «Особенности педагогической компетентности родителей и её влияние на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами».
Цель исследования: изучение особенностейпедагогической
компетентности родителей, её влияния на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами и разработка содержания коррекционной работы, направленной на развитие слухового восприятия и устной речи, включая обучение родителей методике слухового метода.
Объект исследования: слухоречевое развитие дошкольников с нарушением слуха (кохлеарными имплантами).
Предмет исследования: особенности педагогической компетентности родителей дошкольников с кохлеарными имплантами.
Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования, выдвинута следующая гипотеза:
1. Предполагается, что педагогическая компетентность родителей дошкольников с кохлеарными имплантами это способность родителей находить и использовать знания об особенностях развития ребенка с кохлеарными имплантами, его возрастных психофизических особенностях, а также поведение, позволяющее сознательно осуществлять коммуникацию с ребенком, стимулирование развития речи, игровой и обучающей слушать деятельности. Слухоречевое восприятие рассматривается, как способность воспринимать, обнаруживать, различать и узнавать речевые и неречевые звуки, пользоваться устной речью в соответствии со «слуховым» возрастом для осуществления коммуникации.
2. У родителей дошкольников с кохлеарными имплантами могут быть выявлены особенности проявления педагогической компетентности, которые могут проявляться в неумении или частичном неумении организовать занятия со своим ребенком, демонстрировать поведение, направленное на развитие у них слухового восприятия, устной речи через игру, коммуникацию, совместное слушание, правильную речь взрослого и обучение.
3. Особенности педагогической компетентности родителей
дошкольников с кохлеарными имплантами могут отрицательно повлиять на слухоречевое развитие детей, продлив сроки и снизив эффективность запускающего этапа реабилитации.
4. Для получения ожидаемых результатов в слухоречевом развитии дошкольников с КИ необходимо выстраивать коррекционную работу с ними, одновременно реализуя обучение родителей методикам, методам и приемам развития слухового восприятия и устной речи их кохлеарно имплантированных детей.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Провести анализ и описать взгляды на проблему формирования педагогической компетентности родителей и её влияние на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами.
2. Организовать и провести экспериментальное изучение родительской педагогической компетентности, выявление ее особенностей и их влияние на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами.
3. Разработать методические рекомендации по организации коррекционной работы, направленнойодновременно на формирование родительской педагогической компетентности и слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами.
Методологической основой исследования являются:
• положение об особом значении социального воспитания неслышащих детей Л.С. Выготского;
• положения о формировании и развитии слухового восприятия у детей с нарушениями слуха (Р. М. Боскис, Л. П. Назарова, Е. П. Кузьмичева и др.);
• учения об общих закономерностях развития нормальных и аномальных детей, о потенциальных возможностях развития ребенка (Л. С. Выготский, Е. И. Грачева, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова и др.);
• положения «слухового» метода реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации (И.В. Королева);
• подход отечественной научной школы сурдопедагогики к психологопедагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации в соответствии с динамической педагогической классификации детей с кохлеарными имплантами (О. Л. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, А.И. Сатаева и др.).
• базовое положение отечественной научной школы сурдопедагогики о возможности приближения глухого ребенка к возрастной норме в адекватных условиях обучения и воспитания (Б.Д.Корсунская, Э.И. Леонгард, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко).
Методы исследования: библиографический метод, метод констатирующего эксперимента с использованием метода прямого наблюдения (Шкала оценки взаимодействия родителя с ребенком) и анкетирования («Шкала слуховой интеграции», «Шкала использования устной речи»), количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное
исследование осуществлялось на баземуниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание» города Красноярска.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2015 - 2016 гг. В исследовании приняли участие 8дошкольников после кохлеарной имплантации с сохранным интеллектом 3,5 - 4 лет, которым операция была проведена в течение последнего года жизни.
Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап (декабрь 2015 г. - февраль 2016 г.) - подготовительный, в течение которого осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы, формулировались проблема, гипотеза исследования, определялись его теоретические основы, цель и задачи, разрабатывался понятийный аппарат, подбирался диагностический инструментарий, комплектовалась экспериментальная группа детей с КИ и их родителей.
Второй этап (март 2016 г. - май 2016 г.) - экспериментальное
исследование, включающее в себя комплексное обследование слухоречевого развития дошкольников с кохлеарными имплантами, педагогическое наблюдение за поведением их родителей, демонстрирующим уровень сформированности и особенности родительской педагогической компетентности.
Третий этап (июнь 2016 г. - октябрь 2016 г.) - обобщающий, в процессе которого осуществлялись анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов исследования, разрабатывались методические рекомендации.
Научная новизна исследования заключается в выявлении и описании особенностей педагогической компетентности родителей и их влияния на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами.
Теоретическая значимость исследования:
• описаны особенности педагогической компетентности родителей кохлеарно имплантированных детей;
• выявлено эмпирическим путем, влияние особенностей педагогической компетентности родителей дошкольников с кохлеарными имплантами на уровень их слухоречевого развития;
• определено содержание деятельности по формированию и коррекции педагогической компетентности родителей кохлеарно имплантированных детей (на примере Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи) в системе комплексного подхода к слухоречевой реабилитации детей с КИ.
Практическая значимость исследования:
1. Предложенные методические рекомендации могут быть полезны
родителям и специалистам, осуществляющим коррекционную работу по слухоречевой реабилитации детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации. Данные материалы могут быть использованы при подготовке бакалавров, магистров, аспирантов по профилям подготовки «Логопедия», «Сурдопедагогика», «Дошкольная дефектология», «Психолого
педагогическая реабилитация лиц с ОВЗ».
2. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при проведении практико-ориентированных семинаров для родителей кохлеарно имплантированных детей, педагогов, психологов, воспитателей дошкольных учреждений комбинированного вида, специалистов Центров диагностики и консультирования, ПМПК, Центров реабилитации.
Внедрение результатов работы осуществлялось:
• в ходе реализации проекта «Академия хорошего слуха и речи» на базе муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание» города Красноярска в статусе региональной инновационной площадки министерства образования Красноярского края (январь-декабрь 2016 года);
• в процессе реализации курсов повышения квалификации для педагогов и специалистов «Образовательная реабилитация детей с нарушениями слуха, с кохлеарными имплантами в образовательной организации» на 72 часа (ноябрь 2016 года).
Апробация результатов работы осуществлялось:
• на региональном практико-ориентированном семинаре для педагогов и специалистов «Образовательная реабилитация детей с нарушениями слуха, с кохлеарными имплантами в образовательной организации».
• На IX всероссийском конгрессе по слуховой имплантации в Санкт- Петербурге.
Результаты исследования опубликованы:
Статья. О.Л.Беляева, О.Г.Давыдова, Т.В.Никашина «Психологопедагогические условия развития детей с кохлеарными имплантами в различных типах учреждений», XVIII Всероссийская научно-практическая конференция «Психология детства. Социальные и психолого-педагогические условия развития и воспитания ребенка», КГПУ им. В.П.Астафьева (кафедра психологии детства 24.03.2016г.).
Статья. О.Л.Беляева, Т.В.Никашина «Система взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с нарушенным слухом», Всероссийская научно-практическая конференция с
международным участием «Перспективы развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в связи с введением ФГОС образования учащихся с ОВЗ» (г.Бийск, 29-30.03.2016г.).
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, методические рекомендации, список используемой литературы, приложения.
Исследование посвящено актуальной теме - изучению особенностей педагогической компетентности родителей, её влияния на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами. Главная цель исследования заключалась в последующей за изучением разработке содержания коррекционной работы, направленной на развитие слухового восприятия и устной речи, включая обучение родителей методике слухового метода.
При проведении анализа литературных источников нами рассмотрены взгляды на проблему формирования педагогической компетентности родителей и её влияние на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами. Проблема слухоречевого развития детей после кохлеарной имплантации рассматривается в отечественной литературе двумя ведущими научно-практическими школами. Суть подходов к организации самой сложной группы детей - ранооглохших - схожа и заключается в последовательном развитии у дошкольника операций слухоречевого восприятия (обнаружения звука, различения, опознавания, распознавания), и, далее, формировании устной речи на новой сенсорной слуховой основе от её понимания до её использования в соответствии с возрастом. Сотрудники ИКП РАО осуществляют коррекционную работу в соответствии с предложенной ими динамической классификацией детей с КИ, а сотрудники НИИ ЛОР СПб - в соответствии со слуховым методом. Обе стороны в своих подходах указывают на первостепенную по значимости роль родителей в слухоречевом развитии детей с кохлеарными имплантами.
В связи с этим в течение ряда лет в разных организациях (образовательных, реабилитационных, дополнительного образования, медицинских) апробируются разные формы работы с родителями. В результате достигается перестройка их поведения, влияющего на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами. Среди этих форм: семинары, мастер-классы, участие родителей в проведении занятий со своим ребенком в присутствии специалиста, чтение специальной литературы и т.д. Все организационные формы имеют одну цель - обучение родителей методам и приемам слухоречевого развития детей с кохлеарными имплантами.
Для подтверждения гипотезы исследования мы провели
экспериментальное изучение родительской педагогической компетентности, а также выявление ее особенностей и их влияние на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами. Организация опытноэкспериментальной работы проводилась на базе ЦППМиСП № 5 «Сознание» г. Красноярска, экспериментом было охвачено 8 семей, воспитывающих ранооглохших детей 3,5-4 лет, которым год назад была проведена кохлеарная имплантация. Первый этап констатирующего эксперимента предполагал выявление уровня сформированности родительской педагогической компетентности дошкольников с кохлеарными имплантами на запускающем этапе их реабилитации с использованием диагностического материала И.В. Королевой «Шкала оценки взаимодействия родителей с ребенком», по схеме, предложенной О.Л. Беляевой, А.В. Хисматулиной. На данном этапе выявлено, что 12,5% (1 чел.) родителей, участвующих в эксперименте, имеют высокий уровень сформированности педагогической компетентности, 25% (2 чел.) - достаточный уровень, 37,5% (3 чел.) родителей - недостаточный уровень, у 25 (2 чел.) % взрослых членов семей мы констатировали низкий уровень сформированности педагогической компетентности.
Второй этап - выявление уровня слухоречевого развития дошкольников с кохлеарными имплантами на запускающем этапе реабилитации, осуществлялся при помощи двух анкет для родителей: «Шкала использования устной речи» (ШИУР), «Шкала слуховой интеграции» (ШСИ). Он показал, что высокого уровня развития слухового восприятия достиг к концу запускающего этапа только один ребенок, достаточного - 2 ребенка, недостаточного уровня-2, трое - остались на низком уровне, как это и было до проведения кохлеарной имплантации. Высокого уровня развития слухового восприятия не достиг к концу запускающего этапа ни один ребенок, достаточного уровня достигли 2 ребенка, использование устной речи одного ребенка оказалось на недостаточном уровне, остальные 5 остались на низком уровне, как это и было до проведения кохлеарной имплантации.
На третьем этапе мы сопоставили через рассмотрение корреляционных зависимостей между уровнями педагогической компетентности родителей и результатов оценки слухоречевого развития ребенка с кохлеарным имплантом результаты первого и второго этапов. Среднегрупповой показатель корреляционных значений между уровнем родительской педагогической компетентности и количеством баллов по шкале слуховой интеграции, по шкале использования устной речи в группе участвующих в ходе экспериментальной деятельности дошкольников с кохлеарными имплантами доказал, что во всех случаях особенности педагогической компетентности родителей действительно влияют на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами.
В связи с этим нами сделан вывод о том, что коррекционная работа должна проводиться в первую очередь с семьями детей после кохлеарной имплантации, с целью формирования у них родительской педагогической компетентности, коррекции их поведения по установлению правильного эмоционально-направленного взаимодействия с ребенком с КИ в игре, обучении, речевом контакте, коммуникации, совместном слушании звуков. Занятия же специалистов с самими дошкольниками с кохлеарными имплантами в данном случае становятся средством достижения этой цели.
Поэтому, предлагаемые нами методические рекомендации по организации коррекционной работы, направленной одновременно на формирование родительской педагогической компетентности и слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами, состоят из комплекса мероприятий по коррекции и формированию педагогической компетентности родителей дошкольников с кохлеарными имплантами. Комплекс включает в себя 2 направления работы: с родителями дошкольников с кохлеарными имплантами в рамках информационно-просветительская и практикоориентированной деятельности, и работа с дошкольниками с КИ на занятиях со специалистами и занятиях, которые будут проводить сами родители в присутствии специалиста.
Таким образом, считаем цель и задачи исследования реализованными, а гипотезу нашедшей подтверждение.
Исследование может иметь продолжение, в ходе которого будет реализован годичный курс обучения родителей и сопровождение детей с КИ логопедом, дефектологом, психологом, педагогами дополнительного образования и подведены итоги формирующего эксперимента.
1. Беляева О.Л. Образование дошкольников с кохлеарным имплантом: исследования, решения, перспективы: Монография, Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П.Астафьева. - Красноярск,2015.-248 с.
2. Беляева О. Л. Правовое основание реализации мероприятий федеральной целевой программы развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы в Красноярском крае. Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. - №1 (31). 2015. - с. 19-22.
3. Беляева О.Л., Карпова Г.А. Современная сурдопедагогика: из прошлого в настоящее: учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений.- Красноярск, 2015.-308 с.
4. Беляева О.Л., Дядяева Г.В. Обеспечение доступной среды в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха, пользующихся кохлеарными имплантами // Сибирский Вестник специального образования. 2013. №2(10).
5. Беляева О.Л., Пермикина В. А., Юкина Т. Л. Интерактивная площадка, обеспечивающая поддержку семей кохлеарно имплантированных детей в инклюзивном пространстве дошкольного образовательного учреждения // Сибирский Вестник специального образования. № 2 (16). 2015.
6. Беляева О.Л., Сопинская Т.В., Викулина Л.М. Командный подход к организации и планированию индивидуальных занятий с кохлеарно имплантированными дошкольниками в ДОУ. // Психолого- педпагогическое сопровождение реализации программ развития ребенка./ Сборник статей / Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П.Астафьева. - Красноярск, 2015.- с. 162-164.
7. Беляева О.Л., Сосновская Л.А., Юкина Т.Л. О педагогической компетентности родителей дошкольников с кохлеарными имплантами. Логопед в детском саду. 2016. № 1 (74). С. 58-63.
8. Беляева О.Л., Давыдова О.Г., Никашина Т.В. статья «Психологопедагогические условия развития детей с кохлеарными имплантами в различных типах учреждений». КГПУ им. В.П.Астафьева (кафедра психологии детства) 2016г.
9. О.Л.Беляева, Т.В.Никашина статья «Система взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с нарушенным слухом». Г. Бийск, 2016г.
10. Белкин, А.С., Нестеров, В.В. Педагогическая компетентность учебное пособие/ А.С.Белкин, В.В.Нестеров. - Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. - 188 с.
11. Википедия: свободная энциклопедия. Электронный интернет- ресурс.
12. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань,2003 г.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Педагогика, 1983.-Т.3:Проблемы развития психики. - 368с.
14. Гончарова, Е.Л. Книжки с фотографиями как средство организации личного опыта малыша [Текст] / Е.Л. Гончарова, Д.В. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2007. - № 6. - С. 69-76.
15. Гончарова, Е.Л. Тексты-загадки [Текст] / Е.Л. Гончарова // Прочитай. Подумай. Ответь: тексты и упражнения для уроков чтения в начальных классах для детей с нарушениями слуха и зрения: [учеб. пособие] / Е.Л. Гончарова, А.Я. Акшонина, Г.В. Васина. - М., 1993. - [Ч.] 1 - С. 8-60....66