Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности педагогической компетентности родителей и её влияние на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами.

Работа №165803

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы125
Год сдачи2016
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы педагогической компетентности родителей и её влияния на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами. 11
1.1. Проблема слухоречевого развития детей с кохлеарными имплантами в
отечественной литературе. 11
1.2. Педагогическая компетентность как фактор, влияющий на слухоречевое
развитие дошкольников с кохлеарными имплантами. 21
1.3. Формы работы с родителями по перестройке их поведения, влияющего
на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами. 25
Глава II. Экспериментальное изучение родительской педагогической компетентности и её влияние на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами. 33
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по изучению
родительской педагогической компетентности и её влияния на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами. 33
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению
особенностей родительской педагогической компетентности и её влияния на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами. 40
2.3. Методические рекомендации по организации комплекса мероприятий, направленных на формирование родительской педагогической компетентности и слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными
имплантами. 56
Заключение 82
Список литературы 86
Приложения 94

Актуальность исследования. В последнее десятилетие группа дошкольников с нарушениями слуха, перенесших кохлеарную имплантацию, становится одной из наиболее быстро растущих групп.
Одним из важнейших факторов их успешного слухоречевого развития является включение родителей в процесс слухоречевой реабилитации, что требует от них достаточно высокого уровня сформированности родительской педагогической компетентности.
Изучением вопросов понимания, содержания и формирования педагогической компетентности родителей детей с кохлеарными имплантами занимались единицы ученых и практиков (О.Л. Беляева, Л.П. Уфимцева, А.В. Хисматулина). Система выстраивания взаимодействия родителей с ребенком с КИ и их перевод на естественную слухоречевую основу описана Е.Л. Гончаровой, О.И. Кукушкиной, А.И. Сатаевой. Результаты их исследования доказали, что немногие из родителей дошкольников с кохлеарными имплантами (КИ) действительно знают и реализуют правильно подходы к развитию слухового восприятия и устной речи своих детей.
В то же время, ведущие отечественные специалисты (Е.Л Гончарова, О.В. Зонтова, И.В. Королева, О.И. Кукушкина, Е.В. Мунтян, А.И. Сатаева,
Э.В. Миронова, Н.Д. Шматко) указывают на то, что эффективность слухоречевого развитиянапрямую зависит от готовности и степени включенности родителей и близких в процесс слухоречевой реабилитации детей с КИ.
Актуальность исследования, таким образом, определяется несоответствием между высокой значимостью педагогической компетентности родителей детей после кохлеарной имплантации и низкой готовностью близких ребенка к реализации коррекционной работы по их слухоречевому развитию, ограниченностью практических разработок, содержания системы подготовки родителей и близких к данному процессу.
Данные несоответствия подчеркивают актуальность проблемы нашего исследования, которая заключается в необходимости выявления особенностей педагогической компетентности родителей, степени её влияния на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами на запускающем этапе реабилитации и разработке содержания коррекционной работы, направленной на реализацию задач запускающего этапа, включая обучение родителей методикам, методам и приемам развития слухового восприятия и устной речи их кохлеарно имплантированных детей.
Учитывая актуальность решения данной проблемы, определена тема исследования: «Особенности педагогической компетентности родителей и её влияние на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами».
Цель исследования: изучение особенностейпедагогической
компетентности родителей, её влияния на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами и разработка содержания коррекционной работы, направленной на развитие слухового восприятия и устной речи, включая обучение родителей методике слухового метода.
Объект исследования: слухоречевое развитие дошкольников с нарушением слуха (кохлеарными имплантами).
Предмет исследования: особенности педагогической компетентности родителей дошкольников с кохлеарными имплантами.
Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования, выдвинута следующая гипотеза:
1. Предполагается, что педагогическая компетентность родителей дошкольников с кохлеарными имплантами это способность родителей находить и использовать знания об особенностях развития ребенка с кохлеарными имплантами, его возрастных психофизических особенностях, а также поведение, позволяющее сознательно осуществлять коммуникацию с ребенком, стимулирование развития речи, игровой и обучающей слушать деятельности. Слухоречевое восприятие рассматривается, как способность воспринимать, обнаруживать, различать и узнавать речевые и неречевые звуки, пользоваться устной речью в соответствии со «слуховым» возрастом для осуществления коммуникации.
2. У родителей дошкольников с кохлеарными имплантами могут быть выявлены особенности проявления педагогической компетентности, которые могут проявляться в неумении или частичном неумении организовать занятия со своим ребенком, демонстрировать поведение, направленное на развитие у них слухового восприятия, устной речи через игру, коммуникацию, совместное слушание, правильную речь взрослого и обучение.
3. Особенности педагогической компетентности родителей
дошкольников с кохлеарными имплантами могут отрицательно повлиять на слухоречевое развитие детей, продлив сроки и снизив эффективность запускающего этапа реабилитации.
4. Для получения ожидаемых результатов в слухоречевом развитии дошкольников с КИ необходимо выстраивать коррекционную работу с ними, одновременно реализуя обучение родителей методикам, методам и приемам развития слухового восприятия и устной речи их кохлеарно имплантированных детей.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Провести анализ и описать взгляды на проблему формирования педагогической компетентности родителей и её влияние на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами.
2. Организовать и провести экспериментальное изучение родительской педагогической компетентности, выявление ее особенностей и их влияние на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами.
3. Разработать методические рекомендации по организации коррекционной работы, направленнойодновременно на формирование родительской педагогической компетентности и слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами.
Методологической основой исследования являются:
• положение об особом значении социального воспитания неслышащих детей Л.С. Выготского;
• положения о формировании и развитии слухового восприятия у детей с нарушениями слуха (Р. М. Боскис, Л. П. Назарова, Е. П. Кузьмичева и др.);
• учения об общих закономерностях развития нормальных и аномальных детей, о потенциальных возможностях развития ребенка (Л. С. Выготский, Е. И. Грачева, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова и др.);
• положения «слухового» метода реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации (И.В. Королева);
• подход отечественной научной школы сурдопедагогики к психолого­педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации в соответствии с динамической педагогической классификации детей с кохлеарными имплантами (О. Л. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, А.И. Сатаева и др.).
• базовое положение отечественной научной школы сурдопедагогики о возможности приближения глухого ребенка к возрастной норме в адекватных условиях обучения и воспитания (Б.Д.Корсунская, Э.И. Леонгард, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко).
Методы исследования: библиографический метод, метод констатирующего эксперимента с использованием метода прямого наблюдения (Шкала оценки взаимодействия родителя с ребенком) и анкетирования («Шкала слуховой интеграции», «Шкала использования устной речи»), количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальное
исследование осуществлялось на баземуниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание» города Красноярска.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2015 - 2016 гг. В исследовании приняли участие 8дошкольников после кохлеарной имплантации с сохранным интеллектом 3,5 - 4 лет, которым операция была проведена в течение последнего года жизни.
Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап (декабрь 2015 г. - февраль 2016 г.) - подготовительный, в течение которого осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы, формулировались проблема, гипотеза исследования, определялись его теоретические основы, цель и задачи, разрабатывался понятийный аппарат, подбирался диагностический инструментарий, комплектовалась экспериментальная группа детей с КИ и их родителей.
Второй этап (март 2016 г. - май 2016 г.) - экспериментальное
исследование, включающее в себя комплексное обследование слухоречевого развития дошкольников с кохлеарными имплантами, педагогическое наблюдение за поведением их родителей, демонстрирующим уровень сформированности и особенности родительской педагогической компетентности.
Третий этап (июнь 2016 г. - октябрь 2016 г.) - обобщающий, в процессе которого осуществлялись анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов исследования, разрабатывались методические рекомендации.
Научная новизна исследования заключается в выявлении и описании особенностей педагогической компетентности родителей и их влияния на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами.
Теоретическая значимость исследования:
• описаны особенности педагогической компетентности родителей кохлеарно имплантированных детей;
• выявлено эмпирическим путем, влияние особенностей педагогической компетентности родителей дошкольников с кохлеарными имплантами на уровень их слухоречевого развития;
• определено содержание деятельности по формированию и коррекции педагогической компетентности родителей кохлеарно имплантированных детей (на примере Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи) в системе комплексного подхода к слухоречевой реабилитации детей с КИ.
Практическая значимость исследования:
1. Предложенные методические рекомендации могут быть полезны
родителям и специалистам, осуществляющим коррекционную работу по слухоречевой реабилитации детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации. Данные материалы могут быть использованы при подготовке бакалавров, магистров, аспирантов по профилям подготовки «Логопедия», «Сурдопедагогика», «Дошкольная дефектология», «Психолого­
педагогическая реабилитация лиц с ОВЗ».
2. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при проведении практико-ориентированных семинаров для родителей кохлеарно имплантированных детей, педагогов, психологов, воспитателей дошкольных учреждений комбинированного вида, специалистов Центров диагностики и консультирования, ПМПК, Центров реабилитации.
Внедрение результатов работы осуществлялось:
• в ходе реализации проекта «Академия хорошего слуха и речи» на базе муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание» города Красноярска в статусе региональной инновационной площадки министерства образования Красноярского края (январь-декабрь 2016 года);
• в процессе реализации курсов повышения квалификации для педагогов и специалистов «Образовательная реабилитация детей с нарушениями слуха, с кохлеарными имплантами в образовательной организации» на 72 часа (ноябрь 2016 года).
Апробация результатов работы осуществлялось:
• на региональном практико-ориентированном семинаре для педагогов и специалистов «Образовательная реабилитация детей с нарушениями слуха, с кохлеарными имплантами в образовательной организации».
• На IX всероссийском конгрессе по слуховой имплантации в Санкт- Петербурге.
Результаты исследования опубликованы:
Статья. О.Л.Беляева, О.Г.Давыдова, Т.В.Никашина «Психолого­педагогические условия развития детей с кохлеарными имплантами в различных типах учреждений», XVIII Всероссийская научно-практическая конференция «Психология детства. Социальные и психолого-педагогические условия развития и воспитания ребенка», КГПУ им. В.П.Астафьева (кафедра психологии детства 24.03.2016г.).
Статья. О.Л.Беляева, Т.В.Никашина «Система взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с нарушенным слухом», Всероссийская научно-практическая конференция с
международным участием «Перспективы развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в связи с введением ФГОС образования учащихся с ОВЗ» (г.Бийск, 29-30.03.2016г.).
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, методические рекомендации, список используемой литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование посвящено актуальной теме - изучению особенностей педагогической компетентности родителей, её влияния на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами. Главная цель исследования заключалась в последующей за изучением разработке содержания коррекционной работы, направленной на развитие слухового восприятия и устной речи, включая обучение родителей методике слухового метода.
При проведении анализа литературных источников нами рассмотрены взгляды на проблему формирования педагогической компетентности родителей и её влияние на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами. Проблема слухоречевого развития детей после кохлеарной имплантации рассматривается в отечественной литературе двумя ведущими научно-практическими школами. Суть подходов к организации самой сложной группы детей - ранооглохших - схожа и заключается в последовательном развитии у дошкольника операций слухоречевого восприятия (обнаружения звука, различения, опознавания, распознавания), и, далее, формировании устной речи на новой сенсорной слуховой основе от её понимания до её использования в соответствии с возрастом. Сотрудники ИКП РАО осуществляют коррекционную работу в соответствии с предложенной ими динамической классификацией детей с КИ, а сотрудники НИИ ЛОР СПб - в соответствии со слуховым методом. Обе стороны в своих подходах указывают на первостепенную по значимости роль родителей в слухоречевом развитии детей с кохлеарными имплантами.
В связи с этим в течение ряда лет в разных организациях (образовательных, реабилитационных, дополнительного образования, медицинских) апробируются разные формы работы с родителями. В результате достигается перестройка их поведения, влияющего на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами. Среди этих форм: семинары, мастер-классы, участие родителей в проведении занятий со своим ребенком в присутствии специалиста, чтение специальной литературы и т.д. Все организационные формы имеют одну цель - обучение родителей методам и приемам слухоречевого развития детей с кохлеарными имплантами.
Для подтверждения гипотезы исследования мы провели
экспериментальное изучение родительской педагогической компетентности, а также выявление ее особенностей и их влияние на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами. Организация опытно­экспериментальной работы проводилась на базе ЦППМиСП № 5 «Сознание» г. Красноярска, экспериментом было охвачено 8 семей, воспитывающих ранооглохших детей 3,5-4 лет, которым год назад была проведена кохлеарная имплантация. Первый этап констатирующего эксперимента предполагал выявление уровня сформированности родительской педагогической компетентности дошкольников с кохлеарными имплантами на запускающем этапе их реабилитации с использованием диагностического материала И.В. Королевой «Шкала оценки взаимодействия родителей с ребенком», по схеме, предложенной О.Л. Беляевой, А.В. Хисматулиной. На данном этапе выявлено, что 12,5% (1 чел.) родителей, участвующих в эксперименте, имеют высокий уровень сформированности педагогической компетентности, 25% (2 чел.) - достаточный уровень, 37,5% (3 чел.) родителей - недостаточный уровень, у 25 (2 чел.) % взрослых членов семей мы констатировали низкий уровень сформированности педагогической компетентности.
Второй этап - выявление уровня слухоречевого развития дошкольников с кохлеарными имплантами на запускающем этапе реабилитации, осуществлялся при помощи двух анкет для родителей: «Шкала использования устной речи» (ШИУР), «Шкала слуховой интеграции» (ШСИ). Он показал, что высокого уровня развития слухового восприятия достиг к концу запускающего этапа только один ребенок, достаточного - 2 ребенка, недостаточного уровня-2, трое - остались на низком уровне, как это и было до проведения кохлеарной имплантации. Высокого уровня развития слухового восприятия не достиг к концу запускающего этапа ни один ребенок, достаточного уровня достигли 2 ребенка, использование устной речи одного ребенка оказалось на недостаточном уровне, остальные 5 остались на низком уровне, как это и было до проведения кохлеарной имплантации.
На третьем этапе мы сопоставили через рассмотрение корреляционных зависимостей между уровнями педагогической компетентности родителей и результатов оценки слухоречевого развития ребенка с кохлеарным имплантом результаты первого и второго этапов. Среднегрупповой показатель корреляционных значений между уровнем родительской педагогической компетентности и количеством баллов по шкале слуховой интеграции, по шкале использования устной речи в группе участвующих в ходе экспериментальной деятельности дошкольников с кохлеарными имплантами доказал, что во всех случаях особенности педагогической компетентности родителей действительно влияют на слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами.
В связи с этим нами сделан вывод о том, что коррекционная работа должна проводиться в первую очередь с семьями детей после кохлеарной имплантации, с целью формирования у них родительской педагогической компетентности, коррекции их поведения по установлению правильного эмоционально-направленного взаимодействия с ребенком с КИ в игре, обучении, речевом контакте, коммуникации, совместном слушании звуков. Занятия же специалистов с самими дошкольниками с кохлеарными имплантами в данном случае становятся средством достижения этой цели.
Поэтому, предлагаемые нами методические рекомендации по организации коррекционной работы, направленной одновременно на формирование родительской педагогической компетентности и слухоречевое развитие дошкольников с кохлеарными имплантами, состоят из комплекса мероприятий по коррекции и формированию педагогической компетентности родителей дошкольников с кохлеарными имплантами. Комплекс включает в себя 2 направления работы: с родителями дошкольников с кохлеарными имплантами в рамках информационно-просветительская и практико­ориентированной деятельности, и работа с дошкольниками с КИ на занятиях со специалистами и занятиях, которые будут проводить сами родители в присутствии специалиста.
Таким образом, считаем цель и задачи исследования реализованными, а гипотезу нашедшей подтверждение.
Исследование может иметь продолжение, в ходе которого будет реализован годичный курс обучения родителей и сопровождение детей с КИ логопедом, дефектологом, психологом, педагогами дополнительного образования и подведены итоги формирующего эксперимента.


1. Беляева О.Л. Образование дошкольников с кохлеарным имплантом: исследования, решения, перспективы: Монография, Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П.Астафьева. - Красноярск,2015.-248 с.
2. Беляева О. Л. Правовое основание реализации мероприятий федеральной целевой программы развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы в Красноярском крае. Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. - №1 (31). 2015. - с. 19-22.
3. Беляева О.Л., Карпова Г.А. Современная сурдопедагогика: из прошлого в настоящее: учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений.- Красноярск, 2015.-308 с.
4. Беляева О.Л., Дядяева Г.В. Обеспечение доступной среды в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха, пользующихся кохлеарными имплантами // Сибирский Вестник специального образования. 2013. №2(10).
5. Беляева О.Л., Пермикина В. А., Юкина Т. Л. Интерактивная площадка, обеспечивающая поддержку семей кохлеарно имплантированных детей в инклюзивном пространстве дошкольного образовательного учреждения // Сибирский Вестник специального образования. № 2 (16). 2015.
6. Беляева О.Л., Сопинская Т.В., Викулина Л.М. Командный подход к организации и планированию индивидуальных занятий с кохлеарно имплантированными дошкольниками в ДОУ. // Психолого- педпагогическое сопровождение реализации программ развития ребенка./ Сборник статей / Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П.Астафьева. - Красноярск, 2015.- с. 162-164.
7. Беляева О.Л., Сосновская Л.А., Юкина Т.Л. О педагогической компетентности родителей дошкольников с кохлеарными имплантами. Логопед в детском саду. 2016. № 1 (74). С. 58-63.
8. Беляева О.Л., Давыдова О.Г., Никашина Т.В. статья «Психолого­педагогические условия развития детей с кохлеарными имплантами в различных типах учреждений». КГПУ им. В.П.Астафьева (кафедра психологии детства) 2016г.
9. О.Л.Беляева, Т.В.Никашина статья «Система взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с нарушенным слухом». Г. Бийск, 2016г.
10. Белкин, А.С., Нестеров, В.В. Педагогическая компетентность учебное пособие/ А.С.Белкин, В.В.Нестеров. - Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. - 188 с.
11. Википедия: свободная энциклопедия. Электронный интернет- ресурс.
12. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань,2003 г.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Педагогика, 1983.-Т.3:Проблемы развития психики. - 368с.
14. Гончарова, Е.Л. Книжки с фотографиями как средство организации личного опыта малыша [Текст] / Е.Л. Гончарова, Д.В. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2007. - № 6. - С. 69-76.
15. Гончарова, Е.Л. Тексты-загадки [Текст] / Е.Л. Гончарова // Прочитай. Подумай. Ответь: тексты и упражнения для уроков чтения в начальных классах для детей с нарушениями слуха и зрения: [учеб. пособие] / Е.Л. Гончарова, А.Я. Акшонина, Г.В. Васина. - М., 1993. - [Ч.] 1 - С. 8-60....66


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ