ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕСКАЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
|
Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 7
1.1 Развитие связной монологической речи в онтогенезе 7
1.2 Особенности развития связной монологической речи у младших
школьников с общим недоразвитием речи III уровня 11
1.3 Анализ существующих подходов к проблеме диагностики
навыков пересказа художественных текстов 17
Выводы по 1 главе 26
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 28
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 28
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
2.3 Методические рекомендации по развитию навыков пересказа
художественных текстов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 48
Выводы по главе 2 57
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложения 65
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 7
1.1 Развитие связной монологической речи в онтогенезе 7
1.2 Особенности развития связной монологической речи у младших
школьников с общим недоразвитием речи III уровня 11
1.3 Анализ существующих подходов к проблеме диагностики
навыков пересказа художественных текстов 17
Выводы по 1 главе 26
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 28
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 28
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
2.3 Методические рекомендации по развитию навыков пересказа
художественных текстов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня 48
Выводы по главе 2 57
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложения 65
Актуальность исследования. По данным Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, на 2021 год в школы России примерно 60% школьников пришло в первый класс с нарушением устной речи к которым в последствии добавятся проблемы с письмом и чтением. Значительно увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР). У детей с ОНР III уровня наблюдаются психофизиологические дефекты, такие как нарушение памяти, внимания, мышления. Данные недостатки оказывают существенное влияние на формирование навыка пересказа художественных текстов, поэтому с младшими школьниками с ОНР III уровня необходимо проводить систематическую и целенаправленную логопедическую работу.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) говорит о том, что младшие школьники должны обладать различными речевыми навыками, в том числе поставил задачу «сформированности позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека».
Развитие связной речи у детей рассматривалась с разных сторон
Связная речь рассматривает достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития
Изучением процесса развития связной монологической речи у детей занимались многие ученые, такие как М.М. Алексеева, В.В. Гербова, О.С. Ушакова, Л.П. Якубинский, М.И. Яшина. Педагогами (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина, А.М.Леушина, А.М.Бородич и др.), психологами (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) и логопедами (А.В.Ястребова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, В. К. Воробьева и др.).
Связная монологическая речь - это связная речь одного лица, которая является сложным видом речи и требует высокого уровня познавательной деятельности ребенка. Важнейшим качеством связной речи является умение сформулировать и передать другим свои мысли, воспроизвести прочитанное, кратко рассказать об услышанном, увиденном, просмотренном.
В связи с этим нами была выбрана тема выпускной квалификационной работы «Особенности пересказа художественных текстов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня».
Объект исследования - связная монологическая речь у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - пересказ художественных текстов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: выявить особенности сформировонности навыков пересказа художественных текстов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у обучающихся с ОНР имеются затруднения проявляющиеся в нарушениях смысловой адекватности, возможности построения пересказа, в лексико-грамматическом оформлении пересказа художественных текстов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня».
Выявленные особенности позволят составить методические рекомендации по формированию навыка пересказа художественного текста у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы развития навыков
пересказа художественных текстов в психолого-педагогической и логопедической литературе.
2. Выявить особенности лексического, грамматического оформления навыка пересказа художественных текстов у младших школьников с ОНР III
уровня.
3. Составить методические рекомендации по развитию навыков пересказа художественных текстов у младших школьников с ОНР III уровня.
Методологическая база исследования:
-особенности развития речи у детей с общим недоразвитием речи раскрыты в трудах Л. Б. Хрущевой, Н. И. Буровой, С. П. Филипповой;
-методика формирования пересказа у детей с ОНР III уровня представлена в работах В. К. Воробьевой, И. Н. Лебедевой, В. С. Васильевой;
- возможности применения схем и мнемотаблиц в логопедической работе раскрыты в трудах А.В. Козаренко, Н.А. Пешковой, Ю.Е. Розовой, Т.В. Коробченко, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой.
Методы исследования:
-теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования, обобщение педагогического опыта, сравнение методических источников.
-эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, анализ полученных данных.
База исследования. МБОУ СОШ «ХХХ». В исследовании приняли участие 20 младших школьников с заключением ОНР III уровня.
Исследование проводилось в три этапа:
1. Первый этап (октябрь 2021): изучение и анализ литературы, формулировка цели и задачи исследования, определение объекта, предмета и базы для проведения исследования, подбор участников.
2. Второй этап (ноябрь-декабрь 2021): проведение констатирующего эксперимента.
3. Третий этап (февраль-апрель 2022): анализ результатов
констатирующего эксперимента, составление методических рекомендаций, обобщение и оформление результатов исследования.
Теоретическая значимость: заключается в описании дополнении и уточнении особенностей формировании навыка пересказа художественных текстов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы воспитателями, логопедами и методистами для работы с детьми с ОНР III уровня.
Работа состоит из: введение, двух глав, раскрывающие основные задачи работы, заключения, списка используемых источников, приложений.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) говорит о том, что младшие школьники должны обладать различными речевыми навыками, в том числе поставил задачу «сформированности позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека».
Развитие связной речи у детей рассматривалась с разных сторон
Связная речь рассматривает достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития
Изучением процесса развития связной монологической речи у детей занимались многие ученые, такие как М.М. Алексеева, В.В. Гербова, О.С. Ушакова, Л.П. Якубинский, М.И. Яшина. Педагогами (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина, А.М.Леушина, А.М.Бородич и др.), психологами (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) и логопедами (А.В.Ястребова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, В. К. Воробьева и др.).
Связная монологическая речь - это связная речь одного лица, которая является сложным видом речи и требует высокого уровня познавательной деятельности ребенка. Важнейшим качеством связной речи является умение сформулировать и передать другим свои мысли, воспроизвести прочитанное, кратко рассказать об услышанном, увиденном, просмотренном.
В связи с этим нами была выбрана тема выпускной квалификационной работы «Особенности пересказа художественных текстов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня».
Объект исследования - связная монологическая речь у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - пересказ художественных текстов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: выявить особенности сформировонности навыков пересказа художественных текстов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у обучающихся с ОНР имеются затруднения проявляющиеся в нарушениях смысловой адекватности, возможности построения пересказа, в лексико-грамматическом оформлении пересказа художественных текстов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня».
Выявленные особенности позволят составить методические рекомендации по формированию навыка пересказа художественного текста у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы развития навыков
пересказа художественных текстов в психолого-педагогической и логопедической литературе.
2. Выявить особенности лексического, грамматического оформления навыка пересказа художественных текстов у младших школьников с ОНР III
уровня.
3. Составить методические рекомендации по развитию навыков пересказа художественных текстов у младших школьников с ОНР III уровня.
Методологическая база исследования:
-особенности развития речи у детей с общим недоразвитием речи раскрыты в трудах Л. Б. Хрущевой, Н. И. Буровой, С. П. Филипповой;
-методика формирования пересказа у детей с ОНР III уровня представлена в работах В. К. Воробьевой, И. Н. Лебедевой, В. С. Васильевой;
- возможности применения схем и мнемотаблиц в логопедической работе раскрыты в трудах А.В. Козаренко, Н.А. Пешковой, Ю.Е. Розовой, Т.В. Коробченко, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой.
Методы исследования:
-теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования, обобщение педагогического опыта, сравнение методических источников.
-эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, анализ полученных данных.
База исследования. МБОУ СОШ «ХХХ». В исследовании приняли участие 20 младших школьников с заключением ОНР III уровня.
Исследование проводилось в три этапа:
1. Первый этап (октябрь 2021): изучение и анализ литературы, формулировка цели и задачи исследования, определение объекта, предмета и базы для проведения исследования, подбор участников.
2. Второй этап (ноябрь-декабрь 2021): проведение констатирующего эксперимента.
3. Третий этап (февраль-апрель 2022): анализ результатов
констатирующего эксперимента, составление методических рекомендаций, обобщение и оформление результатов исследования.
Теоретическая значимость: заключается в описании дополнении и уточнении особенностей формировании навыка пересказа художественных текстов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы воспитателями, логопедами и методистами для работы с детьми с ОНР III уровня.
Работа состоит из: введение, двух глав, раскрывающие основные задачи работы, заключения, списка используемых источников, приложений.
В ходе проведения исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Существуют различные виды пересказа художественного текста, которые педагог может использовать в работе с младшими школьниками. Вид пересказа художественного текста педагог может выбрать исходя из возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. Данный вид работы обогащает словарный запас, развивает лексико -грамматическую сторону речи обучающихся. Современные образовательные тенденции подтверждают эффективность использования пересказа художественного текста для овладения связной монологической речью младшими школьниками.
2. Анализ исследований и практики показывают, что у младших школьников с ОНР III уровня отмечаются значительные трудности в овладении навыками монологической речи. У младших школьников с ОНР III уровня отмечаются трудности прнграммирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерен нарушение связности, пнследовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная «немнтивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи и др.
3. Использование различных приемов позволяет детям усвоить нужную информацию значительно лучше и сохранить ее на долгий срок, а запоминание текста не вызывает у ребенка значительных усилий. Дети быстрее овладевают правильным звукопроизношением, связной монологической речью. В свою очередь это не только влияет на успешность формирования навыка пересказа художественных текстов у младших школьников с ОНР III уровня, но и формирует у него желание активно приобретать знания в дальнейшем.
4. Во второй части констатирующем эксперимента были определены критерии и показатели сформированности навыка пересказа художественных текстов у младших школьников с ОНР III уровня, подобраны диагностические методики. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня преобладает низкий уровень сформированности навыка пересказа. Большинство младших школьников с ОНР III уровня не умеют составлять сложные конструкции предложений, высказывания на уровне перечисления воспринимаемых предметов. Не имеют способности согласовывать прилагательные и существительные, числительные и существительные. Наблюдались искажения, замены и искажения звуков. На основании полученных результатов нами было разработано содержание и методика логопедической работы, направленной на формирование навыка пересказа художественных текстов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством схем и мнемотаблиц.
Наше исследование показало, что с помощью мнемотехники решаем ряд задач: развивать монологическую и диалогическую речь, развивать у детей умения, используя графические аналогии, атакже с помощью рисунков-заместителей, запоминать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу, закреплять у детей правильную звукопроизношение.
Развивать у детей психические процессы: мышление, память, внимание, наблюдение, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Выявлена эффективность проведённой экспериментальной работы во время контрольного эксперимента. Сравнительный анализ уровней сформированности навыка пересказа художественных текстов у младших школьников с ОНР III уровня.
Полученные результаты свидетельствуют о том, целенаправленное и систематическое использование данных методических рекомендаций эффективно отразится на уровне сформированности навыка пересказа художественных текстов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Таким образом, все задачи решены, цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Существуют различные виды пересказа художественного текста, которые педагог может использовать в работе с младшими школьниками. Вид пересказа художественного текста педагог может выбрать исходя из возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. Данный вид работы обогащает словарный запас, развивает лексико -грамматическую сторону речи обучающихся. Современные образовательные тенденции подтверждают эффективность использования пересказа художественного текста для овладения связной монологической речью младшими школьниками.
2. Анализ исследований и практики показывают, что у младших школьников с ОНР III уровня отмечаются значительные трудности в овладении навыками монологической речи. У младших школьников с ОНР III уровня отмечаются трудности прнграммирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерен нарушение связности, пнследовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная «немнтивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи и др.
3. Использование различных приемов позволяет детям усвоить нужную информацию значительно лучше и сохранить ее на долгий срок, а запоминание текста не вызывает у ребенка значительных усилий. Дети быстрее овладевают правильным звукопроизношением, связной монологической речью. В свою очередь это не только влияет на успешность формирования навыка пересказа художественных текстов у младших школьников с ОНР III уровня, но и формирует у него желание активно приобретать знания в дальнейшем.
4. Во второй части констатирующем эксперимента были определены критерии и показатели сформированности навыка пересказа художественных текстов у младших школьников с ОНР III уровня, подобраны диагностические методики. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня преобладает низкий уровень сформированности навыка пересказа. Большинство младших школьников с ОНР III уровня не умеют составлять сложные конструкции предложений, высказывания на уровне перечисления воспринимаемых предметов. Не имеют способности согласовывать прилагательные и существительные, числительные и существительные. Наблюдались искажения, замены и искажения звуков. На основании полученных результатов нами было разработано содержание и методика логопедической работы, направленной на формирование навыка пересказа художественных текстов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня посредством схем и мнемотаблиц.
Наше исследование показало, что с помощью мнемотехники решаем ряд задач: развивать монологическую и диалогическую речь, развивать у детей умения, используя графические аналогии, атакже с помощью рисунков-заместителей, запоминать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу, закреплять у детей правильную звукопроизношение.
Развивать у детей психические процессы: мышление, память, внимание, наблюдение, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Выявлена эффективность проведённой экспериментальной работы во время контрольного эксперимента. Сравнительный анализ уровней сформированности навыка пересказа художественных текстов у младших школьников с ОНР III уровня.
Полученные результаты свидетельствуют о том, целенаправленное и систематическое использование данных методических рекомендаций эффективно отразится на уровне сформированности навыка пересказа художественных текстов у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Таким образом, все задачи решены, цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ ЧИТАЕМОГО ТЕКСТА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ ЧИТАЕМОГО ТЕКСТА
МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по формированию связных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕСКАЗА ТЕКСТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III-IV УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА РАССКАЗЫВАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ
ТВОРЧЕСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - Логопедическая работа по формированию смысловой обработки текстовых сообщений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Логопедическая работа по развитию описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в условиях реализации проекта «Логопедические тропинки»
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016





