ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ У ОБУЧАЮИЩХСЯ ТРЕТЬИХ КЛАССОВ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Развитие грамматического строя речи у детей в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития грамматического строя у детей с задержкой
психического развития 11
1.3. Обзор методик логопедической работы по диагностике и коррекции
нарушений понимания и употребления предлогов 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
ТРЕТЬИХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 22
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 22
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
2.3. Методические рекомендации по употреблению и пониманию предлогов
у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ У ОБУЧАЮИЩХСЯ ТРЕТЬИХ КЛАССОВ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Развитие грамматического строя речи у детей в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития грамматического строя у детей с задержкой
психического развития 11
1.3. Обзор методик логопедической работы по диагностике и коррекции
нарушений понимания и употребления предлогов 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
ТРЕТЬИХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 22
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 22
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
2.3. Методические рекомендации по употреблению и пониманию предлогов
у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Актуальность темы: особенности развития речи у детей с задержкой психического развития являлись предметом многих исследований. Речь детей данной группы может удовлетворять потребности общения, поэтому для определения уровня нарушения речевого развития необходимо специальное логопедическое обследование. Некоторые особенности развития и нарушений речи у детей с задержкой психического развития связаны со специфичностью развития их познавательной деятельности, уровня развития психических процессов [3; 25].
Грамматический строй речи у таких детей развит недостаточно и характеризуется смешениями окончаний, трудностями усвоения предложнопадежных конструкций, задержкой усвоения словообразования, сложностями в усвоении синтаксической структурой предложения и т. д. На фоне вышеперечисленных нарушений, у детей данной группы, с большой вероятностью, будут наблюдаться нарушения процессов письма и чтения, что влечёт, в свою очередь, к проблемам в усвоении школьного материала.
Проблема несформированности грамматического строя речи детей с задержкой психического развития изучалась в работах многих авторов (Г.Н. Рахмакова, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, Н.Ю. Борякова, Р.Д. Тригер, Р.И. Лалаева, С.В. Зорина, С.Г. Шевченко и др.). Наиболее изученными являются вопросы нарушения морфологической системы языка у детей данной категории. Особую же значимость представляет описание нарушений понимания и употребления предлогов у детей с задержкой психического развития, что объясняется недостаточной изученностью этого вопроса.
В составе речи предлоги играют организующую роль. Только простые предлоги в русском языке составляют 11,8% всех слов. Предлоги - служебные слова, выражающие совместное с формами косвенных падежей зависимое положение существительного от тех или иных слов предложения; они осуществляют синтаксическую связь между членами предложения и служат для выражения разнообразных отношений к предметам в широком понимании со стороны действия [36].
Актуальность темы заключается в том, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности в понимании и употреблении предлогов, поэтому необходимо создание методических рекомендаций, для развития навыка употребления и понимания предлогов у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития.
Это привело нас к пониманию, что необходимо провести специальное исследование, направленное на выявление уровня сформированности навыков понимания и употребления предлогов у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития с целью определения дифференцированного содержания коррекционной работы.
Объект исследования: грамматический строй речи у детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: понимание и употребление предлогов у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития.
Целью исследования является выявление особенностей и уровня сформированности понимания и употребления предлогов у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития и разработка дифференцированных методических рекомендаций по развитию понимания и употребления предлогов.
Гипотезой данного исследования являются следующие положения:
У детей с задержкой психического развития имеется тенденция к допущению ошибок в понимании и употреблении предлогов, где наблюдается прямая зависимость сформированности навыка употребления предлогов от их понимания. Нарушение понимания предлогов приводит к ошибкам в их употреблении, таким как замены, смешения и пропуски. Учёт данных особенностей позволит разработать дифференцированные методические рекомендации для развития понимания и употребления предлогов у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития.
В рамках поставленной нами цели преследуется решение следующих задач:
1. Определить степень разработанности проблемы развития понимания и употребления предлогов у нормально развивающихся и у детей с задержкой психического развития в психолого-педагогической и логопедической литературе;
2. Выявить особенности выполнения инструкций, содержащих предлоги, понимания предлогов по сюжетной картинке, а также употребления предлогов в словосочетаниях и предложениях, исправления ошибок;
3. Составить дифференцированные методические рекомендации по развитию понимания и употребления предлогов у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития.
Методы исследования были определены в соответствии с целью и задачами исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и практические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение медицинской и психолого-педагогической документации, наблюдение, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики и психологии:
• о поэтапном развитии грамматического строя речи (А.Н. Гвоздев);
• об основных закономерностях развития нормального и аномального ребёнка (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина);
• о дифференцированном подходе в системе логопедической работы (Р.Е. Левина);
• положения о связи речи с другими сторонами психического развития (Р. Е. Левина);
• о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка, о потенциальных возможностях развития ребенка (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова);
- положения специальной психологии и педагогики об аспектах познавательной деятельности детей с задержкой психического развития (В. В. Лебединский, Т. А. Власова).
Организация исследования проводилась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №65». В эксперименте приняло участие 10 детей 8-9 лет с задержкой психического развития.
Исследование проводилось в три этапа:
1. Первый этап (сентябрь - ноябрь 2019): изучение и анализ литературы, формулировка цели и задачи исследования, определение объекта, предмета и базы для проведения исследования, подбор участников;
2. Второй этап (декабрь 2019): проведение констатирующего эксперимента, анализ результатов констатирующего эксперимента;
3. Третий этап (декабрь 2019 - апрель 2020): составление методических рекомендаций, обобщение и оформление результатов исследования, формулировка выводов;
Теоретическая значимость исследования: подтверждены имеющиеся
научные данные об особенностях понимания и употребления предлогов у обучающихся с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: разработаны дифференцированные методические рекомендации для развития понимания и употребления предлогов у обучающихся с задержкой психического развития. Данные рекомендации могут применяться логопедами и учителями начальной школы при работе над пониманием и употреблением предлогов обучающихся третьих классов.
Структура и объём работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка литературы. Работа включает 9 гистограмм и 8 таблиц.
Грамматический строй речи у таких детей развит недостаточно и характеризуется смешениями окончаний, трудностями усвоения предложнопадежных конструкций, задержкой усвоения словообразования, сложностями в усвоении синтаксической структурой предложения и т. д. На фоне вышеперечисленных нарушений, у детей данной группы, с большой вероятностью, будут наблюдаться нарушения процессов письма и чтения, что влечёт, в свою очередь, к проблемам в усвоении школьного материала.
Проблема несформированности грамматического строя речи детей с задержкой психического развития изучалась в работах многих авторов (Г.Н. Рахмакова, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, Н.Ю. Борякова, Р.Д. Тригер, Р.И. Лалаева, С.В. Зорина, С.Г. Шевченко и др.). Наиболее изученными являются вопросы нарушения морфологической системы языка у детей данной категории. Особую же значимость представляет описание нарушений понимания и употребления предлогов у детей с задержкой психического развития, что объясняется недостаточной изученностью этого вопроса.
В составе речи предлоги играют организующую роль. Только простые предлоги в русском языке составляют 11,8% всех слов. Предлоги - служебные слова, выражающие совместное с формами косвенных падежей зависимое положение существительного от тех или иных слов предложения; они осуществляют синтаксическую связь между членами предложения и служат для выражения разнообразных отношений к предметам в широком понимании со стороны действия [36].
Актуальность темы заключается в том, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности в понимании и употреблении предлогов, поэтому необходимо создание методических рекомендаций, для развития навыка употребления и понимания предлогов у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития.
Это привело нас к пониманию, что необходимо провести специальное исследование, направленное на выявление уровня сформированности навыков понимания и употребления предлогов у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития с целью определения дифференцированного содержания коррекционной работы.
Объект исследования: грамматический строй речи у детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: понимание и употребление предлогов у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития.
Целью исследования является выявление особенностей и уровня сформированности понимания и употребления предлогов у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития и разработка дифференцированных методических рекомендаций по развитию понимания и употребления предлогов.
Гипотезой данного исследования являются следующие положения:
У детей с задержкой психического развития имеется тенденция к допущению ошибок в понимании и употреблении предлогов, где наблюдается прямая зависимость сформированности навыка употребления предлогов от их понимания. Нарушение понимания предлогов приводит к ошибкам в их употреблении, таким как замены, смешения и пропуски. Учёт данных особенностей позволит разработать дифференцированные методические рекомендации для развития понимания и употребления предлогов у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития.
В рамках поставленной нами цели преследуется решение следующих задач:
1. Определить степень разработанности проблемы развития понимания и употребления предлогов у нормально развивающихся и у детей с задержкой психического развития в психолого-педагогической и логопедической литературе;
2. Выявить особенности выполнения инструкций, содержащих предлоги, понимания предлогов по сюжетной картинке, а также употребления предлогов в словосочетаниях и предложениях, исправления ошибок;
3. Составить дифференцированные методические рекомендации по развитию понимания и употребления предлогов у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития.
Методы исследования были определены в соответствии с целью и задачами исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и практические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение медицинской и психолого-педагогической документации, наблюдение, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики и психологии:
• о поэтапном развитии грамматического строя речи (А.Н. Гвоздев);
• об основных закономерностях развития нормального и аномального ребёнка (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина);
• о дифференцированном подходе в системе логопедической работы (Р.Е. Левина);
• положения о связи речи с другими сторонами психического развития (Р. Е. Левина);
• о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка, о потенциальных возможностях развития ребенка (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова);
- положения специальной психологии и педагогики об аспектах познавательной деятельности детей с задержкой психического развития (В. В. Лебединский, Т. А. Власова).
Организация исследования проводилась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №65». В эксперименте приняло участие 10 детей 8-9 лет с задержкой психического развития.
Исследование проводилось в три этапа:
1. Первый этап (сентябрь - ноябрь 2019): изучение и анализ литературы, формулировка цели и задачи исследования, определение объекта, предмета и базы для проведения исследования, подбор участников;
2. Второй этап (декабрь 2019): проведение констатирующего эксперимента, анализ результатов констатирующего эксперимента;
3. Третий этап (декабрь 2019 - апрель 2020): составление методических рекомендаций, обобщение и оформление результатов исследования, формулировка выводов;
Теоретическая значимость исследования: подтверждены имеющиеся
научные данные об особенностях понимания и употребления предлогов у обучающихся с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: разработаны дифференцированные методические рекомендации для развития понимания и употребления предлогов у обучающихся с задержкой психического развития. Данные рекомендации могут применяться логопедами и учителями начальной школы при работе над пониманием и употреблением предлогов обучающихся третьих классов.
Структура и объём работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка литературы. Работа включает 9 гистограмм и 8 таблиц.
В результате анализа психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования, мы пришли к выводу о том, что на начальных этапах развития речи у детей отсутствуют предлоги, но этот этап длится не долго. Первые простые предлоги появляются после двух лет. Ребёнок правильно использует в своей речи простые предлоги, но в использовании сложных предлогов, на начальных этапах, возможны аграмматизмы. Раньше всех усваиваются предлоги, используемые для обозначения пространственных отношений.
У обучающихся с задержкой психического развития нарушается понимание и употребление простых и сложных предлогов, что проявляется в заменах, смешениях и пропусках.
При проведении коррекционных занятий рекомендуется учитывать результаты обследования, и проводить занятия в системе работы над грамматическим строем в целом с учётом ведущей деятельности обучающихся.
С помощью выявления особенностей и уровней сформированности понимания и употребления предлогов нами сформирован и проведён констатирующий эксперимент на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №65». В эксперименте приняли участие обучающиеся третьих классов с задержкой психического развития в возрасте 8-9 лет.
Констатирующий эксперимент включал в себя 2 блока по несколько серий заданий в каждом: Блок I. Понимание предлогов (Серия I.1 Показ изображения по инструкции; Серия I.2 Манипуляция с предметами по инструкции); Блок II. Употребление предлогов (Серия II. 1 Ответы на вопросы; Серия II.2 Составление словосочетаний или предложений с предлогом по сюжетной картинке; Серия II.3 Вставка пропущенного предлога; Серия II.4 Исправление ошибок в предложениях).
В результате констатирующего эксперимента были выявлены нарушения употребления и понимания предлогов, а также выявлена взаимосвязь между пониманием и употреблением предлогов, то есть, чем лучше обучающиеся понимают предлоги, тем лучше употребляют их в собственной речи, что подтверждает общепринятые данные о взаимосвязи экспрессивной и импрессивной речи.
Таким образом, на основе результатов констатирующего эксперимента и анализа литературы, нами условно выделены две группы обучающихся: с относительно благоприятной перспективой (обучающиеся, показавшие уровень успешности ниже среднего) и менее благоприятной перспективой (обучающиеся, показавшие низкий уровень успешности).
Для детей с относительно благоприятной перспективой рекомендуется работа над предлогами: между, из-за, из-под, под, над.
А для детей с менее благоприятной перспективой над предлогами: между, под, над, к, из-за, из-под.
С учетом результатов констатирующего эксперимента нами предложены рекомендации, которые включают в себя описание принципов и этапов работы, а также комплексы игр и упражнений.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, результаты эксперимента не противоречат выдвинутой гипотезе.
В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробация предложенных нами методических рекомендаций для обучающихся третьих классов с задержкой психического развития.
У обучающихся с задержкой психического развития нарушается понимание и употребление простых и сложных предлогов, что проявляется в заменах, смешениях и пропусках.
При проведении коррекционных занятий рекомендуется учитывать результаты обследования, и проводить занятия в системе работы над грамматическим строем в целом с учётом ведущей деятельности обучающихся.
С помощью выявления особенностей и уровней сформированности понимания и употребления предлогов нами сформирован и проведён констатирующий эксперимент на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №65». В эксперименте приняли участие обучающиеся третьих классов с задержкой психического развития в возрасте 8-9 лет.
Констатирующий эксперимент включал в себя 2 блока по несколько серий заданий в каждом: Блок I. Понимание предлогов (Серия I.1 Показ изображения по инструкции; Серия I.2 Манипуляция с предметами по инструкции); Блок II. Употребление предлогов (Серия II. 1 Ответы на вопросы; Серия II.2 Составление словосочетаний или предложений с предлогом по сюжетной картинке; Серия II.3 Вставка пропущенного предлога; Серия II.4 Исправление ошибок в предложениях).
В результате констатирующего эксперимента были выявлены нарушения употребления и понимания предлогов, а также выявлена взаимосвязь между пониманием и употреблением предлогов, то есть, чем лучше обучающиеся понимают предлоги, тем лучше употребляют их в собственной речи, что подтверждает общепринятые данные о взаимосвязи экспрессивной и импрессивной речи.
Таким образом, на основе результатов констатирующего эксперимента и анализа литературы, нами условно выделены две группы обучающихся: с относительно благоприятной перспективой (обучающиеся, показавшие уровень успешности ниже среднего) и менее благоприятной перспективой (обучающиеся, показавшие низкий уровень успешности).
Для детей с относительно благоприятной перспективой рекомендуется работа над предлогами: между, из-за, из-под, под, над.
А для детей с менее благоприятной перспективой над предлогами: между, под, над, к, из-за, из-под.
С учетом результатов констатирующего эксперимента нами предложены рекомендации, которые включают в себя описание принципов и этапов работы, а также комплексы игр и упражнений.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, результаты эксперимента не противоречат выдвинутой гипотезе.
В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробация предложенных нами методических рекомендаций для обучающихся третьих классов с задержкой психического развития.
Подобные работы
- СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖАННЫМ РАЗВИТИЕМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2023 - Обогащение словаря школьников с нарушением интеллекта с помощью художественной литературы
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2021





