3D - МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЦИФРОВОМ ПРОЕКТЕ ОБ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ: ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ПРОДЮСИРОВАНИЯ
|
Введение 4
1 Реализация цифрового потенциала в инклюзивной городской среде 8
1.1 Инклюзия в аспекте социальной журналистики 8
1.2 Основы формирования геобрендинга и образа городской территории . 10
1.2.1 Геобрендинг: к определению понятия, цели и задачи 12
1.2.2 Функции и способы формирования бренда территории 15
1.2.3 Инклюзивные тренды городского развития 19
1.3 Социально-урбанистические проблемы территории в контексте
инклюзии 21
1.3.1 Исследование доступной среды для лиц с ограниченными
возможностями в Москве 23
1.3.2 Исследование доступной среды для лиц с ограниченными
возможностями в Санкт-Петербурге 25
1.3.3 Исследование доступной среды для лиц с ограниченными
возможностями в Красноярске 26
1.4 Тенденции цифровой журналистики и новых медиа 28
1.4.1 О понятии «новые медиа» 31
1.4.2 Новые форматы цифровой журналистики 33
1.4.3 Обзор цифровых инклюзивных проектов 35
1.4.4 Аспекты цифровизации в инклюзивной адаптации городской среды:
опыт 3Э-моделирования 36
2 Создание мультимедийного проекта «На равных: инклюзивный проект о
доступной среде Красноярска» 41
2.1 Подготовительный этап работы над проектом 42
2.1.1 Выбор темы для проекта 43
2.1.2. Поиск партнера 44
2.1.3 Взаимодействие с фокус-группой 44
2.1.4 Выбор и поиск локаций 45
2.2 Экспертная оценка концепции проекта 46
2.3 Этап съемки 48
2.4 Этап 3Э-моделирования 49
2.5 Этап визуализации 51
2.6 Этап верстки 52
2.7 Апробация проекта 53
2.8 Анализ работы над проектом 55
2.8.1 Результаты работы над проектом 55
2.8.2 Трудности в работе над проектом 56
2.8.3 Оценка эксперта 57
2.8.4 Перспективы продвижения и развития проекта 58
Заключение 59
Список использованных источников 61
1 Реализация цифрового потенциала в инклюзивной городской среде 8
1.1 Инклюзия в аспекте социальной журналистики 8
1.2 Основы формирования геобрендинга и образа городской территории . 10
1.2.1 Геобрендинг: к определению понятия, цели и задачи 12
1.2.2 Функции и способы формирования бренда территории 15
1.2.3 Инклюзивные тренды городского развития 19
1.3 Социально-урбанистические проблемы территории в контексте
инклюзии 21
1.3.1 Исследование доступной среды для лиц с ограниченными
возможностями в Москве 23
1.3.2 Исследование доступной среды для лиц с ограниченными
возможностями в Санкт-Петербурге 25
1.3.3 Исследование доступной среды для лиц с ограниченными
возможностями в Красноярске 26
1.4 Тенденции цифровой журналистики и новых медиа 28
1.4.1 О понятии «новые медиа» 31
1.4.2 Новые форматы цифровой журналистики 33
1.4.3 Обзор цифровых инклюзивных проектов 35
1.4.4 Аспекты цифровизации в инклюзивной адаптации городской среды:
опыт 3Э-моделирования 36
2 Создание мультимедийного проекта «На равных: инклюзивный проект о
доступной среде Красноярска» 41
2.1 Подготовительный этап работы над проектом 42
2.1.1 Выбор темы для проекта 43
2.1.2. Поиск партнера 44
2.1.3 Взаимодействие с фокус-группой 44
2.1.4 Выбор и поиск локаций 45
2.2 Экспертная оценка концепции проекта 46
2.3 Этап съемки 48
2.4 Этап 3Э-моделирования 49
2.5 Этап визуализации 51
2.6 Этап верстки 52
2.7 Апробация проекта 53
2.8 Анализ работы над проектом 55
2.8.1 Результаты работы над проектом 55
2.8.2 Трудности в работе над проектом 56
2.8.3 Оценка эксперта 57
2.8.4 Перспективы продвижения и развития проекта 58
Заключение 59
Список использованных источников 61
С появлением интернета как нового канала коммуникации и взаимодействия с обществом, а также с его постоянным усовершенствованием, новые тенденции в области журналистики стали появляться куда чаще, чем прежде. Например, одним из новейших витков развития информационно-коммуникационных технологий стала цифровизация. XXI век ознаменовал наступление эпохи новых медиа, в которых применяются новые технологии и создается новый медиапродукт.
Свойства цифровых данных и глобальная сеть создают множество возможностей не только для научных исследований, но и для экспериментов в области СМИ. Под воздействием информационно-коммуникационных технологий трансформируются структуры, методы и результаты журналистской деятельности. Роль цифровых данных возрастает и эти данные становятся неотъемлемой частью современной медиасистемы.
Спектр применения новых возможностей может быть разный. Некоторые компании, корпорации и даже города используют возможности цифровизации и потенциал новых медиа для создания и поддержания собственного бренда. Стратегический брендинг становится ценным источником для дифференциации различных городов по всему миру, так как конкуренция между регионами продолжает расти. Территории стараются создать собственную идентичность и построить долгие отношения с целевой аудиторией.
Современные европейские территории сейчас выбирают инклюзивный вектор развития: конструирование моделей инклюзивной культуры городских сообществ и мониторинг создания доступной среды для граждан разного возраста и степени мобильности. Развитые страны позиционируют город, как место для жизни людей разного возраста, разного социального статуса, с разными возможностями, потребностями и разным стилем жизни. Для России проблема взаимодействия человека с городской средой по-прежнему остается крайне актуальной, поскольку ее решение заметно отстает от европейских стран. В этом и заключается актуальность данной работы.
Объектом исследования являются инструменты цифровой журналистики
Предметом - применение инструментов цифровой журналистики при создании инклюзивного проекта для развития геобренда Красноярска.
Цель работы - создать проект с применением технологии 3D- моделирования, основанный на принципах инклюзии. Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
- дать определения ключевым понятиям работы: «социальная
журналистика», «инклюзия», «геобрендинг», «новые медиа», «цифровизация»;
- рассмотреть понятие «инклюзивность» и выделить социально-урбанистические проблемы Москвы, Санкт-Петербурга и Красноярска;
- проанализировать, как инклюзивная городская среда может отражать бренд территории;
- разработать концепцию авторского проекта;
- произвести съемку необходимых городских объектов, исходя из запросов маломобильных людей;
- создать 3D-M0flenH городских объектов доступных для маломобильных людей, а также интерактивную карту с возможностью просмотра в общедоступном режиме;
Теоретическая значимость работы заключается в углублении знаний об инклюзивной среде Красноярска в контексте цифровой журналистики.
Научные методы, использованные в работе: научное описание, анализ, контент-анализ, кейс-метод, сравнение, дедукция. Творческие методы: интервью, видеосъемка, 3D-MOflenHpoBaHHe.
Новизна работы продиктована тем, что созданный проект стал первым в Красноярске примером журналистского отображения инклюзивной городской среды с помощью инструментов ЗГТмодеэирования.
Теоретическая база научного исследования. В работе были изучены материалы научных исследований в области социальной журналистики: Т.И. Фролова [Фролова, 2014], К.С. Истомина [Истомина, 2021] В.В. Панферова [Панферова, 2013]. Об урбанистике и геобрендинге рассуждают В.В. Абашев [Абашев, 2018], И.С. Важенина [Важенина, 2011], Ю.Ю. Бровкина [Бровкина, 2009], Д.Н. Замятин [Замятин, 2013], С. Анхольт [Анхольт, 2004], Э.В. Габидуллина, С.Д. Галиуллина, Т.А. Суслова и В.О. Корнева [Габидуллина, Галиуллина, Суслова, Корнева, 2016], В.И. Алешникова [Алешникова, 2013]. Изучение инклюзии было отражено в работах: О. С. Чернявская [Чернявская, 2011], Е.А. Сертакова [Сертакова, 2014], Д.В. Зайцев и Ю.В. Селиванова [Зайцев, Селиванова, 2018], К.Д. Истомина [Истомина, 2021], М.В. Шайкевич [Шайкевич, 2015]. Направление новых медиа рассматривалось следующими авторами: Т.Б. Яковлева и Н.Э. Герцев [Яковлева, Герцев, 2014], С.Г. Носовец [Носовец, 2016], Е.С. Дорощук [Дорощук, 2018], Н.С. Авдонина и В.Н. Богатырева [Авдонина, Богатырева, 2020], Г.В. Вакку [Вакку, 2020].
Эмпирическая база исследования - опрос фокус-группы, проект об инклюзивной городской среде, проект Д.И. Руковичниковой «Город равных возможностей», проект Д.Е. Ремпеля «Суриков. Точка доступа», проект Google «Be My Eyes», проект «Механика аутизма».
Практическая значимость работы заключается в возможности использования проекта в качестве инструмента для развития инклюзивного пространства в Красноярске.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассматриваются понятия «социальная журналистика», «инклюзия», «геобрендинг», «новые медиа», «цифровизация», а также выделяются социально-урбанистические проблемы российских регионов. Во второй главе описан опыт создания инклюзивного проекта, проведен анализ проделанной работы и описаны трудности, с которыми автор столкнулся при работе. В заключении подведены общие итоги исследования.
Промежуточные результаты были апробированы в следующих конференциях: II Международный Форум языков и культур в 2021 году, а также XIV Международная научно-практическая конференция молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» в 2022 году.
Свойства цифровых данных и глобальная сеть создают множество возможностей не только для научных исследований, но и для экспериментов в области СМИ. Под воздействием информационно-коммуникационных технологий трансформируются структуры, методы и результаты журналистской деятельности. Роль цифровых данных возрастает и эти данные становятся неотъемлемой частью современной медиасистемы.
Спектр применения новых возможностей может быть разный. Некоторые компании, корпорации и даже города используют возможности цифровизации и потенциал новых медиа для создания и поддержания собственного бренда. Стратегический брендинг становится ценным источником для дифференциации различных городов по всему миру, так как конкуренция между регионами продолжает расти. Территории стараются создать собственную идентичность и построить долгие отношения с целевой аудиторией.
Современные европейские территории сейчас выбирают инклюзивный вектор развития: конструирование моделей инклюзивной культуры городских сообществ и мониторинг создания доступной среды для граждан разного возраста и степени мобильности. Развитые страны позиционируют город, как место для жизни людей разного возраста, разного социального статуса, с разными возможностями, потребностями и разным стилем жизни. Для России проблема взаимодействия человека с городской средой по-прежнему остается крайне актуальной, поскольку ее решение заметно отстает от европейских стран. В этом и заключается актуальность данной работы.
Объектом исследования являются инструменты цифровой журналистики
Предметом - применение инструментов цифровой журналистики при создании инклюзивного проекта для развития геобренда Красноярска.
Цель работы - создать проект с применением технологии 3D- моделирования, основанный на принципах инклюзии. Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
- дать определения ключевым понятиям работы: «социальная
журналистика», «инклюзия», «геобрендинг», «новые медиа», «цифровизация»;
- рассмотреть понятие «инклюзивность» и выделить социально-урбанистические проблемы Москвы, Санкт-Петербурга и Красноярска;
- проанализировать, как инклюзивная городская среда может отражать бренд территории;
- разработать концепцию авторского проекта;
- произвести съемку необходимых городских объектов, исходя из запросов маломобильных людей;
- создать 3D-M0flenH городских объектов доступных для маломобильных людей, а также интерактивную карту с возможностью просмотра в общедоступном режиме;
Теоретическая значимость работы заключается в углублении знаний об инклюзивной среде Красноярска в контексте цифровой журналистики.
Научные методы, использованные в работе: научное описание, анализ, контент-анализ, кейс-метод, сравнение, дедукция. Творческие методы: интервью, видеосъемка, 3D-MOflenHpoBaHHe.
Новизна работы продиктована тем, что созданный проект стал первым в Красноярске примером журналистского отображения инклюзивной городской среды с помощью инструментов ЗГТмодеэирования.
Теоретическая база научного исследования. В работе были изучены материалы научных исследований в области социальной журналистики: Т.И. Фролова [Фролова, 2014], К.С. Истомина [Истомина, 2021] В.В. Панферова [Панферова, 2013]. Об урбанистике и геобрендинге рассуждают В.В. Абашев [Абашев, 2018], И.С. Важенина [Важенина, 2011], Ю.Ю. Бровкина [Бровкина, 2009], Д.Н. Замятин [Замятин, 2013], С. Анхольт [Анхольт, 2004], Э.В. Габидуллина, С.Д. Галиуллина, Т.А. Суслова и В.О. Корнева [Габидуллина, Галиуллина, Суслова, Корнева, 2016], В.И. Алешникова [Алешникова, 2013]. Изучение инклюзии было отражено в работах: О. С. Чернявская [Чернявская, 2011], Е.А. Сертакова [Сертакова, 2014], Д.В. Зайцев и Ю.В. Селиванова [Зайцев, Селиванова, 2018], К.Д. Истомина [Истомина, 2021], М.В. Шайкевич [Шайкевич, 2015]. Направление новых медиа рассматривалось следующими авторами: Т.Б. Яковлева и Н.Э. Герцев [Яковлева, Герцев, 2014], С.Г. Носовец [Носовец, 2016], Е.С. Дорощук [Дорощук, 2018], Н.С. Авдонина и В.Н. Богатырева [Авдонина, Богатырева, 2020], Г.В. Вакку [Вакку, 2020].
Эмпирическая база исследования - опрос фокус-группы, проект об инклюзивной городской среде, проект Д.И. Руковичниковой «Город равных возможностей», проект Д.Е. Ремпеля «Суриков. Точка доступа», проект Google «Be My Eyes», проект «Механика аутизма».
Практическая значимость работы заключается в возможности использования проекта в качестве инструмента для развития инклюзивного пространства в Красноярске.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассматриваются понятия «социальная журналистика», «инклюзия», «геобрендинг», «новые медиа», «цифровизация», а также выделяются социально-урбанистические проблемы российских регионов. Во второй главе описан опыт создания инклюзивного проекта, проведен анализ проделанной работы и описаны трудности, с которыми автор столкнулся при работе. В заключении подведены общие итоги исследования.
Промежуточные результаты были апробированы в следующих конференциях: II Международный Форум языков и культур в 2021 году, а также XIV Международная научно-практическая конференция молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» в 2022 году.
Одним из новейших витков развития информационно¬коммуникационных технологий можно считать цифровизацию. Этот процесс ученые называют объективным и неизбежным, так как его невозможно ни отменить, ни остановить. Спектр применения новых возможностей может быть совершенно разный. Одни используют потенциал новых медиа для поддержания собственного бренда, другие для создания геобренда в масштабах города или даже государства.
Тем не менее, современные территории выбирают инклюзивный вектор развития: конструирование моделей инклюзивной культуры городских сообществ и мониторинг создания доступной среды для граждан разного возраста и степени мобильности. Города, при строительстве которых внедряются принципы инклюзивного дизайна, — это города, имеющие условия проживания одинаково качественные для всех жителей.
Новые форматы, которые предлагает человечеству цифровая журналистика постепенно выходят за рамки «обычного». Для более быстрого восприятия и конструирования «новой реальности» используются принципы трехмерного отображения пространства. Это позволяет наглядно указать на проблему или, наоборот, подчеркнуть достоинства территории.
Цель дипломной работы состояла в создании мультимедийного проекта о типовом развитом городе для маломобильных людей, построенном с помощью инструментов 3Э-моделирования. В итоге был разработан концепт пространства, доступного для людей с ограниченными возможностями. Проделанная работа соответствует определенным во введении задачам и цели.
В теоретической части данной работы были даны определения ключевым понятиям «социальная журналистика», «инклюзия», «геобрендинг», «новые медиа» и «цифровизация», а также было проведено исследование социально-урбанистических проблем Москвы, Санкт- Петербурга и Красноярска.
Однако ключевым аспектом работы был творческий проект. «На равных: инклюзивный проект о доступной среде Красноярска» представляет собой концепцию доступного пространства для маломобильных людей. В него входят несколько объектов (жилой дом, больница, школа, дворец культуры, торговый центр, спортивная и детская площадки), смоделированных по принципам инклюзии. Помимо этого, была произведена видеосъемка мест, которые, по мнению участников фокус-группы, не обладают доступностью. Обратная связь фокус-группы была в представлена в проекте в формате интерактивной карты.
Таким образом, в проекте мы получили концепцию «до» и «после». Причем концепция «после», по мнению специалиста в области проектирования, обладает универсальными инструментами, которые можно применить при реконструкции данных архитектурных сооружений.
Уникальность проекта состоит в том, что созданный проект стал первым в Красноярске примером отображения инклюзивной городской среды с помощью инструментов 3Э-моделирования. Помимо этого, уникальность также заключается в партнерской работе студентов Института филологии и языковой коммуникации и Гуманитарного института.
Данный проект может является примером того, что инструменты «новых медиа» и цифровой журналистики необходимо применять при создании концепций различного рода пространств, в том числе и инклюзивных. Это позволит комплексно взглянуть на проблему и придумать нестандартные пути ее решения.
Тем не менее, современные территории выбирают инклюзивный вектор развития: конструирование моделей инклюзивной культуры городских сообществ и мониторинг создания доступной среды для граждан разного возраста и степени мобильности. Города, при строительстве которых внедряются принципы инклюзивного дизайна, — это города, имеющие условия проживания одинаково качественные для всех жителей.
Новые форматы, которые предлагает человечеству цифровая журналистика постепенно выходят за рамки «обычного». Для более быстрого восприятия и конструирования «новой реальности» используются принципы трехмерного отображения пространства. Это позволяет наглядно указать на проблему или, наоборот, подчеркнуть достоинства территории.
Цель дипломной работы состояла в создании мультимедийного проекта о типовом развитом городе для маломобильных людей, построенном с помощью инструментов 3Э-моделирования. В итоге был разработан концепт пространства, доступного для людей с ограниченными возможностями. Проделанная работа соответствует определенным во введении задачам и цели.
В теоретической части данной работы были даны определения ключевым понятиям «социальная журналистика», «инклюзия», «геобрендинг», «новые медиа» и «цифровизация», а также было проведено исследование социально-урбанистических проблем Москвы, Санкт- Петербурга и Красноярска.
Однако ключевым аспектом работы был творческий проект. «На равных: инклюзивный проект о доступной среде Красноярска» представляет собой концепцию доступного пространства для маломобильных людей. В него входят несколько объектов (жилой дом, больница, школа, дворец культуры, торговый центр, спортивная и детская площадки), смоделированных по принципам инклюзии. Помимо этого, была произведена видеосъемка мест, которые, по мнению участников фокус-группы, не обладают доступностью. Обратная связь фокус-группы была в представлена в проекте в формате интерактивной карты.
Таким образом, в проекте мы получили концепцию «до» и «после». Причем концепция «после», по мнению специалиста в области проектирования, обладает универсальными инструментами, которые можно применить при реконструкции данных архитектурных сооружений.
Уникальность проекта состоит в том, что созданный проект стал первым в Красноярске примером отображения инклюзивной городской среды с помощью инструментов 3Э-моделирования. Помимо этого, уникальность также заключается в партнерской работе студентов Института филологии и языковой коммуникации и Гуманитарного института.
Данный проект может является примером того, что инструменты «новых медиа» и цифровой журналистики необходимо применять при создании концепций различного рода пространств, в том числе и инклюзивных. Это позволит комплексно взглянуть на проблему и придумать нестандартные пути ее решения.



