ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЯПОНСКИХ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В КОСМЕТОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНСТАГРАМ-АККАУНТОВ ЯПОНСКИХ БЬЮТИ-БЛОГЕРОВ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
КОСМЕТОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ 6
1.1. Косметологический дискурс: к вопросу определения и типологии 6
1.2. Языковые средства интернет-коммуникации 13
1.3. Социальная платформа «Instagram»: коммуникация и эстетика 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ПРИНЦИПОВ ЯПОНСКОЙ ЭСТЕТИКИ 30
2.1. Языковые средства выражения традиционных эстетических принципов 30
2.1.1. Моно-но-аварэ 30
2.1.2. Ваби-саби 44
2.1.3. Югэн 49
2.2. Языковые средства выражения современных эстетических принципов 55
2.2.1. Каваий 55
2.2.2. Лолита 60
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
КОСМЕТОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ 6
1.1. Косметологический дискурс: к вопросу определения и типологии 6
1.2. Языковые средства интернет-коммуникации 13
1.3. Социальная платформа «Instagram»: коммуникация и эстетика 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ПРИНЦИПОВ ЯПОНСКОЙ ЭСТЕТИКИ 30
2.1. Языковые средства выражения традиционных эстетических принципов 30
2.1.1. Моно-но-аварэ 30
2.1.2. Ваби-саби 44
2.1.3. Югэн 49
2.2. Языковые средства выражения современных эстетических принципов 55
2.2.1. Каваий 55
2.2.2. Лолита 60
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В условиях антропоцентрической парадигмы естественной точкой отсчета в лингвистической науке выступает человек. Одной из сфер, определяющих ценностное отношение человека к миру, является эстетика, которая получает специфическое преломление в каждой лингвокультуре. Эстетика в Японии считается неотъемлемой частью повседневного дискурса, способом обретения внутренней гармонии и восстановлению первозданной целостности с природой. В связи с этим, в современной науке возникает все больше исследований сферы эстетики, в том числе языковых средств реализации эстетических концептов в дискурсе.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению языковых средств выражения как традиционных, так и современных эстетических идеалов Японии в рамках косметологического дискурса.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью описания языковых особенностей японских эстетических принципов, на сегодняшний день в большей степени изученных через призму таких наук, как культурология, философия и искусствоведение, в новом типе дискурса, который вызывает все больше внимания у исследователей, - косметологическом дискурсе.
Объектом исследования является косметологический дискурс, предметом - лингвистические средства выражения эстетических принципов, используемые японскими бьюти-блогерами на платформе «Instagram».
Целью данной работы является выявление и комплексное описание языковых средств, вербализующих эстетические принципы в японском косметологическом дискурсе.
Для достижения цели работы определен ряд задач:
1. Определить теоретико-методологическую базу для изучения
косметологического дискурса и описать его конститутивные признаки.
2. Рассмотреть языковые средства выражения японских эстетических принципов в сфере интернет-коммуникации.
3. Исследовать характерные черты социальной платформы «Instagram».
4. На основе анализа публикаций японских бьюти-блогеров провести комплексное описание языковых средств выражения японских эстетических принципов.
В ходе анализа применялся комплексный метод исследования, включающий метод сплошной выборки, метод дискурсивного и культурологического анализа.
В качестве материала исследования были использованы 160 публикаций японских бьюти-блогеров в социальной сети «Instagram», репрезентирующих косметические средства, советы по нанесению макияжа и впечатления от использования косметической продукции.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных лингвистов в сфере дискурса: Н.Д. Арутюновой, В.И. Карасика, Е.Н. Вавиловой, А.А. Ушакова, Е.Н. Таличкиной и др.; в сфере интернет- коммуникации: Е.И. Горошко, Л.З. Мановича, В.О. Хмелевской, С.М. Карпоян и др.; в сфере японистики: Т.П. Григорьевой, В.В. Овчинникова, Е.Л. Катасоновой, Н.И. Конрада и др.
Практическая ценность работы заключается в том, что результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях косметологического дискурса и, в частности, речевых особенностей такой группы, как блогеры.
Структура работы в соответствии с целями и задачами исследования состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении обосновываются актуальность и практическая значимость работы, формулируются цель и задачи, указывается объект, предмет, методы и материал исследования.
В Главе 1 был рассмотрен термин «косметологический дискурс», его место в типологизации дискурсов, а также его лингвистические особенности и характеристика в рамках данного исследования. Более того, были изучены языковые средства интернет-коммуникации, рассмотрено понятие «интернет- дискурс». Особое внимание мы уделили такому жанру интернет-дискурса, как бьюти-блог на популярной платформе «Instagram» и рассмотрели его с точки зрения языковых характеристик.
В Главе 2 приведены результаты данных, полученных в ходе проведения контент-анализа публикаций японских бьюти-блогеров, размещенных на платформе «Instagram», описаны языковые средства для выражения эстетических принципов.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формируются окончательные выводы по рассмотренной теме.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению языковых средств выражения как традиционных, так и современных эстетических идеалов Японии в рамках косметологического дискурса.
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью описания языковых особенностей японских эстетических принципов, на сегодняшний день в большей степени изученных через призму таких наук, как культурология, философия и искусствоведение, в новом типе дискурса, который вызывает все больше внимания у исследователей, - косметологическом дискурсе.
Объектом исследования является косметологический дискурс, предметом - лингвистические средства выражения эстетических принципов, используемые японскими бьюти-блогерами на платформе «Instagram».
Целью данной работы является выявление и комплексное описание языковых средств, вербализующих эстетические принципы в японском косметологическом дискурсе.
Для достижения цели работы определен ряд задач:
1. Определить теоретико-методологическую базу для изучения
косметологического дискурса и описать его конститутивные признаки.
2. Рассмотреть языковые средства выражения японских эстетических принципов в сфере интернет-коммуникации.
3. Исследовать характерные черты социальной платформы «Instagram».
4. На основе анализа публикаций японских бьюти-блогеров провести комплексное описание языковых средств выражения японских эстетических принципов.
В ходе анализа применялся комплексный метод исследования, включающий метод сплошной выборки, метод дискурсивного и культурологического анализа.
В качестве материала исследования были использованы 160 публикаций японских бьюти-блогеров в социальной сети «Instagram», репрезентирующих косметические средства, советы по нанесению макияжа и впечатления от использования косметической продукции.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных лингвистов в сфере дискурса: Н.Д. Арутюновой, В.И. Карасика, Е.Н. Вавиловой, А.А. Ушакова, Е.Н. Таличкиной и др.; в сфере интернет- коммуникации: Е.И. Горошко, Л.З. Мановича, В.О. Хмелевской, С.М. Карпоян и др.; в сфере японистики: Т.П. Григорьевой, В.В. Овчинникова, Е.Л. Катасоновой, Н.И. Конрада и др.
Практическая ценность работы заключается в том, что результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях косметологического дискурса и, в частности, речевых особенностей такой группы, как блогеры.
Структура работы в соответствии с целями и задачами исследования состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении обосновываются актуальность и практическая значимость работы, формулируются цель и задачи, указывается объект, предмет, методы и материал исследования.
В Главе 1 был рассмотрен термин «косметологический дискурс», его место в типологизации дискурсов, а также его лингвистические особенности и характеристика в рамках данного исследования. Более того, были изучены языковые средства интернет-коммуникации, рассмотрено понятие «интернет- дискурс». Особое внимание мы уделили такому жанру интернет-дискурса, как бьюти-блог на популярной платформе «Instagram» и рассмотрели его с точки зрения языковых характеристик.
В Главе 2 приведены результаты данных, полученных в ходе проведения контент-анализа публикаций японских бьюти-блогеров, размещенных на платформе «Instagram», описаны языковые средства для выражения эстетических принципов.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формируются окончательные выводы по рассмотренной теме.
В данном исследовании мы ставили целью выявить, какими языковыми средствами вербализуются ключевые японские традиционные и современные принципы в рамках косметологического дискурса, реализованного на популярной платформе «Instagram». Данную цель можно считать достигнутой, были выявлены основные лексические и синтаксические средства, тропы, целью которых является выражение японских эстетических принципов.
Определив и проанализировав теоретико-методологическую базу, мы можем сделать вывод о том, что косметологический дискурс является актуальной и малоизученной областью в типологии дискурсов. Он определяется исследователями как сложноорганизованное дискурсивное образование. В рамках нашей работы косметологический дискурс - это персональный тип дискурса, который рассматривается с точки зрения его реализации в интернет-среде, поскольку все большее количество людей считают мнение блогеров более авторитетным, нежели представителей СМИ.
Подводя итог проведенному анализу, стоит отметить, что японские эстетические принципы действительно находят отражение в современном японском языке интернет-пространства. Традиционные эстетические принципы («моно-но-аварэ», «ваби-саби», «югэн») отражаются в речи бьюти- блогеров посредством употребления ономатопоэтической и сезонной лексики, сравнительных оборотов, эмоционально окрашенной лексики, наречий степени и образа действия, частиц, междометий, фразеологизмов, риторических восклицаний, а также лексем со значением одушевления неодушевленного (при помощи суффиксации), натуральности, естественности, спокойных оттенков, блеска, роскоши и очарования (предикативные, непредикативные прилагательные, существительные, глаголы). Что касается современных эстетических принципов («каваий», «Лолита»), то прослеживается тенденция употребления сравнительных оборотов, заимствованной из английского языка лексики, метафор, уменьшительно-ласкательных суффиксов и синонимов.
Полученные в ходе работы результаты можно использовать для проведения дальнейших и более глубоких исследований в области реализации эстетических принципов в лингвистическом аспекте, а также при проведении анализа языковых особенностей, используемых бьюти-блогерами.
В дальнейшей перспективе исследования данной темы целесообразно рассмотреть публикации и статьи бьюти-блогеров в рамках других интернет- жанров: социальных сетей, форумов и личных веб-страниц. А также для выявления общих тенденций проанализировать языковое проявление других традиционных и современных эстетических принципов.
Определив и проанализировав теоретико-методологическую базу, мы можем сделать вывод о том, что косметологический дискурс является актуальной и малоизученной областью в типологии дискурсов. Он определяется исследователями как сложноорганизованное дискурсивное образование. В рамках нашей работы косметологический дискурс - это персональный тип дискурса, который рассматривается с точки зрения его реализации в интернет-среде, поскольку все большее количество людей считают мнение блогеров более авторитетным, нежели представителей СМИ.
Подводя итог проведенному анализу, стоит отметить, что японские эстетические принципы действительно находят отражение в современном японском языке интернет-пространства. Традиционные эстетические принципы («моно-но-аварэ», «ваби-саби», «югэн») отражаются в речи бьюти- блогеров посредством употребления ономатопоэтической и сезонной лексики, сравнительных оборотов, эмоционально окрашенной лексики, наречий степени и образа действия, частиц, междометий, фразеологизмов, риторических восклицаний, а также лексем со значением одушевления неодушевленного (при помощи суффиксации), натуральности, естественности, спокойных оттенков, блеска, роскоши и очарования (предикативные, непредикативные прилагательные, существительные, глаголы). Что касается современных эстетических принципов («каваий», «Лолита»), то прослеживается тенденция употребления сравнительных оборотов, заимствованной из английского языка лексики, метафор, уменьшительно-ласкательных суффиксов и синонимов.
Полученные в ходе работы результаты можно использовать для проведения дальнейших и более глубоких исследований в области реализации эстетических принципов в лингвистическом аспекте, а также при проведении анализа языковых особенностей, используемых бьюти-блогерами.
В дальнейшей перспективе исследования данной темы целесообразно рассмотреть публикации и статьи бьюти-блогеров в рамках других интернет- жанров: социальных сетей, форумов и личных веб-страниц. А также для выявления общих тенденций проанализировать языковое проявление других традиционных и современных эстетических принципов.



