Введение 3
Глава I. Научно-теоретический анализ литературы по проблеме развития умения строить предложения у детей дошкольного возраста при общем
недоразвитии речи 7
1.1. Развитие умения строить предложения в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития умения строить предложения при общем
недоразвитии речи 13
1.3. Анализ существующих подходов к проблеме диагностики и развития
умения строить предложения 19
Вывод по главе 1 26
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей построения предложений у младших дошкольников с общим недоразвитием речи первого уровня 28
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 28
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
2.3. Методические рекомендации по развитию умения строить предложения у
младших дошкольников с общим недоразвитием речи первого
уровня 46
Вывод по главе II 54
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложения 64
Актуальность. Для формирования познавательной деятельности ребёнка, становления личности и полноценного общения его с другими людьми принципиальное значение приобретает развитие речи.
В последнее время одним из самых распространённых речевых нарушений у детей является общее недоразвитие речи. В 50-60-х годах XX века Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников научноисследовательского института дефектологии была впервые теоретически рассмотрена эта проблема.
Проблема по разработке методов диагностики и коррекции речевых и неречевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи является важной и актуальной для теории и практики логопедии и специальной педагогики.
Одной из наиболее значимых в логопедии проблем является неумение детей с различными формами патологии правильно строить предложения, так как неправильно оформленное предложение препятствует развитию самостоятельной речи. Только овладев законами правильного структурирования, ребёнок может полноценно общаться с другими людьми и познавать действительность.
Одним из важнейших направлений логопедической работы, является развитие лексико-грамматической стороны речи, усвоение синтаксических норм, формирование и совершенствование умений строить предложения в соответствии с этими нормами. Внимание к овладению предложением в дошкольном возрасте объясняется тем, что предложение фокусирует в себе функции других элементов языковой структуры, служит основной единицей общения, соотносится со структурой логического суждения.
Проблема развития умения строить предложения рассматривалась в работах многих авторов: 3.Е. Агранович, А.Г. Арушанова, Т.П. Бессонова, С.М. Валявко, Ю.Ф. Гаркуша, О.Е. Грибова, А. Н. Гвоздев, Л.М. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, О.С. Ушакова, Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова, Г.Р. Шашкина и др. По данной проблеме наиболее освещённым вопросом являются нарушения морфологической системы языка. Вопрос выявления нарушения синтаксической единицы речи у дошкольников в настоящее время остаётся открытым и недостаточно изученным. Синтаксическая система языка - совокупность грамматических правил соединения слов в предложение. Она является наиболее поздно формируемой и сложной. В развитии детской речи предложение играет огромную роль, так как является, орудием мышления и общения. Усваивая предложения разных типов, ребёнок овладевает родным языком. Развитие предложений у ребёнка состоит в том, что оно усложняется за счёт включаемых в него элементов (слов) и разнообразия взаимоотношений между ними. Нарушения синтаксических операций существенно затрудняют процесс развития дошкольника, отрицательно сказываются на формировании познавательной деятельности, что в дальнейшем препятствуют овладению школьной программой.
Проблема исследования: заключается в том, у детей с одинаковым логопедическим заключением могут быть выявлены различные нарушения в развитии речи, в том числе и синтаксической стороны речи. В связи с этим не хватает конкретных дифференцированных подходов к развитию умения построения предложений у младших дошкольников с общим недоразвитием речи первого уровня.
Объект исследования: синтаксическая сторона речи.
Предмет исследования: особенности развития умения строить предложения у младших дошкольников с общим недоразвитием речи первого уровня.
Гипотеза исследования: состояла в предположении о том, что, даже имея одинаковое логопедическое заключение, дети могут показывать различные результаты при составлении предложений. Это привело нас к пониманию того, что необходимо провести специальное исследование, направленное на выявление особенностей развития умения строить предложения у детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи первого уровня. Выявление этих особенностей поможет нам при составлении дифференцированных методических рекомендаций по развитию умения строить предложения у данной категории детей, а также подбора речевого материала.
Цель исследования: изучение особенностей развития умения строить предложения у младших дошкольников с общим недоразвитием речи первого уровня и разработка методических рекомендаций.
Задачи:
1. Проанализировать научно-теоретическую и логопедическую литературу по проблеме развития умения строить предложения.
2. Выявить особенности лексического и грамматического оформления предложения у младших дошкольников с общим недоразвитием речи первого уровня.
3. Составить методические рекомендации по развитию умения строить предложения у детей данной категории.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики и психологии:
• о поэтапном развитии грамматического строя речи (А.Н. Гвоздев);
• понимание речи как сложная система структурного компонента, которые тесно взаимосвязаны (О.Е. Грибова, Р.Е. Левина);
• о дифференцированном подходе в системе логопедической работы (Р.Е. Левина).
Методы исследования: определились в соответствии с целью и задачами исследования:
• теоретические: изучение анализа научно-теоретической и
логопедической литературы по проблеме исследования; изучение медицинской и психолого-педагогической документации.
• эмпирические: наблюдение, констатирующий эксперимент.
• интерпретационный количественный и качественный анализ данных.
Теоретическая значимость - уточнены и подтверждены научные исследования об особенностях синтаксиса.
Практическая значимость - разработанные нами методические рекомендации и набор заданий для обследования лексико-грамматического оформления предложения могут быть использованы педагогами на занятиях в ДОУ.
База исследования: муниципальное казённое дошкольное
образовательное учреждение Красноярского края.
Участники эксперимента: дети в возрасте 3-4 лет, 10 участников эксперимента с общим недоразвитием речи первого уровня и 10 участников эксперимента с нормой речевого развития.
Структура квалификационной работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения, библиографического списка, приложения, 8 гистограмм и 14 таблиц.
В результате научно-теоретического анализа литературы по проблеме развития умения строить предложения у детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи нами сделан вывод, что данная проблема остаётся актуальной и изучена недостаточно. Исследование развития умения строить предложения у детей имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории оно связано с установлением вида, этиологии и тех или иных ошибок, которые дети допускали в заданиях. С позиции практики - их наличие способствует более точному, целенаправленному и дифференцированному воздействию.
На основе изученной литературы было рассмотрено развитие лексического и грамматического оформления предложений в онтогенезе, дана характеристика нарушения, а также психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи первого уровня. Рассмотрены методики
логопедического обследования по выявлению и развитию лексикограмматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста с данным речевым отклонением.
Были изучены методические системы коррекционно-педагогической работы: Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Г.В. Тумановой, Т.В. Филичевой, а также некоторые приёмы работ других авторов, общее мнение которых заключалось в том, что лексико-грамматическая сторона речи у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи первого уровня, не может развиваться самостоятельно, для этого требуется систематическая поэтапная коррекционная работа.
Проведённый констатирующий эксперимент позволил выявить, что нарушения умения строить предложения выражаются в грубых аграмматизмах, искажении синтаксической стороны речи, пропуске членов предложений.
Можно сделать вывод, что выявленные нами особенности должны быть учтены при составлении дифференцированных методических рекомендаций по развитию умения строить предложения. На основе результатов эксперимента нами были определены принципы и содержание логопедической работы по развитию умения строить предложения. Также нами выявлены общие этапы логопедической работы, однако содержание каждого этапа мы дифференцировали для участников экспериментальной группы. Нами подобраны игры и упражнения по развитию умения строить предложения для младших дошкольников с общим недоразвитием речи I уровня.
Выявление особенностей умения построения предложений у детей проводилось на базе муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Красноярского края, в младшей группе общеразвивающейся направленности. В эксперименте участвовало 20 детей младшего дошкольного возраста, из них 10 детей, имеющие заключение территориальной психолого - медико - педагогической комиссии, о наличии у них общего недоразвития речи первого уровня и 10 детей с нормой речевого развития. Средний физиологический возраст участников эксперимента от 3,6 до 4,2 лет. Экспериментальное исследование состояло из 6 блоков. На констатирующем этапе эксперимента диагностические исследования позволили нам выявить первоначальный уровень развития умения строить предложения, у каждого он был различен. У участников экспериментальной группы 40% (4 человек) был выявлен низкий уровень развития и 60% (6 человек) уровень ниже среднего. У 100% (10 человек) участников эксперимента контрольной группы лексико-грамматический строй речи был выше среднего. Полученные данные об особенностях развития умения строить предложения у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи первого уровня основные дифференцированные логопедические рекомендации и целенаправленную логопедическую работу, через специальные игры и упражнения.
Таким образом, цель и задачи исследования реализованы, результаты проведённого исследования не противоречат гипотезе о том, что, даже имея одинаковое логопедическое заключение, дети могут показывать различные результаты при составлении предложений. Выявление этих особенностей помогло нам при составлении дифференцированных методических рекомендаций по развитию умения строить предложения у данной категории детей, а также подбора речевого материала.
В качестве дальнейшей перспективы планируется апробировать предложенные методические рекомендации для разных возрастных групп в дошкольном учреждении. Применение данной методики не нарушат общей структуры образовательного процесса, его можно видоизменить или дополнить тематическое планирование, основываясь на план и программу дошкольного учреждения. Также необходимо разработать систему взаимодействия ДОУ и семьи в развитии всех сторон речи.
1. Агранович З.Е. Преодоление лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - М.: Прогресс, 2012. 474 с.
2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. - СПб: Питер - 2011. 89 с.
3. Батяева С.В. Мои первые предложения. Альбом для развития речи. - СПб: Питер, 2016. 48 с.: ил. - (Серия «Вы и ваш ребёнок»).
4. Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи - М.: Академия, 2013. 16 с.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Прогресс, 2012. 598 с.
6. Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексикограмматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменение глаголов и построения простых распространённых предложений) - М.: АТТИКА, 2010. 32 с.
7. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка в 2 ч. Часть 2. Синтаксис / Ф. И. Буслаев. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. 335 с.
8. Валявко С.М. Психолого-педагогические аспекты изучения речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи. // Специальная психология. - 2015.- № 3. С. 46-53.
9. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектолог. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.
10. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Учебник для студентов вузов. //Москва: В. Секачев - 2014. 264 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2009. 415 с.
12. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2015 № 1. С 43 - 55.
13. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. 21 с.
14. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов //Нарушения речи и голоса / Под. ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. - М., 1975. С. 71-80
15. Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя. - М.: Высшая школа, 2011. 499 с....52