Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №165767

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ: ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКА ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1 Развитие навыка построения предложений в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития навыка построения предложений при задержке
психического развития 15
1.3. Анализ существующих подходов к проблеме диагностики и развития
навыка построения предложений 17
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАВЫКА ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕТЬИХ
КЛАССОВ С ЗАДРЕЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 28
2.3. Методические рекомендации по развитию навыка построения предложений у обучающихся третьих классов с задержкой психического
развития 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64

Актуальность. По окончанию дошкольного образования ребёнок может самостоятельно правильно составлять как простые, так и сложные предложения. Навык построения предложений является одной из частью успешного овладения школьной программой по русскому языку и литературе.
Сформированный навык построения предложений влияет на овладение письменной речью.
Однако при различных речевых патологиях и прочих нарушениях развития данный навык очень часто не является сформированным полностью. У детей возникают трудности в самостоятельном построении сложноподчинённых и сложносочинённых, а иногда и распространённых предложений. Всё это не только создаёт трудности в освоении программы, но и затрудняет процесс коммуникации, а также тормозит процесс развития связной речи.
Проблема несформированности навыка построения предложений рассматривалась в работах многих авторов (А.Н. Гвоздев, Р.И. Лалаева, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.).
При задержке психического развития нарушения речи часто имеют системный характер, то есть, нарушаются все стороны речи, в том числе и синтаксическая сторона речи.
Актуальность темы исследования особенностей навыка построения предложений у детей с задержкой психического развития заключается в том, что даже имея одинаковое логопедическое заключение, дети могут показывать различные результаты при составлении различных типов предложений. Выявление этих особенностей поможет нам при составлении дифференцированного содержания и методов логопедической работы, а также подбора речевого материала.
Соответственно, необходимо провести логопедическое обследование, направленное на выявление особенностей построения предложений у обучающихся с задержкой психического развития.
Объект исследования - синтаксическая сторона речи.
Предмет исследования - особенности построения предложений у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития.
Цель исследования - выявление особенностей и уровня сформированности навыка построения предложений у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития и разработка дифференцированных методических рекомендаций по развитию навыка построения предложений.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
• у обучающихся с задержкой психического развития имеются особенности построения различных типов предложений, проявляющиеся в пропусках или заменах членов предложений, упрощении структуры сложных предложений;
• выявленные нами особенности и уровни сформированности навыка построения предложений позволят разработать дифференцированные методические рекомендации по развитию навыка построения предложений.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме развития навыка построения предложений у нормально развивающихся и у детей с задержкой психического развития.
2. Выявить особенности лексического, грамматического оформления предложения и смысловой адекватности у обучающихся третьих классов с задержкой психического развития.
3. Составить дифференцированные методические рекомендации по развитию навыка построения предложений у детей данной категории.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики и психологии:
• о поэтапном развитии грамматического строя речи (А.Н. Гвоздев);
• об основных закономерностях развития нормального и аномального ребёнка (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
• о клинико-физиологических и психолого-педагогических особенностях детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский);
• о дифференцированном подходе в системе логопедической работы (Р.Е. Левина);
• о деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев).
Методы исследования определились в соответствии с целью и задачами исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и практические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение медицинской и психолого-педагогической документации, наблюдение, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Организация исследования проводилась на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №65». В эксперименте приняло участие 10 детей 8-9 лет с задержкой психического развития.
Исследование проводилось в течение первого полугодия 2019 года и проходило в три этапа:
1. Первый этап (сентябрь 2019): изучение и анализ литературы, формулировка цели и задачи исследования, определение объекта, предмета и базы для проведения исследования, подбор участников.
2. Второй этап (октябрь-декабрь 2019): проведение констатирующего эксперимента, анализ результатов констатирующего эксперимента.
3. Третий этап (февраль-апрель 2020): составление методических
рекомендаций, обобщение и оформление результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении данных об особенностях навыка построения различных типов предложений у обучающихся с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в разработке дифференцированных методических рекомендаций, направленных на развитие навыка построения различных типов предложений у обучающихся с задержкой психического развития.
Структура и объём работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка литературы. Работа включает 20 гистограмм и 22 таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате анализа психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования нами сделан вывод, что сформированный навык построения различных типов предложений играет важную роль в успешном овладении школьной программы по русскому языку и литературе, а также в овладении письменной речью.
Недостаточная сформированность навыка приводит не только к трудностям в плане освоения школьной программы, но и в плане коммуникации, из-за чего ребёнку трудно более точно выразить свои мысли. При этом нарушение навыка построения предложений может быть обусловлено несформированностью глубинно-семантического структурирования и недостаточным развитием синтаксических отношений. Ребёнку трудно допускает ошибки в выборе правильной формы слова, правильном структурировании сложных предложений.
Для выявления особенностей построения предложений у обучающихся с задержкой психического развития нами был проведён констатирующий эксперимент.
В рамках нашего исследования навык построения предложений рассматривался как совокупность лексического и грамматического оформления, а также смысловой адекватности.
Качественный анализ данных эксперимента показал, что в плане грамматического оформления у участников эксперимента все серии вызвали затруднения. Наиболее высокие показатели участники продемонстрировали в серии II (повторение предложений). Наибольшее количество ошибок обучающиеся допустили в серии I (составление предложений с опорой на картинки) и серии III (составление предложений из слов в начальной форме). При этом выявлены следующие ошибки:
• пропуски членов предложения;
• нарушение согласования существительного с прилагательными;
• упрощение структуры сложного предложения до простого.
В плане лексического оформления затруднения у обучающихся вызвали серия I (составление предложений с опорой на картинки) и серия V (завершение и дополнение предложений). При этом выявлены следующие ошибки:
• неточные словесные замены;
• неадекватное использование вербальных средств.
Также следует отметить, что при выполнении заданий участники эксперимента использовали и адекватные словесные замены, не влияющие на смысловую адекватность.
В плане смысловой адекватности затруднения у участников вызвали серия I (составление предложений с опорой на картинки) и серия IV (верификация предложений). Основной ошибкой участников являлась смысловая неполнота, связанная с упрощением структуры сложного предложения.
Обучающиеся легко справлялись с заданиями на построение малораспространённых и простых распространённых предложений. Единичные ошибки допускались в предложениях с однородными членами. Наибольшие затруднения вызвали задания на построение сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
Таким образом, выявленные нами особенности были учтены при составлении дифференцированных методических рекомендаций по развитию навыка построения предложений. На основе анализа литературы и результатов эксперимента нами были определены принципы и содержание логопедической работы по развитию навыка построения предложений. Нами выявлены общие этапы логопедической работы, однако содержание каждого этапа мы дифференцировали для участников экспериментальной группы. Нами подобраны игры и упражнения по развитию навыка построения предложений для обучающихся с задержкой психического развития.
Таким образом, цель и задачи, поставленные нами, выполнены.


1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель, 2007.
2. Ахметзянова А.И. Патология речи: Учебное пособие / А.И. Ахметзянова. Казань: КФУ, 2015. - 167 с.
3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011. - 136 с.
4. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектолог. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2009. - 415 с.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2011. - 320 с.
7. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / Под ред. С.А. Абакумова. М.: АПН РСФСР, 1949. Ч. 1. - 268 с.
8. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
9. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Издательство Академии
педагогических наук, 1958.
10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011. - 288 с.
11. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение // Русский медицифнский журнал, 2016. - С. 362­366.
12. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. 2-е изд. испр. и дополн. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 279 с.
13. Карелина И.Б. Классификация задержек речевого развития различного генеза // Специальное образование. 2015. - С. 149-156.
14. Кубрякова Е.С. Аналогия и формирование правил в детской речи / Детская речь: лингвистический аспект. - СПб., 1992.
15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 303 с....45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ