Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Проблема внимания в психологии 8
1.2. Психологические основы развития внимания у детей младшего
школьного возраста 14
1.3. Современное состояние изучения проблемы внимания учащихся
младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями 20
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями 29
2.1. Организация, методы и методики исследования 29
2.2. Анализ результатов исследования 33
Выводы по второй главе 40
Глава 3. Методические рекомендации по коррекции произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями 41
3.1. Основные направления, формы и методы коррекции произвольного
внимания учащихся младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями 41
3.2. Рекомендации по коррекции и развитию произвольного внимания
учащихся младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями 47
Выводы по третьей главе 55
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения 68
Актуальность исследования. Внимание является процессом сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Различными свойствами, видами и общим изучением внимания занимались различные зарубежные и отечественные педагоги, психологи и физиологи такие как: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.А. Ухтомский, К.Д. Ушинский, И.П. Павлов.
Впервые в отечественной педагогике и психологии проблема формирования внимания учащихся на уроке была поставлена К.Д. Ушинским. Создавая «Педагогическую антропологию», он разрабатывал психологические основы обучения, где проблема формирования внимания была вписана в общий контекст обучения.
Считая, что внимание ответственно за отбор наиболее существенной информации, известный отечественный психолог А.Р. Лурия отмечал, что внимание служит основой для организованного поведения в сенсорных, двигательных и интеллектуальных процессах.
Физиологические основы внимания исследованы в трудах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского. Л.С. Выготский исследовал психологические механизмы произвольного внимания, как у нормально развивающихся детей, так и у детей с отклонениями в развитии.
В специальной психологии особенности внимания школьника с особыми образовательными потребностями (ООП) рассмотрены в трудах И.В. Беляковой, С.Д. Забрамной, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, С.Я. Рубинштейн. Изучению внимания посвящены исследования, выполненные И.Л. Баскаковой, С.В. Лиепиня, Л.И. Переслени, С.А. Сагдуллаевым. В своих исследованиях данные авторы отмечают своеобразие формирования внимания у детей с особыми образовательными потребностями, а также описывают пути и средства коррекции внимания, способных оказать помощь в обучении и воспитании этих детей. Однако развитие внимания представляет одну из труднейших задач, еще более осложняющуюся в случае обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Многие педагоги в современной системе образования, отмечают, что из-за проблем во внимании возникают проблемы и с учебной деятельностью. Неспособность сосредотачиваться на задании для детей является значительной проблемой на этапах обучения. Внимание является важным условием в успешности ребенка, то, как он может переключаться с одной деятельности на другую. Не без помощи внимания развиваются такие новообразования, как умение мыслить, рассуждать и в целом ребенок познает мир, в том числе и при наличии достаточно развитого внимания.
Развитие внимания очень важно в момент поступления ребенка с особыми образовательными потребностями в школу. В этот период одной из важных задач для педагогов и психологов является развитие внимания, что в свою очередь повлечет за собой положительную динамику в развитии и получении образования данной категории детей.
Проблема исследования. Развитие произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями является одним из факторов успешного воспитания и обучения их в школе, однако система данного процесса требует дальнейшей разработки.
Цель исследования: изучить особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями, а именно с задержкой психического развития, составить методические рекомендации по своевременной коррекции данного психического процесса.
Объект исследования: внимание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности произвольного внимания
учащихся младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития).
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что произвольное внимание учащихся младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) будет характеризоваться: недостаточным переключением внимания, слабой устойчивостью и концентрацией внимания.
В соответствии с объектом, предметом, поставленной целью были определены следующие задачи:
1. На основании анализа психолого-медико-педагогической литературы определить современное состояние изучения проблемы исследования.
2. Выявить и проанализировать особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
3. Составить методические рекомендации, направленные на коррекцию и развитие произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: теории развития внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Л.С. Выготский 1976, К.Д. Ушинский 2005, С.Л. Рубинштейн 1989, П.П. Блонский 1936, А.Р. Лурия 1975, Н.Н. Ланге 1967, У Джеймс 1991, В. Вундт 2007, Э. Титченер 1908); изучение внимания с точки зрения физиологических механизмов (А.Н. Леонтьев 1983, И.П. Павлов 1951, М.В. Бехтерев 1904, Т.А. Рибо 2016); изучение закономерностей и условий развития внимания (Н.Ф. Добрынин 1951, С.Л. Кабыльницкая 1974, Н.В. Дубровинская 1985, П.Я. Гальперин 1974); изучение внимания детей с задержкой психического развития (С.Д. Забрамная 2005, Л.Н. Блинов 2001, Л.Ф. Чупров 1987, М.С. Певзнер 1973, Р.С. Немов 2008, Т.А. Власова 1984, В.И. Лубовский 2005, Н.А. Цыпина 1984); особенности развития внимания и психолого-педагогическая коррекция свойств внимания младших школьников с ОВЗ (Е.В. Золоткова, Е.В. Тюрина 2018, Ю.В. Ходос, Н.В. Шкляр 2015, Е.А. Ветрова 2018, Е.В. Фердерер, Г.В. Терехова 2018).
Методы исследования. Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1) теоретические (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования); 2) эмпирические методы (изучение психолого-педагогической документации на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании; констатирующий эксперимент; опрос; беседа; наблюдение); 3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
В психологическое исследование были включены следующие психодиагностические методики:
• Тест Тулуз-Пьерона;
• Методика «Таблицы Шульте»;
• Тест «Переплетенные линии Рея».
Организация исследования. Базой исследования явилось муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Ю.А. Гагарина» г. Дивногорска (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Ю.А. Гагарина»). В исследовании принимали участие 17 детей в возрасте 9 - 10 лет с задержкой психического развития.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в период с 2019 г. по 2020 г. и осуществлялось в четыре этапа:
Первый этап - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования.
Второй этап - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов.
Третий этап - подбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями. Анализ результатов исследования.
Четвертый этап - обоснование и разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию и формирование произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями. Формулирование общих выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления о важном психическом процессе, который является условием успешного осуществления любой деятельности, особенно учебной, детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
Практическая значимость исследования. Заключается в разработке методических рекомендаций, направленной на коррекцию и развитие произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития). Материалы данного эмпирического исследования могут быть полезны психологам, педагогам и другим специалистам, работающим с данной категорией детей.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 68 источников и приложения. Работа включает 5 таблиц, 7 диаграмм.
Среди детей с ОВЗ в начальной школе, часто наблюдаемой проблемой является неуспеваемость. Причиной неуспеваемости учащихся чаще всего является недостаточно развитое произвольное внимание.
Целью исследования послужило изучение особенностей произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями, составление методических рекомендаций по своевременной коррекции данного психического процесса.
В соответствие с целью были выполнены следующие задачи:
1. Определено на основании психолого-медико-педагогической литературы современное состояние изучения проблемы исследования.
Внимание является важной составляющей развития ребенка, так как оно непосредственно связано с произвольной деятельность, речью, высшими психическими функциями и развитием ребенка в целом.
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания (психической деятельности) на объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость.
Внимание осуществляет отбор информации, которая поступает в организм, при этом выявляя ту информацию, которая актуальна на данный момент.
В ходе работы было определено, что у внимания есть пять свойств, которые имеет свою очередность в развитии: сначала устойчивость и концентрация, затем объем, а впоследствии, переключаемость и распределение.
В норме, к 9-10 годам все свойства внимания развиваются в полном объеме. Из этого следует, что если у ребенка нарушено какое-либо свойство внимания, то оно ведет и к отставанию других свойств внимания.
Формирование и развитие произвольного внимания, является важным приобретением, связанным с развитием у ребенка волевых качеств.
Внимание вначале опирается на чувственное содержание, затем переходит на переключение мыслительных связей, а это и есть процесс интеллектуализации. Без умственного развития нет и развития других психических функций.
При применении грамотных методов компенсации в зависимости от природы нарушения, необходимо развивать внимание, делая упор на компенсацию тех свойств, которые лежат в основе этих нарушений. Это будет способствовать развитию познавательной сферы, а развитие познавательной сферы в свою очередь содействовать успешному обучению в школе.
2. Выявлены и проанализированы особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
Согласно гипотезе исследования, произвольное внимание учащихся младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) характеризуется: недостаточным переключением, слабой устойчивостью и концентрацией внимания.
Во время проведения исследование у детей наблюдалась незрелость эмоционально-волевой сферы, и одной из ее особенностей - неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий.
У детей с ЗПР также наблюдалось слабое интеллектуальное развитие, незрелая нервная система и из-за этого была снижена продуктивность во время выполнения заданий.
В экспериментальном исследовании приняли участие 17 обучающихся 3-х классов в возрасте 9-10 лет с задержкой психического развития.
Согласно полученным экспериментальным данным, было выявлено, что 47% обследуемых младших школьников с ЗПР имеют слабый уровень развития концентрация внимания.
У 41,2% участников эксперимента уровень развития переключения внимания низкий. Дети не могут сосредоточиться над выполнением задания и с трудом могут контролировать себя в ходе его выполнения, что свидетельствует о низком произвольном внимании.
Устойчивость внимания у 12% развита недостаточно, а у 35% детей удовлетворительно.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости и направленного коррекционного воздействия на произвольное внимание младших школьников с ЗПР.
3. Составлены методические рекомендации, направленные на коррекцию и развитие произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
Исследования данной проблемы показывают, что комплексная работа всех звеньев коррекционного воздействия (учитель, родитель, дефектолог, логопед, педагог-психолог) привносит значительные результаты в развитии познавательной деятельности и внимания младших школьника с ЗПР.
При применении грамотных методов, подходов к компенсации данного нарушения, развивать внимание необходимо исходя из того, какие свойства внимания страдают у ребенка в большей степени.
Суть коррекции заключается в том, чтобы преодолеть имеющиеся трудности у ребенка, развить его психические функции , расширить и наполнить его практический и жизненный опыт.
В данной работе были представлены методические рекомендации для учителей и родителей (законных представителей) по развитию произвольного внимания младших школьников с особыми образовательными потребностями.
Рекомендации представляют собой игры, упражнения направленные на коррекцию внимания по его свойствам и видам.
Для учителей были предложены методы и формы работы, позволяющие не только на занятиях, но и во время урока поддерживать достаточный уровень внимания детей с ЗПР.
Согласно проведенным этапам экспериментального исследования поставленные цели и задачи были полностью выполнены. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, полностью подтвердилась.
1. Алмазова О.В. Теоретико-практический анализ проблемы коррекции
нарушений внимания у детей с задержкой психического развития в учебновоспитательном процессе. - Журнал «Специальное образование», 2007 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/teoretiko-prakticheskiy-analiz-problemy- korrektsii-narusheniy-vnimaniya-u-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v- uchebno
2. Альманах психологических тестов [Текст]. - М., 1995. - С. 112-116.
3. Бехтерев В.М. Психика и жизнь/ В. Бехтерев . - Изд. 2-е, знач. доп. и частью перераб. - СПб.: Изд. К Л. Риккера, 1904. - 206 с.
4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. -- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебн. Пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
6. Блонский П.П. Педология - М.: Государственное учебно -
педагогическое издательство, 1936. - 336 с.
7. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - С. 25.
8. Богданова Н.А., Чанова Е.Б, Селянина С.Ю., Котова Л.Г., Басалаева В.И. Методические рекомендации по созданию специальных образовательных условий для лиц с ОВЗ. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:ZZwww.surwiki.admsurgut.ru/wikiZimagesZ7Z7a/%D0%9C%D0%95 %D 1 %82%D0%BE%D0%B4.%D 1 %80%D0%B5%D0%BA._%D 1 %81 %D0%BF %D0%B5%D1%86.%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8% D1%8F.pdf#page26
9. Вундт В. Введение в психологию [Текст] / В. Вундт. - М.: КомКнига, 2007. - 168 с.
10. Ветрова Е.А. Система работы по развитию произвольного внимания
младших школьников с задержкой психического развития с использованием инновационных технологий. - Электронный журнал «Постулат», Выпуск №4, 2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e-
postulat.ru/index.php/Postulat/article/view/1408
11. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
12. Выготский Л.С. Лекции по психологии детского возраста [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2004. - 144 с.
13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: «АПН»
• 1960. - C. 13.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Основы дефектологии. - М.: Педагогика, 1983.
15. Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974....68