Объект исследования - сеть оптик ИП Исаковой Р.В. (г. Асбест).
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 5
1.1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 5
1.2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС – ПРОЦЕССАМИ 12
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС- ПРОЦЕССАМИ 19
2.1 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 19
2.2 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕС- ПРОЦЕССОВ НА ПРИМЕРЕ “WARBY PARKER” 24
2.3 РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРИМЕРЕ “СЧАСТЛИВОГО ВЗГЛЯДА” 28
3. МЕТОДИКА УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС -ПРОЦЕССАМИ В СЕТИ ОПТИК 31
3.1 ОПИСАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В СЕТИ ОПТИК 33
3.2 РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕС- 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что постоянные из-менения во внешней среде влияют на методы управления бизнесом. Оптика – особый вид бизнеса, который имеет две отличительные черты: медицинская сфера и необходимость физического присутствия клиента. Те компании, ко-торые обращают эти условия из угроз в возможности, и достигают успеха. Таким образом, меняются бизнес-модели, а с ними – условия работы.
Цель данной работы – разработать рекомендации по повышению эф-фективности бизнес-процессов в сети салонов оптики на основе анализа зару-бежного и российского опыта.
Задачи эмпирической части данного исследования:
− выявить закономерность управления бизнес-процессами и затратами;
− систематизировать стратегии, используемые в оптической индустрии в настоящее время для выбора инструментов оптимизации бизнес-процессов;
− провести комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности сети салонов оптики;
− выявить «узкие места» и возможности повышения эффективности бизнес-процессов;
− использовать зарубежный и российский опыт для обоснования реко-мендаций по повышению эффективности бизнес-процессов в сети салонов оп-тики;
− выявить проблемы производственного цикла и рассчитать его опти-мальную длительность с применением предложенных инструментов;
− составить стратегическую карту на основе BSC;
− дать рекомендации для сети салонов оптики для повышения эффек-тивности бизнес-процессов.
Предметом данного исследования являются бизнес-процессы и затраты предприятий оптической отрасли в современных условиях.
Объект – компания, специализирующиеся в оптической сфере.
Методологическую базу составили научные статьи, зарубежные и рос-сийские учебные материалы.
Информационную базу исследования составили: отчеты таких компа-ний как «Счастливый взгляд», «Warby Parker» и других, их сайты, новостные статьи, мировые рейтинги.
В данном исследовании было проанализировано, как современные компании, специализирующиеся в розничной торговле очковой продукции, работают в новых условиях ведения бизнеса. Такие внешние факторы как глобальная пандемия короновируса сильно повлияла на поведение органи-заций на рынке. Были сформированы новые стратегии выхода из сложив-шийся ситуации в ответ на турбулентность внешней среды. Оптимизация бизнес- процессов и, соответственно, затрат стала главной целью у большин-ства компаний.
Были определены самые встречающиеся методы оптимизации. В дан-ном исследовании важную роль играла практическая сторона изучаемого предмета, ведь изменения, повлиявшие на деятельность организаций, проис-ходят в данный момент и, конкретно, в изучаемом объекте.
Сфера выбранной компании сократила перечень предложенных путей оптимизации. Например, вместо использования конкретно ABC-костинга или ФСА привелось описание именно принципа управления, основанного на од-ном из анализов. Розничная торговля очковой продукцией не напрямую за-нимается производством. Она предлагает производство очков как услугу.
Так как изготовление заказов представляет собой работу с внешними контрагентами, весь механизм основан на цельной цепочке, которая затягива-ется слишком сильно и влияет на доход компании.
Также, сама специализация выбранной компании добавляет ограниче-ния на возможности оптимизации. Одно снижение затрат не позволяет наде-яться на улучшение показателей, так как оно дает только моментальный эф-фект. В оптике очень важно качество продукции и предоставленных услуг. Экономия на этом усугубит проблемы.
Единственно верным решением является работа над сохранением всего, что есть в компании. Соответственно – необходима оптимизация бизнес- процессов. Конкретно - над «узкими местами», которые тормозят всю работу организации.
В данном исследовании была предложена система сбалансированных показателей, которая напрямую работает с принципами причинно-следственных связей. Ведь это именно то, что нужно оптике в данный период и в общем.
На основе понимания всей логической цепи и того, что из чего происхо-дит, система оптимизации выстраивается сама, не упуская невидимые, но важные процессы.
Был проанализирован опыт американской компании «Warby Parker» и российской – «Счастливый взгляд». Обе компании в своих стратегиях разви-тия и оптимизации использовали именно систему сбалансированных показа-телей. Решив проблемы в каждой из составляющей ССП – клиенты, персо-нал, бизнес- процессы и финансы – компании остались одними из лидирую-щих на своих рынках.
В итоге после описания существующей ситуации в оптике ИП Исаковой Р.В. была создана карта процессов и представлена таблица по каждому про-цессу с рекомендациями.
В результате были решены такие проблемы:
− долгое ожидание заказов (ожидание сократилось с 2 недель до 5,5 дня и стоимость процесса уменьшилась на 600 руб./нед.);
− несвоевременное пополнение запасов (использование формул расче-та и внедрение нового типа касс);
− необоснованный выбор поставщиков линз (новый поставщик предла-гает такое же качество по более низкой цене).
Данные проблемы выявились именно после анализа по ССП и были определены как «узкие места», которые мешали компании развиваться. Их оптимизация позволит организации сократить издержки и привлечь клиен-тов. По принципам ССП, именно последнее звено – клиенты и их удовлетво-ренность – влияет на первое, финансы, т.е. доходы компании. Решение про-блем между ними ускоряет обороты.
1. Асаул А. Н. [и др.] Организация предпринимательской деятельности [Текст]
: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" /; [под ред. А. Н. Асаула]. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2016. - 400 с. 11экз.
2. Баринов, В. А. Стратегический менеджмент [Текст] : учеб. пособие по специальностям 080507 "Менеджмент организации", 080503 "Антикри-зисное управление" и другим экономическим специальностям / В. А. Ба-ринов, В. Л. Харченко. - Москва : ИНФРА-М, 2012. - 284 с. 1 экз
3. Бариленко В. И. [и др.] Основы бизнес-анализа [Текст] : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям "Экономика" и "Менедж-мент" (уровень магистратуры) / [; под ред. В. И. Бариленко ; Финансо-вый ун-т при правительстве Рос. Федерации. - Москва : КноРус, 2014. - 270 с. 1экз.
4. Власенко В.Е. Пути повышения конкурентоспособности предприятий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3556–3560.
5. Воронов Д.С., Криворотов В.В. Методика повышения конкурентоспо-собности предприятия // Проблемы развития территории, вып. 5 (91) . - 2017
6. Голубков, Е. П. Стратегический менеджмент [Текст] : для студентов ву-зов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / Е. П.
Голубков ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Фе-дерации. - Москва : Юрайт, 2015. - 290 с. 3экз
7. СЕНО, Т. Ю. Теория организации [Текст] : учебник по специальности "Менеджмент организации" / Т. Ю. Иванова. - 4-е изд., стер. - Москва : КноРус, 2016. - 428 с. 11экз.
8. Ковалев С., Ковалев В. Настольная книга аналитика. Практическое ру-ководство по проектированию бизнес-процессов и организационной. – М.: 1С-Паблишинг, 2020.
9. Коноваленко, В. А. Психология управления персоналом [Текст]: учеб-ник для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, А. А. Соло-матин
; Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. - Москва : Юрайт, 2014. - 477 с. 22экз.
10. Кудрявцев К.А. Способы повышения конкурентоспособности предприя-тий
// Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 12. – С. 123-128.
11. Мясоедов, С. П. Кросс-культурный менеджмент [Текст] : учебник для бакалавриата и магистратуры: для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / С. П. Мясоедов, Л. Г. Борисова ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Фе-дерации. - 3-е изд. - Москва : Юрайт, 2016. - 314 с. 22экз
12. Надеин Н.В. Теоретические исследования формирования и развития конкурентоспособности организаций // Вестник Самарского государ-ственного университета. Федеральное государственное автономное об-разовательное учреждение высшего образования “Самарский нацио-нальный исследовательский университет имени академика С.П. Королё-ва” (Самарский университет), 2015. Vol. , № 2 (124).
13. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики [Текст] : учебник / Р. М. Нуреев ; [учеб.-метод. материалы подгот.: С. Б. Авдашева [и др.] ; Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Норма: ИНФРА-М, 2017. - 623 с. 7экз.
14. Антонов, Г. Д. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб-ное пособие / Г.Д. Антонов, В.М. Тумин, О.П. Иванова. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 300 с. . ISBN 978-5-16-004963-2. - Текст : электрон-ный. -
URL: https://znanium.com/catalog/product/424139 [Electronic resource] // Znanium.com. 2014. URL: https://znanium.com/catalog/document?id=50174 (accessed: 10.04.2021).
15. Басовский, Л. Е. Маркетинг [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 38.03.02 "Менеджмент" / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА- М, 2016. - 300 с. – URL: http://znanium.com/go.php?id=544241
16. Бронникова, Т. С. Разработка бизнес-плана проекта [Электронный ре-сурс] : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 "Менедмжент" / Т. С. Бронникова. - 2-е изд.,перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 215 с. – URL: http://znanium.com/go.php?id=670875
17. Буклей Т. В. [и др.] Организация предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие / [; под ред.: О. В. Шеменевой, Т. В. Харитоновой. - Москва : Дашков и К°, 2014. - 296 с. – URL: http://znanium.com/go.php?id=511990
18. Веко Оптический журнал №4-2020[Электронный ресурс]
19. Гальчук, Л. М. Основы кросскультурной коммуникации и менеджмента: практический курс [Электронный ресурс] : учебное пособие для студен-тов вузов, обучающихся по специальностям "Теория и практика меж-культурной коммуникации", "Международные отношения", "Мировая экономика", "Социально-культурный сервис и туризм" / Л. М. Гальчук. - Москва : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. - 175 с. – URL: http://znanium.com/go.php?id=472421
20. Герасименко В. В. [и др.] Маркетинг [Электронный ресурс] : учебник /; под ред. В. В. Герасименко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова,Экон. фак. - 3-е изд. - Москва : Проспект, 2016. - 512 с. – URL: http://znanium.com/go.php?id=672940
21. Головачев, А. С. Конкурентоспособность организации [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов учреждений высшего образова-ния по специальности "Экономика и управление на предприятии" / А. С. Головачев. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 319 с. – URL: http://znanium.com/go.php?id=507027
22. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы [Электрон-ный ресурс] : учебное пособие : учебник для студентов высших эконо-мических заведений / Г. М. Гукасьян. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2017,- 224 с. – URL: http://znanium.com/go.php?id=757090
23. Гуськов, Ю. В. Основы менеджмента [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 "Менеджмент" / Ю. В. Гуськов. - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 263 с. – URL: http://znanium.com/go.php?id=762424
24. Джаубаева Ф.Ю. Функционально-стоимостной анализ: сущность и этапы реализации [Электронный ресурс] : – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalno-stoimostnoy-analiz-suschnost-i- etapy-realizatsii/viewer
25. Дубинина В.В. Управление бизнес-процессами предприятия [Электрон-ный ресурс]: – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-biznes-protsessami- predpriyatiya/viewer
26. Захарова, Л. Н. Психология управления [Электронный ресурс] : учебное пособие по дисциплине специализации по специальности "Управление персоналом" / Л. Н. Захарова. - Москва : Логос, 2014. - 376 с. – URL: http://znanium.com/go.php?id=468692
27. Исследование влияния пандемии COVID-19 на российский бизнес, РБК [Электронный ресурс] – URL: https://sapmybiz.rbc.ru/RBK_Issledovanie_vliyaniya_pandemii_COVID_19_na
_rossiyskiy_biznes.pdf
28. Королев Ю.Ю. Особенности преимущества использования метода activity based costing [Электронный ресурс]: – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-preimuschestva-ispolzovaniya- metoda-activity-based-costing-abc/viewer
29. Криворучко О.Н. Непрерывное совершенствование бизнес-процессов предприятия [Электронный ресурс]: – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-sovershenstvovanie-biznes- protsessov-predpriyatiya/viewer
30. Кузнецова, Н. В. Методы принятия управленческих решений [Электрон-ный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент»/ Н. В. Кузнецова. -
Москва : ИНФРА-М, 2016. - 222 с. – URL:
http://znanium.com/go.php?id=556755
31. Лапыгин, Д. Ю. Бизнес-план: стратегия и тактика развития компании [Электронный ресурс] : учебное пособие / Д. Ю. Лапыгин, Ю. Н. Лапы-гин.
- Москва : ИНФРА-М, 2016. - 332 с. http://znanium.com/go.php?id=567394
32. Майкл Портер о конкурентоспособной стратегии [Электронный ресурс]: – URL: https://www.youtube.com/watch?v=znzCtevIRLQ&t=2396s
33. Медынский, В. Г. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс] : учебник по направлению подготовки 38.03.02 "Менеджмент" / В. Г. Медынский. - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 295 с. – URL: http://znanium.com/go.php?id=768557
34. Модель Наталья Как «Счастливый взгляд» нарастил прибыль [Элек-тронный ресурс]: – URL: https://marketmedia.ru/media-content/chem-modnee-bloger- tem-khuzhe-otdacha/
35. Мурмура Федерика Инновация продукта и процесса в сфере очков [Электронный ресурс]:URLhttps://www.researchgate.net/publication/347163311_Process_and_Product_inn ova-tion_in_the_Eyewear_sector_The_Role_of_Industry_40_Enabling_Technolo gies_for_Managing_Consumer_Health
36. Поташева, Г. А. Управление проектами (проектный менеджмент) [Элек-тронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 "Менеджмент" / Г. А. Поташева. - Москва:ИНФРА-М, 2017. - 224с.–URL:http://znanium.com/go.php?id=661266
37. Райченко, А. В. Менеджмент [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. В. Райченко, И. В. Хохлова. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 368 с. – URL: http://znanium.com/go.php?id=553544
38. Сенотов В.Н. Эволюция теории ограничения систем Гол-дратта [Электронный ресурс] : Актуальные исследова-ния, 2019 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-teorii-ogranicheniya-sistem- goldratta/viewer
39. Смирнов, Э. А. Теория организации [Электронный ресурс] : учеб-ное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению под-готовки
38.03.02 «Менеджмент» / Э. А. Смирнов ; Гос. ун-т упр. - Москва : ИН-ФРА-
М, 2016. - 248 с. – URL: http://znanium.com/go.php?id=548741
40. Сысо Татьяна Николаевна Оптимизация управления затратами предприя-тия
// [Электронный ресурс] Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-upravleniya-zatratami- predpriyatiya
41. Миссия Warby Parker [Сайт] – URL: https://mission-statement.com/warby- parker/ . – Текст электронный.
42. Оптический рынок России по итогам 9 месяцев: [Сайт] – URL: https://www.ochki.com/articles/7017 . – Текст электронный.
43. Статистика продаж рынка оптики: [Сайт] – URL: https://www.ochki.com/articles/7333 . – Текст электронный.
44. Warby Parker: Disrupting eyewear industry [Электронный ресурс]: – URL: https://digital.hbs.edu/platform-rctom/submission/warby-parker-disrupting-the- eyewear-industry/