Введение 3
1 Теоретические аспекты развития словаря у детей дошкольного
возраста 6
1.1 Проанализировать современные исследования по проблеме
формирования словаря у детей дошкольного возраста 6
1.2 Выявить значение дидактических игр для развития словаря
детей дошкольного возраста 15
1.3 Провести анализ существующих методик применения
дидактических игр для развития словаря 19
2 Эмпирическое исследование по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр на базе МБДОУ «Детский сад № 33» г. Ачинска Красноярского края... 24
2.1 Описание методик исследования развития словаря детей
старшего дошкольного возраста 24
2.2 Провести работы по развитию словаря детей старшего
дошкольного возраста в практике дошкольной образовательной организации 33
Заключение 56
Список использованных источников 60
Приложения А - Д 63-70
В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Какой должен быть выпускник? Прежде всего, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., имеющий сформированные предпосылки к учебной деятельности. Поэтому, перед нами педагогами становится актуальным поиск таких форм и методов работы с детьми, которые помогут стать дошкольнику успешным, сначала в детском саду, затем в школе.
Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только психологов и педагогов, но и лингвистов. Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации. Дидактические игры могут быть широко использованы воспитателем в работе над развитием активного словаря детей дошкольного возраста, так как они способствуют повышению уровня сформированное™ речевых навыков, усвоению речевых норм и правил, развитию и обогащению связной речи, активизирует словарь детей, пополняет его, расширяет знания детей об окружающих их предметах и явлениях.
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что при наличии достаточно обширного пассивного словаря ребенок зачастую затрудняется перенести его содержимое в активное использование в повседневной жизни, на занятиях, в игре.
Сказанное выше подчеркивает важность проблемы усовершенствования условий развития речи и активного словаря старших дошкольников с помощью дидактических игр.
Цель исследования: изучить влияние дидактических игр на развитие словаря детей дошкольного возраста, разработать методические рекомендации по использованию словесных игр в работе по развитию словаря старших дошкольников для педагогов дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития словаря старших дошкольников.
Гипотеза исследования: систематическое использование словесных дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе повысит уровень сформированное™ словаря у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства развития словаря у детей старшего дошкольного возраста и рассмотреть виды и значение дидактических игр;
2) разработать методические рекомендации для педагогов дошкольной образовательной организации по развитию словаря старших дошкольников посредством дидактических игр и реализовать их на базе МБДОУ «Детский сад № 33» г. Ачинска;
3) экспериментально изучить уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста...
Речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, т.е. у ребенка сформированы предпосылки к учебной деятельности.
В соответствии с поставленной целью, в рамках выпускной квалификационной работы, мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства развития словаря у детей старшего дошкольного возраста и рассмотреть виды и значение дидактических игр. В процессе анализа литературы мывыяснили, чтоисследованием формирования словаря занимались такие выдающиеся ученые, психологи, педагоги и лингвисты как: Л. С. Выготский, Е. И. Тихеева, Ф.А. Сохин и др. В создании современной системы дидактических игр велика роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим миром и развития речи. С.Л. Новоселова рассматривает дидактическую игру, как эффективное средство в ознакомлении с окружающим, обучению родному языку. По характеру используемого материала, дидактические игры делятся на игры с предметами и игрушками, настолько-печатные и словесные. О важном значении дидактической игры для речевого развития детей в дошкольном возрасте говорится и в трудах Н.А. Стародубовой. По ее мнению, они облегчают сложный процесс ознакомления детей с окружающей действительностью и закрепляют новую информацию с помощью слова. Дидактические игры обогащают, закрепляют и активизируют словарь ребенка, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, а также навыки изменения и образования слов;
способствуют воспитанию звуковой культуры речи, развитию
выразительности речи; упражняют в составлении связных высказываний. Также нами были проанализированы существующие методики применения дидактических игр для развития словаря...
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина - Изд. 3-е, стереотип. - Москва: Издательский центр «Академия», 2012. - 89 с.
2. Арсентьева, В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учебное пособие / В. П. Арсентьева. - Москва : ФОРУМ, 2009. - 100 с.
3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - Москва, 1981. - 51 с.
4. Ветчинкина, Т. А. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника / Т. Ветчинкина. - Волгоград : Учитель, 2009. - 23 с.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 2014. - 34 с.
6. Гербова, В. В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности : ученые записки / В. В. Гербова. - МГЗПИ,1970. - 43 с.
7. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду 5-6 лет. Старшая группа : учебное пособие / В. В. Гербова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2015. - 17 с.
8. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду 6-7 лет. Подготовительная к школе группа : учебное пособие / В. В. Гербова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2015. - 19 с.
9. Гончарова, К. Н. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля : сборник / К. Н. Гончарова. - Ростов на Дону : Феникс, 2016. - 41 с.
10. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет : методическое пособие / А. Н. Давидчук. - Москва : Сфера, 2017. - 117 с.
11. Захарова, А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи : учебное пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / А. В. Захарова - Изд. 3 - е, стереотип. - Новосибирск : Академия, 2000. - 219 с.
12. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование : учебное пособие / Е. А. Земская - Изд. 3-е, исправленное и дополненное. - Москва : Флинта, 2011. - 33 с.
13. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста; ред. С. Д. Ермолаев. - Москва : Детство-Пресс, 2010. - 311 с.
14. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы : методическое пособие /С. И. Карпова. - Спб. : Речь, 2017. - 99 с.
15. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить : методическое пособие / М. М. Кольцова. - Москва : 1975. - 27 с...33