Особенности проявления лидерства в младшем школьном возрасте
|
Введение 3
Глава 1. Развитие лидерства детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема.
1.1. Теоретические основы изучения темы лидерства в научной
литературе 6
1.2. Особенности формирования лидерских качеств у младших
школьников 24
1.3. Анализ путей формирования лидерства в младшем школьном
возрасте 32
Выводы по Главе 1 38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей лидерства в младшем школьном возрасте.
2.1. Анализ диагностических методик по изучению особенностей лидерства у
младших школьников 40
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 45
2.3. Методические рекомендации по организации формирования лидерства у
младших школьников 52
Выводы по Главе 2 58
Заключение 60
Список используемых источников 62
Приложения 67
Глава 1. Развитие лидерства детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема.
1.1. Теоретические основы изучения темы лидерства в научной
литературе 6
1.2. Особенности формирования лидерских качеств у младших
школьников 24
1.3. Анализ путей формирования лидерства в младшем школьном
возрасте 32
Выводы по Главе 1 38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей лидерства в младшем школьном возрасте.
2.1. Анализ диагностических методик по изучению особенностей лидерства у
младших школьников 40
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 45
2.3. Методические рекомендации по организации формирования лидерства у
младших школьников 52
Выводы по Главе 2 58
Заключение 60
Список используемых источников 62
Приложения 67
В современном мире проблема лидерства приобретает особую актуальность. В условиях конкуренции человек с развитыми лидерскими качествами может намного быстрее добиться успеха. Поэтому очень важно, чтобы выпускники школ не были пассивными, беспомощными и равнодушными. Именно в школе нужно заложить основы саморазвития, самосовершенствования. Проблема раннего выявления, воспитания и развития будущих лидеров в настоящее время активно исследуется в педагогике и психологии различных стран мира. Подготовка будущих лидеров все более воспринимается как государственная, стратегическая задача. С ее решением связываются надежды на прогресс общества.
Феномен лидерства на протяжении веков не остается без внимания многих ученых. Проблемой лидерства занимались зарубежные психологи (Р.Кетелл, К.Левин, Ф.Фидлер, Ю.Хемфилл и др.), так и отечественные (Б.Д.Парыгин, Я.Л.Коломенский, Л.И.Уманский, Р.Л.Кричевский и др.) В настоящее время существует множество различных теорий объясняющих этот феномен, разработаны типологии лидерства.
Развитие лидерских качеств необходимо начинать развивать уже в младшем школьном возрасте. Так как в этот период изменяется система отношений, которые становятся более структурированными. В группе младших школьников уже наблюдаются различные статусные позиции. Дети, занимающие позицию лидера, имеют возможность наиболее полно раскрыть свои способности, приобрести разнообразный социальный опыт, навыки организаторской деятельности. В результате у них лучше развита способность к активной социальной жизни, что в дальнейшем способствует их самоактуализации.
В связи с этим, современная педагогическая практика должна опираться на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где
наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. Изучение механизмов проявления активности ребенка и процесса развития лидерского потенциала детей имеет важное значение для поиска эффективных путей и средств, способствующих развитию лидерских качеств личности. Высокий уровень социального, психологического,
интеллектуального развития поможет ребенку занять лидирующие позиции не только в настоящем, но и будущем окружении, а также способствует наиболее полной реализации способностей в различных видах деятельности.
Цель исследования: выявление особенностей лидерства в младшем школьном возрасте.
Объект: лидерство в младшем школьном возрасте.
Предмет: особенности проявления лидерства в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: лидерство в младшем школьном возрасте представляет собой самооценку, лидерские качества, мотивацию достижения цели и зависит от специально организованной деятельности, обеспечивающей его проявление .
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме лидерства в младшем школьном возрасте.
2. Теоретически обосновать пути развития лидерства в младшем школьном возрасте.
3. Подобрать диагностический инструментарий для выявления особенностей проявления лидерства в младшем школьном возрасте.
4. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
5. Разработать методические рекомендации с обоснованием условий для проявления лидерства в младшем школьном возрасте.
6. Сделать обобщение и выводы.
В научном исследовании применялись следующие методы: теоретические: анализ научно-теоретической и учебно-методической
литературы по проблеме исследования; эмпирические: опросник, тесты.
База исследования: МБОУ «Устино-Копьёвская СОШ», класс 3 в составе 19 человек.
Структура работы: исследование состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Феномен лидерства на протяжении веков не остается без внимания многих ученых. Проблемой лидерства занимались зарубежные психологи (Р.Кетелл, К.Левин, Ф.Фидлер, Ю.Хемфилл и др.), так и отечественные (Б.Д.Парыгин, Я.Л.Коломенский, Л.И.Уманский, Р.Л.Кричевский и др.) В настоящее время существует множество различных теорий объясняющих этот феномен, разработаны типологии лидерства.
Развитие лидерских качеств необходимо начинать развивать уже в младшем школьном возрасте. Так как в этот период изменяется система отношений, которые становятся более структурированными. В группе младших школьников уже наблюдаются различные статусные позиции. Дети, занимающие позицию лидера, имеют возможность наиболее полно раскрыть свои способности, приобрести разнообразный социальный опыт, навыки организаторской деятельности. В результате у них лучше развита способность к активной социальной жизни, что в дальнейшем способствует их самоактуализации.
В связи с этим, современная педагогическая практика должна опираться на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где
наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. Изучение механизмов проявления активности ребенка и процесса развития лидерского потенциала детей имеет важное значение для поиска эффективных путей и средств, способствующих развитию лидерских качеств личности. Высокий уровень социального, психологического,
интеллектуального развития поможет ребенку занять лидирующие позиции не только в настоящем, но и будущем окружении, а также способствует наиболее полной реализации способностей в различных видах деятельности.
Цель исследования: выявление особенностей лидерства в младшем школьном возрасте.
Объект: лидерство в младшем школьном возрасте.
Предмет: особенности проявления лидерства в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: лидерство в младшем школьном возрасте представляет собой самооценку, лидерские качества, мотивацию достижения цели и зависит от специально организованной деятельности, обеспечивающей его проявление .
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме лидерства в младшем школьном возрасте.
2. Теоретически обосновать пути развития лидерства в младшем школьном возрасте.
3. Подобрать диагностический инструментарий для выявления особенностей проявления лидерства в младшем школьном возрасте.
4. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
5. Разработать методические рекомендации с обоснованием условий для проявления лидерства в младшем школьном возрасте.
6. Сделать обобщение и выводы.
В научном исследовании применялись следующие методы: теоретические: анализ научно-теоретической и учебно-методической
литературы по проблеме исследования; эмпирические: опросник, тесты.
База исследования: МБОУ «Устино-Копьёвская СОШ», класс 3 в составе 19 человек.
Структура работы: исследование состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что лидерство - сложный социально-психологический феномен, имеющий в своей основе отношения доминирования и подчинения в системе межличностных отношений в группе, способствующие достижению групповых целей.
Лидер для успешной реализации лидерского потенциала должен обладать определенными личностными качествами. На формирование и проявление феномена лидерства влияет множество факторов, главными из которых являются: благоприятные семейные отношения, стили воспитания и коллектив.
Разноплановость освещения вопроса лидерства объясняется тем, что оно может рассматриваться с разных точек зрения: как процесс организации группы, как результат общения и т.д. Однако с каких бы сторон ни рассматривалось в науке понятие лидерства и лидера малой группы, общим в их характеристиках является влияние лидера. Лидером принимается и считается тот, чьи установки и ориентации становятся исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов жизнедеятельности группы. За лидером признается право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы;
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для стимулирования проявления лидерства и соответственно, воспитания лидерских качеств у ребенка. Среди оптимальных путей этого процесса важным является включение детей в целесообразную активность, организованную педагогами или старшими наставниками [16].
Проведя анализ диагностических методик мы выявили, что лидерские качества у детей находятся на низком уровне не смотря на то, что у них преобладает адекватная самооценка и мотивация находится на среднем уровне. Мы рассмотрели разные виды деятельности, через которые можно развивать лидерские качества у школьников. К данным технологиям относятся игры на выявление лидера, игры для создания команды, комплексные игры, детское самоуправление и КТД. Ясно, что существует много способов развития лидерских качеств. Однако для того чтобы ребенок проявил лидерство нужна целеустремленность и мотивация к деятельности самого учителя.
Все вышесказанное позволило сделать примерную программу курсов повышения квалификации включающую воспитательные технологии, технологии развития лидерства и др., которые дадут возможность учителю организовать целесообразную деятельность, способствующую проявлению лидерства в младшем школьном возрасте.
Лидер для успешной реализации лидерского потенциала должен обладать определенными личностными качествами. На формирование и проявление феномена лидерства влияет множество факторов, главными из которых являются: благоприятные семейные отношения, стили воспитания и коллектив.
Разноплановость освещения вопроса лидерства объясняется тем, что оно может рассматриваться с разных точек зрения: как процесс организации группы, как результат общения и т.д. Однако с каких бы сторон ни рассматривалось в науке понятие лидерства и лидера малой группы, общим в их характеристиках является влияние лидера. Лидером принимается и считается тот, чьи установки и ориентации становятся исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов жизнедеятельности группы. За лидером признается право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы;
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для стимулирования проявления лидерства и соответственно, воспитания лидерских качеств у ребенка. Среди оптимальных путей этого процесса важным является включение детей в целесообразную активность, организованную педагогами или старшими наставниками [16].
Проведя анализ диагностических методик мы выявили, что лидерские качества у детей находятся на низком уровне не смотря на то, что у них преобладает адекватная самооценка и мотивация находится на среднем уровне. Мы рассмотрели разные виды деятельности, через которые можно развивать лидерские качества у школьников. К данным технологиям относятся игры на выявление лидера, игры для создания команды, комплексные игры, детское самоуправление и КТД. Ясно, что существует много способов развития лидерских качеств. Однако для того чтобы ребенок проявил лидерство нужна целеустремленность и мотивация к деятельности самого учителя.
Все вышесказанное позволило сделать примерную программу курсов повышения квалификации включающую воспитательные технологии, технологии развития лидерства и др., которые дадут возможность учителю организовать целесообразную деятельность, способствующую проявлению лидерства в младшем школьном возрасте.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2021 - Изучение и коррекция агрессии детей младшего школьного возраста с
детским церебральным параличом
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2023 - Игровая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ СТУДИИ «ЮНЫЙ ЛИДЕР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Особенности социальной активности младших школьников и пути ее формирования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2023 - ВЛИЯНИЕ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОСТЬ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2021 - Формирование учебной мотивации младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017





