ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СИНРОМА ДИФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия синдрома дефицита внимания и гиперактивности.. 6
1.2. Психологические особенности проявления СДВГ в младшем
школьном возрасте 15
1.3. Использование общественно - полезной деятельности во внеурочной
работе с детьми обладающими симптомами СДВГ 27
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ
ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ В МЛАШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методическая организация исследования 36
2.2 Анализ констатирующего эксперимента 40
2.3 Программа работы со школьниками, проявляющими симптомы
СДВГ 50
Выводы по второй главе 56
Заключение 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
Приложения 65
Актуальность исследования. Гиперактивность - состояние, при котором возбудимость и двигательная активность человека превышает норму, является непродуктивной и неадекватной. Гиперактивность является признаком неуравновешенной нервной системы.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью впервые был описан почти сто лет назад и до сих пор продолжает привлекать внимание специалистов разных отраслей. Все чаще и чаще представители разных профессий - педагоги, психологи, медики и другие специалисты обращаются к этой теме. По данным И.П. Брязгунова, ежегодно по этой проблеме публикуется 2000 книг и статей. Однако, не смотря на такой интерес теоретиков и практиков, проблема оказания помощи детям все еще остается нерешенной.
В последние годы проблема эффективности обучения детей с СДВГ становится все более актуальной и обсуждаемой. Так, еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по одному - два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20-30 % учащихся. И этот процент постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка.
В последние годы достигнуты большие успехи в изучении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проблему СДВГ широко рассматривали отечественные и зарубежные ученые, такие как Н.Н. Заваденко, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Л.С. Чутко, Л.А. Ясюкова, Б.Л. Бейкер, В. Окленд, Дж. Твайман и другие. Но в современной детской практической психологии и педагогике, существующие методы работы с гиперактивным поведением детей младшего школьного возраста имеют недостаточно комплексный характер.
Цель данной работы - изучить особенности проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности в младшем школьном возрасте.
Объект исследования выпускной квалификационной работы - дети в младшем школьном возрасте
Предмет исследования - симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования состоит в том, что СДВГ характеризуется признаками повышенной импульсивности, двигательной расторможенности и низкого уровня произвольного внимания. Предполагается, что в младшем школьном возрасте у некоторой части детей может присутствовать только дефицит произвольного внимания, при этом двигательная расторможенность и импульсивность может не проявляться (СДВГ по типу преобладания дефицита внимания). А так же может наблюдаться группа детей, у которых присутствуют все три симптома: низкий уровень произвольного внимания, импульсивность и двигательная расторможенность (СДВГ
комбинированного типа).
Задачи, необходимые решить в процессе изучения данной темы, следующие:
• определить сущность понятий «гиперактивность», «синдром дефицита внимания»;
• охарактеризовать особенности проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей младшего школьного возраста;
- выделить критерии СДВГ и подобрать диагностический инструментарий;
• проанализировать полученные данные констатирующего эксперимента;
• разработать программу педагогического сопровождения для детей с СДВГ
База исследования - МБОУ СОШ № 169 гор. Зеленогорска
Методы исследования - анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение и формализация научной литературы, методы опрос, анкетирование, тестирование
Структура выпускной квалификационной работы - работа состоит из введения, двух глав, в которых содержится по три параграфа, выводы по каждой главе, заключение, список использованной литературы и приложений.
Изучив психолого - педагогическую литературу по вопросу, посвященному синдрому дефицита внимания и гиперактивности, нами было выделено определение Н. Н. Заваденко: СДВГ - это заболевание, проявляющееся расстройствами внимания, двигательной
расторможенностью и импульсивностью поведения. Соответственно, в проявлениях СДВГ, мы выделили три основных симптома: низкий уровень произвольного внимания, повышенная импульсивность, двигательная расторможенность.
Факторы возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности бывают: генетическими, биологическими и социально - психологическими.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности проявляется в нескольких видах. Данный диагноз определяют по типу (преобладание дефицита внимания, преобладание двигательной расторможенности и импульсивности или комбинированный тип), форме (простая или осложненная) и степени тяжести (умеренная или выраженная).
Наиболее ярко СДВГ проявляется у детей в младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход от игровой деятельности к учебной. Когда учебная деятельность становится ведущей, ребенок начинает сталкиваться с системой требований, норм и правил поведения. Интеллектуальные нагрузки постоянно растут, от него требуют умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое до конца, добиваться определенного результата, соотносить полученный результат с планируемым. В силу своих особенностей у него нет возможности подчиняться этим требованиям, именно поэтому симптомы начинают ярко проявляться.
По мере взросления СДВГ может исчезнуть естественным образом. Однако статистика говорит о том, что 70% детей сохраняют подобные качества и в подростковом возрасте. Риск девиантного и делинквентного поведения очень высок у таких подростков. Также такие дети очень часто оказываются в «плохих компаниях», преступных группировках. Поэтому синдром дефицита внимания и гиперактивности необходимо контролировать и корректировать.
В качестве коррекционной работы с детьми, имеющими СДВГ, можно использовать общественно - полезную деятельность во внеурочное время. Правильно организованная общественно - полезная деятельность учащихся с СДВГ способствует формированию духовно - нравственных качеств, помогает концентрировать внимание, формирует четкую последовательность действий и дисциплинированность, развитие познавательного интереса, способствует усидчивости, но при этом удовлетворяет потребность в частом движении.
Базой экспериментального исследования особенностей проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей в младшем школьном возрасте мы определили МБОУ «СОШ № 169» г. Зеленогорска Красноярского края.
Нами был проведен констатирующий эксперимент, результаты которого показали нам, что в классе обучается 8 (36,4%) детей, которым на основании проведенных методик, мы можем предположить синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Для коррекции и контроля синдрома дефицита внимания и гиперактивности у данных учеников нами была разработана программа общественно - полезной деятельности во внеурочное время. В программе мы представили примерный план-сетку внеурочных мероприятий, комплекс игр на отработку дефицитарных функций (См. приложение 10), примеры конспектов внеурочных занятий по общественно-полезной деятельности с младшими школьниками с СДВГ (См. приложение 11), раскрыли особенности проведения
1. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - Воронеж. Феникс, 2007.
• 186 с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М. София, 2005. - 471 с.
3. Большой толковый психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко Спб.: Издательство Прайм-Еврознак, 2007. - 581 с.
4. Бреслав Г.М.. Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование / Вопросы психологии, 1990, №3. 64 - 69 с.
5. Брязгунов И.П. Непоседливый ребёнок. Или всё о гиперактивных детях. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 164 с.
6. Брязгунов И.П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. - М. Дело, 2012. - 145 с.
7. Возрастная педагогическая психология/ Хрестоматия. Составители Дубровина Н.В. и др. - М. Владос, 2000 - 386 с.
8. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь: учебное пособие / рос. Акад. Образования, Москва, психолого - социальный институт; [М.М. Безруких и др.]; под редакцией М.М. Безруких и др.- Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2015 - 247 с.
9. Детская психология/ под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М. Смысл, 2005 - 215 с.
10. Добсон А. Непослушный ребёнок. - СПб.: Т-Око, 1992 - 229 с.
11. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания / Дефектология, 2009. - №1. - с. 31-36.
12.Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей / Школьный психолог. - 2013. - № 4. - с. 2-6.
13.Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте.
• М.: Академия, 2005. - 256с.
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология - М.: 1991. - 175 с.
15. Калашников В.А. Толковый терминологический словарь. Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика. Издание 2 2006 - 403 с....62