Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО СТРЕССА НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №165729

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава1. Теоретические основы изучения стресса 6
1.1 Причины возникновения стресса и их последствия 6
1.2 Особенности проявления школьного стресса у детей младшего
школьного возраста 12
1.3 Профилактика проявлений школьного стресса в начальной школе ...18
Выводы по 1 главе 22
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению проявления школьного стресса у обучающихся на начальной ступени
образования 24
2.1 Критерии и уровни проявлений школьного стресса у учащихся 2
класса 24
2.2 Анализ результатов констатирующего
эксперимента 34
2.3 Методические рекомендации по профилактике школьного стресса у
младших школьников 36
Выводы по 2 главе 40
Заключение 42
Список литературы 45
Приложения 49

Преодоление стрессовых ситуаций в учебной деятельности младших школьников в настоящее является значимой проблемой. Стрессовые ситуации возникают как на работе, так и дома или в школе. Именно стресс является причиной многих заболеваний и наносит вред здоровью человека, а ведь здоровье - одно из важнейших условий достижения успеха в любой деятельности. Сегодня стресс с большей силой распространяется и на детей младшего школьного возраста. Учителю важно знать причины возникновения стресса у младших школьников в учебно-воспитательном процессе, а также и пути его преодоления.
Стресс — это понятие для обозначения широкого спектра состояний, возникающие в ответ на различные раздражители — стрессоры. Иными словами, стресс являет собой реакцию организма на отрицательные факторы внешней среды [1, с. 126]. Проблеме стресса посвящен ряд публикаций ученых в области психологии, психогигиены, педагогики, медицины.
Психофизиологические особенности влияния стресса на детский организм освещены в публикациях Поляшовой Н. В., Соловьёва А. Г., Новиковой И. А., Шибковой О. В., Быкова Е. В., Чипышева А. В. [4; 6] и др. Риски и особенности развития стресса в детском возрасте исследовали Минсабирова В. Н., Шакирзянова Л. Р., Сасина К. В., Зубаирова Р. Р., Сулейманова Ф. М., Ширванова Ф. В., Каримова Д. Н. [2; 3; 5; 7] и др. Стресс присутствует в жизни почти каждого ребенка, однако стрессовые импульсы в его организме зависят от индивидуальных качеств и навыков самоуправления.
Стресс может вызываться внешними (например, перегрев, холод) или внутренними (страхи, тревоги или ссоры) обстоятельствами, величина которых пересекает некоторую черту. В краткосрочной перспективе стресс может подтолкнуть ребенка на освоение новой деятельности или вдохновить ученика на учебу. Но хронический стресс — другое дело. Если не обращать внимание на длительный стресс, он может стать причиной целого ряда проблем с физическим и психическим здоровьем.
Дети в младшем школьном возрасте испытывают стресс даже не смотря на то, что он ребенок. Обучающиеся нуждаются в защите со стороны взрослых и, прежде всего, учителя. Так как в этом возрасте учитель является примером и авторитетом для детей. В любой стрессовой ситуации ребенок смотрит в сторону учителя и ждет от него помощи и поддержки. И если вместо помощи от учителя, ребенок получит равнодушие или порицание, это может оставить большой негативный отпечаток на его психике.
У младших школьников в повседневной учебной деятельности стрессовые ситуации возникают по разным причинам, это могут быть: обидные высказывания со стороны одноклассников, негативная оценка со стороны учителя, переход в другой класс или другую школу, выход к доске, контрольная работа, сообщение дома плохой отметке, боязнь быть отстающим. Последствия стресса младших школьников могут быть самыми различными. Стрессовые ситуации могут вызывать депрессии, нервные расстройства и заболевания. Ситуативные проявления стресса часто проявляются во время открытых уроков, когда у ребенка начинает дрожать голос, речь становится невнятной, кружится голова.
Эффективность обучения младшего школьника зачастую напрямую связана с умением педагога препятствовать усилению стрессовых ситуаций и способствовать ее снижению. Необходимо уделять особое внимание процессу организации урока, к методам оценивания деятельности обучающегося и дисциплинарным воздействиям, избираемому стилю педагогической
деятельности, к особенностям воспитательной работы.
Таким образом, важно организовать коррекционную работу, создать необходимые условия, способствующие преодолению стрессовых ситуаций в учебной деятельности младших школьников.
Цель: изучить особенности проявления школьного стресса у младших школьников и разработать методические рекомендации, направленные на снижение их интенсивности.
Задачи:
1. Проанализировать психoлого-педагoгическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики для определения состояния проявления школьного стресса у младших школьников
3. Провести констатирующий эксперимент, используя подобранные методики;
4. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента и определить состояния проявлений школьного стресса у младших школьников
5. Разработать методические рекомендации для учителей и родителей, направленные на снижение школьного стресса у младших школьников.
Объект: особенности школьного стресса у обучающихся на начальной ступени образования
Предмет: актуальный уровень проявления школьного стресса у
обучающихся на начальной ступени образования
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Педагогический эксперимент.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что актуальное состояние проявлений школьного стресса у младших школьников возникает из-за тревожности, заниженной самооценки и межличностных отношений между участниками школьного процесса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования явилось обоснование необходимости изучения актуального уровня школьного стресса у младших школьников, выделение критериев, подбор методик, проведение констатирующего эксперимента и разработка методических рекомендаций для учителей и родителей по снижению интенсивности школьного стресса учащихся в процессе обучения.
Темой стресса занимались такие ученые, как: Сеченов Иван Михайлович, Зигмунд Фрейд, А.И. Захаров, Иван Петрович Павлов, Карл Густав Юнг, А. Адлер, К. Хорни, В. Франкл.
1. Теоретические исследования проблемы влияния стресса на ребенка показало, что стресс является общей реакцией организма на воздействие неблагоприятных факторов. Дети более подвержены стрессу, чем взрослые. Стресс у детей возникает при столкновении с чет-то новым, и из-за отсутствия опыта, они не в состоянии с ним бороться.
Определить наличие стресса у ребенка можно по резким изменениям его поведения, ребенок становится «неузнаваем» и «неуправляем». Признаком стресса может быть частая и резкая смена настроений ребенка, какие-то психосоматические расстройства (общая слабость, быстрая утомляемость, тошнота, рвота и т.д.). если у ребенка постоянно наблюдаются один или несколько перечисленных признаков, то стоит быть внимательнее к нему и обязательно выяснить причины происходящего. Вовремя не выявленный стресс в детстве, очень негативно может сказаться на дальнейшей жизни и судьбе ребенка.
2. Нами было проведено исследование с целью проявления особенностей школьного стресса. По совокупности результатов методик, мы сделали вывод о том, что большинство детей младшего школьного возраста, а именно учащихся 2 «Е» класса, МАОУ Гимназии №13 «Академ» испытывали школьный стресс, который связан со страхом, с самовыражением и переживаниям социального характера. Это в свою очередь отражается в замкнутости, неуверенности и боязни высказывать свое мнение детьми.
На основании полученных результатов были разработаны методические рекомендации для учителей и родителей, направленные на снижение уровня школьного стресса.
Таким образом, тема выпускной квалификационной работы раскрыта, поставленные задачи решены.


1. Азбукина, Е.Ю., Михайлова, Е.Н. Основы специальной педагогики и
психологии [Текст]: Учебник. - Томск: Издательство Томского
государственного педагогического университета, 2006.
2. Алиев Х.М. Защита от стресса или как реализовать себя в современных условиях. / Х.М.Алиев. - М.: Мартин, 1996. - 240 с.
3. Анциферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности. / Л.И. Анциферова. - М.: Наука, 1978. - 242 с.
4. Астапов В.М. Тревожность у детей. / В.М.Астапов. - СПб.: Питер Пресс,
2004. - 224 с.
5. Безруких М.М,.СонькинпВ.Д, Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). Москва, 2002
6. Блейхер В.М, Крук И.В. Словарь психиатрических терминов.
7. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. / В.А.Бодров. - М.: ПЕРСЭ, 2006. - 523 с.
8. Бузарова, Е.А., Четыз, Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2007. - № 3.
9. Возрастная физиология: Руководство по физиологии. — Л., 1975.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Л.С.Выгодский. - М.:
Педагогика, 1991. - 142 с.
11. Гилленбранд К. Педагогика. / К.Гилленбранд. - Минск: Современное слово,
2005. - 720 с.
12. Готтлиб С.Е. Проблемы детского сна. - М.: Росмэн, 1998.
13. Грегор О. Как противостоять стрессу. / О.Грегор. - М.: Жизнь, 2012. - 384 с.
14. Жорж Ж. Детский стресс и его причины. - М.: Рипо классик, 2003.
15. Залевский, Г.В., Кузьмина, Ю.В. Школа и здоровье учащихся [Текст]: «Школьный невроз» как следствие деструктивного поведения учителя
// СПЖ. - 2010. - № 36....47


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ