Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности содержания страхов у старших дошкольников с разным социометрическим статусом (Нижегородский Государственный Педагогический Университет)

Работа №165720

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2025
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30» г. Балахна.
Выборка : 30 старших дошкольников в возрасте 6-7 лет.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения зависимости страхов и социометрического статуса в старшем дошкольном возрасте 7
1.1. Теоретический анализ исследований особенностей содержания страхов в психологии 7
1.2. Обзор и анализ исследований о социометрическом статусе у дошкольников 13
1.3. Изучение зависимости социометрического статуса и страхов у детей старшего дошкольного возраста 18
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы и сферы социальных отношений у детей старшего дошкольного возраста 26
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 26
2.2. Обоснование методов и методик исследования 30
2.3. Результаты исследования зависимости содержания страхов и социометрического статуса у старших дошкольников 32
2.4. Практические рекомендации по снижению уровня страхов в старшем дошкольном возрасте 42
Выводы по 2 главе 48
Заключение 50
Список литературы 54
Приложения 59

Актуальность исследования. Активное личностное развитие, изменений социальной ситуации, становление «Я» ребенка в дошкольном детстве детерминирует изменение его эмоциональной сферы, вызывая ее нестабильность и появление негативных переживаний, в частности, возрастных (детских) страхов. Активизация процессов социализации, расширение сферы социальных контактов способствует тому, что у ребенка старшего дошкольного возраста содержание страхов приобретает социальную обусловленность, например, дети боятся опоздать на занятия в детский сад, не оправдать ожиданий педагогов и родителей, боятся быть непризнанными в группе или потерпеть неудачу в общении со значимыми сверстниками. Именно к старшему дошкольному возрасту существенное значение начинает приобретать взаимодействие со сверстниками, в котором все более отчетливо начинает складываться дифференциация детей по их статусному положению (социометрическому статусу). Позитивные взаимоотношения со сверстниками играют исключительную роль в развитии ребенка старшего дошкольного возраста, так как успешность построения взаимоотношений со сверстниками – это один из факторов успешной социальной адаптации к школе и построению отношений сотрудничества в младшем школьном возрасте. Напротив, отвержение может привести к сложностям адаптации в старшем возрасте и социально не одобряемому поведению. На фоне низкого социометрического статуса, старшие дошкольники могут испытывать отрицательные эмоциональные переживания, страхи, которые в дальнейшем могут стать причиной нарушений личностного и социального развития. Именно поэтому крайне важно уже в дошкольном возрасте выделить социальные факторы, а именно особенности социометрического статуса, которые влияют на эмоциональную сферу ребенка и появление у него страхов. Выявление специфики содержания страхов позволит организовывать целенаправленную, систематическую и профилактическую работу, с целью формирования адекватных способов эмоционального реагирования и поведения в различных ситуациях. Основываясь на актуальности проблематики исследования, была определена тема бакалаврской работы: «Особенности содержания страхов у старших дошкольников с разным социометрическим статусом».
Разработанность проблемы исследования. Проблема детских (возрастных) страхов достаточно разработана в психолого-педагогической науке и представлена в работах А.Л. Венгер, К.Э. Изард, А.И. Захарова, Е.П. Ильина, А.Д. Кошелевой, А.М. Прихожан, A.C. Спиваковской и других ученых. Изучение социометрического статуса у дошкольников и факторов (агрессивность, особенности детско-родительских отношений, комплекс эмоциональных и когнитивных факторов), на него влияющих, описано в больше степени в трудах советских ученых в исследованиях, датированных 1980–1990-ми гг.: И.С.Кон, Я.Л.Коломинский, Т.А.Репина, В.А.Синицкая, Т.Н.Счастная, В.Г.Хроменок и т.д. В настоящее время практически отсутствуют исследования, посвященные взаимосвязи специфики содержания эмоциональной сферы (страхи) и социометрического статуса в группе сверстников у детей дошкольного возраста. Именно поэтому, нами было принято решение на теоретическом и практическом уровне исследовать, какую роль играет социометрический статус в возникновении страхов у старших дошкольников. Выбранное нами направление исследования представляет собой недостаточно разработанную в концептуальном, методическом и эмпирическом плане проблему, которая требует своего решения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных ученых, посвященные изучению страхов в дошкольном возрасте: И.А. Горьковская, Ю.М. Едиханова, А.И. Захаров, Ю.А. Кочетова, В.В. Лебединский, М.В. Михайлова, О.С. Никольская и другие. Исследования, в которых описываются различные аспекты изучения социометрического статуса в коллективе детей дошкольного возраста: А.Н. Веракса, Е.В. Ляхова, А.Н. Пронина. Работы ученых, в которых раскрываются различные аспекты зависимости социометрического статуса и страхов у детей старшего дошкольного возраста: А.Н. Пронина, И.В. Сушкова, И.В. Яковлева; Н.М. Обухова.
Цель исследования – изучение содержания страхов у старших дошкольников в зависимости от социометрического статуса
Объект исследования – детские страхи.
Предмет исследования – содержания страхов у дошкольников 6-7 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в содержании страхов у детей старшего дошкольного возраста с разным социометрическим статусом.
Исходя из цели, предмета, объекта и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ работ, исследующих детские страхи
2. Провести эмпирическое исследование содержания страхов у детей старшего дошкольного возраста с разным социометрическим статусом
3. Разработать рекомендации для родителей и воспитателей по профилактике детских страхов, опираясь на индивидуальные результаты детей нашей выборки.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические методы исследования: изучение и анализ литературных источников.
2. Эмпирические методы: социометрическая методика «Два домика» (автор Т.Д. Марцинковская), методика «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М. Панфилова).
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 30» г. Балахна.
Выборка исследования. Выборку исследования составили старшие дошкольники в возрасте 6-7 в количестве 30 человек.
Структура бакалаврской работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Первоначально в процессе написания и подготовки бакалаврской работы, были раскрыты теоретико-методологические основы изучения зависимости страхов и социометрического статуса в старшем дошкольном возрасте. Мы выявили, что в каждом возрастном периоде страхи обладают специфическими характеристиками, связаны с особенностями развития ребенка, с его индивидуальным опытом, с опытом взаимодействия ребенка с окружающим миром, со спецификой семейных отношений. К особенностям содержания страхов у старших дошкольников можно отнести: наличие социальных страхов, которые являются типичными возрастными страхами, характерными для данного периода и не являются дезадаптивными; количество страхов может увеличиваться к концу старшего дошкольного возраста, это с тем, что именно этот возрастной период становится более социально и эмоционально насыщенным; в наибольшей степени старшие дошкольники боятся животных, кошмарных снов, сказочных персонажей, остаться одному и потерять родителей.
Проведя обзор и анализ исследований о социометрическом статусе дошкольников, можно заключить, что социометрический статус в детском саду является прогностической характеристикой социальной и академической успешности в будущем. В настоящее время есть существенный дефицит исследований, посвященных социометрическому статусу у дошкольников. Есть исследования, в которых раскрываются факторы, влияющие на социометрический статус (А.Н. Веракса, А.Н. Пронина и И.В. Яковлева); о взаимосвязи социометрического статуса и коммуникативной компетентности пишет Е.В. Ляхова; в большей степени исследователи обращают внимание на изучение зависимости и влияния социометрического статуса и самооценки. Однако, остается недостаточно разработанной проблема влияния и зависимости социометрического статуса и страхов детей старшего дошкольного возраста.
Изучение зависимости социометрического статуса и страхов у детей старшего дошкольного возраста представлено в исследовании А.Н. Прониной: высокий социометрический статус («звезды» и «принятые»), высокая общественная мотивация и активно-социальное поведение социально успешных детей связаны с наличием и проявлением у них повышенного уровня страха, в то время как у социально неуспешных детей с индивидуальной мотивацией, имеющих низкий социометрический статус («непринятые» и «изолированные») занимающих неблагоприятные статусные подгруппы уровень страха снижен. Совершенно иные результаты получены в исследовании Н.М. Обуховой: чем ниже социометрический статус, тем больше страхов у старших дошкольников.
Эмпирическое исследование эмоциональной сферы и сферы социальных отношений у детей старшего дошкольного возраста мы начали с организации исследования и характеристики выборки. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 30» г. Балахна, исследование проводилось в 4 этапа (с сентября по декабрь 2024 г.), выборку составили старшие дошкольники в возрасте 6-7 в количестве 30 человек (16 детей в возрасте 6 лет и 14 детей в возрасте 7 лет, из них 17 мальчиков и 13 девочек. 18 детей являются единственным ребенком в семье, 12 детей воспитываются в семьях, где два или более ребенка). Далее мы подобрали и обосновали выбор (соответствие научному аппарату исследования, возрастным особенностям испытуемых, валидность и надежность методик и т.д.) диагностического инструментария: социометрическая методика «Два домика» (автор Т.Д. Марцинковская), методика «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М. Панфилова).
По результатам исследования зависимости содержания страхов и социометрического статуса у старших дошкольников можно сделать следующие выводы: высокий социометрический статус характеризуется высокой общественной мотивацией, активным социальным поведением социально успешных детей и обуславливает наличие у них повышенного уровня страха (количество страхов выше возрастной нормы); во-вторых, низкий социометрический статус характеризует социально неуспешных детей с доминированием индивидуальной мотивации и обуславливает наличие у них сниженного уровня негативных эмоциональных переживаний (страх) (количество страхов ниже возрастной нормы). Различия в содержании страхов у детей старшего дошкольного возраста с разным социометрическим статусом проявляются в следующем: социально-успешные дети в больше степени дети боятся смерти, темноты, кошмарных снов, животных и сказочных персонажей. «Популярные» дети боятся сделать что-то не так, как хотят взрослые, сделать недостаточно хорошо, они боятся опоздать или остаться в одиночестве. Социально-опосредованные и пространственные страхи практически не присущи «предпочитаемым» детям. Хотя «популярные» дети испытывают страх замкнутого пространства. Страх причинения физического ущерба (по преимуществу, это страх наказания), который более присущ «популярным» детям. Социально-неуспешные («пренебрегаемые» и «изолированные») дети в меньшей степени испытывают страхи сказочных персонажей, темноты и кошмарных снов, они практически не испытывают медицинские и пространственные страхи, социально-опосредованные и причинения физического ущерба.
В заключительной части бакалаврской работы представлены практические рекомендации по снижению уровня страхов в старшем дошкольном возрасте. Для воспитателей ДОО были разработаны рекомендации, например, поддерживать теплый эмоциональный контакт с детьми, особенно это касается воспитанников с низким социометрическим статусом, которых игнорируют или отвергают сверстники; проводить совместные групповые занятия с детьми с обязательным включением и распределением ролей для детей с низким социометрическим статусом, чтобы развить в них уверенность и повысить самооценку; исключить фразы, угрозы как формы воздействия на детей с целью поддержание контроля и сохранения своего авторитета; применять элементы игровой терапии, сказкотерапии, арт-терапии, танцевальной терапии, которые дают возможность не только реагировать на ситуации, вызывающие страх, но и получать опыт поведений в страшной ситуации.
Для родителей воспитанников рекомендации носили более конкретный характер, основываясь на результатах проведенной диагностики: страх смерти (90% испытуемых): нельзя смеяться и шутить по поводу страха у ребенка, тем более наказывать его за боязнь смерти; не обсуждать при детях, которые испытывают страх смерти, темы смерти, болезни и несчастий; исключить просмотры жестоких мультфильмов или книг, где присутствует тема смерти и т.д.; страх сказочных персонажей (77%): помочь озвучить ребенку свой страх и найти в нем что-то доброе, смешное или грустное, чтобы уменьшить страх; придумать вместе с ребенком сказу, где он герой и побеждает того персонажа, которого сам боится или другой вариант – где ребенок подружился со страшным персонажем и сделал его добрым волшебником и т.д.; страх темноты и кошмарных снов (80%): выяснить, какие предметы в комнате пугают ребенка и убрать их, также можно рекомендовать оставлять включенным ночник или проктор звездного неба, постепенно снижая интенсивность освещения; боязнь животных (63%): посещать с ребенком зоопарки и океанариумы, где представлены различные животные, с тем, чтобы показать ребенку, как они живут, чем питаются и представляют ли реальную опасность; при возможности, читать с детьми книги о животных, рассматривать иллюстрации; рассказывать и объяснять детям правила общения с животными и т.д.
Таким образом, по результатам проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования, были решены поставленные задачи, которые способствовали достижению цели исследования и подтверждению выдвинутой гипотезы о том, что существуют различия в содержании страхов у детей старшего дошкольного возраста с разным социометрическим статусом.



1. Авдеева, Н.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 13. – № 4. – С. 35–47.
2. Акопян, Л.С. Психолого-педагогическое исследование страхов детей младшего школьного возраста: дис. … канд. психол. наук / Л.С. Акопян. – Самара, 2002. – 265 с.
3. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Е. Е. Алексеева. — СПб.: Речь, 2006. — 224 с.
4. Алексеева, Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 2. — с. 58–61.
5. Андерсон, С.В. Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста / С.В. Андерсон // Молодой ученый. – 2016. – №5.6. – С. 2-5.
6. Астахова, И.В. Страхи и фобии в структуре явлений «тревожного ряда» личности / И.В. Астахова // Мир (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2012. – № 9. – С. 115-117.Баринов, Д.Н. Страх как социальный феномен / Д.Н. Баринов // Гуманитарный научный вестник. – 2019. – № 2. – С.39–48.
7. Баринов, Д.Н. Страх как феномен общественного сознания / Д.Н. Баринов // Бюллетень науки и практики. – 2019. – № 7. – С.154-161.
8. Бирина, Е.Р. Страхи детей-беженцев дошкольного возраста и способы их устранения в ДОО / Е.Р. Бирина // Вестник педагогических наук. – 2022. – № 6. – С. 228–231.
9. Вачков, И.В. Страхи современных старших дошкольников и их родителей / И.В. Вачков // Современное дошкольное образование. – 2019. – № 4 (94). – С. 36–45.
10. Веракса, А.Н. Факторы, влияющие на социометрический статус ребенка в старшем дошкольном возрасте / А.Н. Веракса, Е.С. Ощепкова, М.С. Асланова, В.А. Якупова // Вестник СПбГУ. – Серия 16: Психология. Педагогика. – 2022. – №4. – С. 410-430.
11. Вологодина, Н.Г. Детские страхи днем и ночью / Н.Г. Вологодина. — М.: Феникс, 2006. — 106 с.
12. Волков, И.П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании / И.П. Волков. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 2010. – 88 с.
13. Гут, Ю.Н. Взаимосвязь родительского воспитания и выраженности страхов у старших дошкольников / Ю.Н. Гут // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 2. – С. 106–113.
14. Горьковая, И.А. Страхи у детей и их преодоление / И.А. Горьковская // Педиатр. – 2014. – №3. – С. 128-134.
15. Довгая, Н.А. Страхи современных детей дошкольного возраста в социокультурном контексте / Н.А. Довгая // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2024. – Т.14. – Вып. 1. – С. 49–61.
16. Едиханова, Ю.М. Особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста / Ю.М. Едиханова, Л.А. Багаева // Концепт. – 2018. – №6. – С. 78-83.
17. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. – СПб: Речь, 2010. – 310 с.
18. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард; пер. с англ.: В. Мисник, А. Татлыбаева. – СПб. : Питер, 2012. – 460 с.
19. Карпушкина, Н.В. Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития / Н.В. Карпушкина, Т.А. Орлова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – 60-4. – С. 424-428.
20. Карелина, И.О. Проблема взаимосвязи понимания детьми эмоций и социометрического статуса в группе сверстников / И.О. Карелина // Akademicka psychologie. – 2020. –№. 1. –С. 26–31
21. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива / Я.Л. Коломинский. – Минск: Наука. – 2010. – 239 с.
22. Коненко, Е.А. Особенности содержания страхов у детей дошкольного возраста / Е. А. Коненко, Н. Н. Михайлова, С. И. Артемова // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 547-549.
23. Кольцова, И.В. Влияние типа детско-родительских отношений на возникновение страхов в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста / И.В. Кольцова // Russian Journal of Education and Psychology. – 2020. – № 2. – C. 45–54.
24. Кочетова, Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений / Ю.А. Кочетова // Психологическая наука и образование. – 2012. – Том 17. № 3. – С. 77–87.
25. Кочетова, Ю.А. Страхи современных дошкольников в представлении родителей: результаты эмпирического исследования / Ю.А. Кочетова // Психолого-педагогические исследования. – 2023. – Т. 15. – № 2. – С. 68–86.
26. Лауткина, С.В. Взаимосвязь характеристик общения, самооценки и межличностного статуса у детей дошкольного возраста / С.В. Лауткина // Ярославский педагогический вестник. –2021. – № 2 (119). –С. 96–103
27. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др. – М., 1990. – 197 с.
28. Ляхова, Е.В. Коммуникативная компетентность дошкольников с разным групповым статусом / Е.В. Ляхова // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2019. – № 3. – С. 30–32.
29. Михайлова, М.В. Самые распространенные страхи детей старшего дошкольного возраста / М.В. Михайлова. — Психологическая наука и образование. — 2020. — № 34 (324). — С. 117-118.
30. Марковская, И.М. Социометрические методы в психологии. Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. – 1999.– 46 с.
31. Морено, Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе/Пер. с англ. –М. – 2004. – 320 с.
32. Обухова, Н.М. Особенности содержания страхов у старших дошкольников, имеющих различное статусное положение в группе детского сада / Н.М. Обухова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – №4-5 (20-21). – С. 86-92.
33. Орлов, А.Б. Психологические механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов / А.Б. Орлов // Вопросы психологии. – 2011. – № 3. – С. 17–32.
34. Пронина, А.Н. Характеристика речевой активности детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом/ А.Н. Пронина, И.В. Яковлева // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2018. – № 7 (196). – С. 96–102.
35. Пронина, А.Н. Взаимосвязь социальной успешности и эмоциональных переживаний детей дошкольного возраста / А.Н. Пронина, И.В. Сушкова, И.В. Яковлева // Вестник НГПУ. – 2017. – №3. – С. 67-81.
36. Психологический словарь/под ред. Ю.Л. Неймера. – Р-н/Д: Феникс, 2003. – 604 с.
37. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группа детского сада / Т.А Репина. – М.: Педагогика. – 2011. – 145 с.
38. Смирнова, Е.В. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.В. Смирнова. – Литрес. – 2022. – 214 с.
39. Сергуничева, Н.А. Возрастно-половые и семейные факторы страхов и тревожности у старших дошкольников / Н.А. Сергуничева // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2019. – № 4. – С. 561–574.
40. Смолярчук, И.В. Особенности проявления страхов у детей дошкольного вораста / И.В. Смолярчук // Гаудеамус. – 2021. – №1 (47). – С. 78-82.
41. Уманский, Л.И. Методы экспериментальных исследований социально-психологических феноменов. Методология и методы социальной психологии / Л.И. Уманский. – М.: Наука. – 2010. – 317 с.
42. Шпалинский, В.В. Соотношение реальных и социометрических выборов в группах разного уровня развития / В.В. Шпалинский // Новые исследования в психологии. – М.: Педагогика. – 2011. – С. 63 – 65.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ