Особенности содержания страхов у старших дошкольников с разным социометрическим статусом (Нижегородский Государственный Педагогический Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30» г. Балахна.
Выборка : 30 старших дошкольников в возрасте 6-7 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения зависимости страхов и социометрического статуса в старшем дошкольном возрасте 7
1.1. Теоретический анализ исследований особенностей содержания страхов в психологии 7
1.2. Обзор и анализ исследований о социометрическом статусе у дошкольников 13
1.3. Изучение зависимости социометрического статуса и страхов у детей старшего дошкольного возраста 18
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы и сферы социальных отношений у детей старшего дошкольного возраста 26
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 26
2.2. Обоснование методов и методик исследования 30
2.3. Результаты исследования зависимости содержания страхов и социометрического статуса у старших дошкольников 32
2.4. Практические рекомендации по снижению уровня страхов в старшем дошкольном возрасте 42
Выводы по 2 главе 48
Заключение 50
Список литературы 54
Приложения 59
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30» г. Балахна.
Выборка : 30 старших дошкольников в возрасте 6-7 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения зависимости страхов и социометрического статуса в старшем дошкольном возрасте 7
1.1. Теоретический анализ исследований особенностей содержания страхов в психологии 7
1.2. Обзор и анализ исследований о социометрическом статусе у дошкольников 13
1.3. Изучение зависимости социометрического статуса и страхов у детей старшего дошкольного возраста 18
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы и сферы социальных отношений у детей старшего дошкольного возраста 26
2.1. Организация исследования и характеристика выборки 26
2.2. Обоснование методов и методик исследования 30
2.3. Результаты исследования зависимости содержания страхов и социометрического статуса у старших дошкольников 32
2.4. Практические рекомендации по снижению уровня страхов в старшем дошкольном возрасте 42
Выводы по 2 главе 48
Заключение 50
Список литературы 54
Приложения 59
Актуальность исследования. Активное личностное развитие, изменений социальной ситуации, становление «Я» ребенка в дошкольном детстве детерминирует изменение его эмоциональной сферы, вызывая ее нестабильность и появление негативных переживаний, в частности, возрастных (детских) страхов. Активизация процессов социализации, расширение сферы социальных контактов способствует тому, что у ребенка старшего дошкольного возраста содержание страхов приобретает социальную обусловленность, например, дети боятся опоздать на занятия в детский сад, не оправдать ожиданий педагогов и родителей, боятся быть непризнанными в группе или потерпеть неудачу в общении со значимыми сверстниками. Именно к старшему дошкольному возрасту существенное значение начинает приобретать взаимодействие со сверстниками, в котором все более отчетливо начинает складываться дифференциация детей по их статусному положению (социометрическому статусу). Позитивные взаимоотношения со сверстниками играют исключительную роль в развитии ребенка старшего дошкольного возраста, так как успешность построения взаимоотношений со сверстниками – это один из факторов успешной социальной адаптации к школе и построению отношений сотрудничества в младшем школьном возрасте. Напротив, отвержение может привести к сложностям адаптации в старшем возрасте и социально не одобряемому поведению. На фоне низкого социометрического статуса, старшие дошкольники могут испытывать отрицательные эмоциональные переживания, страхи, которые в дальнейшем могут стать причиной нарушений личностного и социального развития. Именно поэтому крайне важно уже в дошкольном возрасте выделить социальные факторы, а именно особенности социометрического статуса, которые влияют на эмоциональную сферу ребенка и появление у него страхов. Выявление специфики содержания страхов позволит организовывать целенаправленную, систематическую и профилактическую работу, с целью формирования адекватных способов эмоционального реагирования и поведения в различных ситуациях. Основываясь на актуальности проблематики исследования, была определена тема бакалаврской работы: «Особенности содержания страхов у старших дошкольников с разным социометрическим статусом».
Разработанность проблемы исследования. Проблема детских (возрастных) страхов достаточно разработана в психолого-педагогической науке и представлена в работах А.Л. Венгер, К.Э. Изард, А.И. Захарова, Е.П. Ильина, А.Д. Кошелевой, А.М. Прихожан, A.C. Спиваковской и других ученых. Изучение социометрического статуса у дошкольников и факторов (агрессивность, особенности детско-родительских отношений, комплекс эмоциональных и когнитивных факторов), на него влияющих, описано в больше степени в трудах советских ученых в исследованиях, датированных 1980–1990-ми гг.: И.С.Кон, Я.Л.Коломинский, Т.А.Репина, В.А.Синицкая, Т.Н.Счастная, В.Г.Хроменок и т.д. В настоящее время практически отсутствуют исследования, посвященные взаимосвязи специфики содержания эмоциональной сферы (страхи) и социометрического статуса в группе сверстников у детей дошкольного возраста. Именно поэтому, нами было принято решение на теоретическом и практическом уровне исследовать, какую роль играет социометрический статус в возникновении страхов у старших дошкольников. Выбранное нами направление исследования представляет собой недостаточно разработанную в концептуальном, методическом и эмпирическом плане проблему, которая требует своего решения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных ученых, посвященные изучению страхов в дошкольном возрасте: И.А. Горьковская, Ю.М. Едиханова, А.И. Захаров, Ю.А. Кочетова, В.В. Лебединский, М.В. Михайлова, О.С. Никольская и другие. Исследования, в которых описываются различные аспекты изучения социометрического статуса в коллективе детей дошкольного возраста: А.Н. Веракса, Е.В. Ляхова, А.Н. Пронина. Работы ученых, в которых раскрываются различные аспекты зависимости социометрического статуса и страхов у детей старшего дошкольного возраста: А.Н. Пронина, И.В. Сушкова, И.В. Яковлева; Н.М. Обухова.
Цель исследования – изучение содержания страхов у старших дошкольников в зависимости от социометрического статуса
Объект исследования – детские страхи.
Предмет исследования – содержания страхов у дошкольников 6-7 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в содержании страхов у детей старшего дошкольного возраста с разным социометрическим статусом.
Исходя из цели, предмета, объекта и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ работ, исследующих детские страхи
2. Провести эмпирическое исследование содержания страхов у детей старшего дошкольного возраста с разным социометрическим статусом
3. Разработать рекомендации для родителей и воспитателей по профилактике детских страхов, опираясь на индивидуальные результаты детей нашей выборки.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические методы исследования: изучение и анализ литературных источников.
2. Эмпирические методы: социометрическая методика «Два домика» (автор Т.Д. Марцинковская), методика «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М. Панфилова).
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 30» г. Балахна.
Выборка исследования. Выборку исследования составили старшие дошкольники в возрасте 6-7 в количестве 30 человек.
Структура бакалаврской работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Разработанность проблемы исследования. Проблема детских (возрастных) страхов достаточно разработана в психолого-педагогической науке и представлена в работах А.Л. Венгер, К.Э. Изард, А.И. Захарова, Е.П. Ильина, А.Д. Кошелевой, А.М. Прихожан, A.C. Спиваковской и других ученых. Изучение социометрического статуса у дошкольников и факторов (агрессивность, особенности детско-родительских отношений, комплекс эмоциональных и когнитивных факторов), на него влияющих, описано в больше степени в трудах советских ученых в исследованиях, датированных 1980–1990-ми гг.: И.С.Кон, Я.Л.Коломинский, Т.А.Репина, В.А.Синицкая, Т.Н.Счастная, В.Г.Хроменок и т.д. В настоящее время практически отсутствуют исследования, посвященные взаимосвязи специфики содержания эмоциональной сферы (страхи) и социометрического статуса в группе сверстников у детей дошкольного возраста. Именно поэтому, нами было принято решение на теоретическом и практическом уровне исследовать, какую роль играет социометрический статус в возникновении страхов у старших дошкольников. Выбранное нами направление исследования представляет собой недостаточно разработанную в концептуальном, методическом и эмпирическом плане проблему, которая требует своего решения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных ученых, посвященные изучению страхов в дошкольном возрасте: И.А. Горьковская, Ю.М. Едиханова, А.И. Захаров, Ю.А. Кочетова, В.В. Лебединский, М.В. Михайлова, О.С. Никольская и другие. Исследования, в которых описываются различные аспекты изучения социометрического статуса в коллективе детей дошкольного возраста: А.Н. Веракса, Е.В. Ляхова, А.Н. Пронина. Работы ученых, в которых раскрываются различные аспекты зависимости социометрического статуса и страхов у детей старшего дошкольного возраста: А.Н. Пронина, И.В. Сушкова, И.В. Яковлева; Н.М. Обухова.
Цель исследования – изучение содержания страхов у старших дошкольников в зависимости от социометрического статуса
Объект исследования – детские страхи.
Предмет исследования – содержания страхов у дошкольников 6-7 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в содержании страхов у детей старшего дошкольного возраста с разным социометрическим статусом.
Исходя из цели, предмета, объекта и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ работ, исследующих детские страхи
2. Провести эмпирическое исследование содержания страхов у детей старшего дошкольного возраста с разным социометрическим статусом
3. Разработать рекомендации для родителей и воспитателей по профилактике детских страхов, опираясь на индивидуальные результаты детей нашей выборки.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические методы исследования: изучение и анализ литературных источников.
2. Эмпирические методы: социометрическая методика «Два домика» (автор Т.Д. Марцинковская), методика «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М. Панфилова).
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 30» г. Балахна.
Выборка исследования. Выборку исследования составили старшие дошкольники в возрасте 6-7 в количестве 30 человек.
Структура бакалаврской работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Первоначально в процессе написания и подготовки бакалаврской работы, были раскрыты теоретико-методологические основы изучения зависимости страхов и социометрического статуса в старшем дошкольном возрасте. Мы выявили, что в каждом возрастном периоде страхи обладают специфическими характеристиками, связаны с особенностями развития ребенка, с его индивидуальным опытом, с опытом взаимодействия ребенка с окружающим миром, со спецификой семейных отношений. К особенностям содержания страхов у старших дошкольников можно отнести: наличие социальных страхов, которые являются типичными возрастными страхами, характерными для данного периода и не являются дезадаптивными; количество страхов может увеличиваться к концу старшего дошкольного возраста, это с тем, что именно этот возрастной период становится более социально и эмоционально насыщенным; в наибольшей степени старшие дошкольники боятся животных, кошмарных снов, сказочных персонажей, остаться одному и потерять родителей.
Проведя обзор и анализ исследований о социометрическом статусе дошкольников, можно заключить, что социометрический статус в детском саду является прогностической характеристикой социальной и академической успешности в будущем. В настоящее время есть существенный дефицит исследований, посвященных социометрическому статусу у дошкольников. Есть исследования, в которых раскрываются факторы, влияющие на социометрический статус (А.Н. Веракса, А.Н. Пронина и И.В. Яковлева); о взаимосвязи социометрического статуса и коммуникативной компетентности пишет Е.В. Ляхова; в большей степени исследователи обращают внимание на изучение зависимости и влияния социометрического статуса и самооценки. Однако, остается недостаточно разработанной проблема влияния и зависимости социометрического статуса и страхов детей старшего дошкольного возраста.
Изучение зависимости социометрического статуса и страхов у детей старшего дошкольного возраста представлено в исследовании А.Н. Прониной: высокий социометрический статус («звезды» и «принятые»), высокая общественная мотивация и активно-социальное поведение социально успешных детей связаны с наличием и проявлением у них повышенного уровня страха, в то время как у социально неуспешных детей с индивидуальной мотивацией, имеющих низкий социометрический статус («непринятые» и «изолированные») занимающих неблагоприятные статусные подгруппы уровень страха снижен. Совершенно иные результаты получены в исследовании Н.М. Обуховой: чем ниже социометрический статус, тем больше страхов у старших дошкольников.
Эмпирическое исследование эмоциональной сферы и сферы социальных отношений у детей старшего дошкольного возраста мы начали с организации исследования и характеристики выборки. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 30» г. Балахна, исследование проводилось в 4 этапа (с сентября по декабрь 2024 г.), выборку составили старшие дошкольники в возрасте 6-7 в количестве 30 человек (16 детей в возрасте 6 лет и 14 детей в возрасте 7 лет, из них 17 мальчиков и 13 девочек. 18 детей являются единственным ребенком в семье, 12 детей воспитываются в семьях, где два или более ребенка). Далее мы подобрали и обосновали выбор (соответствие научному аппарату исследования, возрастным особенностям испытуемых, валидность и надежность методик и т.д.) диагностического инструментария: социометрическая методика «Два домика» (автор Т.Д. Марцинковская), методика «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М. Панфилова).
По результатам исследования зависимости содержания страхов и социометрического статуса у старших дошкольников можно сделать следующие выводы: высокий социометрический статус характеризуется высокой общественной мотивацией, активным социальным поведением социально успешных детей и обуславливает наличие у них повышенного уровня страха (количество страхов выше возрастной нормы); во-вторых, низкий социометрический статус характеризует социально неуспешных детей с доминированием индивидуальной мотивации и обуславливает наличие у них сниженного уровня негативных эмоциональных переживаний (страх) (количество страхов ниже возрастной нормы). Различия в содержании страхов у детей старшего дошкольного возраста с разным социометрическим статусом проявляются в следующем: социально-успешные дети в больше степени дети боятся смерти, темноты, кошмарных снов, животных и сказочных персонажей. «Популярные» дети боятся сделать что-то не так, как хотят взрослые, сделать недостаточно хорошо, они боятся опоздать или остаться в одиночестве. Социально-опосредованные и пространственные страхи практически не присущи «предпочитаемым» детям. Хотя «популярные» дети испытывают страх замкнутого пространства. Страх причинения физического ущерба (по преимуществу, это страх наказания), который более присущ «популярным» детям. Социально-неуспешные («пренебрегаемые» и «изолированные») дети в меньшей степени испытывают страхи сказочных персонажей, темноты и кошмарных снов, они практически не испытывают медицинские и пространственные страхи, социально-опосредованные и причинения физического ущерба.
В заключительной части бакалаврской работы представлены практические рекомендации по снижению уровня страхов в старшем дошкольном возрасте. Для воспитателей ДОО были разработаны рекомендации, например, поддерживать теплый эмоциональный контакт с детьми, особенно это касается воспитанников с низким социометрическим статусом, которых игнорируют или отвергают сверстники; проводить совместные групповые занятия с детьми с обязательным включением и распределением ролей для детей с низким социометрическим статусом, чтобы развить в них уверенность и повысить самооценку; исключить фразы, угрозы как формы воздействия на детей с целью поддержание контроля и сохранения своего авторитета; применять элементы игровой терапии, сказкотерапии, арт-терапии, танцевальной терапии, которые дают возможность не только реагировать на ситуации, вызывающие страх, но и получать опыт поведений в страшной ситуации.
Для родителей воспитанников рекомендации носили более конкретный характер, основываясь на результатах проведенной диагностики: страх смерти (90% испытуемых): нельзя смеяться и шутить по поводу страха у ребенка, тем более наказывать его за боязнь смерти; не обсуждать при детях, которые испытывают страх смерти, темы смерти, болезни и несчастий; исключить просмотры жестоких мультфильмов или книг, где присутствует тема смерти и т.д.; страх сказочных персонажей (77%): помочь озвучить ребенку свой страх и найти в нем что-то доброе, смешное или грустное, чтобы уменьшить страх; придумать вместе с ребенком сказу, где он герой и побеждает того персонажа, которого сам боится или другой вариант – где ребенок подружился со страшным персонажем и сделал его добрым волшебником и т.д.; страх темноты и кошмарных снов (80%): выяснить, какие предметы в комнате пугают ребенка и убрать их, также можно рекомендовать оставлять включенным ночник или проктор звездного неба, постепенно снижая интенсивность освещения; боязнь животных (63%): посещать с ребенком зоопарки и океанариумы, где представлены различные животные, с тем, чтобы показать ребенку, как они живут, чем питаются и представляют ли реальную опасность; при возможности, читать с детьми книги о животных, рассматривать иллюстрации; рассказывать и объяснять детям правила общения с животными и т.д.
Таким образом, по результатам проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования, были решены поставленные задачи, которые способствовали достижению цели исследования и подтверждению выдвинутой гипотезы о том, что существуют различия в содержании страхов у детей старшего дошкольного возраста с разным социометрическим статусом.
Проведя обзор и анализ исследований о социометрическом статусе дошкольников, можно заключить, что социометрический статус в детском саду является прогностической характеристикой социальной и академической успешности в будущем. В настоящее время есть существенный дефицит исследований, посвященных социометрическому статусу у дошкольников. Есть исследования, в которых раскрываются факторы, влияющие на социометрический статус (А.Н. Веракса, А.Н. Пронина и И.В. Яковлева); о взаимосвязи социометрического статуса и коммуникативной компетентности пишет Е.В. Ляхова; в большей степени исследователи обращают внимание на изучение зависимости и влияния социометрического статуса и самооценки. Однако, остается недостаточно разработанной проблема влияния и зависимости социометрического статуса и страхов детей старшего дошкольного возраста.
Изучение зависимости социометрического статуса и страхов у детей старшего дошкольного возраста представлено в исследовании А.Н. Прониной: высокий социометрический статус («звезды» и «принятые»), высокая общественная мотивация и активно-социальное поведение социально успешных детей связаны с наличием и проявлением у них повышенного уровня страха, в то время как у социально неуспешных детей с индивидуальной мотивацией, имеющих низкий социометрический статус («непринятые» и «изолированные») занимающих неблагоприятные статусные подгруппы уровень страха снижен. Совершенно иные результаты получены в исследовании Н.М. Обуховой: чем ниже социометрический статус, тем больше страхов у старших дошкольников.
Эмпирическое исследование эмоциональной сферы и сферы социальных отношений у детей старшего дошкольного возраста мы начали с организации исследования и характеристики выборки. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 30» г. Балахна, исследование проводилось в 4 этапа (с сентября по декабрь 2024 г.), выборку составили старшие дошкольники в возрасте 6-7 в количестве 30 человек (16 детей в возрасте 6 лет и 14 детей в возрасте 7 лет, из них 17 мальчиков и 13 девочек. 18 детей являются единственным ребенком в семье, 12 детей воспитываются в семьях, где два или более ребенка). Далее мы подобрали и обосновали выбор (соответствие научному аппарату исследования, возрастным особенностям испытуемых, валидность и надежность методик и т.д.) диагностического инструментария: социометрическая методика «Два домика» (автор Т.Д. Марцинковская), методика «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М. Панфилова).
По результатам исследования зависимости содержания страхов и социометрического статуса у старших дошкольников можно сделать следующие выводы: высокий социометрический статус характеризуется высокой общественной мотивацией, активным социальным поведением социально успешных детей и обуславливает наличие у них повышенного уровня страха (количество страхов выше возрастной нормы); во-вторых, низкий социометрический статус характеризует социально неуспешных детей с доминированием индивидуальной мотивации и обуславливает наличие у них сниженного уровня негативных эмоциональных переживаний (страх) (количество страхов ниже возрастной нормы). Различия в содержании страхов у детей старшего дошкольного возраста с разным социометрическим статусом проявляются в следующем: социально-успешные дети в больше степени дети боятся смерти, темноты, кошмарных снов, животных и сказочных персонажей. «Популярные» дети боятся сделать что-то не так, как хотят взрослые, сделать недостаточно хорошо, они боятся опоздать или остаться в одиночестве. Социально-опосредованные и пространственные страхи практически не присущи «предпочитаемым» детям. Хотя «популярные» дети испытывают страх замкнутого пространства. Страх причинения физического ущерба (по преимуществу, это страх наказания), который более присущ «популярным» детям. Социально-неуспешные («пренебрегаемые» и «изолированные») дети в меньшей степени испытывают страхи сказочных персонажей, темноты и кошмарных снов, они практически не испытывают медицинские и пространственные страхи, социально-опосредованные и причинения физического ущерба.
В заключительной части бакалаврской работы представлены практические рекомендации по снижению уровня страхов в старшем дошкольном возрасте. Для воспитателей ДОО были разработаны рекомендации, например, поддерживать теплый эмоциональный контакт с детьми, особенно это касается воспитанников с низким социометрическим статусом, которых игнорируют или отвергают сверстники; проводить совместные групповые занятия с детьми с обязательным включением и распределением ролей для детей с низким социометрическим статусом, чтобы развить в них уверенность и повысить самооценку; исключить фразы, угрозы как формы воздействия на детей с целью поддержание контроля и сохранения своего авторитета; применять элементы игровой терапии, сказкотерапии, арт-терапии, танцевальной терапии, которые дают возможность не только реагировать на ситуации, вызывающие страх, но и получать опыт поведений в страшной ситуации.
Для родителей воспитанников рекомендации носили более конкретный характер, основываясь на результатах проведенной диагностики: страх смерти (90% испытуемых): нельзя смеяться и шутить по поводу страха у ребенка, тем более наказывать его за боязнь смерти; не обсуждать при детях, которые испытывают страх смерти, темы смерти, болезни и несчастий; исключить просмотры жестоких мультфильмов или книг, где присутствует тема смерти и т.д.; страх сказочных персонажей (77%): помочь озвучить ребенку свой страх и найти в нем что-то доброе, смешное или грустное, чтобы уменьшить страх; придумать вместе с ребенком сказу, где он герой и побеждает того персонажа, которого сам боится или другой вариант – где ребенок подружился со страшным персонажем и сделал его добрым волшебником и т.д.; страх темноты и кошмарных снов (80%): выяснить, какие предметы в комнате пугают ребенка и убрать их, также можно рекомендовать оставлять включенным ночник или проктор звездного неба, постепенно снижая интенсивность освещения; боязнь животных (63%): посещать с ребенком зоопарки и океанариумы, где представлены различные животные, с тем, чтобы показать ребенку, как они живут, чем питаются и представляют ли реальную опасность; при возможности, читать с детьми книги о животных, рассматривать иллюстрации; рассказывать и объяснять детям правила общения с животными и т.д.
Таким образом, по результатам проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования, были решены поставленные задачи, которые способствовали достижению цели исследования и подтверждению выдвинутой гипотезы о том, что существуют различия в содержании страхов у детей старшего дошкольного возраста с разным социометрическим статусом.



