Введение 3
1 Теоретико-методологические основания изучения трансгендерности 5
1.1 Основные подходы к изучению трансгендерности 5
1.2 Обзор литературы по изучению трансгендерных людей 22
2 Социологический анализ представлений студентов сфу о трансгендерных ... 31
2.1 Методические основания к проведению исследования 31
2.2 Исследование на тему «представления студентов сфу о трансгендерных
людях» 36
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложение А 66
Актуальность исследования: Гендерная идентичность может не совпадать с биологическим или акушерским полом. Такое явление называется трансгендерностью. Трансгендерные люди сталкиваются с трансфобией, которая может выражаться в неодобрении, дискриминации или насилии со стороны нашего общества, большую часть которого составляют цисгендерные люди. Трансфобия может быть следствием того, что у цисгендерных людей сложились представления или стереотипы о трансгендерных людях, не соответствующие действительности. Цисгендерные люди понимают мир как бинарную систему, в которой есть мужчины и женщины, о которой договорилось общество, и в которой нет места трансгендерам. Актуальность данной темы заключается в том, что трансгендерные люди уже давно среди нас, они ведут жизнь подобную нашей, но сталкиваются с трудностями, о которых цисгендерные люди даже не задумываются: отсутствие привилегий, которые доступны цисгендерным людям при устройстве на хорошую работу, при получении медицинских услуг, создании семьи; они чаще подвергаются насилию и страдают из-за отсутствия транс*инклюзивности в каких-либо организациях и т.д. Большинство цисгендерных людей об этом не знают, в их сознании сформированы стереотипные представления, предубеждения о трансгендерных людях.
Проблема: Проблема данной темы заключается в ее малоизученности по России. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербур, есть транс*активисты, которые помогают трансгендерным людям, а также цисгендерным людям. Но в Красноярске этого нет. Поэтому нужно изучить представления студентов СФУ о трансгендерных людях чтобы понять, на чем основывается их отношение к трансгендерам.
Объект исследования: студенты СФУ.
Предмет исследования: представления студентов СФУ о трансгендерных людях.
Цель: изучить представления студентов СФУ о трансгендерных людях.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1) Изучить социологические подходы к анализу данной проблемы
2) Изучить литературу по теме исследования
3) Определить методические основания изучения темы
4) Провести исследование, обработать данные, формулировать выводы и рекомендации
Гипотеза-основание данной работы: студенты СФУ имеют противоречивые представления о трансгендерных людях.
Данная бакалаврская работа была посвящена изучению представления студентов СФУ о трансгендерных людях. Трансгендерность как явление начала свое существование совсем недавно: около столетия назад. За это время многие специалисты разных стран выдвигали различные теории, пытаясь разгадать причины трансгендерности; изучали трансгендерных людей, совершивших переход, и влияние на них гормонов. Но исследований, посвященных представлениям и отношению к транс* людям цисгендерного населения очень мало, тем более в России. Также не ведется статистика по транс*людям в России, транс* люди для большинства цис*людей являются «невидимыми». Но в настоящее время самоидентификация, личностное развитие очень важны для людей, и гендерная идентичность не стала исключением. Люди все больше пытаются понять, кто они есть, и некоторые стали себя оценивать в категориях, выходящих за привычные бинарные гендерные рамки. Спектр идентичностей очень широк, но объединить их можно термином «трансгендерность».
Трансгендерность - зонтичный термин, используемый для обозначения людей, чей гендер и биологический пол не совпадают. Этот термин описывает все многообразие нецисгендерных нормативных форм пола.
Все чаще знаменитости объявляют о своей гендерной идентичности, отличающейся от типичных «мужчины» и «женщины», а также на экраны выходят фильмы, сериалы, передачи с участием транс*людей. Значит, про существование трансгендерных людей все больше становится известно, поэтому изучение представлений о них является актуальным. По итогам исследования на тему представлений студентов СФУ о трансгендерных людях мы могли наблюдать, что большинство респондентов знают, что трансгендеры - это люди, чья гендерная идентичность не совпадает с биологическим полом. При этом можно отметить неопределенность представлений о трансгендерных людях и отношения к ним.
Несоответствие можно увидеть в том, что большинство респондентов
подтвердили, что наша страна должна делать больше для защиты и поддержки
59
транс*людей, но также большинство отмечает, что не нужно обсуждать проблемы транс*людей в СМИ, потому что это личное. Но если проблемы транс*людей не будут обсуждаться общественностью, то государство навряд ли предпримет какие-то меры для их решения.
Также мы узнали, что лишь небольшое количество респондентов имеют друзей или знакомых с несовпадением идентичности и пола. Это говорит о том, что большинство респондентов не имеют личного опыта в общении с транс*людьми, также немногие стали бы общаться с транс*людьми, если появилась бы возможность. Значит, если у респондентов нет личного опыта общения с транс*людьми, то информацию они получаю извне. Самыми популярными источниками респонденты отметили интернет, СМИ и друзей. Также большинство отметило нейтральность этой информации, а с положительной и пропагандистской информацией сталкивалось меньшинство. Это может говорить о том, что в формировании своего мнения о трансгендерных людях студенты опираются на интернет и СМИ. В интернете очень много информации, поэтому человек с легкостью может принять ложную информацию за правду. А в СМИ много стереотипов и предубеждений, на основе которых складывается неоднозначное представления о транс*людях. Это объясняет неэффективность факторного анализа. Респонденты оценивают не транс*людей, а стереотипы о них, с которыми им приходилось сталкиваться, на основе чего они формируют выводы относительно этой темы...
1. Антропология академической жизни: междисциплинарные исследования. Т.П. Отв. ред. и составитель Г.А. Комарова. М.:ИЭА РАН, 2010, с. 64-85.
2. Бутовская М. Антропология пола. Издательство «Век 2», 2013. - 256 с.
3. Воронова А.В. Гендер как предмет междисциплинарного анализа. 2015.
4. Гапова, Е.И. Гендерные исследования как зеркало постсоветской академии.
5. Дерягин Г.Б. Трансвестизм и транссексуализм. Режим доступа: https://queerion.com/653-transvestizm-i-transseksualizm.html
6. Доклад о положении ЛГБТ-сообщества в Санкт-Петербурге в 2018
году. — СПб.: Выход, 2019. — 152 с. Режим доступа:
https://comingoutspb.Com/upload/iblock/edf/edf4db15a130cb4937073e985b8ec2f8.p df
7. Иванченко С.Н. Трансгендерность, гендерная идентичность и гендерные стереотипы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. жури. 2009. N 6(8). Режим доступа: http://psystudy.ru
8. Инсайт. (2010). Ситуация трансгендеров в Украине. Отчет по
исследованию. Режим доступа: http://ecom.ngo/wp-
content/uploads/2016/03/TRP_report.pdf
9. Кирей-Ситникова Я. Трансгендерность и трансфеминизм — М.: Саламандра, 2015.
10. Першай А. Трансгендер по-русски: о проблемах создания своего политического означающего. В: Возможен ли «квир» по-русски? ЛГБТК исследования. Междисциплинарный сборник. Сост. и ред. В. Созаев. - Санкт- Петербург,57 2010, 256 с.
11. Путь союзничества: как вы можете поддержать трансгендерных
людей. - Спб.: Выход, 2019. — 124 с. Режим доступа: https://comingoutspb.eom/upload/iblock/5f7/5f73c084ff52557e726b594f62b6cd66.p df
12. Рекомендации по психологической работе с трансгендерными и гендернонеконформными людьми. Руководство Американской психологической ассоциации в переводе и под редакцией ЛГБТ-инициативной группы «Выход» - Спб.: Выход, 2019. - 96 с 15
13. Семенова, С. Гендерная идентичность в эпицентре дискриминации. Санкт-Петербург: ЛГБТ-организация “Выход”. 2013.
14. Словарь гендерных терминов / Под. ред. А.А. Денисовой. М.: Информация - XXI век, 2002
15. Спивак Г. Могут ли угнетенные говорить? В: Введение в гендерные исследования...36