ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ 5
1.1.Объект и предмет получения взятки 5
1.2.Объективная сторона получения взятки 22
1.3. Субъект получения взятки 35
1.4. Субъективная сторона получения взятки 52
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ СО СМЕЖНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ 58
2.1. Соотношение преступлений, предусмотренных ст.290 УК РФ и ст. 204 УК РФ 58
2.2. Соотношение преступлений, предусмотренных ст.290 УК РФ и ст. 285 УК РФ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
Одним из направлений внутренней политики в Российской Федерации в настоящее время является борьба с коррупцией, в том числе с ее формами проявления, которые носят криминогенный характер.
Среди преступлений коррупционной направленности наиболее опасным и распространенным является взяточничество. Взяточничество посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
В таких условиях меры уголовно-правового характера являются наиболее эффективными. Однако реализация уголовно-правовых норм об ответственности за получение взятки в настоящее время остается одной из актуальных проблем, в связи с несовершенством действующего законодательства и неоднозначностью толкования ряда признаков. Именно поэтому избранная тема является на сегодняшний день актуальной и подлежит исследованию.
Получение взятки порочит честь должного лица, а вместе с тем и государственную власть в целом. Получение взятки является наиболее опасным из преступлений, содержащихся в главе 30 Уголовного Кодекса РФ, так как должностное лицо либо иные лица, указанные в качестве субъекта преступления, по существу превращают занимаемую должность и вытекающие полномочия в предмет торговли.
Актуальность данного исследования обусловлена существующими проблемами применения на практики статьи 290 Уголовного Кодекса РФ, спорность внесенных изменений, касающиеся понятия «должностное лицо», а также проблемами, возникающими в связи с осуществлением уголовной ответственности.
Объектом исследования дипломной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения интересов государственной власти, а также интересов государственной и муниципальной службы.
В зависимости от объекта работы находится предмет исследования: нормы уголовного законодательства, предусмотренные ст. 290 УК РФ; федеральные законы в части относящейся к теме исследования; материалы судебной практики; учебная и научная литература.
Цель дипломной работы - анализ состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 290 УК РФ (получение взятки).
В ходе достижения указанной цели будут решены следующие задачи:
1. Изучить объект и предмет преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ.
2. Рассмотреть объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ.
3. Исследовать субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ.
4. Определить особенности субъективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ.
5. Проанализировать и разграничить составы преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 204, ст. 285 УК РФ от преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ Уголовно-правовым проблемам борьбы со взяточничеством были посвящены работы, С.А. Алимпиева, В.Н. Боркова, С.М. Будотаров. В. Волженкина, Э.А. Гейвандова, С.А. Елисеева, Д.В. Карелина, А.К. Квициния, В.Ф. Кириченко, И.А. Клепицкого, Н. Ф. Кузнецовой, В.М. Лебедева, П.Н. Никонова, А.А. Пионтовского, Л.М. Прозументова, А.И. Рарога, Р.Н. Сучкова, П. С. Яни и др.
Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, выступают интересы госудакственной службы, службы в октанах местного самокпракления, а в качестве допокнитекьного объекта могут выступать прака и законные интересы граждан и окганизаций.
В настоящее время предмет взятки опредекяется диспозицией ст. 290 УК РФ: деньги; ценные бумаги; ино е имущество; незаконно е оказание услуг имущественного характера; предоставление иных имущественных прав. Вместе с тем, проблемой является не включе ние в указанный перечень услуг неимущественного характера и незаконных услуг. Единственно верным, на наш взгляд, должно выступать положение о том, что сама по себе незаконная услуга не имеет имущественно го характера и нельзя оценить ее имущественную выгоду, так как их нормативной стоимости не существует. Поэтому подобного рода противоправные услуги не могут рассматриваться как предмет взятки .
Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, иных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имуще ственного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе .
Понятие должностного лица раскрывается в примечании 1 к статье 285 УК РФ. Уголовный кодекс РФ под должностным лицом признает следующих лиц: должностными лицами в статьях настоявщей главы признаются лица, постолнио, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно -распорядительные, административно-хозяйственные
функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично -правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации...
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (в ре д. от 14.03.2020) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http: // www.consultant.ru;
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». www.consultant.ru;
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) [Элелтронный ресулс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: // www.consultant.ru;
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 20.04.2021) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: // www.consultant.ru;
5. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 №259-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлю с». - Режим до ступа: http: // www.consultant.ru;
6. О государственной гражданской службе Российской Феде рации : Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 24.03.2021) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http: // www.consultant.ru.
7. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 31.12.2012 года №273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлю с». - Режим до ступа: http: // www.consultant.ru.
8. Конвенция Организации О бъединенных Наций против коррупции. принята Гейер. Ассамблеей ООН 31.10.2003 г. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлю с». - Режим до ступа: http: // www.consultant.ru.
Специальная литература
9. Абдутьманота З.А. О проблеме признанит иностранного должностного лица субъектом получения взятки/ З.А. Абдульманова // Российский следователь. 2015, № 13. С. 13-15.
10. Антипов Е.И. К вопросу о предмете взятки // Апробация. 2016. № 12 (51). С. 56-57.
11. Архипова, А. Н. Разграничение взяточничества и смежных составов / А. Н. Архипова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 22 (260). - С. 272-274.
12. Безверхов А.Г. О предмете взяточничества и коммерческого подкупа // Вестник Самарской гуманитарной академии (Серия: Право), № 2 (14), 2013. С 57-63.
13. Бирюков, Д. А. Криптовалюты и их законодательное регулирование в 2021 году [Электронный ресурс] / Д. А. Бирюков // Центральный округ. - 29.03.2021 г. - Режим доступа: https://centraldep.ru/;
14. Богданов Е.В. Правовая природа безналичных денежных средств // Юрист. 2018. № 1. С. 57-65
15. Богуш Г.И. Подлежат ли иностранные должностные лица ответственности по УК РФ / Г.И. Богуш // Уголовное право. 2010, № 4. С 12¬19....(100)