Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Соперничество государств в Арктике в современных международных отношениях

Работа №165652

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы68
Год сдачи2024
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Национальные стратегии государств в Арктическом регионе 6
1.1 Национальные стратегии и политика циркумполярных государств в Арктике
в 1990-ых годах 6
1.2 Действующие национальные стратегии и текущая политика
циркумполярных государств в Арктике 17
2 Споры и конфликты в Арктическом регионе 30
2.1 Споры территориального характера в Арктическом регионе 30
2.2 Политические и военно-политические аспекты международных отношений
в Арктике 35
2.3 Неарктические игроки в регионе. Позиция арктических государств 46
2.4 Потенциальные сценарии и тенденции развития международных отношений
в Арктическом регионе 50
Заключение 55
Список использованных источников 59

Современный этап международных отношений характеризуется резким обострением международной ситуации и возобновлением давних конфликтов между государствами в разных регионах мира. В то же время Организация Объединенных Наций объявила Арктический регион территорией мира и сотрудничества. Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что в условиях современной экологической обстановки степень напряженности в отмеченном регионе растет. На это влияют такие аспекты, как таяние арктических льдов и, соответственно, открытие значительных запасов нефти, газа и урана, которыми стремятся завладеть государства путем присвоения шельфов; увеличение продолжительности функционирования транспортных артерий, таких как Северо-западный проход и, в большей степени, Северный морской путь; появление обширных возможностей для размещения военно¬промышленного комплекса в регионе для защиты северных границ от потенциальной угрозы и, как следствие, милитаризация Арктики [10, с. 113].
Более того, в последние годы Арктический регион представляет особый интерес не только для приарктических государств, — это Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, а также Исландия, Швеция и Финляндия, - но и среди стран, далеких от Северного полюса. Таким образом, очевидно, что конкуренция в регионе будет только усиливаться. По этой причине считаем необходимым рассмотреть существующие и потенциальные споры в регионе, оценить его военно-стратегическую важность, определить, как активизация интересов неарктических государств влияет на степень напряженности в регионе, а также спрогнозировать, насколько реальным представляется полноценный конфликт государств в Арктике.
Объект исследования: современные международные отношения в Арктическом регионе.
Предмет исследования: современная политика государств в Арктике, их споры и противоречия в регионе.
Цель исследования: проанализировать конфликтный потенциал Арктического региона на современном этапе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать национальные стратегии и политику циркумполярных государств в Арктике в 1990-ых годах;
2. Рассмотреть действующие национальные стратегии и текущую политику циркумполярных государств в Арктике;
3. Исследовать споры территориального характера в Арктическом регионе;
4. Оценить политические и военно-политические аспекты международных отношений в Арктике;
5. Описать политику неарктических государств в регионе и охарактеризовать позицию арктических государств;
6. Спрогнозировать потенциальные сценарии и тенденции развития международных отношений в Арктическом регионе.
Практическая значимость данной работы обосновывается тем, что результаты и выводы исследования могут быть использованы в дальнейшей подготовке научных работ в области изучения арктической политики восьми арктических государств, а также анализа конфликтного потенциала Арктического региона.
Научная разработанность исследования заключается в актуальности и значимости данного вопроса, так как многие специалисты в области международных отношений уделяют ему особое внимание. Фундаментальными авторами в данной отрасли можно назвать В.П. Журавеля, М.Ю. Гутенева. Немаловажный вклад в изучение этой проблемы внесли С.Н. Леонов, И.А. Аржанов, А.В. Загорский.
Эмпирическую базу исследования составляют Национальные стратегии государств в Арктике, другие законодательные акты, международно-правовые акты (договоры и соглашения, декларации, меморандумы, посвященные развитию региона), отчеты Министерств, а также заявления и выступления официальных лиц государств в направлении арктической политики, материалы СМИ, монографии и научные статьи. Особое внимание стоит уделить Конвенции ООН по морскому праву 1982 года как основополагающему документу, определяющему правовой статус региона.
Написание работы включало следующие методы исследования: анализ политики государств в Арктике, сравнительный анализ национальных стратегий циркумполярных государств в 1990-ых и 2020-ых годах, индукция (переход от конкретных действий государств к общей тенденции развития МО в Арктике), классификация споров и противоречий государств в регионе, прогнозирование сценариев развития МО в Арктике.
Настоящая работа обладает новизной в отечественной науке о международных отношениях, поскольку является одним из немногих русскоязычных комплексных исследований на тему конфликтного потенциала Арктического региона на современном этапе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена анализу международных отношений в Арктическом регионе на современном этапе, а именно оценке его конфликтного потенциала и определению будущих тенденций развития событий. В ходе выполнения поставленных задач были сделаны следующие выводы.
Во-первых, в ходе исследования был подтвержден используемый в широких массах тезис о значительном росте интереса к Арктическому региону в последние годы. При анализе политики приарктических государств на разных этапах - в 1990-ых и 2020-ых годах было выяснено, что на первом из выбранных этапов из 8 государств Арктического совета полноценным планом политики в регионе обладали лишь Соединённые Штаты. Многие государства - в особенности, не имеющие выход к Северному Ледовитому океану - проводили достаточно пассивную внутреннюю и внешнюю политику в Арктике. Регион не рассматривался в качестве важной стратегической территории и зачастую воспринимался государствами в качестве периферийной зоны низкой напряженности. Вместе с тем активная научно-исследовательская деятельность и оформление институционального ландшафта Арктики заложили основу для тесного сотрудничества в регионе на годы вперед. Кардинальному изменению ситуации способствовало обнаружение крупных месторождений углеводородов в арктических континентальных шельфах в конце 2000-ых годов и рост интереса неарктических акторов к арктическим научным проектам в тот же период. В связи с этим многие из государств «арктической восьмерки» выпустили свои первые арктические стратегии именно в период 2007-2011 годов, стараясь закрепить свой суверенитет над арктическими зонами.
Вместе с тем действующие стратегии государств демонстрируют крайнюю напряженность в регионе. Зачастую отмечаются проблемы наращивания той или иной страной вооружений в регионе, подчеркиваются экологические риски. В отличие от 1990-ых годов, сегодня проблемы и угрозы 55
в Арктике являются угрозами безопасности для приарктических стран. Многие государства выражают надежду на сохранение региона в качестве зоны мира и сотрудничества, что кардинально не соотносится с фактом поддержания высокой боеготовности вооруженных сил, наращивания и усовершенствования военных мощностей в Арктике. Отчетливым стал и факт поляризации государств в регионе. Западные страны отмечают российскую и китайскую угрозы в Арктике, активно используют словосочетание «США и союзники». Страны «арктической пятерки» в своих документах также поднимают вопросы, например, разграничения континентальных шельфов, а Россия и Канада провозглашают оспариваемые Северный морской путь и Северо-Западный проход национальными артериями, что противоречит позиции Соединенных Штатов. Так, текущая ситуация отличается крайней напряженностью.
Во-вторых, в ходе работы были проанализированы некоторые споры и конфликты государств в регионе. Ключевым из них является вопрос принадлежности арктического континентального шельфа, на который претендуют сразу Россия, Дания и Канада. Кроме того, напряженность в регионе усиливается за счет неопределенности разграничения исключительных экономических зон России и США, Канады и США, Канады и Дании, Дании и Исландии. Выделяется вопрос правового статуса Северного морского пути и Северо-Западного прохода. Данные споры носят теоретический характер, поскольку упомянутые артерии исторически обладали национальным статусом и на сегодняшний момент активно не используются в международных масштабах. Таким образом, несмотря на мирное разрешение вопроса острова Ханса и морской границы России и Норвегии, противоречия государств сигнализируют об обострении конкуренции в регионе. При этом сегодня ни один из упомянутых споров не имеет предпосылок для урегулирования , особенно учитывая общую напряженность в мировой политике.
В политическом спектре противоречий в Арктике поставлено под вопрос абсолютное единство семи западных стран в региональных делах. Доказательством его отсутствия являются вышеупомянутые территориальные разногласия, а также Илулиссатская декларация 2008 года, подтверждающая уникальные права «арктической пятерки» и изолирующая Швецию, Финляндию, Исландию и коренные народы региона. Таким образом, противоречия в Арктике происходят не только по линии Россия-Запад, но и между «союзниками». Более того, в направлении политических разногласий особо выделяется внесение западных стран-участниц Арктического совета в российский перечень недружественных стран, выход России из Совета государств Балтийского моря, Совета Баренцева/Евроарктического региона, а также бойкот западных стран, направленный против России в рамках Арктического совета. Так, сегодня ситуация сигнализирует о разрушении институционального ландшафта региона, обесценивании многолетнего плодотворного сотрудничества, а также возрастании рисков, связанных с экологической безопасностью региона.
Нельзя не отметить отказ Швеции и Финляндии от позиции нейтралитета и вступление этих стран в НАТО в 2022-2023 годах. Подобная мера не является неожиданной, поскольку на протяжении десятилетий Альянс укреплял взаимодействие с этими странами. Несмотря на то, что граница России и НАТО фактически удвоилась, присоединение Швеции и Финляндии к Альянсу будет представлять угрозу безопасности Российской Федерации лишь в случае размещения на территории этих стран того или иного оружия НАТО. Такой ход событий, конечно, потребует ответной реакции России. Следует подчеркнуть и многочисленные договоры о военном сотрудничестве, заключенные Соединенными Штатами с Финляндией, Швецией, Норвегией и Данией, проведение западными странами военных учений в Арктическом регионе, модернизацию американо-канадской оборонной системы НОРАД, а также активизацию деятельности в рамках Североевропейского оборонного сотрудничества (НОРДЕФКО). Все вышеупомянутое свидетельствует о повышении градуса напряженности в регионе, а также увеличивает риски возникновения новой гонки вооружений.
В контексте роста интереса неарктических акторов к региону были проанализированы положения Белой книги Китая, а также рассмотрена арктическая политика Европейского союза. Очевидно, что проникновение тех или иных государств в регион негативно воспринимается странами «арктической пятерки», однако в некоторых случаях (таких как экономическая выгода от совместных проектов или цель поддержания баланса в регионе) сотрудничество приветствуется. Союз России и Китая признан угрозой национальной безопасности многих западных арктических держав, однако считаем, что сведения о деятельности Китая в Арктике во многом преувеличены западными странами и являются частью информационной войны в регионе. Так, намного больше внимания КНР уделяет совсем иным регионам мира, а проект Полярного шелкового пути имеет скорее политический облик и является дорогостоящим и трудно затратным для страны, ищущей быстрый и эффективный результат.
Наконец, мы выделили основные тенденции развития международных отношений в Арктическом регионе в обозримом будущем. Особую актуальность к середине 21-го века приобретет вопрос ресурсного и транспортного потенциала региона, что приведет к выходу некоторых споров из замороженной фазы: вероятно обострение проблемы континентального шельфа, а также правового статуса Северного морского пути. Разрушение системы «северного баланса» будет способствовать активному взаимодействию в Арктике России и ее союзников, прежде всего, по БРИКС, что вызовет негативную ответную реакцию стран НАТО.
Несмотря на то, что прямое военное столкновение государств в Арктике маловероятно, считаем необходимым создания форума по вопросам арктической безопасности по линии Россия-НАТО, а также позитивно оцениваем возможность скорейшего урегулирования споров и разногласий в регионе, как и подписание договора об ограничении вооружений в регионе. Обязательным является скорейшее возобновление работы Арктического совета в полном его составе.



1. Андреев, С. Пути разошлись: как Швеция и Финляндия в НАТО
вступали / С. Андреев // Российский совет по международным делам (РСМД) : [сайт]. - 2023. - 7 апр. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-
comments/analytics/puti-razoshlis-kak-shvetsiya-i-finlyandiya-v-nato-vstupali/ (дата обращения: 10.03.2024).
2. Аржанов, И. А. Россия, НАТО и Арктика: соперничество, безопасность, возможные сценарии развития геополитической конкуренции / И. А. Аржанов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2021. - Т. 21, №4. - С. 758-771.
3. Барановская, В. П. Арктическая политика Финляндии / В. П. Барановская, А. С. Скаридов // Океанский менеджмент. - 2022. - №1 (15). - С. 21-24.
4. Бежина, Ю. В. Североевропейское оборонное сотрудничество в постбиполярный период / Ю. В. Бежина // Мировая политика. - 2023. - №2. - С. 41-58.
5. Гутенев, М. Ю. Арктика во внешней политике США / М. Ю. Гутенев // Ойкумена. Регионоведческие исследования. - 2019. - №9. - С. 133¬143.
6. Декларация об учреждении Арктического совета: декларация от 19.09.1996 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901880137(дата обращения: 07.04.2024).
7. Джусь, А. С какими странами-членами НАТО теперь граничит
Россия / А. Джусь // Газета.ru: [сайт]. - 2023. - 4 апр. - URL:
https://www.gazeta.ru/infographics/s_kakimi_stranami- chlenami_nato_granichit_rossiya.shtml(дата обращения: 11.03.2024).
8. Журавель, В. П. Арктическая стратегия Норвегии и вопросы безопасности / В. П. Журавель // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. - 2021. - №5. - С. 23-30.
9. Журавель, В. П. НАТО и вопросы национальной безопасности России в Арктике / В. П. Журавель // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. - 2021. - №2. - С. 55-61.
10. Журавель, В. П. Современная Арктика: геополитические и международные измерения / В. П. Журавель // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. - 2021. - №4. - С. 113-116.
11. Загорский, А. В. Безопасность в Арктике: [монография] / А. В. Загорский. - Москва: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук, 2019. - 114 с. - ISBN 978-5-9535-0570-3.
12. Заявление МИД России о выходе Российской Федерации из Совета
государств Балтийского моря // Министерство иностранных дел Российской Федерации : официальный сайт. - 2022. - 17 мая. - URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1813674/ (дата обращения:
10.04.2024).
13. Заявление МИД Российской Федерации о выходе России из Совета
Баренцева/Евроарктического региона // Министерство иностранных дел Российской Федерации : официальный сайт. - 2023. - 18 сент. - URL:
https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1904899/ (дата обращения: 10.04.2024).
14. Игнатьев, М. В Латвии заявили, что Балтийское море станет «озером НАТО» / М. Игнатьев // Газета.ш : [сайт]. - 2024. - 5 янв. - URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2024/01/05/22060513.shtml(дата обращения: 11.04.2024).
15. Киргизов-Барский, А. С. Деятельность Евросоюза в Арктическом совете: проблемы и перспективы / А. С. Киргизов-Барский // Арктика и Север. - 2021. - №45. - С. 75-84.
16. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву:
конвенция ООН от 10.12.1982. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121270/ (дата обращения: 02.03.2024).
17. Краснопольский, Б. Х., Пахомов, А. А. Дальневосточная и
Тихоокеанская Арктика: на перекрестке двух океанов и континентов : к председательству Российской Федерации в Арктическом совете в 2021-2023 гг. : [монография] / Б. Х. Краснопольский, А. А. Пахомов ; Институт
экономических исследований Дальневосточного отделения РАН. - Хабаровск : Дальневосточное отделение РАН, 2021. - 248 с. - ISBN 978-5-906118-58-5.
18. Кучинская, М. Е. Арктика в фокусе внимания США и НАТО и интересы безопасности России / М. Е. Кучинская // Проблемы национальной стратегии. - 2020. - №1(58). - С. 68-89.
19. Леонов, С. Н. Взаимодействие России и Китая в Арктике / С. Н. Леонов // Российско-китайские исследования. - 2019. - Т. 3, №3. - С. 7-16.
20. Львов, П. В МИД не исключили выхода России из Арктического совета. Посол МИД Корчуков назвал выход России из Арктического совета возможным / П. Львов // РИА Новости [сайт]. - 2023. - 11 мая. - URL: https://ria.ru/20230511/arktika-1871104033.html(дата обращения: 03.04.2024).
21. Матюхин, А. В. Интересы США и Канады в Арктическом регионе / Севостьянов П.И., Давыдова Ю.А., Матюхин А.В. // Журнал политических исследований. - 2022. - Т. 6, №4. - С. 58-68.
22. Об итогах второй министерской встречи прибрежных арктических государств, Челси, Канада, 29 марта 2010 года // Министерство иностранных дел Российской Федерации : официальный сайт. - 2010. - 30 мар. - URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/rso/sovet-gosudarstv- barenceva/evroarkticeskogo-regiona-sber-/1673248/(дата обращения: 17.04.2024).
23. Основы государственной политики Российской Федерации на период до 2035 года: указ Президента РФ от 05.03.2020 №164 // Совет Безопасности Российской Федерации. - URL:
http://www.scrf.gov.ru/media/files/file/W5JeWAnrAyplMIMHXFRXEmQwLOUfoe sZ.pdf (дата обращения: 23.03.2024).
24. Перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия: распоряжение Правительства РФ от 5 марта 2022 г. № 430-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411064/e8730c96430f0f24629 9a0cb7e5b27193f98fdaa/ (дата обращения: 12.04.2024).
25. Печерица, В. Ф. Открывающаяся Арктика в мировой политике и
международных отношениях : [монография] / В. Ф. Печерица ;
Дальневосточный федеральный университет. - Владивосток : ДВФУ, 2021. - 338 с. - ISBN 978-5-7444-5049-6.
26. План развития Северного морского пути до 2035 года:
распоряжение от 01.08.2022 №2115-р // Правительство Российской Федерации. - URL:
http://static.government.ru/media/files/StA6ySKbBceANLRA6V2sF6wbOKSyxNzw .pdf (дата обращения: 04.04.2024).
27. Портякова, Н. Дания поддалась базовому инстинкту. Вслед за
Финляндией и Швецией страна разместит у себя американских военных / Н. Портякова // Коммерсантъ : [сайт]. - 2023. - 21 дек. - URL:
https://www.kommersant.ru/doc/6413783(дата обращения: 13.04.2024).
28. Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения о
Межведомственной комиссии до делам Арктики и Антарктики и персонального состава Комиссии": постановление от 22.02.1993 №158 // Информационно- правовое обеспечение « Система ГАРАНТ». - URL:
https://base.garant.ru/1586684/#friends(дата обращения: 28.03.2024).
29. Постановление Правительства РФ О Всероссийском научно-координационном центре по комплексным проблемам Севера, Арктики и жизнедеятельности малочисленных народов Севера Государственного комитета
Российской Федерации по социально-экономическому развитию Севера: постановление от 22.06.1992 №419 // Электронный фонд правовых и
нормативно-технических документов. - URL:
https://docs.cntd.ru/document/901605567(дата обращения: 28.03.2024).
30. Саммит ОДКБ: в Кремле состоялась встреча лидеров государств- членов Организации договора о коллективной безопасности // Администрация Президента России : официальный сайт. - 2022. - 16 мая. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/68418(дата обращения: 10.03.2024).
31. Смирнов, С. Россия «подарила» Норвегии 11% ее шельфовых
запасов углеводородов / С. Смирнов // Ведомости : [сайт]. - 2013. - 4 марта. - URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2013/03/04/rossiya-podarila-
norvegii-11-ee-shelfovyh-zapasov-uglevodorodov (дата обращения: 16.04.2024).
32. Сотников, Г. Северные страны подписали соглашение о координации военно-воздушных сил / Г. Сотников // Российская газета : [сайт].
- 2023. - 24 марта. - URL: g.ru/2023/03/24/severnye-strany-podpisali-soglashenie- o-koordinacii-voenno-vozdushnyh-sil.html (дата обращения: 10.03.2024).
33. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и
обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года: указ Президента РФ от 26.10.2020 №645 // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 366065/(дата обращения: 16.04.2024).
34. Уварчев, Л. Дания, Норвегия, Финляндия и Швеция интегрируют военно-воздушные силы / Л. Уварчев // Коммерсантъ : [сайт]. - 2023. - 25 мар.
- URL: https://www.kommersant.ru/doc/5899537(дата обращения: 15.04.2024).
35. Черненко, Е. «Если мы потеряем Арктический совет, восстановить
его будет очень сложно». Председатель комитета старших должностных лиц Арктического совета Мортен Хёглунд о сотрудничестве в Заполярье / Е. Черненко // Коммерсантъ : [сайт]. - 2023. - 21 нояб. - URL:
https://www.kommersant.ru/doc/6350619(дата обращения: 03.04.2024).
36. Чернушкин, И. А. Юридические аспекты разграничения арктических пространств на примере спора США и Канады относительно территориального статуса Северо-западного морского пути / И. А. Чернушкин // Океанский менеджмент. - 2022. - №2 (16). - С. 30-35.
37. Agreement Between the Government of Canada and the Government of
the United States of America on Arctic Cooperation : Agreement No. 31529 of January, 11, 1988 // United Nations Treaty Collection. - URL:
https://treaties.un.org/doc/publication/unts/volume%201852/volume- 1852-i-31529- english.pdf (дата обращения: 15.04.2024).
38. Arctic Security Under Threat. Urgent Needs In a Changing Geopolitical
and Environmental Landscape : Report of June, 10, 2023 / Standing Senate Committee on National Security, Defence and Veterans Affairs // Senate of Canada. - URL: https://sencanada.ca/content/sen/committee/441/SECD/reports/2023-06-
28_SECD_ArcticReport_e.pdf (дата обращения: 27.03.2024).
39. Breum, M. Canada, Denmark agree on a landmark deal over disputed Hans Island / M. Breum // Arctic Business Journal [website]. - 2022. - June, 13. - URL: https://www.arctictoday.com/canada-denmark-agree-on-a-landmark-deal-over- disputed-hans-island/(дата обращения: 18.04.2024).
40. Canada’s Arctic and Northern Policy Framework : Policy Framework of September, 10, 2019 // Government of Canada. - URL: https://www.rcaanc- cirnac.gc.ca/eng/1560523306861/1560523330587(дата обращения: 26.03.2024).
41. Expeditions 1998-2018 // Swedish Polar Research Secretariat : official
website. - 2024 - URL: https://polarforskningsportalen.se/en/arctic(дата
обращения: 04.04.2024).
42. Finland’s Strategy for Arctic Policy : Strategy of June, 18, 2021 //
Government of Finland. - URL:
https: //j ulkaisut.valtioneuvo sto .fi/handle/10024/163247 (дата обращения:
05.04.2024).
43. Foreign and Security Policy Strategy 2023 : Strategy of May, 16, 2023 // Ministry of Foreign Affairs of Denmark. - URL: https://um.dk/en/foreign- policy/foreign-and-security-policy-2023(дата обращения: 29.03.2024).
44. Horton, A. The Navy is resurrecting a fleet to protect the East Coast and
North Atlantic from Russia / A. Horton // The Washington Post [website]. - 2018. - May, 6. - URL:
https://www.washingtonpost.com/news/checkpoint/wp/2018/05/05/the-navy-is- resurrecting-a-fleet-to-protect-the-east-coast-and-north-atlantic-from-russia/ (дата
обращения: 16.04.2024).
45. Iceland’s Policy on Matters Concerning the Arctic Region : Parliamentary Resolution 25/151 of May, 19, 2021 // Government of Iceland. - URL: https://www.government.is/library/01 -Ministries/Ministry-for-Foreign-Affairs/PDF - skjol/Arctic%20Policy_WEB.pdf (дата обращения: 02.04.2024).
46. Memorandum of Understanding Between the Ministry of Defence of the
Kingdom of Denmark and the Ministry of Defence of the Republic of Finland and the Ministry for Foreign Affairs of Iceland and the Ministry of Defence of the Kingdom of Norway and the Government of the Kingdom of Sweden on Nordic Defence Cooperation : Memorandum of September, 9, 2009 // Nordic Defence Cooperation. - URL: https://www.nordefco.org/Files/nordefco-mou.pdf(дата обращения:
15.04.2024).
47. Monga, V. Cold War-Era Defense System to Get Upgrade to Counter Russia, China: The U.S. and Canada move to modernize a missile-surveillance system in the Arctic that officials say is outdated / V. Monga, P. Viera // The Wall Street Journal [сайт]. - 2021. - feb. 27. - URL: https://www.wsj.com/articles/cold- war-era-defense-system-to-get-upgrade-to-counter-russia-china-11614438048(дата обращения: 26.03.2024).
48. National Strategy for the Arctic Region : Strategy of October, 7, 2022 //
The White House. - URL: https://www.whitehouse.gov/wp-
content/uploads/2022/10/National-Strategy-for-the-Arctic-Region.pdf (дата
обращения: 18.03.2024).
49. Norway’s Arctic Strategy - Between Geopolitics and Social Development : Strategy of July, 6, 2017 // The Government of Norway. - URL: https://www.regjeringen.no/contentassets/fad46f0404e14b2a9b551ca7359c1000/arcti c-strategy.pdf (дата обращения: 01.04.2024).
50. Reykjavik Declaration : Declaration of May, 20, 2021 // The Arctic
Council Secretariat - URL: https://oaarchive.arctic-
council.org/server/api/core/bitstreams/b8fe81c0-265c-4920-ac82- 1eac0754b960/content(дата обращения: 03.04.2024).
51. Sweden’s Strategy For the Arctic Region : Strategy of November, 6,
2021 // Government of Sweden. - URL:
https://www.government.se/contentassets/85de9103bbbe4373b55eddd7f71608da/swe dens-strategy-for-the-arctic-region-2020.pdf (дата обращения: 03.04.2024).
52. The Ilulissat Declaration : Declaration of May, 28, 2008 // Arctic Portal. - URL: https://arcticportal.org/images/stories/pdf/Ilulissat-declaration.pdf(дата обращения: 15.04.2024).
53. The Norwegian Government's Arctic Policy. People, opportunities and
Norwegian interests in the Arctic : Policy of January, 26, 2021 // The Government of Norway. - URL:
https://www.regjeringen.no/globalassets/departementene/ud/vedlegg/nord/whitepaper _abstract2020.pdf (дата обращения: 01.04.2024).
54. The Nuuk Declaration on Environment and Development in the Arctic :
Declaration of September, 16, 1993 // International Environmental Agreements (IEA) Database Project. - URL:
https://iea.uoregon.edu/MarineMammals/engine/Documents/1-0279-0287.htm(дата обращения: 25.03.2024).
55. United States Policy on the Arctic and Antarctic Regions : Presidential
Decision Directive NSC-26 of June, 5, 1994 / National Security Council and National Security Council Records Management Office // Clinton Digital Library. - URL: https://clinton.presidentiallibraries.us/items/show/12750 (дата обращения: 16.03.2024).
56. Umbrella Final Agreement between the Government of Canada, the Council For Yukon Indians and the Government of the Yukon : Agreement of May, 29, 1993 // Council of Yukon First Nations. - URL: https://cyfn.ca/wp-
content/uploads/2013/08/umbrella-final-agreement.pdf (да обращения: 26.03.2024).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ