Реферат
Введение
1 Теоретические основы горного туризма 6
Специфика горного туризма 6
История развития горного туризма 12
Анализ современного состояния системы подготовки инструкторских 27 кадров горного туризма
Международный опыт подготовки инструкторов (горных гидов) 27
Современное состояние системы подготовки инструкторов- 39
проводников по альпинизму и горному туризму в России
Разработка программы подготовки инструкторов-проводников по 52 альпинизму и горному туризму
Концептуальные вопросы подготовки инструкторов-проводников по 52
альпинизму и горному туризму
Содержание примерной Программы подготовки инструкторов- 56
проводников по альпинизму и горному туризму
Заключение 64
Список использованных источников 66
Сегодня туризм в России признаётся одним из перспективных направлений развития экономики государства, служит инструментом формирования положительного имиджа страны на международном уровне, стимулирует экономический рост, малое и среднее предпринимательство, сглаживает территориальные диспропорции, способствует повышению уровня и качества жизни населения, увеличению объемов экспорта и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней .
Правительствами многих стран туризм рассматривается как один из важнейших аспектов своей политики в контексте экономического развития. Будучи мощным фактором развития экономики государства, туризм играет значительную роль в вопросе занятости населения.
Результаты исследований показывают, что в последние годы наблюдается рост популярности активного туризма среди россиян. Важная роль при проведении активных туров принадлежит инструкторам, которые обеспечивают прохождение маршрута, контролируют обстановку на маршрутах следования, обеспечивают необходимую безопасность, контролируют взаимодействие с поисково-спасательными отрядами МЧС.
В связи со стабилизацией экономической обстановки после кризиса 1990х гг. и ростом интереса российских граждан к активным формам туризма данный сегмент рынка услуг получил активное развитие. Вместе с тем, на рынке туристских услуг сформировался отчётливый дефицит
высококвалифицированных инструкторских кадров, способных на качественном уровне организовывать путешествия, обеспечивая безопасность туристов в горной местности.
Среди владельцев туристских компаний и гидов-проводников всё больше начали появляться туристы-любители, не имеющие специального образования. В условиях «законодательного вакуума», значительная часть коммерческих маршрутов стала обслуживаться не аттестованными специалистами, Нередки случаи нарушения элементарных правил обеспечения безопасности, вследствие которых падает качество сервиса, участники травмируются, или самое страшное - происходят несчастные случаи
Одним из нерешённых вопросов остаётся предоставление туристских услуг «чёрными инструкторами» на незаконной основе (официально не зарегистрированы, не имеют статуса юридического лица и туроператора). В связи с этим их клиенты, имея определённые претензии к качеству организации путешествия, становятся юридически незащищёнными.
Ввиду с вышеизложенным, актуальность данного исследования заключается в сопоставлении российского и мирового опыта подготовки инструкторских кадров, а также в выработке рекомендаций и современного видения содержания Программ подготовки инструкторов-проводников по альпинизму и горному туризму. Содержание программ подготовки прямым образом отражается на уровне квалификации выпускаемых специалистов, что в свою очередь, определяет качество предоставляемых услуг и влияет на безопасность туристов во время путешествий.
Таким образом, цель исследования заключается в разработке примерной Программы подготовки инструкторов-проводников по альпинизму и горному туризму.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать специфику горного туризма;
- проанализировать российский и международный опыт подготовки инструкторских кадров;
- разработать содержание примерной Программы подготовки инструкторов-проводников по альпинизму и горному туризму.
Методы исследования: анализ литературных источников, сравнение.
Объект исследования: система подготовки инструкторских кадров в горном туризме.
Таким образом, в результате проведённого исследования была достигнута основная цель - разработано содержание примерной Программы подготовки инструкторов-проводников по альпинизму и горному туризму.
Во-первых, описаны характерные особенности горного туризма как вида активного отдыха населения. Г орный туризм представляет из себя путешествия в горной местности, которые связаны с преодолением различных участков горного рельефа, (склоны, ледники, перевалы, горные реки). Горный туризм является экстремальным видом спорта и самым опасным из ныне известных, в связи с этим организация горных путешествий требует учёта множества нюансов с целью обеспечения безопасности при прохождении маршрута. Именно поэтому одним из актуальных является вопрос профессионализма и уровня квалификации инструкторов-проводников, соответствия категории сложности похода состоянию здоровья и опыту участников и руководителя группы. Основными компонентами подготовки инструкторов-проводников по альпинизму и горному туризма является: физическая, техническая и тактическая.
Во-вторых, проанализирован российский и международный опыт подготовки инструкторских кадров для горного туризма. Профессия гида имеет более чем 200-летнюю историю. Первые горные проводники появились после зарождения альпинизма в 1786 г., во времена, когда путешествия в горах стали популярными у населения народов Европы. Середина 19 века отмечается историками как период бурного развития профессии горного гида, в 60-80-х годах во всех альпийских странах сформировались национальные альпийские клубы. В 1878 г. в Швейцарии были открыты первые курсы повышения квалификации, позволившие местным носильщикам стать сертифицированными проводниками.
Современный этап развития профессии ознаменовался созданием в 1965 г. Международной федерацией ассоциаций горны гидов (IFMGA), экспертами которой были разработаны и утверждены стандарты подготовки горных гидов.
Сегодня в IFMGA состоят 6000 гидов из 25 стран-участниц. Горные гиды, обладающие сертификатом Международной федерации, признаются экспертами высшей квалификации в области гор по всему миру.
Российский опыт подготовки инструкторских кадров для горного туризма имеет богатые традиции. Первым периодом рассвета массового самодеятельного туризма в СССР принято считать 20-е годы, наибольшую популярность он приобрёл в 50-70 годы, тогда же была заложена методическая основа подготовки инструкторских кадров. На её основе сформировалась многоуровневая система качественной подготовки, не раз подтвердившая свою высокую эффективность, в том числе на мировом уровне.
Сегодня отечественная система подготовки инструкторов-проводников по альпинизму и горному туризму лишь начинает формироваться и характеризуется следующими состояниями: стандартизация подготовки и деятельности инструкторов-проводников; несовершенство законодательной базы
(«законодательный вакуум»); активное сотрудничество АГГР с IFMGA и подготовка горных гидов на основе международных стандартов.
В-третьих, было сформировано содержание примерной программы подготовки инструкторов-проводников по альпинизму и горному туризму на основе разработок подготовки горных гидов АГГР (созданы совместно с канадскими экспертами IFMGA). Данная программа включает такие модули подготовки, как: Оказание первой помощи, курс Лавинной безопасности, курс Альпинисткой подготовки, курс Скальной подготовки, Курс стажировки в качестве помощника гида, Курс экзамена на получение статусов Гид-аспирант и Г орный гид.
Также были соотнесены модули подготовки Российской школы горных гидов, положенных в основу сформированной программы, с такими элементами современной системы, как: блок умений инструктора-проводника согласно утверждённому профессиональному стандарту «Инструктор-проводник»; темы подготовки «Гидов-проводников» в системе подготовки кадров для спортивного туризма.
1. Абрамов, В. В. О периодизации развития мирового и отечественного туризма / В. В. Абрамов // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2013. - №4. - С. 66-81.
2. Активный туризм в России [Электронный ресурс]: Консалтинговая компания «Конкретика» [сайт]. - Режим доступа: http://www.concretica.ru
3. Александрова, А. Ю. География туристских потоков в российской федерации: статистика, тренды, проблемы / А.Ю. Александрова // Наука. Инновации. Технологии. - 2017. - №1. - С. 95-108.
4. Ангелова, Е.А. Кутушева Т.В. К вопросу об особенностях и условиях развития экстремального туризма / Е. А. Ангелова, Т. В. Кугушева // Третья международная заочная научно-практическая конференция "Туризм в современном мире. Проблемы и перспективы": сб. тр. науч. - практ. конф. / Тула: Тульский государственный университет, 2015. - С. 10-14.
5. Анна Ханкевич: Экзамен в школе горных гидов [Электронный ресурс]: Горные лыжи без белых пятен [сайт]. - 2015. - Режим доступа: https://skigu.ru/
6. Арахадов, Ш. Г. Содержание и методика базовой подготовки в горном туризме: автореф. дис. ... канд. педагогики: 13.00.04 / Арадахов Шамиль Гусейнович. - Махачкала, 2011. - 22 с.
7. Аюбов, Э. Н. Опасности в горах: монография / Э. Н. Аюбов. - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. - 108с.
8. Бобылев, В. Ю. Альпинизм и его роль в развитии туризма / В. Ю. Бобылев // Вестник спортивной истории. - 2015. - №1. - С. 58-75.
9. Бочурова, С.С. Горный туризм. Польза здоровью и особенности горного туризма / С.С. Бочурова // Инновационные процессы в научной среде: сб. тр. науч. - практ. конф. / Новосибирск, 2016. - С. 27-28.
10. Быть ли профессии гида [Электронный ресурс]: Интернет проект, посвященный горам. - Режим доступа: http://www.mountain.ru
11. Вотинцева, Н.А. Проблемы развития туристской индустрии в России в России в 1990-е годы (декабрь 1991 - декабрь 1999 г.) / Н. А. Вотинцева // Вестник удмуртского университета. - 2011. - №3. - 118-123 с.
12. Гутхайнц, П. Альпы - Кавказ: сопоставление туристического пространства / П. Гутхайнц, Л. Бургшталлер // Международная совместная летняя школа "Кавказ и Альпы в сравнительном аспекте": сб. тр. науч. - практ. конф. / Краснодар: Кубанский государственный университет, 2014. - С. 22-26.
13. Дунец, А. Н. Туристско-рекреационное пространство горного трансграничного региона: теория организации и развитие: автореф. дне. ... канд. географии: 25.00.24 / Дунец Александр Николаевич. - Барнаул, 2011. - 40 с.
14. Жигарев, О. Л. Профессиональная подготовка инструкторов- проводников как важнейший фактор обеспечения безопасности туристов на маршрутах в условиях природной среды / О. Л. Жигарев // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. - 2016. - №2. - С. 305-316.
15. За хрустальным горизонтом [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://risk.ru.
... всего 50 источников