Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КИСТЕЙ РУК МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Работа №165638

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические основы исследования уровня развития мелкой моторики рук у младших школьников 6
1.1. Общее представление о мелкой моторике кистей рук в психолого -
педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития мелкой моторики рук в онтогенезе 9
1.3. Психолого-педагогические основы развития мелкой моторики кистей
рук в образовательной практике начальной школы 14
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по диагностике уровня развития мелкой моторики рук у младших школьников 22
2.1. Методическая организация констатирующего эксперимента 22
2.2. Результаты диагностики уровня развития мелкой моторики кистей рук
младших школьников 28
2.3. Программа игровых занятий кружка «Веселые пальчики» 37
Выводы по 2 главе 53
Заключение 56
Библиографический список 58
Приложение 62

Одними из приоритетных задач ФГОС НОО является обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, а также совершенствование и развитие регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.
Мелкая моторика воздействует на различные психические функции, такие как речь, внимание, воображение, координация (оптико - пространственное восприятие), мышление, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Поэтому в жизни каждого человека движения рук очень важны.
Мелкая моторика необходима потому, что в жизни понадобятся связанные с ней умения : движения кисти и пальцев должны быть достаточно точны, и скоординированы так, чтобы без проблем чертить и рисовать, одеваться, писать, выполнять и другие действия, связанных с учебой, бытом, что ставит актуальность исследования.
Изучением мелкой моторики рук занимались многие ученые такие как: Сухомлинский, З.П., М. Монтессори, Т.П. Хризман, М.И. Звонарева, В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова, А.В. Запорожец, Ф. Энгельс, , Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, , И.М. Сеченов, И.П. Павлов В.А. Васильцова, и т.д. В своих работах они описывали важность развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте.
Как показывает практика, обучающиеся 6-7 лет редко имеют низкий уровень развития мелкой и крупной моторики. Это проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, в плохой координации движений при беге, прыжках, общей двигательной неловкости и неуклюжести.
Мелкая моторика является основным составляющим. Развитие пальцев рук дает начало умственному развитию ребенка.
Однако в образовательной практике многие педагоги сталкиваются с такой проблемой ,что нет специальных заданий и упражнений, которые были бы направлены на развитие мелкой моторике кистей рук. Всё это обуславливает проблему развитие мелкой моторики. Поэтому развитие мелкой моторики у обучающихся, является одним из приоритетных направлений, реализующих задачи ФГОС НОО.
Исходя их этого, решение данной проблемы нашло отражение в теме выпускной квалификационной работы: «Особенности развития мелкой моторики кистей рук младших школьников на игровых занятиях кружка «Весёлые пальчики»».
Гипотеза: актуальное состояние мелкой моторики кистей рук у учащихся 6-7 лет определяется:
• их умением работать с карандашом, манипулировать предметами, «объектом» движения;
• темпом выполнения заданий;
-способностью к координации и переключению и находится преимущественно на среднем уровне;
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики кистей рук.
Предмет исследования: актуальное состояние развития мелкой
моторики кистей рук у младших школьников и условия его изменения.
Цель исследования: на основе изучения особенностей развития мелкой моторики рук разработать программу развития у младших школьников мелкой моторики кистей рук в процессе выполнения упражнений.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом, гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать специальную литературу на предмет выявления способов работы с мелкой моторикой кистей рук в сложившейся образовательной практике
2. Описать процесс повышения уровня развития мелкой моторики в начальном образовании.
3. Провести математическую обработку результатов исследования и представить их в виде таблиц и диаграмм.
4. Описать количественно и качественно полученные результаты, убедиться, что гипотеза верна (или не верна) и объяснить результаты экспериментальной работы.
5. Определить направления/условия/подходы, в рамках которых следует проводить коррекцию актуального состояния мелкой моторики у младших школьников и разработать комплекс упражнений для использования его на внеурочных занятиях.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: диагностические методики; методы качественного и количественного анализа данных.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования педагогами в развитие мелкой моторики кистей рук у обучающихся 1 «Б» класса.
База исследования: Экспериментальное исследование проходило на базе МАОУ Гимназии №5 г. Красноярск. В исследовании приняли участие 25 обучающихся 1 «Б» класса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как показывает практика, залогом успешности в обучении является необходимый и достаточный уровень развитии мелкой моторики кистей рук, современные же исследования показывают, что у 30 - 40% детей, как правило, она недостаточно сформирована. Значительное число детей 6-7 лет, приходящих в школу имеет крайне низкий уровень развития мелкой моторики, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно вклеить, рисовать. Нередко оказывается, что у детей этого возраста недостаточно сформирована мелкая моторика кистей рук.
Изучив научную литературу по вопросу нашего исследования, пришли к выводу, что необходимо выявить уровень развития мелкой моторики кистей рук у учащихся 1 класса. Для определения уровня развития мелкой моторики кистей рук, у детей младшего школьного возраста был проведен констатирующий эксперимент. Для этого нами были выделены критерии с целью, изучить уровень развития мелкой моторики кистей рук: умение одновременно вытянуть указательный палец и мизинец, умение попеременно помещать пальцы на большой и наоборот, умение застегивать и завязывать шнурки, расстегивать пуговицы, умение выкладывать узор из мелких предметов , умение рисовать прямые, ломанные, замкнутые, волнистые линии , умение выполнять штриховку в разных направлениях
Цель исследования заключалась в раскрытии возможностей изучения и развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. В рамках решения задач нашего исследования мы рассмотрели различные формулировки понятия мелкая моторика и выявили, что моторика - двигательная активность организма или отдельных органов, последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
Современные педагоги и психологи уделяют большое внимание изучению особенностей развития мелкой моторики рук детей младшего школьного возраста. Онтогенез движений ребёнка в психологической литературе исследован достаточно полно и большим кругом ученых, педагогов и психологов.
Показана взаимосвязь развития моторики с созреванием соответствующих зон мозга и развитием важнейших психических функций, выявлена возрастная динамика этого процесса, показано его совершенствование в ходе развития ребёнка. Поэтому в настоящее время уделяется большая роль развитию моторики детей в младшем школьном возрасте.
Целью экспериментального исследования являлось - определить комплекс диагностических методик и выявить уровень сформированности мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на базе МАОУ гимназия №5 г. Красноярск.
В результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук с использованием различных средств, у детей способствует развитию мелкой моторики, формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.


1. Аксенова, М. И. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи [Текст] / М. И. Аксенова. - М. : Дошкольное воспитание, 1990. - 20 с.
2. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами, определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. - М.: Изд. «АРКТИ», 2009. - 48 с.
3. Бернштейн, Н. А. Построение движений [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М. : Наука, 1990. - 174 с.
4. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность [Текст] / Н. А. Бернштейн - М. : Академия, 2010. - 284 с.
5. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук [Текст] / С. Е. Большакова. - М. : Сфера, 2009. - 64 с.
6. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова [и др.]. - М. : Прайм-Еврознак, 2007. - 672 с.
7. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст] / А. К. Бондоренко, А. И. Матусик. - М. : Просвещение, 2009. - 192 с.
8. Бортник, А. Ф. Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с полимерной глиной [Текст] / А. Ф. Бортник, М. А. Амосова // Научно -методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - С. 30-31.
9. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов [Текст] / Т. Г. Визель. - М. : АСТ: Транзиткнига, 2005. - 384 с.
10. Гаврина, С. Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст] / С. Е. Гаврина. - М. : Академия развития, 2005. - 56 с.
11. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику — СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 102 с.
12. Зегебарт Г. М. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков [Текст] / Г. М. Зегебарт, О. С. Ильичева. - М. : Генезис, 2012. - 70 с.
13. Ильин, Е. П. Психомоторика [Текст] / Е. П. Ильин. - М. : Владос, 2010. - 326 с.
14. Киселева В.А. Развитие тонкой моторики.[Текст] / В.А.Киселева // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 10. - С. 41 - 48.
15. Коржова, Е.Г. Развитие мелкой моторики - путь к успешному овладению речью [Текст] /Е.Г. Коржова //Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 93 - 95....36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ