Особенности развития логического мышления с использованием дидактических и на уроках русского языка в начальной школе
|
Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования
1.1 Понимание «мышления». Виды мышления 7
1.2. Особенности развития логического мышления младших школьников ... 13
1.3. Структура, функции и типы дидактических игр. Теоретические основы использования дидактических игр в развитии логического мышления у детей
младшего школьного возраста 26
Выводы по первой главе 42
Глава II. Определение актуального уровня развития логического мышления младших школьников.
2.1. Критерии и уровни развития логического мышления младших
школьников 44
2.2. Актуальный уровень развития логического мышления младших
школьников 47
2.3. Рекомендации по включению дидактических игр в уроки младшего
школьника с целью развития мыслительных операций 56
Выводы по второй главе 66
Заключение 67
Список литературы 70
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования
1.1 Понимание «мышления». Виды мышления 7
1.2. Особенности развития логического мышления младших школьников ... 13
1.3. Структура, функции и типы дидактических игр. Теоретические основы использования дидактических игр в развитии логического мышления у детей
младшего школьного возраста 26
Выводы по первой главе 42
Глава II. Определение актуального уровня развития логического мышления младших школьников.
2.1. Критерии и уровни развития логического мышления младших
школьников 44
2.2. Актуальный уровень развития логического мышления младших
школьников 47
2.3. Рекомендации по включению дидактических игр в уроки младшего
школьника с целью развития мыслительных операций 56
Выводы по второй главе 66
Заключение 67
Список литературы 70
На данный момент ключевым моментом в усовершенствовании российских школ является федеральный образовательный стандарт (далее - ФГОС), который реализуется совместно с новым Законом «Образовании РФ», возникает необходимость сделать упор на развитие у учащихся культурных норм, знание ценностей, которые они будут использовать в дальнейшей жизни.
При анализе статей о ФГОС второго поколения, таких как «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
«В младшем школьном возрасте обучающиеся располагают значительными резервами развития. В связи с поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех познавательных процессов. Именно в начальной школе продуктивным является развитие логического мышления. Это связано с тем, что обучающиеся включаются в новые для них виды деятельности и межличностные отношения, требующие от учащихся наличия новых психологических качеств» - Бычкова В.В.[6]
«Педагоги начальной школы в первую очередь зачастую используют традиционные упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, выполнение по образцу, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие стороны логического мышления как глубина, критичность, гибкость.» - Бородина А.О. [5] Именно это и указывает на актуальность проблемы. Таким образом, проведенный анализ показывает, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводит целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных операций.
«Игра в жизни младшего школьника занимает значительное место, использование их на уроках приучает обучающихся самостоятельно мыслить, использовать полученные данные в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Более того, игры - это всегда интересно и познавательно, и они способны внести в учебный процесс разнообразие уроков, стремление к знаниям и желание учиться.» - Измалкина Ю.Е. [21]
«Потребность в игре и желание играть необходимо использовать и направлять в целях решения определенных развивающих задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включена в целостный учебный процесс. Преподаватель, как руководитель игры воздействует на развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.» - Хохолкова И.В.[37]
Воспитательное воздействие игровой деятельности общепризнанно. Отечественная педагогика стремится использовать богатейший арсенал детских игр, воспитывающих действенность, активность личностных качеств школьников, их самостоятельность и инициативность.
По мнению Мангутовой Б.И.: «Возраст ученика начальных классов имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия и пр. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что не все знания усваиваются обучающимися, а порой усваиваются ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так, например, при неумении выделять общее и существенное у учащихся возникают проблемы с обобщением учебного материала: подведением математической задачи под уже известный класс, выделением корня в родственных словах, кратким (выделение главного) пересказом текста, делением его
на части, выбором заглавия для отрывка и т. п.» [26]
Развитию мышления способствует любая деятельность, в которой усилия и интерес ребенка направлены на решение какой-либо логической задачи.
Одним из самых эффективных способов развития нагляднодейственного мышления является включение обучающегося в предметно - орудийную деятельность, которая наиболее полно воплощается конструировании (кубики, «Лего», оригами, различные конструкторы и пр.).
Развитию наглядно-образного мышления способствует работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции или по собственному замыслу обучающегося, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно реализовать идею.
Развитие этого же вида мышления достигается с помощью включения обучающихся в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых школьник сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его.
Начало разработки теорий игры следует отнести к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад внесли З. Фрейд, Пиаже, Дьюи, Фромм, Хейзенга и др. В отечественной педагогике и психологии этим занимались К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, О.С. Газман, С.А. Шмаков и др.
Так как игра занимает в жизни ребенка сильные позиции развивающей деятельности, то при условии методически правильного отношения к ней способна стать эффективным средством, положительно влияющим на развитие логического мышления.
Цель нашего исследования выявить актуальный уровень развития логического мышления младших школьников и выявить условия использования дидактических игр на уроках русского языка.
Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования является процесс развития логического мышления. В качестве предмета актуальный уровень развития логического мышления и условия изменения.
Задачи:
^Проанализировать учебную, методическую и психолого -
педагогическую литературу по данной теме
2. Провести статическую обработку результатов исследования и представить их в виде таблиц и диаграмм;
3.Определить актуальный уровень сформированности логического мышления в 3 классе
4.Представить содержательный анализ результатов и убедиться что гипотеза верна.
5.Определить условия которые позволяют использовать дидактические игры для развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка.
б.Разработать комплекс заданий позволяющих включать дидактические игры в уроки русского языка в 3 классе;
Гипотеза исследования: процесс характеризуется такими критериями ка: сравнение, обобщение, анализ, классификация. Младший школьный возраст характеризуется недостаточным уровнем развития логического мышления. Развитие логического мышления младших школьников будет осуществляться более успешно, если в учебный процесс включать дидактические игры, направленные на развитие мыслительных операций: сравнение, обобщение, классификация, анализ.
При анализе статей о ФГОС второго поколения, таких как «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
«В младшем школьном возрасте обучающиеся располагают значительными резервами развития. В связи с поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех познавательных процессов. Именно в начальной школе продуктивным является развитие логического мышления. Это связано с тем, что обучающиеся включаются в новые для них виды деятельности и межличностные отношения, требующие от учащихся наличия новых психологических качеств» - Бычкова В.В.[6]
«Педагоги начальной школы в первую очередь зачастую используют традиционные упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, выполнение по образцу, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие стороны логического мышления как глубина, критичность, гибкость.» - Бородина А.О. [5] Именно это и указывает на актуальность проблемы. Таким образом, проведенный анализ показывает, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводит целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных операций.
«Игра в жизни младшего школьника занимает значительное место, использование их на уроках приучает обучающихся самостоятельно мыслить, использовать полученные данные в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Более того, игры - это всегда интересно и познавательно, и они способны внести в учебный процесс разнообразие уроков, стремление к знаниям и желание учиться.» - Измалкина Ю.Е. [21]
«Потребность в игре и желание играть необходимо использовать и направлять в целях решения определенных развивающих задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включена в целостный учебный процесс. Преподаватель, как руководитель игры воздействует на развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.» - Хохолкова И.В.[37]
Воспитательное воздействие игровой деятельности общепризнанно. Отечественная педагогика стремится использовать богатейший арсенал детских игр, воспитывающих действенность, активность личностных качеств школьников, их самостоятельность и инициативность.
По мнению Мангутовой Б.И.: «Возраст ученика начальных классов имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведения следствия и пр. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что не все знания усваиваются обучающимися, а порой усваиваются ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. Так, например, при неумении выделять общее и существенное у учащихся возникают проблемы с обобщением учебного материала: подведением математической задачи под уже известный класс, выделением корня в родственных словах, кратким (выделение главного) пересказом текста, делением его
на части, выбором заглавия для отрывка и т. п.» [26]
Развитию мышления способствует любая деятельность, в которой усилия и интерес ребенка направлены на решение какой-либо логической задачи.
Одним из самых эффективных способов развития нагляднодейственного мышления является включение обучающегося в предметно - орудийную деятельность, которая наиболее полно воплощается конструировании (кубики, «Лего», оригами, различные конструкторы и пр.).
Развитию наглядно-образного мышления способствует работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции или по собственному замыслу обучающегося, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно реализовать идею.
Развитие этого же вида мышления достигается с помощью включения обучающихся в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых школьник сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его.
Начало разработки теорий игры следует отнести к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад внесли З. Фрейд, Пиаже, Дьюи, Фромм, Хейзенга и др. В отечественной педагогике и психологии этим занимались К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, О.С. Газман, С.А. Шмаков и др.
Так как игра занимает в жизни ребенка сильные позиции развивающей деятельности, то при условии методически правильного отношения к ней способна стать эффективным средством, положительно влияющим на развитие логического мышления.
Цель нашего исследования выявить актуальный уровень развития логического мышления младших школьников и выявить условия использования дидактических игр на уроках русского языка.
Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования является процесс развития логического мышления. В качестве предмета актуальный уровень развития логического мышления и условия изменения.
Задачи:
^Проанализировать учебную, методическую и психолого -
педагогическую литературу по данной теме
2. Провести статическую обработку результатов исследования и представить их в виде таблиц и диаграмм;
3.Определить актуальный уровень сформированности логического мышления в 3 классе
4.Представить содержательный анализ результатов и убедиться что гипотеза верна.
5.Определить условия которые позволяют использовать дидактические игры для развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка.
б.Разработать комплекс заданий позволяющих включать дидактические игры в уроки русского языка в 3 классе;
Гипотеза исследования: процесс характеризуется такими критериями ка: сравнение, обобщение, анализ, классификация. Младший школьный возраст характеризуется недостаточным уровнем развития логического мышления. Развитие логического мышления младших школьников будет осуществляться более успешно, если в учебный процесс включать дидактические игры, направленные на развитие мыслительных операций: сравнение, обобщение, классификация, анализ.
Формирование логического мышления младших школьников - очень важная часть работы учителя начальных классов. Развитие логического мышление у обучающихся. Это не только хорошие отметки в школе. Это вообще их способность целесообразно мыслить, делать выводы, выбирать способ решения проблем. Это не только их способность ориентироваться в «пути», но и не позволять другим сбивать их ориентиры.
В ходе работы нами была проанализирована учебная, методическая и психолого-педагогическая литература по данной теме. Благодаря чему мы смогли дать определения следующим понятиям: мышление, логическое мышление, мыслительные операции, виды мышления, игра, дидактическая игра. Изучили условия, которые должен соблюдать учитель при работе над логическим мышлением учащихся.
После изучения необходимого материала по теме исследования нами был проведен констатирующий эксперимент на основе нескольких методик. Методика 1 «Исключение лишнего понятия» В ходе проведения данной методики удалось выявить, что 13 учеников (30,2 %) самостоятельно без помощи учителя выделяют формальные признаки предметов, знают, как объяснить объединение объектов в группу. Это учащиеся с высоким уровнем. 23 ученика (53%) продемонстрировали средний уровень развития мыслительной операции «анализ». Эти ученики могут самостоятельно выделить формальные признаки, но затрудняются объяснить, не всегда могут найти общее в предложенной группе слов, выполняют задания при помощи учителя. 16,3% 7 учеников не смогли справиться с заданием, самостоятельно не смогли исключить из группы слов лишнее, не делали выводы даже с помощью учителя.
Методика 2. «Выявления сходства и различий в объектах» Немов Р.С. В ходе проведения данной методики удалось выявить, что из 43 человек 17 учащихся (39,5%) самостоятельно находят все сходства и различия между предложенными объектами; знают как объяснить результат своей работы; 21 ученик (48,8 %) могут самостоятельно выделить сходства между объектами, но затрудняются объяснить ход своей работы, иногда прибегают к помощи учителя. 5 учеников (10,4 %) не могут самостоятельно выделить сходства и различия между объектами, не знают как объяснить, не могут справиться с заданием даже при помощи учителя.
Методика 3. «обобщение понятий» следующих авторов Р.Р. и С.А. Римских, С.И. Абузярова. Высокий уровень выявлен у 10 учеников (23,3%), они правильно и самостоятельно определили сходства между изученными объектами; знают, как объяснить; могут увидеть существенные качества предмета в нестандартных ситуациях. Средний уровень показали 17 (39,5%) учеников, они могут самостоятельно выделить сходства между объектами, но объяснить без помощи учителя затрудняются. Низкий уровень определен у 16 учеников (37,2%) они не могут самостоятельно выделить сходства между объектами, не знают как объяснить, не могут определить существенные качества да же при помощи учителя.
Методика 4. ««разбей на группы». В ходе проведения данной методики удалось выявить, что 21 учащийся (48,8%) они самостоятельно выделяют общие параметры объекта, распределяет по группам. Это учащиеся с высоким уровнем. 17 учащихся (39,5%) продемонстрировали средний уровень развития мыслительной операции «классификация». Эти ученики затрудняются самостоятельно выделить общие существенные признаки; затрудняются объяснить. Низкий уровень 5 учащихся (11,6%) самостоятельно не могут обобщить; не знают как объяснить.
Такие данные свидетельствуют о том, что ыслительная операция «классификация» и «сравнение» у детей сформирована лучше, хуже всего сформирована мыслительная операция «обобщение».
На этапе эксперимента нами был разработан план включения дидактических игр в тематическое планирование действующей программы по русскому языку, способствующих формированию коммуникативных УУД. Мы рассмотрели и выбрали самые оптимальные темы уроков русского языка в третьем классе для включения дидактических игр в процесс обучения. Предложенные дидактические игры можно включать в содержание урока на разных его этапах: в начале урока, чтобы заинтересовать учащихся предстоящим материалом, в середине урока для активизации учебной деятельности, в конце урока на этапе закрепления нового материала
В ходе работы нами была проанализирована учебная, методическая и психолого-педагогическая литература по данной теме. Благодаря чему мы смогли дать определения следующим понятиям: мышление, логическое мышление, мыслительные операции, виды мышления, игра, дидактическая игра. Изучили условия, которые должен соблюдать учитель при работе над логическим мышлением учащихся.
После изучения необходимого материала по теме исследования нами был проведен констатирующий эксперимент на основе нескольких методик. Методика 1 «Исключение лишнего понятия» В ходе проведения данной методики удалось выявить, что 13 учеников (30,2 %) самостоятельно без помощи учителя выделяют формальные признаки предметов, знают, как объяснить объединение объектов в группу. Это учащиеся с высоким уровнем. 23 ученика (53%) продемонстрировали средний уровень развития мыслительной операции «анализ». Эти ученики могут самостоятельно выделить формальные признаки, но затрудняются объяснить, не всегда могут найти общее в предложенной группе слов, выполняют задания при помощи учителя. 16,3% 7 учеников не смогли справиться с заданием, самостоятельно не смогли исключить из группы слов лишнее, не делали выводы даже с помощью учителя.
Методика 2. «Выявления сходства и различий в объектах» Немов Р.С. В ходе проведения данной методики удалось выявить, что из 43 человек 17 учащихся (39,5%) самостоятельно находят все сходства и различия между предложенными объектами; знают как объяснить результат своей работы; 21 ученик (48,8 %) могут самостоятельно выделить сходства между объектами, но затрудняются объяснить ход своей работы, иногда прибегают к помощи учителя. 5 учеников (10,4 %) не могут самостоятельно выделить сходства и различия между объектами, не знают как объяснить, не могут справиться с заданием даже при помощи учителя.
Методика 3. «обобщение понятий» следующих авторов Р.Р. и С.А. Римских, С.И. Абузярова. Высокий уровень выявлен у 10 учеников (23,3%), они правильно и самостоятельно определили сходства между изученными объектами; знают, как объяснить; могут увидеть существенные качества предмета в нестандартных ситуациях. Средний уровень показали 17 (39,5%) учеников, они могут самостоятельно выделить сходства между объектами, но объяснить без помощи учителя затрудняются. Низкий уровень определен у 16 учеников (37,2%) они не могут самостоятельно выделить сходства между объектами, не знают как объяснить, не могут определить существенные качества да же при помощи учителя.
Методика 4. ««разбей на группы». В ходе проведения данной методики удалось выявить, что 21 учащийся (48,8%) они самостоятельно выделяют общие параметры объекта, распределяет по группам. Это учащиеся с высоким уровнем. 17 учащихся (39,5%) продемонстрировали средний уровень развития мыслительной операции «классификация». Эти ученики затрудняются самостоятельно выделить общие существенные признаки; затрудняются объяснить. Низкий уровень 5 учащихся (11,6%) самостоятельно не могут обобщить; не знают как объяснить.
Такие данные свидетельствуют о том, что ыслительная операция «классификация» и «сравнение» у детей сформирована лучше, хуже всего сформирована мыслительная операция «обобщение».
На этапе эксперимента нами был разработан план включения дидактических игр в тематическое планирование действующей программы по русскому языку, способствующих формированию коммуникативных УУД. Мы рассмотрели и выбрали самые оптимальные темы уроков русского языка в третьем классе для включения дидактических игр в процесс обучения. Предложенные дидактические игры можно включать в содержание урока на разных его этапах: в начале урока, чтобы заинтересовать учащихся предстоящим материалом, в середине урока для активизации учебной деятельности, в конце урока на этапе закрепления нового материала
Подобные работы
- Процесс формирования навыков сопоставительного анализа на уроках русского языка в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2021 - Грамматический разбор на уроках русского языка в 4 классе
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2023 - Организация словарной работы с младшими школьниками на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка (на материале учебно-научных текстов)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Дидактическая игра как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка во втором классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021





