Использование игровых технологий на занятиях по иностранному языку как способ профилактики и снижения языковой тревожности у обучающихся подросткового возраста (Нижегородский Государственный Лингвистический Университет)
|
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования игровых технологий для профилактики и коррекции языковой тревожности. 9
1.1 Определение, виды и особенности языковой тревожности. Влияние языковой тревожности при изучении иностранного языка. 9
1.2 Использование игрового моделирования при изучении иностранного языка. 13
1.3 Функции игровой деятельности в процессе снижения языковой тревожности. 17
Выводы по 1 главе 20
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению положительного психологического эффекта игровых технологий в обучении ИЯ. 22
2.1 Методы и приемы использования языковых игр для языкового и эмоционального барьера.22
2.2 Примеры языковых игр для профилактики и коррекции языковой тревожности. 25
2.3 Диагностика уровня языковой тревожности у обучающихся подросткового возраста. 33
2.4 Анализ влияния игровых технологий при профилактики языковой тревожности среди учащихся 8 класса на уроке испанского языка. 37
Выводы по 2 главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования игровых технологий для профилактики и коррекции языковой тревожности. 9
1.1 Определение, виды и особенности языковой тревожности. Влияние языковой тревожности при изучении иностранного языка. 9
1.2 Использование игрового моделирования при изучении иностранного языка. 13
1.3 Функции игровой деятельности в процессе снижения языковой тревожности. 17
Выводы по 1 главе 20
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению положительного психологического эффекта игровых технологий в обучении ИЯ. 22
2.1 Методы и приемы использования языковых игр для языкового и эмоционального барьера.22
2.2 Примеры языковых игр для профилактики и коррекции языковой тревожности. 25
2.3 Диагностика уровня языковой тревожности у обучающихся подросткового возраста. 33
2.4 Анализ влияния игровых технологий при профилактики языковой тревожности среди учащихся 8 класса на уроке испанского языка. 37
Выводы по 2 главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
Глобализация является неотделимой частью нашей жизни. В наши дни значимость изучения иностранных языков, к примеру английского, не даёт нам подвергаться сомнениям, что происходит возрастание интереса к культуре зарубежья, качественному образованию, возможностям путешествовать и самой жизни и работе за границей.
Владение иностранными языками важны человеку для общего развития, расширения кругозора и профессиональной деятельности. Наш настоящий мир таков, что сейчас абсолютно любой специалист, независимо от подобранного им направления должен знать, как минимум, один иностранный язык, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Но, к сожалению, уровень владения иностранным языком в нашем обществе далек от идеала. На это в значительной степени повлияло долголетнее применение грамматико-переводного подхода, когда учащихся обучали переводить и знать правила, а не говорить. И из-за недопонимания чаще всего может возникать языковая тревожность.
Например, английский язык в наши дни является общепризнанным международным средством коммуникации, также используемый в информационных технологиях и в интернет-пространстве, и для огромной доли населения он представляется родным или государственным. Очевидно, что это непосредственно связано с историей, политикой, географическими предпосылками, развитием общества, экономики и культуры.
Владение иностранным языком может дать большие перспективы в жизни, однако для некоторых людей могут возникать трудности в процессе изучения иностранного языка. Они начинают осознавать, что в начале обучения иностранному языку у них присутствует неспособность свободно разговаривать и выражать свои мысли на нём, возникают сложности в понимании беглой речи на слух, особенностей иностранной грамматики. Также могут возникать трудности при произношении, и вследствие этого возникает языковой и эмоциональный барьер, проявляющийся в языковой тревожности.
Некоторые ученые и исследователи касались в своих работах вопроса использования игровых технологий как методики для преодоления языковой тревожности. На данный момент игровые технологии могут применяться при обучении иностранным языкам, и при этом могут использоваться на занятиях в школах и вузах, так как они не только способствуют расширению знаний грамматических конструкций и лексики, а также помогают ученикам и студентам, сталкивающимися с проблемами языковой тревожности.
Актуальность исследования обуcловлена повышенным интересом к изучению иностранных языков, а также масштабностью проблемы языковой тревожности среди обучающихся подросткового возраста.
Исследования Элейн Хорвиц[24]. показали, что беспокойство по поводу иностранного языка является серьезной проблемой в языковых классах по всему миру, особенно с точки зрения его тесной связи с умением говорить на иностранном или втором языке.
Цель работы является рассмотрение использования игровых технологий как способ профилактики и снижения языковой тревожности у обучающихся подросткового возраста.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать теоретические основы использования игровых технологий при изучении иностранного языка.
2. Выявить особенности практического использования языковых игр для профилактики языковой тревожности.
3. Разработать языковые игры для профилактики и снижения языковой тревожности.
4. Экспериментально проверить эффективность предложенной методики использования игровых технологий среди обучающихся подросткового возраста.
Объектом исследования является языковая тревожность обучающихся.
Предметом исследования являются использование языковых игр как способ профилактики и коррекции языковой тревожности.
Гипотеза данного исследования – при использовании учителем игровых технологий на уроках испанского языка, эмоциональное напряжение и языковая тревожность учащихся значительно снизится.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении положительного влияния развлекательной составляющей языковых игр на уровень эмоционального напряжения на уроках иностранного языка.
Практической значимостью работы является анализ и внедрение упражнений и заданий, позволяющих снизить уровень эмоционального напряжения и языковой тревожности у учащихся. Результатами этого исследования, в последствии, смогут пользоваться педагоги испанского языка на занятиях по иностранному языку с целью снижения уровня языковой тревожности на занятиях.
Методической и теоретической базой для данного исследования послужили работы таких авторов как (Карабанова О. А., Цикушева И. В, Ляховитский М. В., Панфилова А. П. и другие)
В процессе работы нами были использованы следующие методы
исследования:
● Теоретический. Была проанализирована литература по методике преподавания иностранных языков, педагогике и психологии; труды отечественных ученых в области изучения понятия, использования игровых технологий как метода профилактики и коррекции языковой тревожности на уроках иностранного языка.
● Экспериментально-теоретический. Был проведен психолого-педагогический эксперимент.
● Эмпирические. Были проведены наблюдения и сравнения.
● Психодиагностический. Использование теста «Шкала личностной тревожности» А.М.Прихожан (Приложение А).
Материалом исследования являются данные, которые были получены в ходе анкетирования и тестирования учащихся нижегородских школ (МАОУ Гимназия № 67) 8 «А» и 8 «В» класса. Также использовались языковые игры, составленные нами на основе существующих игр. Во время исследования принимала участие экспериментальная группа из 10 учеников и контрольная группа из 10 учеников.
Структура работы. Цель и задачи исследования определили следующую структуру данной выпускной квалификационной работы: работа включает в себя Введение, три Главы, Заключение и Приложение.
Во Введении объясняется выбор темы и ее актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; излагается теоретическая база выпускной квалификационной работы; формулируются предмет и объект, цели и задачи исследования; формулируются исследовательские методы, использованные в данной работе; определяются теоретические источники и материал, лежащие в основе исследования; кратко описывается структура работы.
В Главе первой «Теоретические основы использования игровых технологий для профилактики и коррекции языковой тревожности» дается определение, виды и особенности языковой тревожности, а также описывается влияние языковой тревожности при изучении иностранного языка; рассказывается об использовании игрового моделирования при изучении иностранного языка; раскрываются функции игровой деятельности в процессе снижения языковой тревожности; изучается взаимосвязь использования игровых технологий и особенностей учащихся подросткового возраста.
Глава вторая «Практическое использование игровых технологий для профилактики и коррекции языковой тревожности» содержит различные методы и приемы использования языковых игр для языкового и эмоционального барьера. Также в ней предоставлены примеры языковых игр для профилактики и коррекции языковой тревожности, и их детальное описание.
Глава третья «Опытно-экспериментальная работа по выявлению положительного психологического эффекта игровых технологий в обучении ИЯ» содержит практическую работу по исследованию влияния игровых технологий на уровень эмоционального напряжения и языковой тревожности. В ней предоставлены результаты диагностики уровня языковой способности у обучающихся подросткового возраста у контрольной группы до и после занятий с использованием языковых игр.
В Заключении подводятся итоги исследования, проведенного в ходе данной выпускной квалификационной работы.
Библиография включает 45 наименования, из них 35 наименование использованных теоретических источников на русском языке, 10 на иностранном языке.
В Приложении содержатся тестирование на основе методики теста личностной тревожности для подростков А.М.Прихожан.
Владение иностранными языками важны человеку для общего развития, расширения кругозора и профессиональной деятельности. Наш настоящий мир таков, что сейчас абсолютно любой специалист, независимо от подобранного им направления должен знать, как минимум, один иностранный язык, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Но, к сожалению, уровень владения иностранным языком в нашем обществе далек от идеала. На это в значительной степени повлияло долголетнее применение грамматико-переводного подхода, когда учащихся обучали переводить и знать правила, а не говорить. И из-за недопонимания чаще всего может возникать языковая тревожность.
Например, английский язык в наши дни является общепризнанным международным средством коммуникации, также используемый в информационных технологиях и в интернет-пространстве, и для огромной доли населения он представляется родным или государственным. Очевидно, что это непосредственно связано с историей, политикой, географическими предпосылками, развитием общества, экономики и культуры.
Владение иностранным языком может дать большие перспективы в жизни, однако для некоторых людей могут возникать трудности в процессе изучения иностранного языка. Они начинают осознавать, что в начале обучения иностранному языку у них присутствует неспособность свободно разговаривать и выражать свои мысли на нём, возникают сложности в понимании беглой речи на слух, особенностей иностранной грамматики. Также могут возникать трудности при произношении, и вследствие этого возникает языковой и эмоциональный барьер, проявляющийся в языковой тревожности.
Некоторые ученые и исследователи касались в своих работах вопроса использования игровых технологий как методики для преодоления языковой тревожности. На данный момент игровые технологии могут применяться при обучении иностранным языкам, и при этом могут использоваться на занятиях в школах и вузах, так как они не только способствуют расширению знаний грамматических конструкций и лексики, а также помогают ученикам и студентам, сталкивающимися с проблемами языковой тревожности.
Актуальность исследования обуcловлена повышенным интересом к изучению иностранных языков, а также масштабностью проблемы языковой тревожности среди обучающихся подросткового возраста.
Исследования Элейн Хорвиц[24]. показали, что беспокойство по поводу иностранного языка является серьезной проблемой в языковых классах по всему миру, особенно с точки зрения его тесной связи с умением говорить на иностранном или втором языке.
Цель работы является рассмотрение использования игровых технологий как способ профилактики и снижения языковой тревожности у обучающихся подросткового возраста.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать теоретические основы использования игровых технологий при изучении иностранного языка.
2. Выявить особенности практического использования языковых игр для профилактики языковой тревожности.
3. Разработать языковые игры для профилактики и снижения языковой тревожности.
4. Экспериментально проверить эффективность предложенной методики использования игровых технологий среди обучающихся подросткового возраста.
Объектом исследования является языковая тревожность обучающихся.
Предметом исследования являются использование языковых игр как способ профилактики и коррекции языковой тревожности.
Гипотеза данного исследования – при использовании учителем игровых технологий на уроках испанского языка, эмоциональное напряжение и языковая тревожность учащихся значительно снизится.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении положительного влияния развлекательной составляющей языковых игр на уровень эмоционального напряжения на уроках иностранного языка.
Практической значимостью работы является анализ и внедрение упражнений и заданий, позволяющих снизить уровень эмоционального напряжения и языковой тревожности у учащихся. Результатами этого исследования, в последствии, смогут пользоваться педагоги испанского языка на занятиях по иностранному языку с целью снижения уровня языковой тревожности на занятиях.
Методической и теоретической базой для данного исследования послужили работы таких авторов как (Карабанова О. А., Цикушева И. В, Ляховитский М. В., Панфилова А. П. и другие)
В процессе работы нами были использованы следующие методы
исследования:
● Теоретический. Была проанализирована литература по методике преподавания иностранных языков, педагогике и психологии; труды отечественных ученых в области изучения понятия, использования игровых технологий как метода профилактики и коррекции языковой тревожности на уроках иностранного языка.
● Экспериментально-теоретический. Был проведен психолого-педагогический эксперимент.
● Эмпирические. Были проведены наблюдения и сравнения.
● Психодиагностический. Использование теста «Шкала личностной тревожности» А.М.Прихожан (Приложение А).
Материалом исследования являются данные, которые были получены в ходе анкетирования и тестирования учащихся нижегородских школ (МАОУ Гимназия № 67) 8 «А» и 8 «В» класса. Также использовались языковые игры, составленные нами на основе существующих игр. Во время исследования принимала участие экспериментальная группа из 10 учеников и контрольная группа из 10 учеников.
Структура работы. Цель и задачи исследования определили следующую структуру данной выпускной квалификационной работы: работа включает в себя Введение, три Главы, Заключение и Приложение.
Во Введении объясняется выбор темы и ее актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; излагается теоретическая база выпускной квалификационной работы; формулируются предмет и объект, цели и задачи исследования; формулируются исследовательские методы, использованные в данной работе; определяются теоретические источники и материал, лежащие в основе исследования; кратко описывается структура работы.
В Главе первой «Теоретические основы использования игровых технологий для профилактики и коррекции языковой тревожности» дается определение, виды и особенности языковой тревожности, а также описывается влияние языковой тревожности при изучении иностранного языка; рассказывается об использовании игрового моделирования при изучении иностранного языка; раскрываются функции игровой деятельности в процессе снижения языковой тревожности; изучается взаимосвязь использования игровых технологий и особенностей учащихся подросткового возраста.
Глава вторая «Практическое использование игровых технологий для профилактики и коррекции языковой тревожности» содержит различные методы и приемы использования языковых игр для языкового и эмоционального барьера. Также в ней предоставлены примеры языковых игр для профилактики и коррекции языковой тревожности, и их детальное описание.
Глава третья «Опытно-экспериментальная работа по выявлению положительного психологического эффекта игровых технологий в обучении ИЯ» содержит практическую работу по исследованию влияния игровых технологий на уровень эмоционального напряжения и языковой тревожности. В ней предоставлены результаты диагностики уровня языковой способности у обучающихся подросткового возраста у контрольной группы до и после занятий с использованием языковых игр.
В Заключении подводятся итоги исследования, проведенного в ходе данной выпускной квалификационной работы.
Библиография включает 45 наименования, из них 35 наименование использованных теоретических источников на русском языке, 10 на иностранном языке.
В Приложении содержатся тестирование на основе методики теста личностной тревожности для подростков А.М.Прихожан.
В данной выпускной квалификационной работе было проведено исследование с целью теоретического обоснования и практической реализации использования игровых технологий на уроках иностранного языка, как способа снижения и профилактики языковой тревожности. Итогом исследования стало подтверждение выдвинутой ранее гипотезы, а именно: при использовании учителем языковых игр на уроках испанского языка, эмоциональное напряжение и языковая тревожности учащихся значительно снизится.
В исследовании были рассмотрены понятия игрового подхода к обучению. Отдельно было рассмотрено влияние игровой деятельности на учащихся на занятиях по ИЯ.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что использование игровых технологий на уроках иностранного языка способствует снижению уровня языковой тревожности, что в результате может привести к улучшению атмосферы и работоспособности на занятии.
Данная методика перспективна для дальнейших исследований, так как уже первые результаты носят положительный характер, поэтому ее внедрение в сферу образования может помочь учащимся лучше и увереннее чувствовать себя на уроке, а для преподавателей станет отличным способом налаживания контакта с учениками и даст возможность использовать мемы не только как эффективное средство снижения эмоционального напряжения, но и как удобный инструмент для передачи любой необходимой учебной информации, так как учителя смогут создавать их сами.
В ходе работы были определены некоторые методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках испанского языка:
1. Важно обращать внимание на лексическую и грамматическую составляющие игр, не стоит давать учащимся игры со сложными словами и конструкциями, которые не подходят под их уровень языка.
2. Для более успешного снижения и профилактики языковой тревожности учащихся необходимо давать языковые игры для парных или групповых работ.
3. Важно не бояться экспериментировать с использованием или даже с созданием языковых игр. Если учитывать интересы учащихся при создании игр для уроков, это поможет улучшить не только их эмоциональное состояние, но и мотивацию, связь с учителем и атмосферу в классе.
Многие обучающиеся время от времени могут сталкиваться с языковой тревожностью, из-за неуверенности в своих знаниях в отдельных аспектах иностранного языка. И это может привести к малообщительности и замкнутости в себе, если вовремя не прибегнуть к конкретным действиям.
Многогранное воздействие игровых технологий на детей было известно уже в глубокой древности. Данная методика широко использовалась воспитательными институтами разных народов для развития физической, интеллектуальной, эмоциональной, нравственной и духовной сферы человека.
Из этого можно сделать вывод, что использование игровых технологий — это и одна из форм “самоанализа”, при которой корректируются различные конфликты и проблемы. При безопасной игровой ситуации учащийся пробует различные способы поведения.
По итогу признания значения языковых игр на ранних этапах развития человека, которые имели свои особенности, удалось создать эффективные способы работы с обучающимися, у которых может присутствовать языковая тревожность.
Несмотря на то, как основывается игровая деятельность, можно сделать вывод о её успешном развитии и улучшении по причине того, что данная деятельность помогает убирать не только языковой, но и эмоциональный барьер при изучении иностранного языка. Вследствие этого, учащиеся способны увереннее выражать свои идеи, чувства, желания, фантазии, достигать разрядки эмоционального напряжения в безопасной обстановке со временем с наименьшей тревогой.
В исследовании были рассмотрены понятия игрового подхода к обучению. Отдельно было рассмотрено влияние игровой деятельности на учащихся на занятиях по ИЯ.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что использование игровых технологий на уроках иностранного языка способствует снижению уровня языковой тревожности, что в результате может привести к улучшению атмосферы и работоспособности на занятии.
Данная методика перспективна для дальнейших исследований, так как уже первые результаты носят положительный характер, поэтому ее внедрение в сферу образования может помочь учащимся лучше и увереннее чувствовать себя на уроке, а для преподавателей станет отличным способом налаживания контакта с учениками и даст возможность использовать мемы не только как эффективное средство снижения эмоционального напряжения, но и как удобный инструмент для передачи любой необходимой учебной информации, так как учителя смогут создавать их сами.
В ходе работы были определены некоторые методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках испанского языка:
1. Важно обращать внимание на лексическую и грамматическую составляющие игр, не стоит давать учащимся игры со сложными словами и конструкциями, которые не подходят под их уровень языка.
2. Для более успешного снижения и профилактики языковой тревожности учащихся необходимо давать языковые игры для парных или групповых работ.
3. Важно не бояться экспериментировать с использованием или даже с созданием языковых игр. Если учитывать интересы учащихся при создании игр для уроков, это поможет улучшить не только их эмоциональное состояние, но и мотивацию, связь с учителем и атмосферу в классе.
Многие обучающиеся время от времени могут сталкиваться с языковой тревожностью, из-за неуверенности в своих знаниях в отдельных аспектах иностранного языка. И это может привести к малообщительности и замкнутости в себе, если вовремя не прибегнуть к конкретным действиям.
Многогранное воздействие игровых технологий на детей было известно уже в глубокой древности. Данная методика широко использовалась воспитательными институтами разных народов для развития физической, интеллектуальной, эмоциональной, нравственной и духовной сферы человека.
Из этого можно сделать вывод, что использование игровых технологий — это и одна из форм “самоанализа”, при которой корректируются различные конфликты и проблемы. При безопасной игровой ситуации учащийся пробует различные способы поведения.
По итогу признания значения языковых игр на ранних этапах развития человека, которые имели свои особенности, удалось создать эффективные способы работы с обучающимися, у которых может присутствовать языковая тревожность.
Несмотря на то, как основывается игровая деятельность, можно сделать вывод о её успешном развитии и улучшении по причине того, что данная деятельность помогает убирать не только языковой, но и эмоциональный барьер при изучении иностранного языка. Вследствие этого, учащиеся способны увереннее выражать свои идеи, чувства, желания, фантазии, достигать разрядки эмоционального напряжения в безопасной обстановке со временем с наименьшей тревогой.



