Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие основ логического мышления у старших дошкольников на занятиях математикой (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №165600

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы44
Год сдачи2018
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБДОУ «Детский сад №107» (г. Барнаул).
В констатирующем эксперименте принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста – экспериментальная группа: от 5 лет 4 месяцев до 6 лет 8 месяцев.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города и вуза.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОСНОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕМАТИЧСЕКИХ ЗАНЯТИЯХ 5
1.1 Подходы к понятиям «мышление», «логическое мышление» в научной литературе 5
1.2 Особенности развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте 10
1.3 Методы и приемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений 14
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1 Описание процедуры и методики исследования 23
2.2 Анализ результатов исследования 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 37

Актуальность исследования. Проблему развития логического мышления следует рассматривать в аспекте совершенствования форм мышления. В современных исследованиях мышление рассматривается как высший познавательный процесс, форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственным только человеку. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает мышление. Логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, активно формируется в школе и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.
Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Важным является развитие познавательного интереса и логического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на математических занятиях.
Задачи:
1. Раскрыть теоретико-методологические аспекты проблемы развития основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на математических занятиях.
2. Охарактеризовать методы развития основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на математических занятиях.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование по определению особенностей развития основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на математических занятиях.
Гипотеза: логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста характеризуется несформированностью, неумением обобщать и синтезировать полученную информацию.
Методы исследования: теоретические: анализ научных источников, публикаций; эмпирические методы: диагностические методики, направленные на определение особенностей развития логического мышления у дошкольников; количественные и качественные методы обработки эмпирических данных; интерпретационные методы.
Методологическая основа исследования. Проблема развития логического мышления давно привлекала внимание психологов и педагогов. Значительную роль в развитии теории логического мышления сыграли отечественные ученые: Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др. Группой ученых были определены особенности связи языка и мышления (Л.С. Выготский, Н.А. Мечинская и др.). Проблема развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на математических занятиях представлена в научных трудах Н.А. Лиман, А.М. Федоровой, Ю.Т. Щукиной и др.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №107» Г. Барнаула.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность темы исследования бесспорна, так как логическое мышление оказывает влияние на весь процесс психического развития дошкольника. Всегда было принято считать, что без знания логики, полученного в практике мышления или путем специального изучения, нет образованного человека. В настоящее время, в условиях коренного преобразования характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает.
Логическое мышление характеризуется способностью к оперированию понятиями, суждениями и умозаключениями, а его развитие сводится к развитию логических приёмов мышления. Логические приёмы и операции, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение являются основными компонентами понятий, суждений, умозаключений.
В логическом содержании мышления анализ и синтез неразрывно взаимосвязаны. В логическом содержании мышления анализ и синтез неразрывно взаимосвязаны. В плане логики, которая рассматривает объективное содержание мышления в отношении его истинности, анализ и синтез, поэтому непрерывно переходят друг в друга. Анализ без синтеза порочен; попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механистическому сведению целого к сумме частей. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывает более или менее конкретные связи и отношения выделенных анализом частей.
На математических занятиях по развитию логического мышления дети играют в игры, насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано экспериментальное исследование. Результаты экспериментального исследования следующие:
1. По методике «Жили-были» Н.И. Гуткиной были получены следующие результаты:
- высокий уровень развития логического мышления – 2 детей (20%);
- средний уровень – 5 детей (50%);
- низкий уровень – 3 дошкольников (30%).
2. По методике «Логическое мышление» Ю. Белополовой были получены следующие результаты:
- высокий уровень развития логического мышления – 3 детей (30%);
- средний уровень – 5 детей (50%);
- низкий уровень – 2 дошкольников (20%).
3. По методике «Жили-были» Н.И. Гуткиной были получены следующие результаты:
- высокий уровень развития логического мышления – 3 детей (30%);
- средний уровень – 4 детей (40%);
- низкий уровень – 3 дошкольников (30%).
Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что дети старшего возраста со средним уровнем развития логического мышления и с низким уровнем нуждаются в организации специальной коррекционной работе по развитию логического мышления.
Таким образом, в результате проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Барсукова, И.М. Развитие мышление у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС / И.М. Барсукова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №4. – С. 69-71.
2. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. ф-тов высш. учеб. заведений / А.В. Белошистая. – Москва: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 399 с.
3. Вахрушева, Л.Н. Развитие механизмов -логического мышления у детей дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 20. – С. 7–11.
4. Веккер, Л.М. Психика – речь – сознание / Л.М. Веккер. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 365 с.
5. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. – Москва: АСТ, 2015. – 352 с.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – Москва: Юрайт, 2012. – 812 с.
7. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 502 с.
8. Гусева, И.Т. Логические игры на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста / И.Т. Гусева // Дошкольное воспитание. – 2014. – №2. – С. 41-44.
9. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Пер.с англ. Н.М. Никольской. – М.: Лабиринт, 2013. – 471 с.
10. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – Санкт-Петербург: Речь, 2015. – 521 с.
11. Леонтьев, А.А. Психофизиологические механизмы речи / А.А. Леонтьев // Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. – Москва: Гном – Пресс, 2011. – 478 с.
12. Лиман, Н.А. Познавательное развитие дошкольников / Н.А. Лиман. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 225 с.
13. Лурия, А.Р. Проблема языка и сознания / А.Р. Лурия // Вопросы психологии. – 2012. – №2. – С. 27-33.
14. Люблинская, А.А. Возрастная психология / А.А. Люблинская. – Москва: Академия, 2014. – 569 с.
15. Магомеддиберова, З.А. Педагогические условия развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста / З.А. Магомеддиберова // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 78-79.
16. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду / Л.С. Метлина. – Москва: Эксмо, 2013. – 458 с.
17. Мечинская, Н.А. Общая психология / Н.А. Мечинская. – Москва: АСТ, 2016. – 478 с.
18. Морозова, И.Т. Особенности развития познавательных процессов у дошкольников / И.Т. Морозова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №4. – С. 74-77.
19. Николаева, Е.П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников: конспекты занятий / Е.П. Николаева. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2014. – 89 с.
20. Пиаже, Ж. Интеллект и сенсомоторные функции // Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. / Ж. Пиаже. – Москва: Международная педагогическая академия, 2012. – 680 с.
21. Пушкарева, И.М. Методы развития словесно-логического мышление у детей дошкольного возраста / И.М. Пушкарева // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 85-88.
22. Рубинштейн, С.Л. Общая психология / С.Л. Рубинштейн. – Москва: Академия, 2013. – 588 с.
23. Соколов, А.Н. Внутренняя речь и мышление / А.Н. Соколов. – Москва: АСТ, 2014. – 415 с.
24. Тихомирова, О.К. Математическое развитие в дошкольном возрасте / О.К. Тихомирова. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 225 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. – Москва: Просвещение, 2013.– 16 с.
26. Федорова, А.М. Математическое развитие детей дошкольного возраста / М.И. Федорова // Педагогика. – 2014. – №3. – С. 36-39.
27. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учебное пособие / Е.И. Щербакова. – Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 2015. – 139 с.
28. Щукина, Ю.Т. Логическое мышление и его роль в развитии старшего дошкольника / Ю.Т. Щукина // Вопросы психологии. – 2014. – №4. – С. 74-77.
29. Яшкина, Р.И. Развитое логическое мышление как условие готовности старшего дошкольника к обучения в школе / Р.И. Яшкина // Педагогика. – 2015. – №3. – С. 41-45.
30. Яцук, О.Д. Проблема развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста / О.Д. Яцук // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 21-24.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ