Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира
|
Введение 3-6
Глава I . Теоретические основы формирования универсальных учебных действий 7
1.1. Сущность понятия и функции универсальных учебных действий . Виды
универсальных учебных действий 7-19
1.2. Особенности урока по предмету «Окружающий мир» в аспекте Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования 19¬25
1.3. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования
универсальных учебных действий у младших школьников 25-34
Вывод 34
Глава II . Опытно-экспериментальное исследование формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира 36
2.1. Формы, методы и средства работы по формированию универсальных
учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира 36-48
2.2. Выявление исходного уровня сформированности универсальных учебных
действий учащихся 2 классов 48-50
2.3 Результаты констатирующего и контрольного исследования по
формированию универсальных учебных действий 50-62
Вывод 62
Заключение 63-64
Список использованной литературы 65-70
Приложение 1 71-79
Приложение 2 80-82
Приложение 3 83-84
Приложение 4 85-86
Приложение 5 87-90
Глава I . Теоретические основы формирования универсальных учебных действий 7
1.1. Сущность понятия и функции универсальных учебных действий . Виды
универсальных учебных действий 7-19
1.2. Особенности урока по предмету «Окружающий мир» в аспекте Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования 19¬25
1.3. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования
универсальных учебных действий у младших школьников 25-34
Вывод 34
Глава II . Опытно-экспериментальное исследование формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира 36
2.1. Формы, методы и средства работы по формированию универсальных
учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира 36-48
2.2. Выявление исходного уровня сформированности универсальных учебных
действий учащихся 2 классов 48-50
2.3 Результаты констатирующего и контрольного исследования по
формированию универсальных учебных действий 50-62
Вывод 62
Заключение 63-64
Список использованной литературы 65-70
Приложение 1 71-79
Приложение 2 80-82
Приложение 3 83-84
Приложение 4 85-86
Приложение 5 87-90
Актуальность исследования. Педагогическое сообщество должно быть готово к вызовам времени, к решению новых задач, которые поставлены в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.
Новая школа призвана воспитать гражданина информационного общества, человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Это предполагает целенаправленное и системное развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности. В частности, обучение должно быть направлено на формирование системы универсальных учебных действий в условиях междисциплинарного взаимодействия на содержательном и деятельностном уровнях. [53]
Проблема формирования универсальных учебных действий (далее: УУД) у младших школьников обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения учащимся конкретных предметных ЗУН (знаний, умений, навыков) в рамках отдельных учебных дисциплин, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию учащихся системы универсальных учебных действий как эффективного средства обучения на уроках окружающего мира. [37]
Степень изученности проблемы: Концепция развития УУД разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.А. Лошкарева, А.А. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий.
Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова и др.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения важной задачей становится развитие у младших школьников умение учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.
Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [37]
В настоящее время перед педагогами стоит проблема в необходимости выявления педагогических условий и поиске путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления универсальных учебных действий у младших школьников.
Проблема исследования: потребность общества и системы образования в формировании универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта.
Объект исследования: процесс формирования УУД младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».
Предмет исследования: средства формирования УУД младшего школьника в условиях изучения предмета «Окружающий мир».
Цель работы: выявить условия формирования универсальных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов возможно при условии: выполнении системы заданий, предназначенных для использования в рамках уроков по окружающему миру; реализации проектной технологии в учебном процессе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить сущность, особенности, значение универсальных учебных действий младших школьников.
3. Разработать и реализовать формы, методы и средства формирования универсальных учебных действий младших школьников.
4. Выявить влияние разработанной методики формирования универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках окружающего мира.
Методы исследования: теоретические (анализ научно-педагогических литератур); эмпирические, (наблюдение, констатирующий. Формирующий, контрольный эксперимент), статистические (математическая обработка результатов исследования).
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение Чербинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлена опытно-экспериментальная работа для выявления и формирования УУД учащихся начальных классов, также разработана система заданий для учащихся младшего школьного возраста, повышающая уровень формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира .
Апробация и внедрение результатов дипломной работы:
- участие в муниципальной научно-практической конференции «Реализации ФГОС: опыт, поиски, пути решения» среди учителей начальных классов;
- участие в методическом семинаре учителей МБОУ Чербинской СОШ муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва по теме «Проблемы формирования универсальных учебных действий».
- статья на тему «Формирование УУД на уроках окружающего мира» на личном сайте в Педагогическом сообществе учителей
Работа состоит из введения; двух глав, заключения и списка литературы.
Новая школа призвана воспитать гражданина информационного общества, человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Это предполагает целенаправленное и системное развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности. В частности, обучение должно быть направлено на формирование системы универсальных учебных действий в условиях междисциплинарного взаимодействия на содержательном и деятельностном уровнях. [53]
Проблема формирования универсальных учебных действий (далее: УУД) у младших школьников обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения учащимся конкретных предметных ЗУН (знаний, умений, навыков) в рамках отдельных учебных дисциплин, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию учащихся системы универсальных учебных действий как эффективного средства обучения на уроках окружающего мира. [37]
Степень изученности проблемы: Концепция развития УУД разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.А. Лошкарева, А.А. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий.
Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова и др.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения важной задачей становится развитие у младших школьников умение учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.
Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [37]
В настоящее время перед педагогами стоит проблема в необходимости выявления педагогических условий и поиске путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления универсальных учебных действий у младших школьников.
Проблема исследования: потребность общества и системы образования в формировании универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта.
Объект исследования: процесс формирования УУД младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».
Предмет исследования: средства формирования УУД младшего школьника в условиях изучения предмета «Окружающий мир».
Цель работы: выявить условия формирования универсальных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов возможно при условии: выполнении системы заданий, предназначенных для использования в рамках уроков по окружающему миру; реализации проектной технологии в учебном процессе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить сущность, особенности, значение универсальных учебных действий младших школьников.
3. Разработать и реализовать формы, методы и средства формирования универсальных учебных действий младших школьников.
4. Выявить влияние разработанной методики формирования универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках окружающего мира.
Методы исследования: теоретические (анализ научно-педагогических литератур); эмпирические, (наблюдение, констатирующий. Формирующий, контрольный эксперимент), статистические (математическая обработка результатов исследования).
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение Чербинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлена опытно-экспериментальная работа для выявления и формирования УУД учащихся начальных классов, также разработана система заданий для учащихся младшего школьного возраста, повышающая уровень формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира .
Апробация и внедрение результатов дипломной работы:
- участие в муниципальной научно-практической конференции «Реализации ФГОС: опыт, поиски, пути решения» среди учителей начальных классов;
- участие в методическом семинаре учителей МБОУ Чербинской СОШ муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва по теме «Проблемы формирования универсальных учебных действий».
- статья на тему «Формирование УУД на уроках окружающего мира» на личном сайте в Педагогическом сообществе учителей
Работа состоит из введения; двух глав, заключения и списка литературы.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий. Которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [33]
Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах. [37]
На основе анализа психологической, педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения современного состояния практики образования были определены теоретические предпосылки формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
С целью исследования является выявить условия формирования универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».
Экспериментальная работа проведена на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения Чербинской средней общеобразовательной школе муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва во 2 «а» классе.
Эксперимент проведен в трех этапах: констатирующий, формирующий и контрольный.
На этапе формирующего исследования были разработаны серии уроков по предмету «Окружающий мир» для 2 класса, включающие систему заданий, обеспечивающих дальнейшее развитие УУД.
При проведении констатирующего и контрольного исследования использованы методики «Беседа о школе», «Диагностика универсального
действия общего приема решения задач», «Левая и правая стороны», «Флажки» с целью выявления уровня сформированности УУД, направленные на определение отношения к поступлению в школу и школьной действительности; умение планировать, осуществлять контроль, умение оценивать, делать синтез, а также выполнять логические и коммуникативные действия.
В ходе исследования была разработана и успешно апробирована система заданий по разделу «Общение», способствующих наиболее высокого результата - повышению уровня сформированности УУД учащихся 2 класса в процессе их обучения к предмету «Окружающий мир».
Полученные результаты свидетельствуют о том, что формирование УУД у учащихся начальных классов возможно при условии: выполнении системы заданий, предназначенных для использования в рамках уроков по окружающему миру и реализации проектной технологии в учебном процессе нашла наглядное подтверждение.
Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах. [37]
На основе анализа психологической, педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения современного состояния практики образования были определены теоретические предпосылки формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
С целью исследования является выявить условия формирования универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».
Экспериментальная работа проведена на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения Чербинской средней общеобразовательной школе муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва во 2 «а» классе.
Эксперимент проведен в трех этапах: констатирующий, формирующий и контрольный.
На этапе формирующего исследования были разработаны серии уроков по предмету «Окружающий мир» для 2 класса, включающие систему заданий, обеспечивающих дальнейшее развитие УУД.
При проведении констатирующего и контрольного исследования использованы методики «Беседа о школе», «Диагностика универсального
действия общего приема решения задач», «Левая и правая стороны», «Флажки» с целью выявления уровня сформированности УУД, направленные на определение отношения к поступлению в школу и школьной действительности; умение планировать, осуществлять контроль, умение оценивать, делать синтез, а также выполнять логические и коммуникативные действия.
В ходе исследования была разработана и успешно апробирована система заданий по разделу «Общение», способствующих наиболее высокого результата - повышению уровня сформированности УУД учащихся 2 класса в процессе их обучения к предмету «Окружающий мир».
Полученные результаты свидетельствуют о том, что формирование УУД у учащихся начальных классов возможно при условии: выполнении системы заданий, предназначенных для использования в рамках уроков по окружающему миру и реализации проектной технологии в учебном процессе нашла наглядное подтверждение.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования у младших школьников универсальных учебных действий на уроках «Окружающий мир»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ВО 2-4 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Развитие универсальных учебных действий на уроках окружающего мира (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическая игра как средство развития логических универсальных учебных действий на уроках информатики в четвертом классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий при изучении окружающего мира
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



