Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Работа №16560

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1488
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-6
Глава I . Теоретические основы формирования универсальных учебных действий 7
1.1. Сущность понятия и функции универсальных учебных действий . Виды
универсальных учебных действий 7-19
1.2. Особенности урока по предмету «Окружающий мир» в аспекте Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования 19¬25
1.3. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования
универсальных учебных действий у младших школьников 25-34
Вывод 34
Глава II . Опытно-экспериментальное исследование формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира 36
2.1. Формы, методы и средства работы по формированию универсальных
учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира 36-48
2.2. Выявление исходного уровня сформированности универсальных учебных
действий учащихся 2 классов 48-50
2.3 Результаты констатирующего и контрольного исследования по
формированию универсальных учебных действий 50-62
Вывод 62
Заключение 63-64
Список использованной литературы 65-70
Приложение 1 71-79
Приложение 2 80-82
Приложение 3 83-84
Приложение 4 85-86
Приложение 5 87-90


Актуальность исследования. Педагогическое сообщество должно быть готово к вызовам времени, к решению новых задач, которые поставлены в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.
Новая школа призвана воспитать гражданина информационного общества, человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Это предполагает целенаправленное и системное развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности. В частности, обучение должно быть направлено на формирование системы универсальных учебных действий в условиях междисциплинарного взаимодействия на содержательном и деятельностном уровнях. [53]
Проблема формирования универсальных учебных действий (далее: УУД) у младших школьников обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения учащимся конкретных предметных ЗУН (знаний, умений, навыков) в рамках отдельных учебных дисциплин, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию учащихся системы универсальных учебных действий как эффективного средства обучения на уроках окружающего мира. [37]
Степень изученности проблемы: Концепция развития УУД разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.А. Лошкарева, А.А. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий.
Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова и др.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения важной задачей становится развитие у младших школьников умение учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.
Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [37]
В настоящее время перед педагогами стоит проблема в необходимости выявления педагогических условий и поиске путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления универсальных учебных действий у младших школьников.
Проблема исследования: потребность общества и системы образования в формировании универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта.
Объект исследования: процесс формирования УУД младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».
Предмет исследования: средства формирования УУД младшего школьника в условиях изучения предмета «Окружающий мир».
Цель работы: выявить условия формирования универсальных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов возможно при условии: выполнении системы заданий, предназначенных для использования в рамках уроков по окружающему миру; реализации проектной технологии в учебном процессе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить сущность, особенности, значение универсальных учебных действий младших школьников.
3. Разработать и реализовать формы, методы и средства формирования универсальных учебных действий младших школьников.
4. Выявить влияние разработанной методики формирования универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках окружающего мира.
Методы исследования: теоретические (анализ научно-педагогических литератур); эмпирические, (наблюдение, констатирующий. Формирующий, контрольный эксперимент), статистические (математическая обработка результатов исследования).
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение Чербинская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлена опытно-экспериментальная работа для выявления и формирования УУД учащихся начальных классов, также разработана система заданий для учащихся младшего школьного возраста, повышающая уровень формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира .
Апробация и внедрение результатов дипломной работы:
- участие в муниципальной научно-практической конференции «Реализации ФГОС: опыт, поиски, пути решения» среди учителей начальных классов;
- участие в методическом семинаре учителей МБОУ Чербинской СОШ муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва по теме «Проблемы формирования универсальных учебных действий».
- статья на тему «Формирование УУД на уроках окружающего мира» на личном сайте в Педагогическом сообществе учителей
Работа состоит из введения; двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий. Которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [33]
Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах. [37]
На основе анализа психологической, педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения современного состояния практики образования были определены теоретические предпосылки формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
С целью исследования является выявить условия формирования универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».
Экспериментальная работа проведена на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения Чербинской средней общеобразовательной школе муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва во 2 «а» классе.
Эксперимент проведен в трех этапах: констатирующий, формирующий и контрольный.
На этапе формирующего исследования были разработаны серии уроков по предмету «Окружающий мир» для 2 класса, включающие систему заданий, обеспечивающих дальнейшее развитие УУД.
При проведении констатирующего и контрольного исследования использованы методики «Беседа о школе», «Диагностика универсального
действия общего приема решения задач», «Левая и правая стороны», «Флажки» с целью выявления уровня сформированности УУД, направленные на определение отношения к поступлению в школу и школьной действительности; умение планировать, осуществлять контроль, умение оценивать, делать синтез, а также выполнять логические и коммуникативные действия.
В ходе исследования была разработана и успешно апробирована система заданий по разделу «Общение», способствующих наиболее высокого результата - повышению уровня сформированности УУД учащихся 2 класса в процессе их обучения к предмету «Окружающий мир».
Полученные результаты свидетельствуют о том, что формирование УУД у учащихся начальных классов возможно при условии: выполнении системы заданий, предназначенных для использования в рамках уроков по окружающему миру и реализации проектной технологии в учебном процессе нашла наглядное подтверждение.



1. Аристова, Т. В. Бойко, Е.Н., Кариеева. И.В. и др. Формирование универсальных учебных действий средствами учебных предметов в начальной школе: учебно-методическое пособие. - Омск БОУДПО «ИР ООО», 2012
2. Белопольская, Н.Л Исключение предметов: модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию /Н.Л.Белопольская - Издание. 3 стереотип. Москва. 2009,- 64 с.
3. Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-8 лет: пособие для педагогов и психологов. - М., 2009.
4. Виды универсальных учебных действий. Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. - 338 с.
5. Виноградова, Н.Ф., Рыдзе О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы/ Н.Ф.Виноградова, О.А.Рыдзе// Начальная школа. - 2007.-№ 19. - с. 14 - 18
6. Воровщиков, С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников / С.Г.Воровщиков// Управление начальной школой. - 2012. - № 5. - с.33 - 40.
7. Воронцова, А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе. Методические рекомендации // Серия «Новые образовательные стандарты». - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 72 с.
8. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в начальной школе / О.П.Говорская // - (http://fёstiыal. 18ер1етЬег.пУ) (16.10.2014)
9. Горленко, Н.М., Запятая, О.В., Лебединцев, В.Б., Ушева, Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования/ Н.М.Горленко и др.// Народное образование. - 2012. №4. - с. 153-160.
10. Голуб,Г.Б., Фишман, И.С., Перелыгина, Е.А. Формирование универсальных учебных действий в урочной работе разработка и применение компетентностно-ориентированных заданий - Самара:ООО «Арбат», 2013,- 188 с.
11. Давыдова, Н.Н., Смирных, О.В. Универсальные учебные действия: управление формированием/ Н.Н.Давыдова, О.В.Смирных//Народное образование. -2012. - № 1. - с. 167-175
12. Деятельность учителя по формированию учебных универсальных действий: [Электронный ресурс] /ir-zhi.rn. Режим доступа: Шр:// ir-zhi.rn/
13. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы: методическое пособие / О.А.Шаталова; под ред. С.А. Болотовой. - 2-е изд. - М.: «Русское слово - учебник», 2014. - 168 с. - (Начальная инновационная школа.)
14. Зайцева, И.И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации /И. Зайцева/ЛГедагогическая мастерская. Все для учителя! 2011. - Пилотный выпуск. - С.4 - 6
15. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. 2-е изд. М., Просвещение, 2011г. - 151 с.
16. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...» / Под ред. Л.Г.Петерсон. - Москва: 2010. - 46 с.
17. Карабанова, О.А. доктор психологических наук. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны? Шр://рго5У.1ги1ипк/
18. Карабанова, О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А.Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - с. 9-11
19. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора школы. - 2011,- № 4. - 43-47 с.
20. Кузнецов,А.А. О школьных стандартах второго поколения /А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. -№2.-С.З-6
21. Кузнецова, О.В., Дудырева, Н.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности /О.В.Кузнецова, Н.В. Дудыфева // Управление начальной щколой. -2011. - № 6. - с.31 -40
22. Лебединцев. В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся / В.Б.Лебединцев // Управление начальной школой. - 2012. - №4. - с.33 - 45
23. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании // журнал «Начальная школа плюс До и После». -2011,-№7.-С. 44-47.
24. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011,- № 11. - С. 59.
25. Методы и приемы формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. bttp://video оигэк1. пе^тёех. рИр
26. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса /А.А.Плешаков, - Изд. «Вита-Пресс», 2012.
27. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития: детство, отрочество. М., 2010. - 428 с.
28. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2008. - 275 с.
29. Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов /И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. - 2012,- № 10. - С. 6.
30. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г. С. Ковалевой , О.Б. Логиновой. - М.: Академия, 2009. - 194 с.
31. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе // журнал «Начальная школа». - 2011 - № 4. - с.27 -30.
32. Петрова, И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И.В.Петрова // Молодой ученый. - 2011. - № 5. - Т.2.- С.151 - 155
33. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Академия, 2010. - 142 с.
34. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс: учебник в 2 ч. для
общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков. - 3-е издание Москва «Просвещение», 2013. -135 с.
35. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь в 2 ч. для общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков. - 3-е издание Москва «Просвещение», 2012
36. Поликарпова, Л.Д. Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира / Л.Д.Поликарпова// - (ЬИр://&е8Йуа1.18ер1етЬег.ги/) (08.11.2014)
37. Примерные программы начального общего образования: В 2 ч. Ч. 2 / [Сост. Е.С. Савинов]. - М., 2010. - (Серия «Стандарты второго поколения») - 191 с.
38. Программы формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Линка - Пресс, 2009. - 284 с.
39. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования [Электронный ресурс] // со11<^е.ги. Режим доступа: Мр)//со1^1ае.ги/ресаа2О2ат/4^^^(68/474^^
40. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников // Управление начальной школой. - 2013. - № 8. - с. 29 - 34.
41. Песняева, Н.А. Учебный диалог - средство формирования УУД младших школьников // Управление начальной школой. - 2011. - № 7. - с. 35 - 39.
42. Райгородский. Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Том 1. Писходиагностика детей / Д.Я.Райгородский. - Бахрам - М, Самара, 2008. - 367 с.
43. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. М., 2012. - 317 с.
44. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И.Савенков // - Москва: - 2012. - 157 с.
45. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 2-е изд.,испр.и доп. -Самара: Издательство «учебная литература», 2007. - 208 с.
46. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова // Начальная школа. - 2006. - № 2. - с. 45 - 49.
47. Смирнова, Т.В., Заозер^ая, А.Ю. Формирование УУД на уроках окружающего мира. Сборник. Развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования в условиях реализации ФГОС, Якутск. - 2012,- 64 с.
48. Трамберг, Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. СПб. 2013. - 147 с.
49. Ушакова, Л.В. Познавательные УУД на уроках окружающего мира / Л.В.Ушакова // - Шр:// WWW. игок) .аеt/docоабе/dос■ (17.12.2014)
50. ФГОС: Начальное общее образование - [Электронный ресурс] Пlttо:// СаЫ1о§Е1=2661) (22.03.2015.)
51. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. - М.,: 2009.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - 346 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования... Просвещение, 2011 - 33с.
54. Фефилова, Е.В. Преемственность в формировании познавательных УУД / Е.В.Фефилова// (http:// WWW. metod - корПка.ш) - (17.11.2014)
55. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения: как учить всех по-разному. - М., 2005.
56. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни / Г.А. Цукерман. - М.: Московский центр качества образования, 2010.- 156 с.
57. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М.; Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2006. - 354 с.
58. Что меня окружает: Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» для 2 класса / А.А.Плешаков, Н.И.Сонин - Издательство «Дрофа», 2012.
59. Яндыгина, Л.Ю. Формирование УУД на уроках в начальной школе /
Л.Ю.Яндыгина// - (htto://www.metod ги) - (28.01.2015)
60. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб. 2008. - 290 с.
61. Круглый стол_Формирование_универсальных_учебных действий_/Рабочий_жырнал_команды_№_2


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ