Введение 5
1. Культурная трансформация образа «потерянного человека» и способы
его визуализации на экране 14
1.1. Образ «потерянного поколения» в русской и мировой культуре 14
1.2. Образ «потерянного человека» в российском кино XXI века 20
2. Исследование образа «потерянного человека» в кинематографе А.
Звягинцева (на примере «русской» трилогии) 29
2.1. Репрезентация образа «потерянного человека» в фильмах «Елена»,
«Левиафан» и «Нелюбовь» 30
2.2. Сравнительный анализ кинопроизведений из русской трилогии А.
Звягинцева 39
Заключение 45
Список используемых источников 46
Приложение А 51
Приложение Б 53
Приложение В 55
Актуальность исследования:
На сегодняшний день кинематограф затрагивает важные проблемы современности. Он откликается преимущественно на остросоциальную проблематику, которая актуальна для общества XXI века. Кинопроизведения А. Звягинцева являются многогранными, и некоторая их часть служит наглядным примером подобного подхода в творчестве современных российских режиссёров. Многие из его кинокартин получили признание мирового киносообщества, что говорит о том, что темы, которые поднимаются режиссёром, актуальны как для России, так и для всего мира.
Отдельные персонажи в кинематографе - носители определённых идей и настроений современного общества, непосредственно того времени, когда был снят тот или иной фильм. На их фоне выделяется главный герой, чьи убеждения и поступки являются ключевыми в передаче основной идеи кинокартины. В творчестве А. Звягинцева - это «потерянный» человек современности. Благодаря этому персонажу режиссёру удается сместить фокус зрения на историю обыкновенного человека, с помощью которого раскрываются внутренние проблемы современного российского общества. Сам образ «потерянного человека» в кинокартинах А. Звягинцева требует отельного внимания со стороны исследователей в сфере кинематографа. Это дополняет общее представление об образе такого человека в современном кино и позволяет увидеть неординарную интерпретацию такого героя. В силу этого, именно этой стороне творчества российского режиссёра посвящена данная бакалаврская работа.
Проблема исследования:
На сегодняшний день существует малое количество исследований, посвященных теме «потерянного человека» в российской культуре. Практически отсутствуют работы, которые дают обширный анализ данной стороне общества в контексте современного российского кинематографа и говорят о том, что герой такого типа является довольно заметным в нашем кино.
Объект исследования: Кинопроизведения режиссёра А. Звягинцева 2010- х гг.
Предмет исследования: Образ «потерянного человека» в кинематографических произведениях «русской» трилогии А. Звягинцева.
Степень изученности:
Для проведения данного исследования были изучены научные труды отечественных и зарубежных авторов. Часть источников, необходимых для данной работы, связана с исследованием кинематографа как вида искусства и его художественных средств изобразительности. Также были проанализированы источники, посвященные современному российскому кинематографу. Неотъемлемой частью работы выступают различные статьи и публикации в научных журналах, которые посвящены образу «потерянного человека» в мировой культуре и российском кинематографе. Ещё одной группой источников выступили пособия и электронные материалы, затрагивающие творчество А. Звягинцева и его «русскую» трилогию.
На данный момент существует большое количество монографий, книг, статей по изучению кинематографа. Прежде всего, стоит отметить работу Ж. Делёза «Кино» , в которой делается упор на визуальные спецэффекты фильма: движение камеры, фокус. Важная роль также отводится диалогам, повествованию, цвету и музыкальному сопровождению в кинематографе. Этот труд поможет выделить кинематографические приёмы, за счёт которых образ «потерянного человека» воплощается на экране.
В сборнике российского кинокритика А. С. Плахова «Кино на грани нервного срыва» собраны статьи об отечественном кинематографе 2000-х годов. Автор книги рассказывает о том, какую роль российские режиссёры играют в мировом киносообществе. В охваченный Плаховым период входят фильмы А. Звягинцева. Информация из данного источника поможет сделать вывод о том, какое место российский кинематограф в лице Звягинцева занимает в мировом сообществе.
Для успешных результатов работы стоит использовать учебное пособие В. И. Жуковского , который совместно с Д. В. Пивоваровым и Н. П. Копцевой разработал современную теорию изобразительного искусства и метод философско-искусствоведческого анализа произведений изобразительного искусства и культуры. Книга может быть полезной при анализе отдельных произведений киноискусства и использовании в них визуального языка.
В этом контексте необходимо упомянуть монографии М. В. Тарасовой, которые базируются на теории В. И. Жуковского и Н. П. Копцевой. В своей книге «Коммуникативные основы художественной культуры» она раскрывает теорию художественной коммуникации произведения искусства и зрителя. На основании данного материала в работе кинофильмы, входящие в состав «русской» трилогии А. Звягинцева, рассматриваются с точки зрения материального, иконического и индексного статусов. Монография «Теория и практика диалога зрителя и произведения искусства» раскрывает специфику коммуникативного процесса между произведением искусства и зрителем, что является подспорьем при анализе фильмов известного режиссёра.
В книге «Теория культуры» Н. П. Копцевой и К. В. Резниковой пристальное внимание уделяется таким темам, как понятие общей теории культуры и её истории, социальные категории культуры, морфология и трансляция культуры. Учебное пособие послужило основой при определении образа «потерянного поколения» в русской и мировой культуре. В книге говорится о том, что теория культуры позволяет указать на отклонения в поведении некого объекта и подчеркнуть его уникальность. Этот материал оказался полезным при обосновании поведенческих особенностей представителей «потерянного поколения», которые в большей степени связаны с превалированием деструктивной составляющей.
Раскрыть тему исследования образа «потерянного человека» в современном российском кино помогли литературные источники об истории возникновения и эволюции исследуемого архетипа в мировой культуре. В статье А. В. Глазкова и Е. А. Глазковой «В поисках «потерянного поколения»» подробно истолковывается значения термина «потерянный человек» и выделяются три основных «потерянных поколения». Информация из данного источника послужила подспорьем для определения образа потерянного человека в российской и мировой культуре. Статья А. Агеевой «Основные черты романтического героя: понятие, значение и характеристики» повествует об основных особенностях образа романтического героя в искусстве. Работа затрагивает эпоху романтизма в России и говорится об основоположниках этого направления в литературе.
Автореферат М. Л. Семёновой «Лермонтов и Байрон: к вопросу о типологии романтического героя» рассказывает о истоках, специфике и концепции романтического героя в творчестве Байрона и Лермонтова. В ходе работы автором сопоставляются концепции данного литературного образа в произведениях двух писателей.
В статье М. Н. Абубакарова и А. М. Хусиханова рассматриваются актуальные проблемы немецкой прозы XX века. На примере творчества известного писателя Э.-М. Ремарка прослеживается эволюция темы потерянного поколения в немецкой литературе прошлого века. Выявлены основные мотивы нравственных и духовных искании героев, прошедших войну и вернувшихся с фронта.
В работе «Национальные особенности русского человека» рассматриваются характерные особенности русского народа и его нравственные качества. Также приводятся мнения различных исследователей и личные наблюдения авторов статьи, которые освещают сильные и слабые стороны менталитета русского человека.
Научная статья Н. Н. Гашевой «Современное российское кино: культурологический аспект» отмечает лидерство отечественного кинопроизводства и обозначает его ключевые жанровые направления, приводя в пример известные кинокартины современных режиссёров авторского кино. В том числе здесь затрагивается образ «маленького человека» в сфере кинематографа, который является отражением «потерянного человека» современности.
В диссертации К. С. Карчевской «Архетипы в кинематографе: культурологический анализ» рассматривается понятие архетип в пространстве кинематографа и определяется его смысловая нагрузка. Также в работе приводится классификация архетипичных образов в современном кинематографе, которая послужила основой для определения архетипов образа «потерянного человека».
Последней группой источников выступили пособия и электронные статьи о режиссёре и его фильмах. Книга Е. А. Васильева «Дыхание камня. Мир фильмов Андрея Звягинцева» впервые затрагивает вопрос уникальности кинокартин российского режиссёра. Пособие включает в себя работы кинокритиков и студентов различных вузов, которые в своих текстах анализируют фильмы А. Звягинцева.
В статье Н. А. Хренова ««Новая волна» в российском кинематографе: фильмы А. Звягинцева» анализируются два первых фильма режиссёра «Возвращение» и «Изгнание», говорит о феномене «новой волны» в современном российском кино.
Значимой составляющей в ходе проведённого исследования выступили труды А. В. Долина. Одна из глав его книги «Оттенки русского: очерки отечественного кино» посвящена «русской» трилогии А. Звягинцева, где проводится детальный анализ персонажного ряда и затрагивается социальная проблематика кинофильмов режиссёра. Также следует отметить отдельные статьи кинокритика «Имя собственное. «Елена», режиссер Андрей Звягинцев» и ««Нелюбовь»: фильм о пустоте» , посвященные отдельным кинокартинам Звягинцева. Долин в своих работах показывает сильные стороны фильмов российского режиссёра и рассказывает про его визуальную составляющую. Данные источники послужили основой при анализе кинофильмов «русской» трилогии режиссёра.
Стоит также отметить две уникальные статьи о кинокартине «Левиафан». В работе К. Я. Соколовой «Андрей Звягинцев: Сильнейшая реакция ненависти к «Левиафану», - просто нежелание смотреть в зеркало» акцентируется внимание на том, почему фильм вызвал негативную реакцию среди российской аудитории и в чём заключается его смысловой посыл. Статья Малаховой К. А. «Опыт анализа кинокартины А. Звягинцева «Левиафан»» отмечает общие тенденции кинокартин Звягинцева и освещает концепцию фильма 2014 года. Эти электронные источники позволили выделить специфические особенности данного фильма и обратить пристальное внимание на его кинематографические приёмы.
В статье В. А. Колотаева и Е. В. Улыбиной «Художественное пространство фильма «Нелюбовь» как среда формирования идентичности » подробно разбираются образы отдельных персонажей и обозначается их роль в кинопроизведении. В работе делается акцент на успехе фильма Звягинцева, что позволяет говорить о востребованности поднятой им темы.
В работе Д. А. Хрюкина «Анализ фильма «Елена»» выделяются структурные особенности кинокартины и акцентируется внимание на образе главной героини. Автор статьи говорит о метафизической глубине киноленты и подвергает сомнению распространенную в критических суждениях о фильме идею о «радикальном» повороте «к российской остросоциальной проблематике» в творчестве А. Звягинцева.
Важно также упомянуть зарубежные публикации о кинофильмах А. Звягинцева. Это поможет выявить актуальность кинокартин российского режиссёра и кинематографических образов, которые в них изображены для мирового сообщества. Британское интернет-издание The Guardian разместила статью Питера Брэдшоу «Leviathan review - a compellingly told, stunningly shot drama» о кинокартине «Левиафан». В своей работе автор затрагивает творчество Андрея Звягинцева и на примере фильма 2014 года разбирает специфические кинематографические приёмы, которые зачастую применяет в своих кинокартинах режиссёр.
В статье Оуэна Глибермана говорится о киноэстетике фильма «Нелюбовь». Американский кинокритик подробно разбирает визуальные приёмы, которыми пользуется А. Звягинцев.
Цель исследования: Выявить специфику образа «потерянного человека», представленного в «русской» трилогии А. Звягинцева («Елена», «Левиафан», «Нелюбовь»).
Задачи исследования:
6. Изучить проблематику «потерянного поколения» в мировом и русском искусстве в качестве универсальной темы;
7. Изучить специфику создания образа «потерянного человека» в российском кинематографе начала XXI века;
8. Исследовать образ «потерянного человека», представленный в «русской» трилогии А. Звягинцева (на примере произведений киноискусства «Елена», «Левиафан» и «Нелюбовь»);
9. Провести сравнительный анализ репрезентируемого образа в трёх произведениях киноискусства А. Звягинцева и выявить схожие и отличительные черты «потерянного человека»;
10. Сделать вывод об актуальности представленного художественного образа, репрезентируемого в кинематографе А. Звягинцева последнего десятилетия.
Методология исследования:
Методы, которые были использованы при проведении данного исследования, позволяют более детально раскрыть образ «потерянного человека» в «русской» трилогии А. Звягинцева.
Основным методом исследования является культурологический анализ образа героя, который используется при рассмотрении трёх кинопроизведений А. Звягинцева как знаковой системы и позволяет выделить специфические особенности представителей «потерянного поколения».
Семиотический анализ даёт возможность описать героев кинопроизведений «Елена», «Левиафан» и «Нелюбовь». Применение данного метода позволяет рассмотреть анализируемый образ в предметной среде, которая сообщает некую информацию о персонаже.
В ходе проведённой работы были также использованы общенаучные методы исследования. Метод анализа позволяет понять, как различные кинематографические приёмы характеризуют отдельных персонажей произведения киноискусства. Наблюдение позволяет отслеживать малейшие изменения при рассмотрении образа «потерянного человека». Обращение к методу синтеза позволяет составить корректные выводы на основе исследования каждого фильма по отдельности. За счёт метода аналогии осуществляется фиксация различных преобразований объекта исследования.
Предполагаемый результат:
Исследование и выявление особенностей образа «потерянного человека» в кинематографе А. Звягинцева.
Апробация:
Данное исследование может быть в дальнейшем использовано в качестве дополнительного источника информации при подготовке преподавательского состава к проведению таких дисциплин как история и теория кинематографа, социология кино. Результаты проделанной работы могут стать отправной точкой при любом дальнейшем анализе художественных кинопроизведений А. Звягинцева.
Целью данного исследования является выявление специфики образа «потерянного человека», представленного в «русской» трилогии А. Звягинцева.
Задачи, которые были решены в ходе достижения цели исследования: изучена проблематика «потерянного поколения» в мировом и русском искусстве в качестве универсальной темы, изучена специфика создания образа «потерянного человека» в российском кинематографе начала XXI века, исследован образ «потерянного человека», представленный в «русской» трилогии А. Звягинцева (на примере произведений киноискусства «Елена», «Левиафан» и «Нелюбовь»), проведён сравнительный анализ репрезентируемого образа в трёх произведениях киноискусства А. Звягинцева и выявлены схожие и отличительные черты «потерянного человека».
В процессе исследования было выявлено, что образ «потерянного человека», возникший в начале XX века, актуален в контексте современного российского кинематографа в лице А. Звягинцева. «Русская» трилогия наглядно отражает специфику анализируемого образа в творчестве режиссёра. Звягинцев посредством «потерянного человека» отражает суровые жизненные реалии простого россиянина, который постоянно сталкивается с трудностями. В силу своих культурных особенностей персонаж не в силах изменить что -то в своей жизни. Пристрастие к спиртным напиткам, употреблению наркотиков, инфантильность детей, протест против родителей в подростковом периоде, нелюбовь к собственному ребёнку в кинопроизведениях российского режиссёра обнажают пороки современного человека. Реальная картина мира, которая создаётся в фильмах А. Звягинцева, позволяет обратить внимание на остросоциальные проблемы, с которыми каждый день сталкивается практически каждый из нас. «Потерянное поколение» XXI века предстаёт перед зрителем в «русской» трилогии режиссёра. Здесь даётся чёткое определение этому термину, и герой наделяется характерными поведенческими особенностями, которые позволяют назвать его «потерянным человеком».
1. Абубакаров, М. Н. Проблема потерянного поколения в прозе Э.-М. Ремарка / М. Н. Абубакаров, А. М. Хусиханов // Наука и молодежь. - 2016. - С. 277 - 280.
2. Агеева, А. Основные черты романтического героя: понятие, значение и
характеристики [Электронный ресурс]: статья / А. Агеева. - 2019. - Режим доступа: https://fb.ru/article/381634/osnovnyie-chertyi-romanticheskogo-
geroya-ponyatie-znachenie-i-harakteristiki
3. Беспалова, Е. К. «Потерянное поколение» и война / Е. К. Беспалова, Г. Д. Синельникова // Культура народов Причерноморья. - 2008. - № 144. - С. 100 - 102.
4. Васильев, Е. А. Дыхание камня. Мир фильмов Андрея Звягинцева: монография / Е. А. Васильев, А. С. Плахов, А. В. Долин; под общ. ред. Ю. Ю. Анохиной. - Москва: НЛО, 2019. - 456 с.
5. Васинева, П. А. Концепты «герой» и «универсальная личность» в античности и раннем немецком романтизме / П. А. Васинева // Общество. Среда. Развитие. - 2013. - №. 4. - С. 194 - 197.
6. Гашева, Н. Н. Современное российское кино: культурологический аспект / Н. Н. Гашева // Вестник: журнал теоретических и прикладных исследований. - Кемерово, 2012. - №. 21. - С. 90 - 100.
7. Глазков, А. В. В поисках «потерянного поколения» / А. В. Глазков, Е. А. Глазкова // Язык и речь в синхронии и диахронии: материалы V Международной научной. конференции, посвящённой памяти профессора П. В. Чеснокова. - Таганрог: изд-во Таганрог. ин-та имени А. П. Чехова, 2014 г. - 4.1. - 432 с. - С. 201 - 211.
8. Горохова, О. В. Архетип ребенка и его статус универсального кода массовой культуры [Электронный ресурс]: статья / О. В. Горохова. - 2017.
- Режим доступа: https://bstudy.net/841847/filosofiya/arhetip rebenka hudozhestvennoy kulture
9. Давыдова, А. Поколение битников: поэзия, проза и философия [Электронный ресурс]: статья / А. Давыдова. - 2018. - Режим доступа: https://literaguru.ru/pokolenie-bitnikov-poeziya-proza-i-filosofiya/
10. Делёз, Ж. Кино: учебное пособие / Ж. Делёз. - Москва: Ад Маргинем Пресс, 2013. - 560 с.
11. Демко, Т. Н. Девиантное поведение в контексте культуры / Т. Н. Демко // Прикладная юридическая психология. - 2019. - № 2. - С. 6-14.
12. Долин, А. В. «Нелюбовь»: фильм о пустоте [Электронный ресурс]: статья
/ А. В. Долин. - 2017 - Режим доступа:
https://meduza.io/feature/2017/05/18/nelyubov-film-o-pustote
13. Долин, А. В. Имя собственное. «Елена», режиссер Андрей Звягинцев [Электронный ресурс] / А. В. Долин // Искусство кино. - 2011. - № 6. - Режим доступа:https://old.kinoart.ru/archive/2011/06/n6-article13
14. Долин, А. В. Оттенки русского: очерки отечественного кино: монография / А. В. Долин. - Москва: ACT, 2018. - 493 с.
15. Дормидонтова, О. В. «Потерянный» лирический герой эпохи 1980-90-х в поэзии Сергея Гандлевского, Дениса Новикова и Бориса Рыжего / О. В. Дормидонтова // Филология и культура. - 2018. - №. 1. - С. 181 - 185.
16. Евгеньева, А. П. Словарь русского языка / А. П. Евгеньева. - Москва: Русский язык, 1983. - 331 с.
17. Жуковский, В. И. Теория изобразительного искусства: монография / В. И. Жуковский. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2010. - 412 с.
18. Карчевская, К. С. Архетипы в кинематографе: культурологический анализ: автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Карчевская Кристина Сергеевна. - Санкт-Петербург, 2010. - 26 с.
19. Колотаев, В. А. Художественное пространство фильма «Нелюбовь» как среда формирования идентичности / В. А. Колотаев, Е. В. Улыбина // Артикульт: научный журнал. - 2017. - № 28. - С. 83-93.
20. Комарова, 3. И. Проблема социальной реальности в современном кинематографе [Электронный ресурс]: статья / 3. И. Комарова. - 2016. - Режим доступа:https://poisk-ru.ru/s24543t4.html
21. Копцева, Н. П. Теория культур: учебное пособие / Н. П. Копцева, К. В. Резникова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. - 190 с.
22. Краснова, А. Потерянный человек: кто это такой [Электронный ресурс]:
статья / А. Краснова. - 2018. - Режим доступа:
https://fb.ru/article/426407/poteryannyiy-chelovek-kto-eto-takoy
23. Кропалева, И. Е. Палитра архетипов Юнга в современном кино [Электронный ресурс]: статья / И. Е. Кропалева. - 2017. - Режим доступа: https ://xn--90aennpco.xn--p1ai/tag/%D 1%8E%D0%BD%D0%B3/
24. Кузнецов, С. А. Современный толковый словарь русского языка / С. А. Кузнецова. - Санкт - Петербург: Норинт, 2007. - 588 с.
25. Куликова, М. О чём фильм «Нелюбовь» Андрея Звягинцева? Взгляд психоаналитика [Электронный ресурс]: статья / М. Куликова. - 2017. - Режим доступа:https://monocler.ru/nelyubov/
26. Малахова, К. А. Опыт анализа кинокартины А. Звягинцева «Левиафан» [Электронный ресурс]: статья / К. А. Малахова. - 2016. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-analiza-kinokartiny-andreya-zvyagintseva-leviafan/viewer
27. Михельсон, М. И. Большой толково-фразеологический словарь [Электронный ресурс] / М. И. Михельсон. - 2005. - Режим доступа: https ://rus-michelson-tolk-dict. slovaronline. com/
28. Мишкинис, А. Дети перестройки как потерянное поколение.
[Электронный ресурс]: статья / А. Мишкинис. - 2012. - Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/2493541/post217063850
29. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов, Н. Ю Шведова. - 2009. - Режим доступа:https://ozhegov- online.ru/letter/17/25/
30. Павловская, Г. Архетип ребенка. К. Г. Юнг [Электронный ресурс]: статья
/ Г. Павловская. - 2017. - Режим доступа:
https://psychosearch.ru/masters/karl-yung/388-the-archetype-of-the-child-c-g-jung
31. Плахов, А. С. Кино на грани нервного срыва: авторский сборник / А. С. Плахов. - Санкт-Петербург: Книжные мастерские, 2014. - 412 с.
32. Семенова, М. Л. Лермонтов и Байрон: к вопросу о типологии романтического героя : автореф. дис. ... канд. филологических наук : 10.01.01 / Семенова Мария Леонидовна. - Москва, 2004. - 32 с.
33. Соколова, К. Андрей Звягинцев: Сильнейшая реакция ненависти к «Левиафану» - просто нежелание смотреть в зеркало [Электронный ресурс]: статья / К. Соколова. - 2015. - Режим доступа: https:// snob.ru/selected/entry/87969/
34. Таёжная, А. О нелюбви: зачем смотреть «Аритмию» - главную
российскую премьеру года [Электронный ресурс]: статья / А. О. Таёжная. - 2017. - Режим доступа:
https://www.wonderzine.com/wonderzine/entertainment/movies/229982-arrhythmia
35. Тарасова, М. В. Коммуникативные основы художественной культуры: монография / М. В. Тарасова, В. И. Жуковский. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. - 145 с.
36. Тарасова, М. В. Теория и практика диалога зрителя и произведения искусства: монография / М. В. Тарасова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. - 236 с.
37. Тюлюнова, В. В. Образ семьи в современном российском кинематографе в оценках экспертов / В. В. Тюлюнова // Вестник Нижегородского университета им Н. И. Лобачевского. - 2019. - № 2 - С. 134 - 142.
38. Хренов, Н. А. «Новая волна» в российском кинематографе: фильмы А. Звягинцева / Н. А. Хренов // Международный журнал исследований культуры. - 2011. - №. 2. - С. 67 - 74.
39. Хрюкин. Д. Анализ фильма Елена [Электронный ресурс]: статья / Д. Хрюкин. - 2018. - Режим доступа:https://az-film.com/ru/Publications/340-Analiz-filma-emElenaem.html
40. Чвановой, Е. Образ алкоголика в отечественном кино. [Электронный ресурс]: лекция / Е. Чвановой. - 2014. - Режим доступа: https://republic.ru/posts/lZ872208
41. Чухрова, М. Г. Национальные особенности характера русского человека / М. Г. Чухрова, А. О. Брагина // Мир науки, культуры, образования. - 2012.
- №. 6. - С. 364 - 366.
42. Bradshaw, P. Leviathan review - a compellingly told, stunningly shot drama [Электронный ресурс]: статья / P. Bradshaw // Лондон: The Guardian. - 2014.
- Режим доступа:https://www.theguardian.com/film/2014/nov/06/leviathan-review-story-of-j ob
43. Gleiberman, O. Cannes Film Review: ‘Loveless’ [Электронный ресурс]: статья / О. Gleiberman // Нью-Йорк: Variety. - 2017. - Режим доступа: https://variety.com/2017/film/news/loveless-review-andrey-zvyagintsev-1202430108/