Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие системы среднего профессионального образования в Туве (90-ые годы XX - начала XXI вв.)

Работа №16559

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы82
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
730
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Среднее профессиональное образование - важное звено системы образования России 11
1.1. История становления российского среднего профессионального образования 11
1.2. Проблемы и пути решения вопросов среднего профессионального
образования России 20
ГЛАВА 2. Развитие среднего профессионального образования в Туве...27
2.1. История среднего профессионального образования Тувы 27
2.2. Проблемы среднего профессионального образования Тувы 53
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 70
Приложения 76


Актуальность темы исследования. Среднее профессиональное образование (СПО) является важным звеном общего образования, занимающимся подготовкой кадров именно среднего профессионального уровня образования.
В данное время среднее профессиональное образование имеют 22% от общего числа жителей России. По плану Республики Тыва количество выпускников обучающихся в системе среднего профессионального образования в 2014 году составило - 40,4 .
В экономической и социальной отрасли занято примерно 20 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33% от общего количества занятых или 62% от числа специалистов по России. В Туве число педагогов, которые прошли подготовку по программе непрерывного среднего профессионального образования (включается сюда повышение квалификации и переподготовка): эта цифра составила 2014 году - 35,1%, а в 2015 году - 36,3%.
Средним профессиональным образованием владеют работники интеллектуального труда в России, а в Республике Тува, специалисты со средним специальным образованием в большинстве заняты в сфере рабочих специальностей, таких как, трактористы, электрики, сантехники и другие. Конечно, есть и специалисты умственного труда, занятые в разных отраслях, они решают диагностические задачи, которые требуют анализа ситуации и выбора решения в рамках нужного алгоритма действий. Есть работники медицины, педагогики со средне-специальным образованием.
На современном этапе появились глобальные проблемы по экологии, по информационным ресурсам и многие другие угрозы. Глобализация коснулась многих структур человеческой жизни, институты культуры, и систему образования. Образование оказалось упрощено до обучения узких специалистов. Развитие способностей, каких-то нравственных качеств было сведено до минимума. Целью профессионального образования является создание устойчиво развивающихся социально-экономических механизмов, которые могут обеспечить развитие системы специального среднего образования в соответствии с нуждами общества. Нужно чтобы было соответствие между рынком труда и рынком образовательных услуг.
Среднее профессиональное образование является главнейшим фактором при модернизации российского, и в частности тувинского общества. Система образования реализует цели общественности в подготовке вида специалистов, требующихся российско-тувинскому обществу для дальнейшего развития.
Цель работы состоит в выявлении проблем среднего профессионального образования и рассмотрении пути их решения Республики Тыва.
Задачи исследования. В соответствии с целью дипломного исследования поставлены следующие задачи:
- обосновать принципы развития и функции системы средне-профессионального образования республики;
- выявить проблемы системы среднего профессионального образования;
- рассмотреть направления и предложения по совершенствованию системы среднего профессионального образования в Туве.
Объектом исследования являются средние профессиональные учебные заведения в Республике Тыва.
Предмет исследования - проблемы среднего профессионального образования Республики Тыва.
Историография вопроса. Для создания системы среднего профессионального образования в республике нужно было организовать вообще сеть учебных заведений всех профилей. В годы становления и создания советской системы образования нужны были специалисты - педагоги для национальных школ республики. Освещение истории становлений и развитий систем среднего профессионального и других ступеней образования республики в тувинской историографии начинается с изучения истории народного образования.
К одним из самых ранних работ, составляющих фундамент исследования, относится монографическое издание Н.А. Сердобова «Народное образование в Туве»2. Автор в своем труде обобщает историко-педагогические сведения и оценочно-критические выводы. Н.А. Сердобов сумел показать сложные историко-социальные и сложно-политические условия, осуществления перехода народа молодой Тувы от патриархально-феодального к коллективно-общественному строю с социалистической ориентацией.
Николай Алексеевич Сердобов указывал, что для ликвидации неграмотности населения требовалось создать письменность на тувинском языке. Число грамотных тувинцев было очень мало, и они относились ламскому духовенству. Эта часть тувинских богачей владела монгольской грамотой.
Начав со статей, он, завершил исследование монографией по истории народного образования Тувинской народной республики. Необходимо отметить его большую работу по сбору статистических данных по количественному и качественному росту педагогических кадров.
В научном труде Юрия Аранчына «Исторический путь тувинского народа.. ,» рассматривается введение национальной письменности, борьба с неграмотностью. В работе содержится достаточное количество фактологического материала.
Совершенно уникальным источником по данной теме явился «Сборник законодательных актов по Советской Туве (октябрь 1944 - 1965 годы)» , составленный Л.И. Тульчинским. Им проделана огромная работа по сбору и систематизации 344 документов, касаемо политико-социального экономико-культурного развития молодой советской республики, изданных Правительством СССР и РСФСР за указанный период. В этом сборнике законодательных актов дана краткая характеристика всех отраслей хозяйства, промышленности, культуры, здравоохранения, системы образования и общей политической обстановки Тувинской народной республики.
По историографическому анализу видно, что изучения становления и развития системы среднего профобразования начались с 60-х годов XX века. Это обусловлено развитием самой историографии. К числу первых исследователей по данной тематике относится Г.С. Сабирзянов .
Параллельно с организацией средних профессиональных учебных заведений и краткосрочных курсов в Туве, часть молодежи отправлялась на учебу в разные города союзных республик. Одновременно приглашались на работу в Туву специалисты из более развитых по промышленным и культурным показателям городов России. В 2003 году была напечатана книга Л.П. Салчак и К.Б. Салчак «Педагогическое образование в Туве.» , здесь рассмотрены проблемы становлений и развитий педагогических профессий в
Туве, в том числе профессий для подготовки рабочих кадров для республики. В книге материал дан в виде очерковых набросков.
В.Ч. Монгуш в своей исследовательской работе отмечает, что за «введением тувинской письменности система народного образования ТНР получила мощный импульс для развития» .
Вопросы преодоления неграмотности и культурного преобразования затронуты в коллективном труде «История Тувы» . Составители достаточно полно собрали материал, затрагивающий проблемы развития школьной системы образования, обучения тувинских студентов в учебных заведениях СССР, но при этом слабо изучили процессы подготовки педагогических кадров. Нужно отметить, достаточную идеологизацию труда.
Следует отметить, что в более позднем диссертационном исследовании Сат А.К. «Формирование и развитие кадрового потенциала Тувы» имеются сведения о том, что число тувинцев, владевших монгольской (0,56%) и тибетской (0,28%) письменностью в связи с распространением буддизма (ламаизма) составило около 1% из общего числа коренного населения 64911 человек в 1931 году.
Известные ученые Тувы 3. Ю. Доржу, Н.М. Очур дают в своих трудах оценку образования республики . С позиции методологии рассмотрели вопросы истории государственной власти и системы школьного образования Тувинской автономной области А. С. Бичелдей .
Профессионально специалистов среднего звена готовили через широкую сеть краткосрочных курсов, школ фабрично-заводского ученичества (Школа ФЗУ), школ фабрично-заводского обучения (Школа ФЗО), профессионально-технических училищ (ПТУ), ремесленных школ, техникумов и путем бригадного и индивидуального обучения на производстве, распространяя передовой опыт и используя инициативность низов.
Успехи отечественной исторической литературы в освещении процессов становления и развития среднего профобразования на лицо. Значительных результатов достигли историография в отражении роста СПУ, подготовки и переподготовки кадров среднего звена в самой республике и за ее пределами.
Историография помимо изучения успехов и достижений среднего профессионального образования, не обошла стороной и недостатки. Прежде всего, в организации учебного процесса, упомянут и дефицит квалифицированных преподавателей и мастеров производственного обучения, нехватка учебников и спецлитературы, слабое материально¬техническое оснащение, отсутствие должной инфраструктуры. К тому же в историографии недостаточно освещен вклад института просвещения и других учительских институтов, педагогических техникумов в подготовке кадров со средним образованием.
Профессиональное техобразование в ТНР осуществлял только Кызылский учебный комбинат им. В.И. Ленина, созданный в 1936 году. Он сыграл большую роль в подготовке специальных кадров к различным отраслям хозяйственной и культурной жизни. На четырехгодичных отделениях, еще во многих курсах учебный комбинат готовил учителей, фельдшеров, специалистов широкого профиля. Общеобразовательной базой комбината являлась четырехлетняя начальная школа. В апреле одна тысяча девятьсот сорок четвертом году учебный комбинат реорганизовали в Кызыльскую Тувинскую среднюю школу №2, а подготовку специалистов широкого профиля поручили соответствующим министерствам.
Важное место среди источников занимают материалы Центрального государственного архива Республики Тува (ЦГА РТ), касающиеся деятельности отдела, позже министерства народного образования.
Таким образом, анализируя историографическую литературу, приходим к выводу, что освещение истории, становления и развития системы среднего профобразования республики достигнуты определенные успехи. Но, тем не менее, в этом направлении остается немало нерешенных проблем. Необходимо более обстоятельно, комплексно исследовать историю развития среднего профобразования в Туве. Такой подход дает возможность выработки соответствующей концепции подготовки кадров со средним профобразованием.
Теоретической и методологической основой в дипломном исследовании явились положения и методологические разработки российских и тувинских исследователей, результаты работы общей педагогической мысли России и Тувы. Методологическую основу работы составили законодательные акты, постановления, нормативные и другие документы республиканских исполнительных органов власти, методические и другие материалы Министерства образования республики Тува, Института развития национальной школы республики.
Методы исследования. В работе были использованы исторический и системно-структурный методы. Системно-структурный метод позволил изучить общую структуру среднего профессионального образования. Исследование базируется на принципиальных основах историзма и объективности. В связи с тем, что исследование носит многоплановый характер, при рассмотрении тех или иных проблем применялись различные виды анализа, синтеза, и наблюдений, экспертных оценок. Сравнительный метод позволил изучить структуру и динамику развития среднего профессионального образования с момента возникновения образования среднего звена в Туве.
В основу методологии положен принцип функционального, системного и сравнительного анализа, позволяющего определить место профессионального образования в Республике Тува. Функциональный принцип позволяет выявить роль профессионального образования.
Практическая значимость. Материалы работы можно использовать для создания методических пособий, рекомендательных бесед по истории среднего профессионального образования Тувы.
Научная новизна заключается в том, что была сделана попытка рассмотрения среднего профессионального образования Тувы. Изучена история становления российского среднего профессионального образования, а также история среднего профессионального образования Тувы.
Хронологические рамки начинаются со времен становления среднего профессионального образования в целом по России с 90-х годов XX века - до начала XXI в.
В Республике Тыва впервые были открыты профессиональные училища в 1950-е годы XX в.
Территориальные рамки: охвачены территории России и современной Тувы, где расположены средние профессиональные учебные заведения.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, список использованных источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день среднее профессиональное образование является важным звеном общего образования, которое непосредственно занимается подготовкой кадров среднего профессионального уровня образования. Которая реализует цели общественности в подготовке вида специалистов, требующихся российско-тувинскому обществу для дальнейшего развития.
В данной работе была рассмотрена история становления среднего профессионального образования России и Тувы, выявлено и прослежено устранение проблем среднего профессионального образования Республики Тыва. А так же обоснованы принципы развития и функции системы средне-профессионального образования республики, выявлены проблемы системы среднего профессионального образования, рассмотрены направления и предложения по совершенствованию системы среднего профессионального образования в Туве.
Возникновение профессионально-технического образования в России относится к началу XVIII века, начало положил Петр I. Развитие в то время промышленности, торговли, строительства кораблей вызвало острую потребность в специалистах горного дела, по строительству и обслуживанию кораблей и других ремесел.
Уже в первой четверти XVIII века в России впервые были созданы школы по подготовке квалифицированных рабочих и мастеров. В 1716 году на Петровском заводе открылась первая горнозаводская школа, где подростки из бедных дворянских семейки поселенцев Петровской слободы, изучали горное дело, ремесла, математику, обучались чтению и письму.
В 20-е годы XVIII века благодаря деятельности В.Н. Татищева была создана сеть горнозаводских школ на Урале. В 1737 году в этих школах обучалось 654 мальчика. Уже в те годы были высказаны мысли о подготовке квалифицированных работников о необходимости связи общеобразовательной подготовки с профессиональной.
В 1936 году были созданы краткосрочные курсы Кызылским учебным комбинатом имени В. И. Ленина, также со временем осуществлялась подготовка новых кадров для различных отраслей народного хозяйства и культуры. На четырехгодичных отделениях, а также на многочисленных курсах комбинат готовил учителей, фельдшеров, торговых и счетных работников, кадры массовых профессий. Своей общеобразовательной базой комбинат имел четырехлетнюю начальную школу. Учителями были лица, окончившие ликпункт, либо группы начальной школы, либо месячные педагогические курсы.
В условиях острой классовой борьбы происходило создание и развитие тувинской народной школы. Система народного образования в Тувинской народной республики была построена по примеру Советского Союза на принципе всеобщего обучения. Наряду с этим анализ системы народного образования в республике вскрывает ее неполноту. Исключительно слабо было развито профтехническое образование (производственные училища, техникумы). Эта значительная неполнота системы объяснялось тем, что в тот период народное образование в Тувинской народной республике находилось в начальной стадии своего развития.
Впервые в нашей республике Тыва были открыты профессиональные училища в 1950-е годы. Основной задачей была подготовка квалифицированных рабочих кадров для сельского хозяйства республики. Все учебные заведения и учреждения профессионально-технического образования до 1973 года находились в подчинении Красноярского краевого управления профтехобразования, далее по решению Совета Министров РСФСР создано Тувинское республиканское управление профтехобразования со своей коллегией из девяти человек. За эти годы учебные заведения ПТО подготовили для различных отраслей народного хозяйства республики более 80 тысяч квалифицированных рабочих.
Среди выпускников педтехникумов, профтехучилищ есть заслуженные работники республики, Герои Социалистического труда, многие имеют правительственные ордена и медали. Ярким примером для подрастающего поколения можно выделить таких выпускников педагогического училища: заслуженный писатель Тувинской АССР К.К. Кудажи, ученый-археолог, кандидат исторических наук М. Х. Маннай-оол, кандидат филологических наук А.М. Бойко.
Затрудняется развитие среднего специального образования из-за существования ряда проблем: нарушения традиционной связи учебных заведений с потребителями кадров, сокращения бюджетного финансирования, отсутствия новых учебников, из-за не проработанности механизмов эффективных взаимодействий органов управления средним профобразованием с местными органами власти. А так же функциональное развитие среднего профессионального образования сопряжено с наличием серьезных проблем таких как, нестабильность социально-экономической политики государства, не имение долгосрочного прогнозирования развития экономики мешает формированию профильных структур подготовки специалистов среднего профессионального образования.
Эти проблемы вынудили перейти на реализацию модели опережающего образования. Требовалась серьезная проработка в совершенствовании системы нравственных, гражданских, патриотических воспитаний молодежи в средних специальных учебных заведениях и проработка нормативно-правового обеспечения среднего профессионального образования поправка к Закону Российской Федерации «Об образовании» в части среднего профессионального образования.
По состоянию на 20 января 2014 года, сеть организаций профессионального образования в республике Тыва составила 20 образовательных организаций. Динамика подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях характеризуется ростом приема и численности студентов и увеличением выпуска специалистов.
Профессиональным образованием в 2013/14 учебном году в республике был охвачен 13821 человек, в том числе: в Тувинском государственном университете - 5321 человек, из них по очной форме - 2994 человека; в организациях среднего профессионального образования - 8500 человек.
В настоящее время в тринадцати профессиональных училищах Республики Тыва идет процесс обновления профессий, внедрения новых Государственных образовательных стандартов профессионально¬технического образования, интересных педагогических технологий, методов активного обучения и воспитания. Решаются задачи по нравственно¬правовому, художественно-эстетическому воспитанию учащихся, по становлению человека как личности, по социальной защите учащихся, по развитию производственной деятельности.



1. Конституции Тувы / Сост. В.А. Дубровский. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1999. — 216 с.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Новосибирск: Норматика, 2014. - 128 с.
3. Положение об Агентстве по начальному профессиональному образованию Республики Тыва// Башкы. - 2005. - №2. - С.48-50.
4. Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе- интернате с 10.04.2014 на основании постановления Правительства Российской Федерации.
5. Паспорт Подпрограммы "Развитие Среднего Профессионального Образования» Государственной Программы Республики Тыва «Развитие образования и науки на 2014 - 2020 гг».
Научная литература:
6. Артамонов Н. Я. Интеллигенция Восточной Сибири. Опыт формирования и деятельности (конец 19-сер. 20 вв.). - М.: Прометей, 2000. - 266с.
7. Большая Российская Энциклопедия. Россия. М.: БРЭ, 2004. - 1007 с.
8. Доржу З.Ю., Очур Н.М. Общее образование в Республике Тува в условиях трансформации общества: к историографии вопроса // Научные труды ТывГУ. - Вып.УГ Т.1.- Кызыл: РИО ТывГУ, 2008. - 342 с.
9. История Тувы. Т.2. / под общ. ред. В.А. Ламина. - Новосибирск: Наука, 2007. - 430 с.
10. Катунцева Н.М. Роль рабочих факультетов в формировании кадров национальной интеллигенции в СССР. М., 1966. -158с.
11. Конгар Н.С. От неграмотности к всеобщему среднему // Тувинская письменность, язык и литература. Кызыл, 1980 -534с.
12. Монгуш В.Ч. История образования в Тувинской Народной Республике: 1921-1944 гг. Автореф дисс...Кызыл, 2006г.- 123с.
13. Монгуш В.Ч. Подготовка педагогических кадров и содержание обучения в школах Тувы в первой половине ХХв. // Исследование некоторых исторических и политологических проблем. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. - 231с.
14. Педагогическое образование в Туве. Научная мысль. История. Люди. Кызыл,2003. - 156с.
15. Проблемы устойчивого развития российской системы образования. - М.: Издание Гос. Думы, 2010. - 192 с.
16. Сабирзянов Г. С. Партийное руководство народным образованием в Советской Туве. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1967. -71 с.
17. Сат А.К. Формирование и развитие кадрового потенциала Тувы. Автореф. Дисс. Абакан, 2006.
18. Сердобов Н. А. Народное образование в Туве. - Кызыл: Тувинское книжное издательство. 1953. - 135 с.
19. Толстова Н.И. Документальные источники по тувинской историографии // УЗ ТНИИЯЛИ. Вып.15. Кызыл, 1971. - С. 280-286.
20. Трифонова М.Л. История библиотечного отделения ККИ. - // Указатель. Календарь по Туве 2011г. - 271 с. - С. 13-14.
21. Тульчинский Л.И. Сборник законодательных актов по Советской Туве (октябрь 1944 - 1965 годы.- М., 1965, РФ ИГИ РТ, д. 324.
22. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования. - М.: Академия 2009. - 192 с.
23. Харунов Р.Ш. Формирование интеллигенции в ТНР (1921-1944): Дисс. к.и.н.- Абакан, 2003. - 170 с.
24. Харунов Р.Ш. Формирование интеллигенции в Тувинской Народной Республике (1921 -1944 гг).- Абакан: ООО Журналист, 2009. - 144 с.
25. Рукописный фонд Тувинского краеведческого музея «Алдын-Маадыр» Музей памяти жертв политических репрессий в Туве «Мемориал».
26. Рукописный фонд Тувинского института гуманитарных исследований (РФ1 ТИГИ).
27. Центральный государственный архив Республики Тыва Центр архивных документов партий и общественных организаций (ЦГА РТ ЦГА РТ ЦАДПОО).
Периодические издания:
28. Авагимян Г. Из опыта работы преподавателя технологии // Башкы. - 2007.-№1.-С.20-22.
29. Бадын-оол Т.К. Использование информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе // Башкы. Учитель. - 2012. - №1. - С.42-43.
30. Балданай Р. Проблемы нового училища // Тувинская правда. - 1983. - 4 дек.
31. Барынмай Ч. Формирование патриотического сознания молодежи // Башкы. Учитель. - 2013. - №3.- С. 87-88.
32. Бахарева Л. Реализация национально-регионального компонента в профессии // Башкы. - 2008. - №4. - С.79-80.
33. Биче Р. Время перемен // Тувинская правда. - 2009. - 24 дек.
34. Биче-оол М.Б. Становление и развитие профессионального образования в Туве // Башкы. Учитель. - 2014. - №3.- С. 93-95.
35. Богданов Г. Устаревшие ГОСТы тормозят процесс // Плюс Информ. - 2009. - 4 нояб.
36. Григорьева Л. Главное - педагогическое мастерство // Башкы. - 2007. - №3. - С.73-74.
37. Даржаа А. Кызылскому педколлективу - 60 // Тувинская правда. - 2005. - 19 июля.
38. Доржукай К.Х. ПУ №8 - 20 лет // Башкы. Учитель. - 2003. - №2. - С.48.
39. Изосимина Н. Выпускник и производство [проблемы закрепления выпускников в производственных коллективах] // Тувинская правда. - 1985. - 4 июля.
40. Карелина Е. Культура ТНР // Тувинская правда. - 2011. - 8 дек.
41. Крисан А.Н. Хову-Аксынское профессиональное училище №9 // Башкы. - 2000. - №5-6. - С.100-102.
42. Матвиенко В. Образовательная политика России на современном этапе (тезисы доклада) // «AlmaMater» («Вестник высшей школы»), 2011.
43. Молибоженко Г. Профессионализм, квалификация плюс ответственность // Тувинская правда. - 1983. - 1 сент.
44. Монгуш Е.Ч. Профессиональное образование РТ: цели, особенности функционирования // Башкы. Учитель. - 2012. - №2.- С. 8-10.
45. Монгуш Е.Ч. Формирование системы менеджмента качества профессионального образования в Республике Тыва // Башкы. Учитель. - 2012. - №3. - С.6-8.
46. Монгуш С. Чаданское профессиональное училище №6 // Башкы. - 2000. - №5-6. - С.99-100.
47. На подступах к проблеме. / С. Козлова // Тувинская правда. - 1978. - 31 авг.
48. Наважап Р., Григорьева Л. Первому профессиональному училищу - 55 лет // Башкы. - 2007. - №4. - С.88.
49. Оюн Е. Совершенствование социально-психологического климата в коллективе (на примере ТБОУ СПО РТ ТГП) // Башкы. Учитель. - 2013. - №3.- С. 87-88.
50. Оюн Н.Л. Кызылскому профессиональному училищу - 40 лет// Башкы. - 2005. - №1. - С. 80.
51. Пахомова И.З. Внедрение регионального компонента в преподавание спецдисциплин в профессиональном училище // Башкы. Учитель. - 2011. - №4. - С.73-76.
52. Положение об Агентстве по начальному профессиональному образованию Республики Тыва // Башкы. - 2005. - №2. - С.48-50.
53. Потапова А.М. Воспитать гражданина // Башкы. - 2005. - №1. - С.82.
54. Сарбаа Я. Авторитет профессионально-технического училища // Тувинская правда. - 1985. - 3 янв.
55. Сучков Ю. Наследники Гиппократа // Тувинская правда. - 1985. - 3 янв. // Известия Тувы. - 2005. - 24 нояб.
56. Тумен-оол М.В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся профессионального училища №8 как необходимое условие подготовки конкурентоспособного выпускника // Башкы. Учитель. - 2011. - №2. - С.79-81.
57. Тюдешева С.А., Новикова Л.Н. Инновационное мышление педагогических кадров // Башкы. - 2005. - №1. - С.83-84.
58. Тюдешева С.А. Организация учебной работы в ПУ - 4 // Башкы. - 2005. - №1. - С.81.
59. Фокина А.М. Использование элементов проблемного обучения на уроках теоретического обучения по профессии «кондитер» // Башкы. Учитель. - 2010. - №3.- С. 79-81.
60. Харунова М.М-Б. Тува и СССР: процесс политической интеграции // НИТ. - 2009. - №3.
61. ХовалыгР. КТЭиП - 55 лет // Башкы. - 2014. - №3. - С. 93-95.
62. Хомушку Ч. Ак-Довуракскому училищу №3. - 40 // Башкы. - 2007. -№2. - С.78-79.
63. Щелыкалова О. Мониторинг качества образования // Башкы. - 2006. - №1. - С.67.
64. Шмелева Н.В. Из истории развития профессионально-технического образования России и Республики Тыва // Башкы. - 2000. - № 5-6.- С. 70-72.
Интернет - ресурсы:
65. http://www.edusite.ru/. 15.04.2016г.
66. Сайт газеты «Риск-информ» http://risk-
inform.ru/text/2006/53/aranchin53.html. 12.05.2016г.
67. Научная библиотека диссертаций и авторефератов
disserCat http://www.dissercat.com/content/protsessy-sblizheniya-i-
vkhozhdeniya-tuvinskoi-narodnoi-respubliki-v-sostav-sssr-20-40-e-g. 10.04.2016г.
68. Научная библиотека диссертаций и авторефератов
http://www.dissercat.com/content/formirovanie-intelligentsii-v-tuvinskoi- narodnoi-respublike-1921-1944-gg#ixzz48SDHpxFR. 14.02.2016г.
69. Электронный журнал http://research-journal.org/pedagogy/istoriya- stanovleniya-tuvinskoj-nachalnoj-shkoly. 10.02.2016г.
70. Научная библиотека диссертаций и авторефератов
disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-intelligentsii-v-
tuvinskoi-narodnoi-respublike-1921-1944-gg#ixzz48SDUK9JM.
08.03.2016г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ