Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №165586

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы123
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения самосознания в младшем школь­ном возрасте 7
1.1. Понятие самосознания в философской, психолого-педагогической лите­ратуре 7
1.2. Психологические особенности самосознания младшего школьни­ка 18
1.3. Психолого-педагогические способы формирования элементов самосо­
знания в младшем школьном возрасте 25
Выводы по Главе 1 36
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей самосзнания младших
школьников 38
2.1. Методическая организация исследования 38
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждения 43
2.3. Программа работы на основе технологии портфолио для развития само­сознания младших школьников 59
Вывод по Главе 2 63
Заключение 66
Список используемых источников 68
Приложения 73

Проблема развития самосознания в младшем школьном возрасте акту­альна, потому что именно в этот период происходит формирование «образ я» каждого ребенка.
В современном мире обществу нужны личности, которые ориентирую­щиеся в различных ситуациях, творчески решающие поставленные перед ни­ми задачи, способные к активному участию в социальных преобразованиях общества. В ряде исследований психологов Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна, Е.А. Сорокоумовой, Д.И. Фельдштейна как определяющий механизм личност­ного и социального развития современного подрастающего поколения рас­сматривается необходимость формирования самосознания, интегральной спо­собности осознающего субъекта обобщать все многообразие своих жизненных проявлений. Личность с таким самосознанием отличает интерес к деятельно­сти, желание самому осуществлять в ней выборы, активность и инициатив­ность, уверенность в своих силах, включенность в какую-либо совместную де­ятельность, в межсубъектные отношения.
Изучением проблемы самосознания занимались Е.А. Аронова, Л.С. Выготский, У. Джемс, И.С. Кон, В.С. Мухина, Ж.И. Намазбаева, А.В. Петровский, К. Роджерс, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Д.Б. Эльконин.
В настоящее время очень важно, чтобы ребенок понимал, что он явля­ется частью общества, которое его окружает и в тоже время принимал себя, свою индивидуальность для того, чтобы активно реализовывать свою лич­ность во всех сферах жизни.
Одним из важнейших институтов социализации личности в обществе является школа. В учебном заведении младший школьник проводит большую часть, поэтому необходимо создавать условия в учебном процессе, в детском коллективе, чтобы у каждого формировалось положительное самосознание.
Существуют разные методы развития самосознания. Мы предлагаем использовать возможности портфолио. В связи с введением ФГОС НОО у учителя у учителя появилась задача организовать работу с портфолио, кото­рое, с нашей точки зрения, позволяет развивать навыки рефлексивной и оце­ночной (самооценочной) деятельности учащихся. Более того, портфолио формирует умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность обучающегося. Портфолио ученика начальных клас­сов является способом накопления и оценки динамики его индивидуальных образовательных достижений, следовательно, технология портфолио пред­ставляет хорошую возможность для осознания самого себя, а также своих возможностей и способностей. Портфолио необходимо школьнику для по­вышения самооценки, развития творческого потенциала и индивидуальности ребенка, для развития стремления к самосовершенствованию, для совершен­ствования рефлексивных навыков.
Цель работы: на основе изучения актуального уровня развития самосо­знания составить программу работы на основе технологии портфолио в целях развития самосознания младших школьников.
Объект исследования: самосознание младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития самосознания младших школьников.
Основная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что само­сознание младших школьников будут иметь следующие особенности:
1) дети с высоким уровнем развития самосознания могут осознавать себя в качестве принадлежащего той или иной социальной группе, свои качества и способности, имеют преимущественно адекватную самооценку, у них доста­точно развита рефлексия, они могут контролировать свои действия и давать им оценку;
2) дети со средним уровнем развития самосознания могут осознавать себя в качестве принадлежащего той или иной социальной группе, хуже дифферен­цируют свои качества и способности, имеют самооценку с тенденцией к за­вышению или занижению, у них начинает развиваться рефлексия, могут ре­гулировать свое поведение и действия;
3) дети с низким уровнем развития могут осознавать себя в качестве принад­лежащего той или иной социальной группе, имеют обобщенное представле­ние о себе; у них завышенная или заниженная самооценка, не сформирована рефлексия, не могут контролировать свое поведение и действия, не могут проводить самоанализ своих поступков;
4) технология портфолио может способствовать развитию самосознания младших школьников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики для изучения особенностей самосознания младших школьников.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изуче­ние особенностей самосознания младших школьников.
4. Описать актуальный уровень развития самосознания младших школьников.
5. Составить программу по развитию самосознания младших школь­ников с помощью технологии портфолио.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, мето­ды теоретического обобщения и сравнения.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Методы математической обработки данных.
5. Методы качественного и количественного анализа.
Экспериментальная база: В исследовании приняли учащиеся 3 «Г» и 3 «Е» классов в возрасте 9-10 лет в количестве 47 человек, из них 22 девочки и 25 мальчиков. Исследование проводилось на базе МАОУ лицей №6 «Пер­спектива».
Структура работы: введение, две главы, выводы, заключение, список используемых источников и приложений.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образо­вание: проблемы и перспективы развития» в рамках XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХХ века» в г. Красноярске, а также на I Международной научно-практической конференции «Современное общество и наука: опыт, проблемы и перспективы развития» в г. Санкт- Петербурге.
По теме исследования имеются 2 публикации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отече­ственной психологии. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, А.Г. Спиркина в обще­теоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о ста­новлении самосознания в контексте более общей проблемы развития лично­сти.
В ходе теоретического анализа литературы нами были изучены различ­ные аспекты проблемы самосознания личности: это собственно понятие «са­мосознание», «Я-концепция», «самооценка». Рассмотрены разные подходы к выделению структуры самосознания и их типы. В работе взята за основу структура Ж.И. Намазбаевой, состоящая из пяти компонентов: рефлексивно­сти, саморегуляции, самоконтроля, самооценки и идентификации.
Для проведения эмпирического исследования был подобран диагно­стический комплекс для выявления актуального уровня развития самосозна­ния у детей младшего школьного возраста по структуре самосознания Ж.И. Намазбаевой.
По результатам констатирующего эксперимента у детей младшего школьного возраста были выявлены 3 уровня развития самосознания. Пре­имущественно у младших школьников отмечается средний и низкий (при­мерно по 40% детей) уровни развития самосознания. Высокий уровень разви­тия самосознания только начинает формироваться. В большей степени у де­тей развита идентичность, адекватная или завышенная самооценка, уверен­ное поведение. Менее развиты рефлексия и самоконтроль, саморегуляция, что соответствует существующим данным о возрастной норме развития.
На основании результатов констатирующего экспериментами была со­ставлена программа по развитию самосознания младших школьников. В раз­работанной программе представлены групповые занятия, которые сопровож­даются заполнением портфолио, с использованием игр и упражнений, направленных на развитие элементов самосознания, обучающихся в началь­ной школе.
Составленная нами программа и результаты констатирующего экспери­мента могут быть полезны учителям и психологам, а также родителям, кото­рые интересуются данной проблемой.


1. Алферов, В. Д. Психология развития школьника. Ростов.: Феникс, 2000. 300 с.
2. Аронова Е.А. Регуляторная роль самосознания в произвольной ак­тивности человека: дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 190 с.
3. Бодалев, А.А. Личность и общение. М.: Эксмо, 2006. 689 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 400 с.
5. Витушкина Э.В., Кружилина Т.В. Особенности формирования само­оценки младшего школьника как основы достижения личностного результата // Э.В Витушкина, Т.В Кружилина // электрон. журн. - Режим доступа к журн. UR Режим доступа. - [https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti- formirovaniya-samootsenki-mladshih-shkolnikov-kak-osnovy-dostizheniya- lichnostnogo-rezultata-obrazovaniya]
6. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старо­сти. Логические схемы и таблицы. Ученое пособие для вузов. Москва: Вла- дос, 2015. 511 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
8. Габеева Л.Н. Педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников: Автореф. дис. ... кан. наук. - Улан-Удэ.: 2014. 21 с.
9. Гаврилычева, Г.Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. - 2016. - №7. - с. 13-19.
10. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1986. 256 с.
11. Горецкий, В.Г. Воспитание и обучение / В. Г. Горецкий // Началь­ная школа. - 2014. - №3. - c. 30-38.
12. Давыдов В.В. Учебная деятельность и развивающее обучение. Москва.: Владос, 2001. 112 с.
13. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школь­ник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 2011. - №3. с. 14-19.
14. Емельянова О.Ю. Психология самооценки. М.: Аорта, 2008. 42 с
15. Иванов А. В. Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2014. 96 с....60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ