Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ ТРЕБОВАНИЙ И ЗАПРЕТОВ КАК КОМПОНЕНТА СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №165573

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы139
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только PDF
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения родительских требований и запретов как компонентов стиля семейного воспитания……………………………..6
1.1. Понятие стиля воспитания в психолого-педагогической науке .…………7
1.2. Родительские требования и запреты как компоненты стиля
воспитания………………………………………………………………………..16
1.3. Психолого-педагогические приемы работы с родителями по оптимизации
требований и запретов ..............…………………………………………………29
Выводы по Главе 1………………………………………………………………34
Глава 2. Эмпирическое исследование родительских требований и запретов..………………………………………………………………………………..36
2.1. Методическая организация исследования………………………………...36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента и их обсуждение..41
2.3. Система работы с родителями по оптимизации требований и запретов..53
Выводы по Главе 2………………………………………………………………63
Заключение……………………………………………………………………….65
Список используемых источников……………………………………………..67
Приложения……………………………………………………………………...74

Психологические исследования детей показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы: в одном случае они
способствуют, в другом — препятствуют оптимальному развитию личности
ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношения к ребенку
со стороны родителей могут сформировать эффективную потребностномотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и самого себя в
этом мире; те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием, могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим, дефицитарности в общении со
сверстниками, иными словами — к низкому потенциалу самореализации [7].
В психологической литературе приводится обширная феноменология
родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий — формирование индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний.
Теоретико-методологическую основу нашей работы составляют положения отечественной и зарубежной психологии. Мы рассматривали родительские требования и запреты, опираясь на труды И.В. Дубровиной,
В.В. Давыдова, О.В. Хухлаевой, Д.Б. Эльконина.
В психологии можно выделить два основных направления исследований взаимодействия родителей и детей:
выявление типов родительского отношения и изучение их влияния на
психическое развитие ребенка (А. Болдуин, 2000; Д. Боумринд, 1991;
А.Я. Варга, 1988; В.В. Столин, 1988; Э.Г. Эйдемиллер, 1999 и др.);
изучение возрастных особенностей поведения детей дошкольного
возраста в ситуациях конфликта с родителями, когда взрослые препятствуют
3
удовлетворению их потребностей (А.Адлер, 1964; А.Бандура, 2000; К.Левин,
2001).
В психологических исследованиях родительский контроль понимается
как одна из базисных характеристик семейного воспитания наряду с такими
компонентами, как родительская забота, родительская любовь, обучение детей (А.И. Захаров, 1988; О.А. Карабанова, 2005; Baumrind, 1971). Социальный контроль родителей включает в себя систему требований, запретов и
санкций, способы контроля исполнения требований и запретов, а также родительский мониторинг, который позволяет оказать ребенку оперативную помощь в случае возникновения у него каких-либо проблем, трудных ситуаций
и служит важным условием профилактики девиантного поведения (Карабанова, 2005).
Родительский контроль является одним из основных параметров, определяющих стиль родительского воспитания. В классических исследованиях
паттернов родительского поведения, а также в работах, продолжающих эту
линию анализа (Карабанова, 2005), стиль родительского поведения характеризуется прежде всего сочетанием двух ведущих параметров: уровня родительского контроля, требовательности и уровня родительской теплоты, эмоциональной отзывчивости и заботы. Разные сочетания этих характеристик
описывают три основных стиля родительского воспитания, которые оказывают неодинаковое влияние на психологические особенности детей: авторитарный, демократический и попустительский.
Цель – на основе изучения особенностей родительских требований и
запретов как компонента стиля семейного воспитания младших школьников,
разработать программу по оптимизации требований и запретов для родителей.
Объект исследования – стиль семейного воспитания.
Предмет исследования – особенности родительских требований и запретов как компонента стиля семейного воспитания младших школьников.
4
Основная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что
стили семейного воспитания на основе изучения такого компонента как требования и запреты могут быть охарактеризованы следующим образом:
1) при демократическом стиле воспитания родителями применяются
оптимальные требования и запреты, способствующие развитию ребенка;
2) при попустительском стиле воспитания родители избегают применения требований и запретов в развитии и воспитании ребенка;
3) при авторитарном стиле воспитания родители требуют беспрекословного подчинения своей воле в воспитании ребенка;
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены
следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть сущность родительских требований и запретов как компонента стиля семейного воспитания.
3. Рассмотреть способы работы педагога с родителями по оптимизации
требований и запретов к ребенку.
4. Подобрать диагностический комплекс для изучения стиля семейного
воспитания и родительских требований и запретов.
5. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение
стиля семейного воспитания и родительских требований и запретов.
6. Проанализировать и описать стили родительского воспитания и соответствующие им требования и запреты.
7. Разработать программу для родителей по оптимизации требований и
запретов.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Психосемантические методы (метод незаконченных предложений).
5
3. Тестирование.
4. Контент-анализ.
5. Количественный и качественный анализ данных.
Исследование проводилось на базе МБОУ Гимназия № 16 г. Красноярска. В исследовании приняли участие 40 родителей учащихся 2 «Б» и 2 «В»
классов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Семья создает личность, поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности, структурирует возможности достижения безопасности и самореализации. Семья способствует появлению у личности образа своего «Я».
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы
выдвигаются у родителей на первый план, зависит, какими вырастут дети.
Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего
общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро
усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания.
В данной работе были рассмотрены: сущность родительских требований и запретов как компонента стиля семейного воспитания; способы работы
педагога с родителями по оптимизации требований и запретов к ребенку.
Для проведения эмпирического исследования был подобран диагностический комплекс для изучения родительских требований и запретов как
компонента стиля семейного воспитания.
По итоговым показателям шкал отвечающих за требования и запреты
мы выделили три стиля семейного воспитания: авторитарный, демократический и попустительский.
Изучив требования и запреты родителей, мы увидели, что родители с авторитарным стилем семейного воспитания предъявляют к своим детям очень
большое количество требований и запретов. Для данных родителей важно,
чтобы ребенок видел перед собой авторитет, боялся и выполнял все, что от
него требуют. За нарушение требований и запретов родители авторитарного
стиля семейного воспитания прибегают к наказаниям связанных с ограничением действий ребенка, например: забирают игрушки, не разрешают пользоваться телефоном, компьютером, могут использовать физическое наказание.
Родители с демократическим стилем воспитания учат своих детей раз-
66
личать хорошее и плохое, но при этом оставляют возможность выбора и приучают ребенка к ответственности. У таких родителей, как правило, четкие и
разумные ожидания. Они предъявляют требования к своим детям, связанные
с отношением к окружающим, например, быть вежливыми со старшими.
Родители с попустительским стилем воспитания безразличны к потребностям и запросам ребенка, предоставляя тем самым им бесконтрольную
свободу действий. Это в итоге может привести к формированию гипертимного, неустойчивого типа личности.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что
родители в воспитании своих детей чаще всего используют требования, похвалу и запрет, что при адекватном и правильном использовании этих приемов является оптимальным вариантом воспитания детей.
Полученные результаты явились основой составления программы занятий, целью которой целью которой оптимизация родительских требований и
запретов к младшим школьникам.
Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям и психологам, а также родителям, которые интересуются этой проблемой.


Абульханова К.А. Представления личности об отношении к ней значимых других / К.А.Абульханова, Е.В. Гордиенко// Психологический журнал. 2001. Т. 22, №5.
2. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. 30—60 годы ХХ века: Тексты / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. М.: Издательcтво Московского университета, 1986. С. 131—140.
3. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условия отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Автореф. дис. на соискание уч.
степени канд. психол. наук.— М., 1990. 19 с.
4. Бекоева М.И., Хуриева М.Ю. Институт родительства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание// Вестник
Северо-Осетинского государственного университета. 2014. 56 с.
5. Белоусова Н.С. Психолого-педагогические технологии коррекции
детско-родительских отношений// Педагогическое образование в России.
2013. 67 с.
6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.:
Совершенство, 1998. –298 с.
7. Бутина-Гречаная С.В. Теоретические подходы к анализу детскородительских отношений// Ученые записки Забайкальского государственного
университета. Серия: Педагогика и психология. 2010. 183 с.
8. Варга А.Я. Влияние некоторых особенностей родительского воспитания на развитие личности ребенка //Детский психолог. - 2011. 75 с.
9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А Психологическое обследование младших школьников/ А.Л. Венгер. - М: Владос-Пресс, 2013. 284 с.
10. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. - М.: Класс, 2010. 375
с.
11. Горлова Е.Л. Родительская компетентность: подходы к изучению и
68
развитию// Вестник РГГУ. 2010. 74 с.
12. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.Н. Психическое развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1984. 128 с.
13. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - 2-е
изд.испр.иперераб. СПб.: Питер, 2003. 512с.
14. Ермолаева М.В. Психология развития. М, 2003. 246 с.
15. Захаров Л.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982. 216 с...64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ