Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ ТРЕБОВАНИЙ И ЗАПРЕТОВ КАК КОМПОНЕНТА СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №165573

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы139
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только PDF
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения родительских требований и запретов как компонентов стиля семейного воспитания……………………………..6
1.1. Понятие стиля воспитания в психолого-педагогической науке .…………7
1.2. Родительские требования и запреты как компоненты стиля
воспитания………………………………………………………………………..16
1.3. Психолого-педагогические приемы работы с родителями по оптимизации
требований и запретов ..............…………………………………………………29
Выводы по Главе 1………………………………………………………………34
Глава 2. Эмпирическое исследование родительских требований и запретов..………………………………………………………………………………..36
2.1. Методическая организация исследования………………………………...36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента и их обсуждение..41
2.3. Система работы с родителями по оптимизации требований и запретов..53
Выводы по Главе 2………………………………………………………………63
Заключение……………………………………………………………………….65
Список используемых источников……………………………………………..67
Приложения……………………………………………………………………...74

Психологические исследования детей показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики, противоречивы: в одном случае они
способствуют, в другом — препятствуют оптимальному развитию личности
ребенка. Так, взаимоотношения в родительской семье, отношения к ребенку
со стороны родителей могут сформировать эффективную потребностномотивационную систему ребенка, позитивный взгляд на мир и самого себя в
этом мире; те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием, могут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим, дефицитарности в общении со
сверстниками, иными словами — к низкому потенциалу самореализации [7].
В психологической литературе приводится обширная феноменология
родительских отношений, стилей воспитания, а также их следствий — формирование индивидуальных характерологических и личностных особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения, в ситуациях конфликтов и кризисных состояний.
Теоретико-методологическую основу нашей работы составляют положения отечественной и зарубежной психологии. Мы рассматривали родительские требования и запреты, опираясь на труды И.В. Дубровиной,
В.В. Давыдова, О.В. Хухлаевой, Д.Б. Эльконина.
В психологии можно выделить два основных направления исследований взаимодействия родителей и детей:
выявление типов родительского отношения и изучение их влияния на
психическое развитие ребенка (А. Болдуин, 2000; Д. Боумринд, 1991;
А.Я. Варга, 1988; В.В. Столин, 1988; Э.Г. Эйдемиллер, 1999 и др.);
изучение возрастных особенностей поведения детей дошкольного
возраста в ситуациях конфликта с родителями, когда взрослые препятствуют
3
удовлетворению их потребностей (А.Адлер, 1964; А.Бандура, 2000; К.Левин,
2001).
В психологических исследованиях родительский контроль понимается
как одна из базисных характеристик семейного воспитания наряду с такими
компонентами, как родительская забота, родительская любовь, обучение детей (А.И. Захаров, 1988; О.А. Карабанова, 2005; Baumrind, 1971). Социальный контроль родителей включает в себя систему требований, запретов и
санкций, способы контроля исполнения требований и запретов, а также родительский мониторинг, который позволяет оказать ребенку оперативную помощь в случае возникновения у него каких-либо проблем, трудных ситуаций
и служит важным условием профилактики девиантного поведения (Карабанова, 2005).
Родительский контроль является одним из основных параметров, определяющих стиль родительского воспитания. В классических исследованиях
паттернов родительского поведения, а также в работах, продолжающих эту
линию анализа (Карабанова, 2005), стиль родительского поведения характеризуется прежде всего сочетанием двух ведущих параметров: уровня родительского контроля, требовательности и уровня родительской теплоты, эмоциональной отзывчивости и заботы. Разные сочетания этих характеристик
описывают три основных стиля родительского воспитания, которые оказывают неодинаковое влияние на психологические особенности детей: авторитарный, демократический и попустительский.
Цель – на основе изучения особенностей родительских требований и
запретов как компонента стиля семейного воспитания младших школьников,
разработать программу по оптимизации требований и запретов для родителей.
Объект исследования – стиль семейного воспитания.
Предмет исследования – особенности родительских требований и запретов как компонента стиля семейного воспитания младших школьников.
4
Основная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что
стили семейного воспитания на основе изучения такого компонента как требования и запреты могут быть охарактеризованы следующим образом:
1) при демократическом стиле воспитания родителями применяются
оптимальные требования и запреты, способствующие развитию ребенка;
2) при попустительском стиле воспитания родители избегают применения требований и запретов в развитии и воспитании ребенка;
3) при авторитарном стиле воспитания родители требуют беспрекословного подчинения своей воле в воспитании ребенка;
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены
следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть сущность родительских требований и запретов как компонента стиля семейного воспитания.
3. Рассмотреть способы работы педагога с родителями по оптимизации
требований и запретов к ребенку.
4. Подобрать диагностический комплекс для изучения стиля семейного
воспитания и родительских требований и запретов.
5. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение
стиля семейного воспитания и родительских требований и запретов.
6. Проанализировать и описать стили родительского воспитания и соответствующие им требования и запреты.
7. Разработать программу для родителей по оптимизации требований и
запретов.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Психосемантические методы (метод незаконченных предложений).
5
3. Тестирование.
4. Контент-анализ.
5. Количественный и качественный анализ данных.
Исследование проводилось на базе МБОУ Гимназия № 16 г. Красноярска. В исследовании приняли участие 40 родителей учащихся 2 «Б» и 2 «В»
классов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Семья создает личность, поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности, структурирует возможности достижения безопасности и самореализации. Семья способствует появлению у личности образа своего «Я».
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы
выдвигаются у родителей на первый план, зависит, какими вырастут дети.
Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего
общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро
усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания.
В данной работе были рассмотрены: сущность родительских требований и запретов как компонента стиля семейного воспитания; способы работы
педагога с родителями по оптимизации требований и запретов к ребенку.
Для проведения эмпирического исследования был подобран диагностический комплекс для изучения родительских требований и запретов как
компонента стиля семейного воспитания.
По итоговым показателям шкал отвечающих за требования и запреты
мы выделили три стиля семейного воспитания: авторитарный, демократический и попустительский.
Изучив требования и запреты родителей, мы увидели, что родители с авторитарным стилем семейного воспитания предъявляют к своим детям очень
большое количество требований и запретов. Для данных родителей важно,
чтобы ребенок видел перед собой авторитет, боялся и выполнял все, что от
него требуют. За нарушение требований и запретов родители авторитарного
стиля семейного воспитания прибегают к наказаниям связанных с ограничением действий ребенка, например: забирают игрушки, не разрешают пользоваться телефоном, компьютером, могут использовать физическое наказание.
Родители с демократическим стилем воспитания учат своих детей раз-
66
личать хорошее и плохое, но при этом оставляют возможность выбора и приучают ребенка к ответственности. У таких родителей, как правило, четкие и
разумные ожидания. Они предъявляют требования к своим детям, связанные
с отношением к окружающим, например, быть вежливыми со старшими.
Родители с попустительским стилем воспитания безразличны к потребностям и запросам ребенка, предоставляя тем самым им бесконтрольную
свободу действий. Это в итоге может привести к формированию гипертимного, неустойчивого типа личности.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что
родители в воспитании своих детей чаще всего используют требования, похвалу и запрет, что при адекватном и правильном использовании этих приемов является оптимальным вариантом воспитания детей.
Полученные результаты явились основой составления программы занятий, целью которой целью которой оптимизация родительских требований и
запретов к младшим школьникам.
Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям и психологам, а также родителям, которые интересуются этой проблемой.


Абульханова К.А. Представления личности об отношении к ней значимых других / К.А.Абульханова, Е.В. Гордиенко// Психологический журнал. 2001. Т. 22, №5.
2. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. 30—60 годы ХХ века: Тексты / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. М.: Издательcтво Московского университета, 1986. С. 131—140.
3. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условия отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Автореф. дис. на соискание уч.
степени канд. психол. наук.— М., 1990. 19 с.
4. Бекоева М.И., Хуриева М.Ю. Институт родительства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание// Вестник
Северо-Осетинского государственного университета. 2014. 56 с.
5. Белоусова Н.С. Психолого-педагогические технологии коррекции
детско-родительских отношений// Педагогическое образование в России.
2013. 67 с.
6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.:
Совершенство, 1998. –298 с.
7. Бутина-Гречаная С.В. Теоретические подходы к анализу детскородительских отношений// Ученые записки Забайкальского государственного
университета. Серия: Педагогика и психология. 2010. 183 с.
8. Варга А.Я. Влияние некоторых особенностей родительского воспитания на развитие личности ребенка //Детский психолог. - 2011. 75 с.
9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А Психологическое обследование младших школьников/ А.Л. Венгер. - М: Владос-Пресс, 2013. 284 с.
10. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. - М.: Класс, 2010. 375
с.
11. Горлова Е.Л. Родительская компетентность: подходы к изучению и
68
развитию// Вестник РГГУ. 2010. 74 с.
12. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.Н. Психическое развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1984. 128 с.
13. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - 2-е
изд.испр.иперераб. СПб.: Питер, 2003. 512с.
14. Ермолаева М.В. Психология развития. М, 2003. 246 с.
15. Захаров Л.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982. 216 с...64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ