Введение
Глава I. История развития техники «Изонить» и теоретические основы
методики проведения кружка
1.1 История развития техники и использование ее в современности
1.2 Особенности организации занятии кружка с учащимися 3-4 классов
1.3 Особенности проведения кружковых занятий по теме: «Изонить»
Глава II. Организация практической деятельности на занятиях кружка
«Умелые ручки» с учащимися 3-4 классов
2.1 Методические рекомендации в проведении кружков младших
школьников
2.2 Содержание занятий кружка «Умелые ручки»
2.3 Методические рекомендации по проведению занятий кружка
«Умелые ручки»
Заключение
Список использованной литературы
Развитие и процветание любого государства невозможно без роста творческого и нравственного потенциала его граждан. Сегодня Россия остро нуждается в творчески, нестандартно мыслящих гражданах, умеющих, на основе этого создавать оригинальные проекты и воплощать их в жизнь. В них нуждается и политика, и экономика, и управление. Давно уже доказано, что человек с развитым художественным вкусом и творческими навыками изготавливает продукцию более высокого качества и с большей производительностью, чем тот, у которого эти качества не развиты. Только такой ребенок может стать способным и сознательным членом общества.
Отсюда возникает необходимость развивать у детей тягу к творчеству. В школах учащихся знакомят с различными видами изобразительного искусства, дают им знания элементарных основ изобразительной деятельности в рисовании, лепке, живописи и т.п. Однако, решить задачу художественно-творческих способностей только в рамках учебного процесса невозможно. Большое значение имеет и внеурочная работа, которая строится по принципу совместного творчества. Для этого в нашей стране существуют многочисленные студии, кружки, дома детского творчества.
Занятия художественной вышивкой, как и другими видами изобразительного искусства, воспитывают эстетический и художественный вкус детей, способствует развитию воображения, памяти, внимания, чувства ритма, цвета. И в любое время она является популярной и актуальной для всех возрастов. А для меня она является интересной и увлекательной. Вышивка является одним из видов декоративно - прикладного искусства.
Так сложилось, что в России из всех видов народных художественных промыслов наиболее популярна художественная вышивка.
Исходя из этого, мы сформулировали тему нашей квалификационной работы: «Организация занятий кружка «Изонить» с учащимися 3-4 классов»
Проблема: каковы особенности организации кружка «Изонить» в 3- 4 классе?
Цель работы: Рассмотрение особенностей организации и проведения кружка «Умелые ручки» с учащимися 3- 4 классов.
Объект: организация занятий кружка с учащимися 3- 4 классов. Предмет: разработка декоративного панно в технике изонить как
объект труда учащихся в кружке «Умелые ручки»
Для осуществления цели нам нужно осуществить ряд задач: •Проанализировать психолого-педагогическую и методическую
литературу
•Раскрыть понятия «кружок», «декоративно-прикладное» «искусство»,
«творчество», «кружковая работа»
•Рассмотреть особенности организации и проведения кружка «Умелые ручки»
•Разработать методические рекомендации для работы на занятиях кружка
Наша работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения в которое входят методические рекомендации.
В данной выпускной квалификационной работе мы разработали блок занятий кружка декоративно-прикладного искусства «Изонить». Данная работа рассматривает организацию и структуру работы кружка «Умелые ручки».
Мы конкретизировали материал и рассмотрели ход уроков по теме «Изонить». Узнали и описали педагогические условия организации кружка с учащимися 3- 4 классов. Раскрыли основные понятия: кружок, декоративно¬прикладное искусство, творчество, техника, изонить.
Отразили особенности работы в технике изонить, показали все преимущества и достоинства. Занятия изонитью помогли руководителю научить детей аккуратности, терпению в работах простым, доступным и ненавязчивым способом.
Мы проанализировали литературу методического и психолого-педагогического характера, а так же словари.
В нашей работе мы рассмотрели историю возникновения вышивки, в частности изонити, как одной из техник декоративно - прикладного искусства. Описали технологические особенности этой вышивки. Разработали методические рекомендации по проведению уроков по теме: "Изонить" с примерными упражнениями для учащихся школ. Блок занятий составлен с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
В настоящее время с этой техникой работает много педагогов нашего города, но особенно интересны, на мой взгляд, работы Людмилы Николаевны Сашко и ее воспитанников.
В процессе работы над данной работы мы решили ряд поставленных задач:
•Проанализировали психолого-педагогическую и методическую
литературу
•Раскрыли понятия «кружок», «декоративно-прикладное искусство», «творчество», «техника», «Изонить»
•Рассмотрели особенности организации и проведения кружка «Изонить»
•Разработали методические рекомендации
Данное методическое пособие рекомендуется для организации изобразительной деятельности на занятиях кружка учащимися 3-4 классов.
1. Андреева И.А.(гл. ред.)- Рукоделие: Популярная энциклопедия.- М: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия».- 1993.
2. Арнхейм Р.Л. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
3. Барадулина.- Основы художественного ремесла.
4. Белкин А.С.- Основы возрастной педагогики.
5. Боголюбов Н.С.- Лепка на занятиях в школьном кружке.- М.: Просвещение.- 1979г.
6. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001.
7. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., Искусство, 1991
8. Гильман Р.А.- Иголка и нитка в умелых руках.- М.: Легпромбытиздат.- 1993г.
9. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей.
10. Глинская.- Азбука вышивания.
11. Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.- М.: Просвещение, 2007.
12. Гукасова А.М. - Внеклассная работа по труду.- М.: Просвящение,
19818.
13. Гусакова М.А. Аппликация: учебное пособие. 2-е изд., перераб. И доп.
- М.:Просвещение, 1982.
14. Давыдов С. Батик: техника, приемы.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.
15. Еременко.- Иголка волшебница.
16.Залялдинова А.- Народное творчество.- 2/2006.- Изонить: учимся вышивать хордовым стежком.- с. 28
17. Игнатьева Е.И.- Психология изобразительной деятельности детей.- М.
1981
18. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование, М., Изд.
Архитектура-С, 2004
19. Кастль-Брайтнер К. - «Текстильный дизайн. Современная роспись по
ткани» Изд.: М., 2008 г.;
20. Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. - М: Культура и традиции,
1998.
21. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция, М., Владос, 2004
22. Мелик-Пашаев А.А.- Современный словарь-справочник по искусству.-
М.: Олимп, АСТ, 1999
23. Моргадес К. - «Роспись по шелку для начинающих» Изд.: М., 2008 г.;
24. Муханова И.Ю. Лоскутные узоры. Новые возможности. - М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2002.
25. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. -
208с.
26. Немов Р.С.- Психология.- М.: Владос, 2000.
27. Немов Р.С.- Психология. Ч.2.- М.: Владос, 2003
28. Немов Р.С.- Психология. Ч.3.- М.: Владос, 2003
29.Обухова.- Изготовление панно в технике Изонить.
30.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений - 3-е изд., стереотипное - М.: АЗЪ, 1996 - 928с.
31.Ожегов.- Толковый словарь русского языка.
32. Пьянкова Н.И. - Изобразительное искусство.- Педагогические основы деятельности учителя изобразительного искусства в современной школе
33. Реан А.А.(под. ред.)- Психология человека от рождения до смерти.-
М.: Олма-пресс.- 2002
34. Робинсон Р. - «Искусство батика. Техники и образцы» Изд.: М., 2007 г.;
35. Родинова.- Организация кружковых занятий по изобразительному искусству с младшими школьниками по теме «Рисование гелиевой ручкой».
36. Сафонова.- Кружки художественной вышивки.
37. Сашко Л.Н.- Вышивка. Хордовый стежок.- Златоуст.- 2004.
38. Серякова.- фантазия из ниток.- юный художник.- №10.- 1996.- с. 46
39. Скребцова Т.О., Дальниченко Л.А. Шелковые картины в технике холодного батика. Ростов на Дону.: Феникс, 2007.
40. Сокольникова Н.М.- Изобразительное искусство и методика преподавания его в начальной школе.- М.: Академия.- 1999
41. Сокольникова Н.М.- Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул.- 1996
42. Тазова.- Кружок филейно- гипюрной вышивки.
43. Терешина Г. - «Батик своими руками» Изд.: М., 2007 г.;
44. Устин В. Б. Композиция в дизайне, Москва, Изд. Астрель, 2005
45. Цирулик Н.А., Хлебникова С.И.- Твори, выдумывай, пробуй!- Самара: корпорация «Федоров», Учебная литература.- 2005
46. Чернова.- Искусство вышивки лентами.
47.Чибрикова. О.- Оригинальные поделки из ненужных компакт-дисков.
48. Шаграева О.А.-Детская психология. - М.: Владос.- 2001.
49. Шитье и рукоделие. Энциклопедия.- М.: Просвещение , 1994.
50.Эм А. - «Батик» Изд.: М., 2008 г.
51. Яковцева. Н.П.- Декоративно-прикладное искусство на занятиях кружка среднего звена школы в учреждениях дополнительного образования.- 2007.