ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ РАЗВИТОСТИ САМОСОЗНАНИЯ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ У ЛИЦ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Научно-теоретические подходы к исследованию проблемы самосознания
в подростковом возрасте 5
1.2 Несформированность самосознания как предпосылка к отклоняющемуся
поведению в подростковом возрасте 18
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ 32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 36
2.3.Рекомендации для педагогов по формированию самосознания подростков 46
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Вопросы, связанные с особенностями самосознания у подростков с отклоняющимся поведением, являются крайне актуальными во многих областях научного знания (в психологии, социологии, педагогике, социальной работе и др.). В целом это связано с тем, что подростковый возраст, согласно возрастной периодизации, является одним из самых сложных, нестандартных, и в то же время самым решающим этапом формирования личности в онтогенезе. Именно на данном возрастном этапе самосознание личности приобретает определенное направление и доминирующую тенденцию в своем онтогенезе: формируются основы духовности, закладываются социальные цели, мотивы, установки,
отношение к миру и людям. Довольно основательно это отражено в трудах зарубежных ученых XIX-XX вв.: Э.Дюркгейм, П.Келли, О. Конт, Э. Кречмер, С.Линг, Р. Мертон, А. Миллер, Э. Сатерленд, З. Фрейд, Р. Харре, Э. Эриксон, К.Юнг и др. В отечественной науке этим вопросам уделяется особенное внимание в работах следующих научных деятелей: Л.И. Божович, 1970; Л.С. Выготский, 1985; И.С. Кон, 1991; А.Г. Ковалев, 1998; А.И. Кочетов, 1997; Д.Б. Эльконин, 1989 и др.
Цель нашего исследования - выявить особенности самосознания у подростков с отклоняющимся поведением.
Объектом исследования является самосознание подростка.
Предмет исследования: самосознание подростков с отклоняющимся поведением.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: структура самосознания подростков женского и мужского пола, имеющих отклонения в поведении, имеет отличия:
- у подростков женского пола более выражено осознание рефлексивного и перспективного компонента идентичности, чем у подростков мужского пола;
• в структуре самосознания подростков женского пола звенья «половой
идентификации» и «социального пространства личности» более
депривированы, чем в структуре самосознания подростков мужского пола.
Для достижения поставленной цели, предполагается решение следующих задач:
• осуществить анализ теоретических подходов к исследованию проблемы самосознания в психологии;
• изучить особенности формирования самосознания в подростковом возрасте;
• эмпирическим путем выявить особенности самосознания подростков с отклоняющимся поведением;
• разработать рекомендации по развитию самосознания подростков с отклоняющимся поведением.
В качестве методов исследования использовались:
• теоретические: анализ, сравнение, обобщение научного материала по теме исследования;
• эмпирические: наблюдение, тестирование, методы количественной и качественной обработки полученных данных.
Методическая база:
• методика депривации структурных звеньев самосознания
В.С. Мухиной.
• методика «Кто Я?» М. Куна - Т. Макпартленда;
• опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел;
Базой исследования является киберспортивный центр «Теккен».
В исследовании приняли участие 20 подростов 14-15 лет. 14 мальчиков и 6 девочек.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений.
Подростковый период является фактором риска для возникновения отклоняющегося поведения, поскольку характеризуется рядом личностных особенностей, благоприятствующих подчинению неверным нормам, групповой солидарности и проявляющихся в готовности противопоставлять себя другим, совершать социально-неодобряемые действия. В этой связи актуальным становится развитие самосознания подростков.
Целью настоящей работы было раскрыть особенности самосознания и показать его взаимосвязь с отклоняющимся поведением у лиц подросткового возраста.
Для достижения поставленной цели, предполагалось решение следующих задач:
• осуществить анализ теоретических подходов к исследованию проблемы самосознания в психологии;
• изучить особенности формирования самосознания в подростковом возрасте;
• изучить влияние недостаточной сформированности/зрелости самосознания на склонность к отклоняющемуся поведению в подростковом возрасте;
• эмпирическим путем выявить особенности самосознания подростков с отклоняющимся поведением;
• разработать рекомендации по развитию самосознания подростков с отклоняющимся поведением.
В качестве базы для опытно-экспериментальной работы в рамках практической части настоящей работы - явился киберспортивный центр «Теккен».
В первой главе данной работы, на основе анализа теоретических источников установлено, что подростковому самосознанию не свойственна нейтральность, поэтому если оно не приводит к постановке такого рода 51
задач, которые переплетены с самосовершенствованием, саморазвитием, самоактуализацией, то чаще всего подростковые мотивы, установки, поведение начинают тесно граничить с девиацией, а порой и буквально полностью приобретать отклоняющийся характер.
Вторая глава нашей выпускной квалификационной работы, посвящена экспериментальному исследованию самосознания подростков, имеющих склонности к отклоняющемуся поведению. Выборка составляла 20 подростков 14-15 лет. Это ученики 9-х классов различных средних школ Советского района города Красноярска: 14 мальчиков и 6 девочек.
Эмпирическое исследование основывалось на следующих методиках:
• методика депривации структурных звеньев самосознания В.С. Мухиной.
• методика «Кто Я?» М. Куна - Т. Макпартленда;
• опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел.
На основе анализа полученных данных, мы установили, что структура самосознания в исследуемой выборке подростков не является достаточно устойчивой, независимой от внешних влияний, наименее устойчивым является такой компонент самосознания как «притязание на признание», их потребность в признании «самости» (уникальности) не всегда удовлетворяется, «чувство взрослости» остается непризнанным окружающими их взрослыми. Кроме этого, у значительного количества испытуемых выявлена депривация идентификации с именем, что, по нашему мнению, связано с физическим самовосприятием, которое в подростковом возрасте становится фрагментарным и отражается на идентификации с формой имени.
Также экспериментальным путем были установлены различия в структуре самосознания подростков женского и мужского пола, имеющих девиации поведения. А именно:
• у подростков женского пола более выражено осознание рефлексивного и перспективного компонента идентичности, чем у подростков мужского пола;
• в структуре самосознания подростков женского пола звено «половой идентификации» более депривировано, чем в структуре самосознания подростков мужского пола.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что цель исследования достигнута, задачи решены, а гипотеза подтверждена.
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: Т 1. М.: Наука, 1980. 419 с.
2. Артюхова Т.Ю. Контекст рассмотрения психологического здоровья как основание понимания его содержания // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. № 4 (42). С. 109-116.
3. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток: Практич. руководство для отчаявшихся родителей / Р.Т. Байярд. М.: Просвещение, 2021. 224 с.
4. Барканова О.В. Проявления социальной одаренности обучающихся младшего подросткового возраста // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. № 3 (49). С. 141-150.
5. Богословский В.В. Общая психология: Учеб. пособие для
студентов пед. институтов. М.: Юрайт, 2017. 328 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 352 с.
7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №4. С. 23-24.
8. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Просвещение, 2020. 301 с.
9. Валентик Ю.В. Теория и практика медико-социальной работы в наркологии. М.: Просвещение, 2017. 84 с.
10. Выготский Л.С. История развития высших психических функций: Т 3. М.: Юрайт, 2018. 540 с.
11. Готчина Л.В. Методики профилактики наркомании: Учебное пособие / под ред. В.А. Кудина. Белгород: БелЮИМВДРоссии. 2006. 71 с.
12. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 386 с.
13. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. М.: Эксмо, 2021. 184 с.
14. Дьячук А.А. Особенности эмоционального интеллекта подростков с различным социометрическим статусом // Вестник КГПУ им.
B. П. Астафьева. 2019. № 4 (50). С. 154-162.
15. Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966. С. 39-44....74