Введение 3
1. Характеристика АСЕАН 8
1.1 История и особенности возникновения АСЕАН 8
1.2 Структура, цели и принципы АСЕАН 17
2. Особенности интеграционных процессов в АТР 23
2.1 Субрегиональная интеграция в АТР: сравнительная характеристика 23
2.2 Вклад АСЕАН в стабильность и развитие АТР 28
3. Внешняя политика АСЕАН 36
3.1 Особенности экономического положения АСЕАН в системе
международных экономических отношений 36
3.2 Сотрудничество России и АСЕАН на современном этапе 46
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложения 642
Актуальность темы обусловлена растущим значением АСЕАН в мировой экономике и политике, а также усилением соперничества США и Китая за ресурсы, сконцентрированные в Юго-Восточной Азии, в большей мере находящиеся в Южно-Китайском море. АСЕАН является центральным игроком в формировании региональной архитектуры в Азии, поэтому изучение данной организации является важным для понимания современной Азии и ее роли в формировании будущего мирового порядка.
АСЕАН, основанная в 1967 году в Бангкоке вместе с подписанием «Бангкокской декларации», сыграла ключевую роль в формировании политического, экономического и социального ландшафта Юго-Восточной Азии. Состоящая из десяти государств-членов — Брунея, Камбоджи, Индонезии, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Филиппин, Сингапура, Таиланда и Вьетнама — АСЕАН способствует региональному сотрудничеству, экономической интеграции и культурному обмену. В совокупности государства-члены представляют население более 600 млн человек на территории площадью 4,5 миллиона км2. В 2022 году валовой внутренний продукт (ВВП) блока по паритету покупательной способности составил около
10,2 триллиона долларов США, что составляет примерно 6,5% мирового ВВП (ППС). Ассоциация сотрудничает с другими региональными организациями, такими как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) и Восточноазиатский саммит (EAS), для продвижения регионального сотрудничества и интеграции. Конечно, на данном этапе АСЕАН не может конкурировать с такими развитыми организациями, как Европейский Союз, который находится на высшей стадии интеграции, в то время как Ассоциация государств Юго-Восточной Азии находится на этапе разработки единого рынка.
Однако, за последние 55 лет АСЕАН добилась значительного прогресса в своем развитии. Организация помогла способствовать экономическому росту, сократить бедность и улучшить жизнь людей в Юго-Восточной Азии. Ассоциация также сыграла ключевую роль в поддержании мира и стабильности в регионе. Однако АСЕАН по-прежнему сталкивается с рядом проблем, включая экономическое неравенство, проблемы безопасности и геополитическую напряженность. Дестабилизирующую роль в регионе играют территориальные конфликты в Южно-Китайском море, там же проходит Малаккский пролив, один из самых загруженных морских путей в мире, по которому проходит около 30% мировой торговли. Эти факторы значительно тормозят интеграцию АСЕАН, замедляя темпы экономического развития. Несмотря на эти проблемы, АСЕАН остается жизненно важной организацией для Юго-Восточной Азии и, вероятно, продолжит играть важную роль в формировании будущего региона...
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии представляет собой важный пример интеграционного объединения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, демонстрирующий эволюцию из неустойчивой и малоперспективной коалиции стран в одну из самых быстроразвивающихся организаций в мире. С момента своего создания в 1967 году на фоне геополитической напряженности и соперничества времен Холодной войны АСЕАН прошла путь развития, основанный на приверженности таким принципам, как солидарность, взаимное уважение, принцип невмешательства и достижения консенсуса, преодолевая исторические и территориальные разногласия.
Многогранное развитие АСЕАН отражает различные уровни экономического, социального и политического развития ее государств-членов. В то время как такие страны, как Сингапур и Малайзия, стали экономическими центрами с высоким уровнем развития и конкурентоспособности, другие, такие как Лаос и Мьянма, продолжают бороться с проблемами, связанными с бедностью, управлением и инфраструктурой. Это разнообразие создает как возможности, так и проблемы для интеграционных усилий АСЕАН, подчеркивая необходимость устойчивых стратегий развития, которые учитывают конкретные потребности и приоритеты каждого государства-члена.
Взаимодействие АСЕАН с внешними партнерами и организациями сыграло решающую роль в формировании ее эволюции и усилении ее регионального и глобального влияния. Благодаря таким механизмам, как Региональный форум АСЕАН, Восточноазиатский саммит и различным соглашениям о свободной торговле, АСЕАН расширила свою сеть партнерства и диалога с такими странами, как Китай, Япония, Южная Корея, США и Россия. Эти партнерства способствовали миру, стабильности и процветанию в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Создание Экономического сообщества АСЕАН в 2015 году стало важной вехой в региональной интеграции, содействуя экономической либерализации, 54
упрощению процедур торговли и привлечению инвестиций во всех государствах-членах. Можно сделать вывод, что вопросы политики и безопасности, хоть и важны для лидеров АСЕАН, не имеют первостепенного приоритета по сравнению с экономическими вопросами. Таким образом, сегодня АСЕАН представляет собой неотъемлемую и динамично развивающуюся составляющую современного мирового сообщества. С ежегодным валовым доходом в размере 3,6 трлн долларов и занимая 5-е место в мировой экономике, АСЕАН продолжает укреплять свою позицию на мировой арене...
1. Алексеева И. С. АСЕАН: Структура и основные направления.
Результаты деятельности // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - 2018. - URL:
https://scienceforum.ru/2018/article/20180030367ysclidHw4vem1khv656605919 (дата обращения: 11.03.2024).
2. Бахрамова М. Туризм как фактор регионального экономического развития на примере стран АСЕАН / М. Бахрамова, М. Эшонкулова // Вестник юридических наук. - 2018. - №2. - С. 59-63.
3. Бурова Е. С. Оценка двусторонней торговли РФ-АСЕАН под влиянием санкций / Е. С. Бурова // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2022. - Т. 5, №4(61). - С. 59-70.
4. Визит военно-морского атташе Таиланда в Центр АСЕАН //
МГИМО: официальный сайт. - 2023. - 15 сент. - URL:
https://asean.mgimo.ru/news/2023/sadod7ysclidHw4vi10i4c231703346 (дата
обращения: 10.04.2024)
5. Визит малайзийской делегации из Education Malaysia Global Services в МГИМО // МГИМО: официальный сайт. - 2023. - 27 нояб. - URL: https://asean.mgimo.ru/news/2023/education-malaysia-global- services7ysclid=lw4vmqn7kd277258931 (дата обращения: 10.04.2024)
6. Гладченко Л.В. О подходе АСЕАН к проблеме территориальных споров и конфликтов / Л.В. Гладченко // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2018. - Т.1, №1. - С. 53-61.
7. Годовая статистика международной торговли товарами (HS) //
TrendEconomy. - URL: https://trendeconomy.ru/data/h2/ASEAN/TOTAL_ (дата
обращения: 10.04.2024)
8. Делегация Центра АСЕАН в Камбодже // МГИМО: официальный сайт. - 2023. - 29 окт. - URL: https://asean.mgimo.ru/news/2023/cambodia-10- 237ysclid=lw4vs8fkgn668403623 (дата обращения: 10.04.2024)
9. Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии //
Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - 1976. - URL: https://docs.cntd.ru/document/9022893137ysclidHw4vswu6mk727661394
(дата обращения: 02.04.2024)
10. Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной
Азии [Бангкокский договор] // Конвенции и Соглашения ООН: официальный сайт. - 1971. - URL: https://www.un.org/nwfz/content/treaty-bangkok (дата
обращения: 10.04.2024)
11. ЕАЭС и Вьетнам подписали Соглашение о зоне свободной торговли
// ТАСС. - 2015. - 29 мая. - URL:
https://tass.ru/ekonomika/20055557ysclidHw4vtgok4f838351272 (дата обращения: 10.04.2024)
12. ЕАЭС и Сингапур подписали соглашение о создании зоны
свободной торговли // ТАСС. - 2019. - 1 янв. - URL:
https://ria.ru/20191001/1559323223.html7ysclidHw4vu2zob6386849445 (дата
обращения: 10.04.2024)
13. Завгородний А.Ф. АСЕАН: инвестиции и проекты / А.Ф. Завгородний, П.В. Эсауленко // Экономика и Бизнес: Теория и практика. - 2022. - Т.9(91). - С. 74-77.
14. Заявление официального представителя МИД России А.В.Яковенко
в связи с подписанием Меморандума о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Секретариатом АСЕАН // Министерство иностранных дел Российской Федерации: официальный сайт. - 2005. - URL:
https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/rso/asean/1722075/ (дата обращения: 04.04.2024)
15. К платежной системе "Мир" подключились уже 11 стран // ТАСС. - URL: https://tass.ru/ekonomika/155007097ysclidHw4w3etw9k118130675 (дата обращения: 10.04.2024)..58