Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕМИНИТИВЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Работа №165553

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы60
Год сдачи2023
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФЕМИНИТИВОВ 6
1.1 Дискуссия о целесообразности использования феминитивов в русском языке 6
1.2 Аспекты исследования феминитивов в современной лингвистике 11
1.2.1 Диахронический аспект 11
1.2.2. Словообразовательный аспект 15
1.2.3 Функциональный аспект 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАССИФКАЦИИ ФЕМИНИТИВОВ
24
2.1 Семантическая классификация феминитивов в русской речи 24
2.2 Образование феминитивов в текстах российских новостных СМИ 35
2.3 Функционально-стилистическая классификация феминитивов в русской
речи 37
2.4 Классификация феминитивов по степени современности 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55


Выпускное квалификационное исследование посвящено анализу феминитивов в современной русской речи - преимущественно в российских средствах массовой информации.
Современная лингвистика изучает вопросы, связанные с проявлениями социальных отношений в языке, так как он всегда связан с социальными отношениями и культурой народа. Проблема целесообразности использования феминитивов в русском языке относится к числу широко обсуждаемых. Этой проблемой занимается в первую очередь гендерная лингвистика - научное направление, которое изучает проявления гендера в языке и речи. Сложность объекта изучения этого лингвистического направления состоит в динамичности общественных процессов, которые влияют на репрезентацию полов, в частности женского пола, в языке.
Русский язык, как и некоторые другие языки, характеризуется андроцентричностью - доминированием в нем так называемого мужского начала, мужской картины мира, ориентированностью не столько на человека вообще, сколько на человека мужского пола. В настоящее время важна репрезентация женщин в текстах современных российских СМИ в связи с их активным вовлечением в общественную жизнь. Появляются новые языковые единицы, которые репрезентируют женщину в зависимости от ее социального статуса, профессии, рода деятельности и национальности.
Существует ряд приемов для обозначения женского пола в тексте. Объект нашего исследования являются феминитивы, используемые в современной русской речи. Предмет исследования - их типологические особенности.
Цель - описать фемиинитивы, используемые в современной русской речи, в типологическом аспекте.
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1) представить краткий обзор литературы, посвященной проблеме
определения понятия «феминитив», дискуссии
целесообразности/нецелесообразности их создания и применения, истории исследования феминитивов в различных аспектах;
2) выявить феминитивы, используемые в русской речи (преимущественно на материале СМИ);
3) распределить выявленные феминитивы по тематическим группам на основе их семантики, способов словообразования, функционально - стилистической окраски;
4) проанализировать частотность функционирования феминитивов разного типа в текстах СМИ.
Для реализации задач были применены такие методы, как аналитикоописательный метод, включающий наблюдение, обобщение
и классификацию, семантический анализ, а также методы количественных исследований, в том числе с использованием статистического инструментария Национального корпуса русского языка.
Теоретическую базу исследования составили труды ученых в области русского словообразования (Н.А. Алкнист; Е.А. Земская), лексикологии (Э.В. Кузнецова, Е.А. Ряжских) и гендерной лингвистики (В.В. Беркутова; Е.А. Захарчук; Р.Р. Гузаерова, И.В. Баданина, В.Т. Садченко, И.В. Фуфаева).
Практическая значимость заключается в использовании полученных материалов в изучении курсов, посвященных гендерной лингвистике.
Работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения и списка использованной литературы, включающего 45 источников, из которых 3 - лексикографические.
В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования: дается определение понятия «феминитив», рассматривается дискуссионный вопрос об использовании феминитивов и аргументы ученых «за» или «против» феминитивов в письменной и устой речи; выделены такие аспекты изучения феминитивов, как диахронический, словообразовательный и функциональный.
Во второй главе представлены четыре классификации феминитивов: тематическая, словообразовательная, функционально-стилистическая и классификация по степени современности. Проводится семантический анализ феминитивов при классификации по тематическим группам, с помощью статистического инструментария Национального корпуса русского языка дается информация о частотности использования феминитивов разных тематических групп. Функционально-стилистическая классификация осуществляется с опорой на три толковых словаря: «Большой толковый словарь русского языка» С.А. Кузнецова, «Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова и «Современный толковый словарь русского языка» Т.Ф. Ефремовой. Словообразовательная классификация сопровождается указанием на наиболее продуктивный способ словообразования феминитивов. В классификации по степени современности описаны некоторые феминитивы- неологизмы и окказионализмы.
В заключении даются выводы о проделанной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе рассмотрены феминитивы, используемые в современном русском языке.
В результате изучения теоретических источников было установлено, что под феминитивами понимают образованные от мужских эквивалентов слова женского рода, обозначающие женщину по какому-либо признаку.
Дискуссионный вопрос о целесообразности/нецелесообразности использовании феминитивов остается открытым. Выдвигаются аргументы как «за», так и «против» феминитивов. Ученые, которые считают важным использование феминитивов, аргументируя свою позицию отсутствием ограничений для образования феминитивов, не считают эстетический вкус аргументом к их отказу в русской речи, доказывая аргументом к традиции: феминитивы использовались, начиная с древнерусского периода. Лингвисты, которые придерживаются иной точки зрения считают, что феминитивы противоречат правилам русского языка, в русском языке уже существуют слова мужского рода, которые используются применительно к обоим полам и из-за тенденции образовывать феминитивы от любого слова мужского рода складывается неодобрительное отношение общетсва к феминитивам.
Выявлены аспекты изучения феминитивов: диахронический,
словообразовательный и функциональный. В рамках диахронического аспекта выделяют несколько периодов использования феминитивов. Первая классификация представлена Е.А. Захарчук, которая выделяет: доиндустриальные период (торговка, младица); раннеиндустриальный период (акушерка, секретарша); позднеиндустриальный период (директриса, управляющая); постиндустриальный период (авторка, блогерка). В.В. Беркутова подразделяет историю использования феминитивов на следующие этапы: древнерусский период (банщица, кружевница); старорусский период (цыганка, богатырка); петровская эпоха (атаманша, губернаторша); период с середины XIX до начала XX веков (писательница, портретистка); период, начиная с 1930-ых годов XX века (трактористка, лыжница).
В функциональном аспекте для лингвистов представляют интерес феминитивы, используемые в СМИ: охарактеризованы предпочтения журналистов при написании газетных статей, обозначены самые продуктивные суффиксы в СМИ. Это: часто встречающиеся суффиксы -к-, - ш-, -ниц-, -ис-, -иц- и -щиц-/-чиц; суффикс -их-, который мало встречается в новостных порталах, так как имеет отрицательнцю коннотацию (повариха, ткачиха); часто встречается суффикс -ин-, который воспринимается как архаичный; самый непродуктивный суффикс -есс-.
В ходе анализа собранного материала было установлено, что по семантике феминитивы делятся на 14 групп:
- почетное звание или титул (лауреатка, фаворитка);
- профессиональная принадлежность (учительница, бортпроводница);
- национальная принадлежность или народность (американка, украинка);
- род деятельности (домработница, блогерша);
- должность в рабочей сфере (сотрудница, помощница);
- место жительства (жительница, уроженка);
- принадлежность к государству (россиянка, гражданка);
- внешность (брюнетка);
- социальный статус (пенсионерка);
- отношение окружающих (любовница, знакомая);
- роль в судебном процессе (обвиняемая, потерпевшая);
- возраст (долгожительница, семиклассница);
- участие в мероприятиях (финалистка, участница);
- поколенческая преемственность (преемница, наследница).
...


1. Абреимова Г.Н. Семантическая структура наименований лиц женского пола в современном русском языке: дис. ... канд. филол. наук. - Елец, 1998. 206 с.
2. Алкнист Н.А. Система словообразования феминитивов в современном русском языке // Горизонты современной русистики: сб. научн. статей к 90-летию В.Г. Костомарова. М., гос. ин-т им. А.С. Пушкина,
1. С. 49-56.
3. Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики. М.: Наука, 1982. С. 5 - 54.
4. Баданина И.В. Функционирование феминативов в языке интернета
[Электронный ресурс] М.: Российский университет дружбы народов, 2017. С. 89 - 94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28973541 (дата обращения:
27.05.2023)
5. Беркутова В.В. Феминативы в русском языке: лингвистический
аспект [Электронный ресурс] // Филологический аспект. 2018. № 1 (45). С. 7-26. URL: https://scipress.ru/philology/articles/feminatiw-v-russkom-
yazyke-lingvisticheskij-aspekt.html (дата обращения: 13.11.2022)
6. Бунамес Н.В. Андрогенность языка и проблемы синтагматики
категории рода [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. 2014. №382. С. 11-18. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/androgennost-yazyka-i-problemy-sintagmatiki- kategorii-roda/viewer (дата обращения: 15.03.2023)
7. Василенко Е. Н. Феминитивы в современном русскоязычном и белорусскоязычном интернет-дискурсе [Электронный ресурс] // Восточнославянские языки и литературы в европейском контексте - 2017: сб. науч. статей под ред. И.И. Иванова. Могилев, 2018. С. 247-252. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36554868 (дата обращения: 20.05.2023)
8. Гайсина Р.М. Семантическая категория отношений // Исследования по семантике. Уфа, 1996. С. 3-6.
9. Гузаерова Р.Р. Русские феминитивы с суффиксами -ис(а), - есс(а) в современном медиапространстве [Электронный ресурс] // Ломоносов-2019: междунар. науч. конф. М., 2019. 2 с.
URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ve d=2ahUKEwiWzcioyuf AhUCvosKHa60BKsQFnoECA8QAQ&url=https%3A%2 F%2Flomonosov- msu.ru%2Farchive%2FLomonosov 2019%2Fdata%2F15933%2Fuid232338 cfa8 c95c03990b6d6b6b5f00b3f2fe3e85b0e49a.doc&usg=AOvVaw2fKAFHrqEtCWp kk8e5Zc4&opi=89978449 (дата обращения: 16.03.2023)
10. Гузаерова Р.Р. Феминитивы в русскоязычном медиапространстве: словообразовательный аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 16. 09. 2021. Казань, 2021. 189 с.
11. Гузаерова Р.Р., Косова В.А. Специфика феминитивов
в современном русском медиапространстве [Электронный ресурс] // Филология и культура. 2017. №4 (50) С. 11 - 15.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-feminitivov-v-sovremennom-
russkom-mediaprostranstve (дата обращения: 26.05.2023)
12. Диденко А.С., Садченко В.Т. Феминитив в современном русском
языке [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 12 (29). С. 126 - 132.
URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37038278 (дата обращения: 26.05.2023)
13. Жукова А.С., Парина И.С. Принципы образования феминитивов в русском и немецком языках: сравнительное исследование // Проблемы языка и перевода в трудах молодых ученых. Серия: языкознание. 2023. № 22. С. 77-88.
14. Захарчук Е.А. Феминитивы в коммуникативном пространстве современности: проблемы словообразования и словоупотребления
[Электронный ресурс] // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания.
2. № 40. С. 378 - 387. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/feminitivy-v- kommunikativnom-prostranstve-sovremennosti-problemy-slovoobrazovaniya-i- slovoupotrebleniya (дата обращения: 23.05.2023)
15. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 2011. 328 с.
... всего 42 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ