Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников в группе продлённого дня
|
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 7
1.1 Коммуникативные компетенции: сущность и структура 7
1.2. Формирование коммуникативных компетенций у младших
школьников 15
1.3. Возможности формирования коммуникативной компетенции младших
школьников в группе продленного дня 26
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ 35
2.1. Диагностика исходного уровня коммуникативной компетенции младших
школьников 35
2.2. Средства формирования коммуникативной компетенции младших
школьников 39
2.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 43
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложение 1. Тест «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского 60
Приложение 2. Мероприятие по теме;: «Дружба - главное чудо» 64
Приложение 3. Класс шагы: «Найырал - хулумзуругден эгелээр» 71
Приложение 4. Беседа «Школа деп чул ол?» 79
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 7
1.1 Коммуникативные компетенции: сущность и структура 7
1.2. Формирование коммуникативных компетенций у младших
школьников 15
1.3. Возможности формирования коммуникативной компетенции младших
школьников в группе продленного дня 26
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ 35
2.1. Диагностика исходного уровня коммуникативной компетенции младших
школьников 35
2.2. Средства формирования коммуникативной компетенции младших
школьников 39
2.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 43
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложение 1. Тест «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского 60
Приложение 2. Мероприятие по теме;: «Дружба - главное чудо» 64
Приложение 3. Класс шагы: «Найырал - хулумзуругден эгелээр» 71
Приложение 4. Беседа «Школа деп чул ол?» 79
Актуальность темы исследования. Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать. Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика - актуальная задача образовательного процесса начальной школы.
В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативности индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию. Введение ФГОС в ОУ ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года [35].
ФГОС второго поколения ориентированы на развитие личности, а именно развитие в учениках умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения [35].
Стандарты второго поколения указывают: «... идеальный тип человека современности и ближайшего будущего - это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы, готовый постоянно учиться новому в жизни» [40, с. 38].
Актуальность выбранной темы также объясняется тем, что условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а коммуникабельность, которую нужно целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.
Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в классе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения. Формирование данных умений видится нами как поэтапный процесс развития у младших школьников способности к речевому общению и умения слушать, на метапредметном уровне, включающем различные аспекты процесса речевого общения: чтение, слушание, письменная и устная речь, этика речевого общения.
Проблема состоит в выявлении, теоретическом обосновании комплекса эффективных педагогических условий для успешного формирования коммуникативной компетентности у младших школьников в группе продленного дня.
Объект исследования: коммуникативная компетенция у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в группе продленного дня.
Цель исследования: изучение формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в группе продленного дня.
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
1. Изучить сущность коммуникативной компетенции;
2. Выявить специфику развития коммуникативной компетенции у младших школьников;
3. Проанализировать развития коммунникативность компетенции у младших школьников в условиях группы продленного дня.
Гипотеза исследования: Предполагаем, что коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать. В связи с этим если применять различные методы формирования коммуникативной компетенции, то она будет эффективной.
Методологической основой исследования стали труды ученых области психологии и педагогики: JI.C. Выготского [8], И.А. Зимней [14], Н.И. Шевандрина [39], JI. Н. Булыгина [5], Е. А. Яковлева [42], Н. К. Яшина [45] и др.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, синтез, моделирование, обобщение);
- опросные (анкетирование, тестирование, интервьюирование);
- формирующий психолого-педагогический эксперимент.
Было проведено диагностирование коммуникативных способностей детей. Уровень коммуникативных способностей детей определялись с помощью теста «Оценка уровня общительности» методика В.Ф. Ряховского (Приложение 1 ). Учитывая то, что дети обучаются в национальной сельской школе вопросы были переведены на тувинский язык.
База исследования: МБОУ Хандагайтинская СОШ Овюрского кожууна Республики Тыва.
Выборка исследования: Дети группы продленного дня 1 класса, в количестве 18 человек.
Практическая значимость исследования. Материалы работы могут быть применены в деятельности группы продленного дня по формирования коммуникативной компетенции, а также могут быть использованы в семинарских и практических занятиях в качестве примера.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, основной части и заключения, а также списка использованной литературы и приложений.
Основная часть работы состоит из двух глав.
В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования коммуникативной компетентности. Определено понятие «коммуникативной компетентности», охарактеризовано формирование коммуникативной компетенции у младших школьников. А также изучена внеучебная деятельность как фактор формирования коммуникативной компетенции младших школьников.
Вторая глава представляет собой анализ работы по развитию коммуникативной компетенции младших школьников в классе продленного дня. Проведена диагностика исходного уровня коммуникативной компетенции младших школьников в МБОУ Хандагайтинская СОШ Овюрского кожууна Республики Тыва. Были дети группы продленного дня 1 «а» класса, в количестве 18 человек.
. Предложены методики формирования коммуникативной компетенции младших школьников в классе продленного дня.
В заключении даны основные выводы.
В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативности индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию. Введение ФГОС в ОУ ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года [35].
ФГОС второго поколения ориентированы на развитие личности, а именно развитие в учениках умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения [35].
Стандарты второго поколения указывают: «... идеальный тип человека современности и ближайшего будущего - это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы, готовый постоянно учиться новому в жизни» [40, с. 38].
Актуальность выбранной темы также объясняется тем, что условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а коммуникабельность, которую нужно целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.
Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в классе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения. Формирование данных умений видится нами как поэтапный процесс развития у младших школьников способности к речевому общению и умения слушать, на метапредметном уровне, включающем различные аспекты процесса речевого общения: чтение, слушание, письменная и устная речь, этика речевого общения.
Проблема состоит в выявлении, теоретическом обосновании комплекса эффективных педагогических условий для успешного формирования коммуникативной компетентности у младших школьников в группе продленного дня.
Объект исследования: коммуникативная компетенция у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в группе продленного дня.
Цель исследования: изучение формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в группе продленного дня.
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
1. Изучить сущность коммуникативной компетенции;
2. Выявить специфику развития коммуникативной компетенции у младших школьников;
3. Проанализировать развития коммунникативность компетенции у младших школьников в условиях группы продленного дня.
Гипотеза исследования: Предполагаем, что коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать. В связи с этим если применять различные методы формирования коммуникативной компетенции, то она будет эффективной.
Методологической основой исследования стали труды ученых области психологии и педагогики: JI.C. Выготского [8], И.А. Зимней [14], Н.И. Шевандрина [39], JI. Н. Булыгина [5], Е. А. Яковлева [42], Н. К. Яшина [45] и др.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, синтез, моделирование, обобщение);
- опросные (анкетирование, тестирование, интервьюирование);
- формирующий психолого-педагогический эксперимент.
Было проведено диагностирование коммуникативных способностей детей. Уровень коммуникативных способностей детей определялись с помощью теста «Оценка уровня общительности» методика В.Ф. Ряховского (Приложение 1 ). Учитывая то, что дети обучаются в национальной сельской школе вопросы были переведены на тувинский язык.
База исследования: МБОУ Хандагайтинская СОШ Овюрского кожууна Республики Тыва.
Выборка исследования: Дети группы продленного дня 1 класса, в количестве 18 человек.
Практическая значимость исследования. Материалы работы могут быть применены в деятельности группы продленного дня по формирования коммуникативной компетенции, а также могут быть использованы в семинарских и практических занятиях в качестве примера.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, основной части и заключения, а также списка использованной литературы и приложений.
Основная часть работы состоит из двух глав.
В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования коммуникативной компетентности. Определено понятие «коммуникативной компетентности», охарактеризовано формирование коммуникативной компетенции у младших школьников. А также изучена внеучебная деятельность как фактор формирования коммуникативной компетенции младших школьников.
Вторая глава представляет собой анализ работы по развитию коммуникативной компетенции младших школьников в классе продленного дня. Проведена диагностика исходного уровня коммуникативной компетенции младших школьников в МБОУ Хандагайтинская СОШ Овюрского кожууна Республики Тыва. Были дети группы продленного дня 1 «а» класса, в количестве 18 человек.
. Предложены методики формирования коммуникативной компетенции младших школьников в классе продленного дня.
В заключении даны основные выводы.
Теоретическое изучение проблемы нашего исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы.
Формирование коммуникативных умений детей младшего школьного возраста - одна из наиболее актуальных проблем теории и практики в системе образования, требующая внимательного изучения и теоретического переосмысливания, обновления в связи с меняющимися требованиями к качеству образования.
Анализ психолого-педагогической теоретической и практической литературы представил сущность исследуемых в нашей работе умений как осознанных, сложных коммуникативных действий детей, базирующихся на полученных ими знаниях, на практической подготовленности.
Содержание коммуникативных умений определено и конкретизировано в соответствии с положениями М. И. Лисиной, Б.Ф. Ломова о структуре и функциях общения как коммуникативной деятельности. Общие коммуникативные умения объединяют в себе содержание информационно-коммуникативных, регуляционно¬
коммуникативных, аффективно-коммуникативных умений. Формирование данных умений позволяют человеку ориентироваться в ситуации общения, составлять план, определять содержание процесса общения, выбирать средства коммуникации (вербальные и невербальные), реализовывать в процессе общения то, что задумал, оценивать результаты общения.
Немаловажное место в процессе становления личности занимает работа по развитию у младших школьников коммуникативных компетенции, коммуникативных умений и навыков.
Мы выяснили, что коммуникативная компетенция в сегодняшнем понимании включает в себя собственно коммуникативный, перцептивный и интерактивный компоненты как основные характеристики процесса общения, рассматриваемые исследователями в качестве основных.
По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно- коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и эффективно-коммуникативные группы умений.
Мы установили, что младший школьный возраст - это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций. Осуществление всестороннего контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде представляется не только возможным, но и необходимым направлением исследования данного феномена, поскольку это является необходимым условием для создания нормального психологического климата в школьном коллективе и осуществления эффективного учебно- воспитательного процесса.
В проведенном в рамках выпускной квалификационной работы исследования в целом решены поставленные задачи и подтверждены основные положения выдвинутой гипотезы, что позволило сделать следующие выводы:
1. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что - то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на младший школьный возраст. Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. Для младшего школьника грамотная речь - залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.
2. Анализируя литературу, мы увидели множество точек зрения на определение понятия «коммуникативная компетентность», ставших более или менее устойчивыми и общепризнанными. Большинство авторов отмечают, что коммуникативная компетенция - это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст.
3. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей.
4. На материале проведённого исследования было доказано, что использование разнообразных способов и приёмов развития связанной речи является эффективным средством формирования коммуникативных навыков. В результате нашего исследования гипотеза, основанная на предположении о том, что если учитель будет проводить систематическую работу по формированию коммуникативных компетенций у младших школьников, то результаты развития связной речи повысятся, нашла свое подтверждение в данной выпускной ктcаlе(рекaцеoнноO работе.
Формирование коммуникативных умений детей младшего школьного возраста - одна из наиболее актуальных проблем теории и практики в системе образования, требующая внимательного изучения и теоретического переосмысливания, обновления в связи с меняющимися требованиями к качеству образования.
Анализ психолого-педагогической теоретической и практической литературы представил сущность исследуемых в нашей работе умений как осознанных, сложных коммуникативных действий детей, базирующихся на полученных ими знаниях, на практической подготовленности.
Содержание коммуникативных умений определено и конкретизировано в соответствии с положениями М. И. Лисиной, Б.Ф. Ломова о структуре и функциях общения как коммуникативной деятельности. Общие коммуникативные умения объединяют в себе содержание информационно-коммуникативных, регуляционно¬
коммуникативных, аффективно-коммуникативных умений. Формирование данных умений позволяют человеку ориентироваться в ситуации общения, составлять план, определять содержание процесса общения, выбирать средства коммуникации (вербальные и невербальные), реализовывать в процессе общения то, что задумал, оценивать результаты общения.
Немаловажное место в процессе становления личности занимает работа по развитию у младших школьников коммуникативных компетенции, коммуникативных умений и навыков.
Мы выяснили, что коммуникативная компетенция в сегодняшнем понимании включает в себя собственно коммуникативный, перцептивный и интерактивный компоненты как основные характеристики процесса общения, рассматриваемые исследователями в качестве основных.
По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно- коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и эффективно-коммуникативные группы умений.
Мы установили, что младший школьный возраст - это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций. Осуществление всестороннего контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде представляется не только возможным, но и необходимым направлением исследования данного феномена, поскольку это является необходимым условием для создания нормального психологического климата в школьном коллективе и осуществления эффективного учебно- воспитательного процесса.
В проведенном в рамках выпускной квалификационной работы исследования в целом решены поставленные задачи и подтверждены основные положения выдвинутой гипотезы, что позволило сделать следующие выводы:
1. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что - то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на младший школьный возраст. Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. Для младшего школьника грамотная речь - залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.
2. Анализируя литературу, мы увидели множество точек зрения на определение понятия «коммуникативная компетентность», ставших более или менее устойчивыми и общепризнанными. Большинство авторов отмечают, что коммуникативная компетенция - это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст.
3. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей.
4. На материале проведённого исследования было доказано, что использование разнообразных способов и приёмов развития связанной речи является эффективным средством формирования коммуникативных навыков. В результате нашего исследования гипотеза, основанная на предположении о том, что если учитель будет проводить систематическую работу по формированию коммуникативных компетенций у младших школьников, то результаты развития связной речи повысятся, нашла свое подтверждение в данной выпускной ктcаlе(рекaцеoнноO работе.
Подобные работы
- Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения младшего школьника с синдромом Дауна
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017



