Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников в группе продлённого дня

Работа №16553

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1039
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 7
1.1 Коммуникативные компетенции: сущность и структура 7
1.2. Формирование коммуникативных компетенций у младших
школьников 15
1.3. Возможности формирования коммуникативной компетенции младших
школьников в группе продленного дня 26
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ 35
2.1. Диагностика исходного уровня коммуникативной компетенции младших
школьников 35
2.2. Средства формирования коммуникативной компетенции младших
школьников 39
2.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 43
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложение 1. Тест «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского 60
Приложение 2. Мероприятие по теме;: «Дружба - главное чудо» 64
Приложение 3. Класс шагы: «Найырал - хулумзуругден эгелээр» 71
Приложение 4. Беседа «Школа деп чул ол?» 79


Актуальность темы исследования. Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать. Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика - актуальная задача образовательного процесса начальной школы.
В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативности индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию. Введение ФГОС в ОУ ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года [35].
ФГОС второго поколения ориентированы на развитие личности, а именно развитие в учениках умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения [35].
Стандарты второго поколения указывают: «... идеальный тип человека современности и ближайшего будущего - это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы, готовый постоянно учиться новому в жизни» [40, с. 38].
Актуальность выбранной темы также объясняется тем, что условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а коммуникабельность, которую нужно целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.
Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в классе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения. Формирование данных умений видится нами как поэтапный процесс развития у младших школьников способности к речевому общению и умения слушать, на метапредметном уровне, включающем различные аспекты процесса речевого общения: чтение, слушание, письменная и устная речь, этика речевого общения.
Проблема состоит в выявлении, теоретическом обосновании комплекса эффективных педагогических условий для успешного формирования коммуникативной компетентности у младших школьников в группе продленного дня.
Объект исследования: коммуникативная компетенция у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в группе продленного дня.
Цель исследования: изучение формирования коммуникативной компетенции у младших школьников в группе продленного дня.
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
1. Изучить сущность коммуникативной компетенции;
2. Выявить специфику развития коммуникативной компетенции у младших школьников;
3. Проанализировать развития коммунникативность компетенции у младших школьников в условиях группы продленного дня.
Гипотеза исследования: Предполагаем, что коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать. В связи с этим если применять различные методы формирования коммуникативной компетенции, то она будет эффективной.
Методологической основой исследования стали труды ученых области психологии и педагогики: JI.C. Выготского [8], И.А. Зимней [14], Н.И. Шевандрина [39], JI. Н. Булыгина [5], Е. А. Яковлева [42], Н. К. Яшина [45] и др.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, синтез, моделирование, обобщение);
- опросные (анкетирование, тестирование, интервьюирование);
- формирующий психолого-педагогический эксперимент.
Было проведено диагностирование коммуникативных способностей детей. Уровень коммуникативных способностей детей определялись с помощью теста «Оценка уровня общительности» методика В.Ф. Ряховского (Приложение 1 ). Учитывая то, что дети обучаются в национальной сельской школе вопросы были переведены на тувинский язык.
База исследования: МБОУ Хандагайтинская СОШ Овюрского кожууна Республики Тыва.
Выборка исследования: Дети группы продленного дня 1 класса, в количестве 18 человек.
Практическая значимость исследования. Материалы работы могут быть применены в деятельности группы продленного дня по формирования коммуникативной компетенции, а также могут быть использованы в семинарских и практических занятиях в качестве примера.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, основной части и заключения, а также списка использованной литературы и приложений.
Основная часть работы состоит из двух глав.
В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования коммуникативной компетентности. Определено понятие «коммуникативной компетентности», охарактеризовано формирование коммуникативной компетенции у младших школьников. А также изучена внеучебная деятельность как фактор формирования коммуникативной компетенции младших школьников.
Вторая глава представляет собой анализ работы по развитию коммуникативной компетенции младших школьников в классе продленного дня. Проведена диагностика исходного уровня коммуникативной компетенции младших школьников в МБОУ Хандагайтинская СОШ Овюрского кожууна Республики Тыва. Были дети группы продленного дня 1 «а» класса, в количестве 18 человек.
. Предложены методики формирования коммуникативной компетенции младших школьников в классе продленного дня.
В заключении даны основные выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретическое изучение проблемы нашего исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы.
Формирование коммуникативных умений детей младшего школьного возраста - одна из наиболее актуальных проблем теории и практики в системе образования, требующая внимательного изучения и теоретического переосмысливания, обновления в связи с меняющимися требованиями к качеству образования.
Анализ психолого-педагогической теоретической и практической литературы представил сущность исследуемых в нашей работе умений как осознанных, сложных коммуникативных действий детей, базирующихся на полученных ими знаниях, на практической подготовленности.
Содержание коммуникативных умений определено и конкретизировано в соответствии с положениями М. И. Лисиной, Б.Ф. Ломова о структуре и функциях общения как коммуникативной деятельности. Общие коммуникативные умения объединяют в себе содержание информационно-коммуникативных, регуляционно¬
коммуникативных, аффективно-коммуникативных умений. Формирование данных умений позволяют человеку ориентироваться в ситуации общения, составлять план, определять содержание процесса общения, выбирать средства коммуникации (вербальные и невербальные), реализовывать в процессе общения то, что задумал, оценивать результаты общения.
Немаловажное место в процессе становления личности занимает работа по развитию у младших школьников коммуникативных компетенции, коммуникативных умений и навыков.
Мы выяснили, что коммуникативная компетенция в сегодняшнем понимании включает в себя собственно коммуникативный, перцептивный и интерактивный компоненты как основные характеристики процесса общения, рассматриваемые исследователями в качестве основных.
По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно- коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и эффективно-коммуникативные группы умений.
Мы установили, что младший школьный возраст - это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций. Осуществление всестороннего контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде представляется не только возможным, но и необходимым направлением исследования данного феномена, поскольку это является необходимым условием для создания нормального психологического климата в школьном коллективе и осуществления эффективного учебно- воспитательного процесса.
В проведенном в рамках выпускной квалификационной работы исследования в целом решены поставленные задачи и подтверждены основные положения выдвинутой гипотезы, что позволило сделать следующие выводы:
1. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что - то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на младший школьный возраст. Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. Для младшего школьника грамотная речь - залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.
2. Анализируя литературу, мы увидели множество точек зрения на определение понятия «коммуникативная компетентность», ставших более или менее устойчивыми и общепризнанными. Большинство авторов отмечают, что коммуникативная компетенция - это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст.
3. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей.
4. На материале проведённого исследования было доказано, что использование разнообразных способов и приёмов развития связанной речи является эффективным средством формирования коммуникативных навыков. В результате нашего исследования гипотеза, основанная на предположении о том, что если учитель будет проводить систематическую работу по формированию коммуникативных компетенций у младших школьников, то результаты развития связной речи повысятся, нашла свое подтверждение в данной выпускной ктcаlе(рекaцеoнноO работе.



1. Баширова Р. Р. К вопросу о формировании коммуникативной компетенции младших школьников / Р. Р. Баширова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2016. - № 2 (7). - С. 75-77.
2. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М. Р. Битянова / Сб. метод, материалов для администраторов, педагогов и школьных психологов. - М.: Педагогический поиск, 2015. - С. 12-15.
3. Блинкова С.И. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках / С. И. Блинкова, А.А. Салахова // Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. в 2-х частях. - 2017. - С. 41-43.
4. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева - М., 2012. -С. 12-14.
5. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников / Л.Н. Булыгина // Вопросы психологии. - 2015. - № 2. - С. 149.
6. Василькова Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Академия, 2010. - 156 с.
7. Волкова, Л. Г. Гармонизация личности средствами художественной культуры / Л. Г. Волкова // Искусство и образование. - 2012. - № 4. - С. 63¬67.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 2012 - С. 263 269.
9. Гейхман Л. К. Коммуникативная компетентность профессионала / Л. К. Гейхман // Профессиональное образование. - М., 2016. - С. 45-46.
10. Грезина С.С. Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности / С. С. Грезина // Эффективные модели психолого-педагогического и методического сопровождения внедрения ФГОС НОО: материалы регион, науч.-практ. конф. Нац. исслед. Нижегород. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал. - 2016. - С. 75-81.
11. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе / Н. И. Дереклеева. - М., 2015. - С. 124-135.
12. Еланцева Н.Д. Организация развивающейся сферы как условие как художественно-эстетического воспитания школьников / Н.Д. Еланцева // Начальная школа плюс. - 2012. - № 12. - С. 10-12.
13. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И.Н. Ерошенков. - М.: НГИК, 2014. - 32 с.
14. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2014. - С.45.
15. Ооржак Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Ооржак. - М.: Чистые пруды, 2012. - С. 23¬26.
16. Кабдолова К.Л. Формирование компетенций как необходимое условие повышения качества образования // Открытая школа. - 2014. - С. 45-47.
17. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М.: Флинта, Наука, 2011. - С. 56-58.
18. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение./А.И. Ковалева - М., 2012 - 115 с.
19. Ковалев Г. А., Петровская Л. А., Спиваковская А. С. Об одной из форм психологической помощи учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми // Общение и развитие психики. - М., 2011. - С. 25
20. Кабуш В.Т. Человек: Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. - Минск, 2015. - С. 56-78.
21. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх А.А. Максимова Начальная школа. - 2015. -№ 1,- С.30-34
22. Михайлова И. М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности / И. М. Михайлова. - М.: Псков. ПГПУ, 2015. - 188 с.
23. Монастырская Т.В. Театрализованные представления, утренники, конкурсные программы. - Волгоград: Учитель, 2009. - 263 с.
24. Мурик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 2016. С'. 23-26.
25. Мурик А.В. Социальная педагогика. Академия. - М., 2012. - С. 56-58.
26. Рождественский, Н.С. Речевое развитие младших школьников / Н.С. Рождественский. - М.: Просвещение, 2016. - С. 123-125.
27. Рябцева О.М. Сущность понятия коммуникативная компетенция (КК) // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2016. - № 9-2 (64). - С. 136-138.
28. Салахутдинов Р.Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. - Казнь, РИЦ «Школа», 2012. 216 с.
29. Сальникова С.А. Ключевые компетенции в современном образовании / С.А. Сальникова // Начальная школа плюс до и после, №12. - М.: Красная звезда, 2011. - С. 39-44.
30. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / Серия: О чем спорят в языковой педагогике. - М.: Еврошкола, 2014. - 178 с.
31. Сергеев Г.А. Компетентность и компетенции в образовании/ Г.А. Сергеев - Владимир: Изд-во Владимирского гос. ун та, 2010. - С. 56-57.
32. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / И.С. Сергеев, В.И. Блинов. - М.: АРКТИ, 2017.- 223 с.
33. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 2012. - С.67-69.
34. Сытенко Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности / Т.В. Сытенко // Школьные технологии. - 2015. - № 7. - С. 32.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010. - С. 56-58.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: второе поколение. - М.: Просвещение, 2011.- 112 с.
37. Чанько А.Д. Некоторые аспекты внедрения активных методов обучения в практику преподавания школьных дисциплин. Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования [Текст] / А.Д. Чанько. - Тверь, 2015. - 215 с.
38. Чиркова Ф.В. Обучение общению. // Начальная школа. - 2012. - №6. - С. 38 - 42.
39. Чошонов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие / М.А. Чошонов. - М.: Народное образование, 2015. - 160 с.
40. Шарманова С.Б. Развитие коммуникативных способностей у детей на уроках физической культуры // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - №4. -С. 38 - 42.
41. Ширяева Ю.С., Щеголева Г.С. Возможности речевого развития младших школьников в группе продленного дня // Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. Т. 2. № 2. С. 351-360.
42. Шкуричева Н. Я хочу учиться вместе. Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности. // Начальная школа. Приложение к г. «Первое сентября». - 2011. -№13. - С. 37-41.
43. Шмайлова, О.В. Проблема формирования коммуникативной культуры в педагогических исследованиях. // Совершенствование образовательного процесса и управления им / Под ред. В.П. Симонова. - М.: МПА, 2009. - С. 26 - 27.
44. Шустова, Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии. - 2010. - №4. - 54- 57 с.
45. Щиголева Н.В. О курсе «Общение» для младших школьников. // Начальная школа. - 2010. - №10. - С. 57 - 59.
46. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / ДБ. Эльконин. - М.: Знание, 2010. - 345 с.
47. Якиманская, И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. - 2014. - №2. - 64 - 77 с.
48. Яковлева Е.А. Культура речи и коммуникативная грамотность общества // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: Сб. материалов X Международной конференции по риторике (1-3 февраля 2006 г.). - М.: Флинта; Наука, 2016. - С. 87-91
49. Яковлева, Е.А. Качество обучения русскому языку - насущная задача современности // Учитель Башкортостана, 2012, № 4, с. 38 - 41
50. Яковлева Е.А. Феномен речевого поведения: национальный аспект // Актуальные проблемы башкирской, русской, тюркской филологии : Материалы научно-практической конференции, посвященной 95-летию Башгосуниверситета и 85-летию Мустая Карима. - Уфа: РИО БашЕУ, 2014. - С. 181-183
51. Яшина, Н.К. К проблеме коммуникативной игры в педагогическом дискурсе // Начальная школа плюс До и после. - 2011. - №11. - С. 19-22.
Электронные ресурсы
1. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] // Доступ http: //nekrasovspb/ru/publikcation
2. Хуторской, А.В. Ключевые компетентности и образовательные стандарты // Интернет - журнал «Эйдос». 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.nU/oumal/2002/-4-23.htm
3. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетентностй как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс], http: //www.eidos.ru/ioumal/2002/0423. htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ