Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №165521

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика-балета

Объем работы53
Год сдачи2022
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические основы формирования навыков безопасного
поведения младших школьников в учебной деятельности 7
1.1. Проблема формирования навыков безопасного поведения в научно -
педагогической литературе 7
1.2. Особенности формирования навыков безопасного поведения младших школьников в учебной деятельности 14
2 Опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности использования методов формирования навыков безопасного поведения младших школьников в учебной деятельности 20
2.1. Анализ сформированное™ навыков безопасного поведения
младших школьников 20
2.2. Методические рекомендации по использованию методов
формирования навыков безопасного поведения младших школьников в учебной деятельности 26
Заключение 36
Список использованных источников 37
Приложение А Методика на определение теоретических знаний по основам безопасности жизнедеятельности (Р. Б. Стеркина) 42
Приложение Б Методика определение теоретических знаний по основам безопасности жизнедеятельности в учебно-воспитательных условиях (А. Ю. Городова) 44
Приложение В Методика наблюдение за детьми в естественных условиях 47
Приложение Г Протоколы диагностик (констатирующий этап) 48
Приложение Д Протоколы диагностик (контрольный этап) 50


Сегодня важнейшим условием сохранения жизни и здоровья человека становится необходимость формирования навыков безопасного поведения, а проблема обучения детей основам безопасного поведения имеет важное государственное значение. Поэтому освоить навыки безопасного поведения должен каждый выпускник образовательной организации. О важности формирования навыков безопасного поведения свидетельствует большое количество исследований, среди которых работы Л. П. Анастасовой [1], И. А. Баевой [4], С. В. Белова [6], О. С. Васильевой [9], М. Г. Ивановой [24], Г. А. Костецкой [26], Ю. П. Лисицына [30], М. Г. Магомедов [32], В. И. Мошкина [36], Т. А. Обуховой [38], Е. В. Овечкиной [39], С. Н. Пивненко [43] и др. В своих работах авторы подчеркивают важность формирования культуры и навыков безопасного поведения школьников основываясь на приоритетах задачах современной системы образования. Кроме того, ученые рассматривают безопасное поведение как составляющую повседневной жизни человека.
В этом контексте важно говорить о формировании навыков безопасного поведения начиная с начальной ступени основной школы, что продиктовано ФГОС НОО. В документе важное место занимают вопросы здоровья и безопасности жизнедеятельности: введен в оборот термин - «безопасный образ жизни» [45]. Многочисленные исследования (В. А. Бойчук [8], А. В. Вяткина [16], С. Н. Дрозд [22], В. С. Кузнецов [28], А. Н. Митяева [35], М. В. Мякишева [37], Е. В. Овечкина [39], и др.) подтверждают тот факт, что особое внимание необходимо уделять формированию безопасного поведения младших школьников, так как в начальной школе нет такого учебного предмета как безопасность жизнедеятельности, где учат безопасному поведению. Приобретение навыков безопасного поведения можно сделать более эффективным при использовании широкого спектра педагогических методов. В связи с этим актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений.
Цель исследования: охарактеризовать методы формирования безопасного поведения младших школьников в учебной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования навыков безопасного поведения в учебной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: методы формирования навыков безопасного поведения в учебной деятельности младших школьников
Задачи исследования:
- проанализировать проблему формирования навыков безопасного поведения младших школьников в научно-исследовательской литературе;
- охарактеризовать особенности формирования навыков безопасного поведения в учебной деятельности младших школьников;
- провести анализ сформированное™ навыков безопасного поведения младших школьников;
- разработать методические рекомендации по использованию методов формирования навыков безопасного поведения младших школьников в учебной деятельности
База исследования: ЧОУ «Енисейская Православная Гимназия», г. Енисейск, Красноярский край.
Методы научного исследования: анализ научно-педагогической, литературы по проблеме исследования; анкетирование, наблюдение, метод количественного и качественного анализа результатов исследования, систематизация, обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по использованию широкого спектра методов формирования навыков безопасного поведения младших школьников в учебной деятельности; кроме того, материалы выпускного исследования могут быть использованы студентами для написания научных работ по обозначенной проблеме.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалификационной работы отражены в материалах Информационного образовательного портала Infourok.ru.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из 4 параграфов, заключения и списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ педагогическо-научной литературы показывает, что сегодня все более актуальной становится проблема овладения младшими школьниками навыками безопасного поведения в учебной деятельности. В своем исследовании за основу мы взяли определение С. В. Белова, который под безопасным поведением понимает «систему ценностей, знаний, способов деятельности, норм и правил безопасности, основная функция которых - формирование и развитие готовности к профилактике и минимизации опасных жизненных факторов» [6].
Безопасное поведение человека является целой системой последовательно выполняемых действий, которые осуществляют относительно безопасный контакт индивида с окружающими его условиями, от которых зависит сохранение и развитие жизни, удовлетворяющих жизненно важные интересы для достижения значимых целей. Чтобы организовать безопасное поведение в учебной деятельности младшего школьника предполагается работа учителя, которая будет направленна непосредственно на создание условий, которые необходимы для современной и эффективной работы младших школьников.
Формирование навыков безопасного поведения в учебной деятельности младших школьников имеет свои особенности: возрастные особенности (ведь младший школьный - период активного усвоения накопленных знаний и опыта; методические (приучение ребенка к построению безопасного поведения в учебной деятельности, на улице и в быту).
Для определения уровня сформированности навыков безопасного поведения нами было организовано и проведено диагностическое исследования на базе ЧОУ «Енисейской православной гимназии». В данном диагностическом исследовании мы использовали три разны методики. В ходе исследования мы выяснили, что большинство обучающихся третьих классов (54%) имеют низкий уровень сформированности навыков безопасного поведения диагностирован; 34% - средний и 12% - высокий. Результаты диагностики подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по формированию безопасного поведения у младших школьников в учебной деятельности. В связи с этим нами были разработанным методические рекомендации по использования широкого спектра методов формирования навыков безопасного поведения младших школьников в учебной деятельности. Результаты повторной диагностики подтвердили эффективность методических рекомендаций: низкий уровень сформированное™ безопасного поведения диагностирован лишь у 4% обучающихся; средний -у 62 %; высокий - у 34% обучающихся.



1. Анастасова, Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности 1 - 2 класс / Л. П. Анастасова. - Москва : Просвещение, 2019. - 204 с.
2. Асеев, В. Т. Возрастная психология: учебное пособие / В. Т. Асеев. - Иркутск, 2016. - 372 с.
3. Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асломов. - Москва : Смысл, 2014. - 427 с. 5.
4. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И. А. Баева. - Санкт-Петербург : Союз, 2017. - 301 с.
5. Бардиер, Г. Л. Психологическое сопровождение естественного развития младших школьников. / Г. Л. Бардиер. - Санкт-Петербург, 2018. - 223 с.
6. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С. В. Белов. - Москва : Высшая школа, 2019. - 507 с. 9.
7. Бойченко, Т. Е. Основы здоровья: учебник для 3 класса / Т. Е. Бойченко. - Москва : Просвещение, 2019. - 159 с. 10.
8. Бойчук, В. А. Обучение младших школьников основам безопасного поведения и культуре здоровья / В. А. Бойчук // Основы безопасности жизнедеятельности, 2011. - № 5. - С. 27-29.
9. Васильева, О. С. Исследование представлений о безопасном образе жизни / О. С. Васильева, Е. В. Журавлева // Психологический вестник РГУ. - Ростов- на-Дону, 2012. - С. 420-429.
10. Вахрушев, А. А. Методические рекомендации для учителя. / А. А. Вахрушев // Педагогика и психология. - 2017. - 37 с.
11. Веракса, Н. Е. Детская психология. / Н. Е. Веракса. - Москва , 2020. — 446 с.
12. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир «Начальная школа XXI» Концепция и программы для начальных классов / Н. Ф. Виноградова. -
Москва : Просвещение, 2017. - 130с.
13. Виноградова, Н. Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа, 2020. - № 9 - 10-13 с.
14. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. / Л. С.
Выготский. — Москва, 2020. — 160 с.
15. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. / Л. С. Выготский. - Москва, 2014. - 672 с.
16. Вяткина, А. В. особенности организации учебной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности в начальной школе // Актуальные вопросы современной науки и образования. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. - Пенза, 2021. - С. 177-179.
17. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. - Москва : Университет, 2000. - 336 с.
18. Герд, А. Я. Педагогика / А. Я. Герд // Избранные педагогические труды. — Москва, 2020. — 16 с.
19. ГОСТ Р 12.3.047-98 ССБТ. «Пожарная безопасность
технологических процессов. Общие требования. Методы контроля»
20. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. - Москва : Издание книгопродавца-типографа М. О. Вольфа, 1880-1882. - Т. 2: И-О. 1881. - 807 с.
21. Дубровский, В. И. Валеология: ЗОЖ: Учебное пособие / В. И. Дубровский. - Москва : Флинта, 2012. - 230с.
22. Дрозд, С. Н. обучение младших школьников правилам дорожного
движения // Вестник научных конференций, 2019. - № 6-2 (46). С. 41-42.
23. Ефимкина, Р. П. Детская психология: методические указания / Р. П. Ефимкина. - URL: http://pedlib.rU/Books/1/0404/1_0404-1.shtml(дата обращения: 22.04.2022).
24. Иванова, М. Г. Безопасный образ жизни как предмет исследования в психологии / М. Г. Иванова // Психологическая наука и образование. - Москва , 2016. - С.99 - 101.
25. Коджаспирова, Г. М. Безопасность образовательной среды детских учреждений. Психолого-педагогический аспект: учебное пособие / Г. М. Коджасприрова, А. Ю. Коджаспиров. - Москва : Экон-Информ, 2014. - 401 с.
26. Костецкая, Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы / Г. А. Костецкая. - Москва : «Новые технологии», 2016. -145 с.
27. Кузнецов, В. И. Формирование безопасного образа жизни в начальной школе: Учеб.- метод. пособие. - Чита : ЗабГГПУ, 2012. - 168 с.
28. Кузнецов, В. С. Воспитание безопасного образа жизни на уроках «Окружающего мира» в начальной школе / В. С. Кузнецов. - Москва : НЦЭНАС, 2012. - 272с.
29. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники: особенности развития. / И. Ю. Кулагина. - Москва : 2019. - 174 с.
30. Лисицын, Ю. П. Образ жизни и здоровье населения / Ю. П. Лисицын. - Москва : Просвещение, 2013. - 140с.
31. Люблинская, А. А. Очерки психического развития ребенка / А. А. Люблинская. - URL: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8144.php(дата обращения: 26.05.2022).
32. Магомедов, М. Г. Педагогические условия подготовки будущего учителя к формированию культуры безопасного поведения школьников в экстремальных ситуациях: диссертация кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Магомедов М. Г. - Махачкала, 2017. - 178 с.
33. Манжелей, И. В. Педагогические модели развития безопасного образа жизни / И. В. Манжелей // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - Москва, 2014. - № 4. - С.2-9.
34. Марчук, Н. Ю. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков / Н. Ю. Марчук, И. В. Пестова, Т. Р. Дильмиева. - Екатеринбург : ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. - 52 с.
35. Митяева, А. Н. Психолого-педагогические условия становления безопасного образа жизни младших школьников: Диссертация на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - Орел, 2013. - 209с.
36. Мошкин, В. Н. Воспитание культуры личной безопасности / В. Н. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности, 2014. - № 11. - С. 20 - 23.
37. Мякишева, М. В. Воспитание личности ребенка безопасного типа поведения. Теория и практика решения проблемы во взаимодействии педагогов и родителей / М. В. Мякишева // Начальная школа Плюс До и После, 2015. - № 6. - С. 21-27.
38. Обухова, Т. А. Формирование культуры безопасного поведения школьников как педагогическая проблема / Т. А. Обухова // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 3. - С. 52-57.
39. Овечкина, Е. В. Обучение безопасному поведению детей школьного возраста с использованием квест-технологий / Кошкина Н. А. // Научное обозрение. Педагогические науки, 2020. - № 4. С. 80-84.
40. Основные результаты исследования PISA-2015. Федеральный
институт по оценке качества образования. - URL:
http://adu.by/images/2018/02/PISA_2015_results_short_report.pdf (дата
обращения: 17.03.2022).
41. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - Москва : Просвещение, 2009. - 582 с.
42. Поташник, М. М. Уроки «Окружающего мира» как основа воспитания культуры здоровья / М. М. Поташник. - Москва : Просвещение, 2014. - № 4. - С.22-28.
43. Пивненко, С. Н. Особенности становления и развития
дидактических иллюстраций, используемых для формирования безопасного поведения обучающихся: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Пивненко С. Н. - Ростов-на-Дону, 2014. - 154 с.
44. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. - Москва : Просвещение, 2013. - 224 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 (с изменениями, внесенными приказом Минобр. науки России от 26 ноября 2010 г. №1241). - URL:
https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf(flaта обращения: 28.09.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ