Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внешняя политика Турции в современный период

Работа №165514

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы73
Год сдачи2021
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ 10
1.1 Концептуальные основы и внешнеполитические ориентиры Турции в
XXI в 10
1.2 Взаимодействие Турецкой Республики с внешними акторами 19
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ
ПОЛИТИКИ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ 35
2.1 Проблемы реализации внешнеполитической деятельности в условиях
современной геополитической турбулентности 35
2.2 Перспективы реализации внешней политики Турецкой Республики .... 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63

Актуальность темы исследования. На современном этапе наблюдается рост влияния региональных акторов, которые все больше претендуют на укрепление собственной роли в международных отношениях. Одним из таких является Турецкая Республика. Первая светская исламская республика сейчас является важным игроком на международной арене, постоянно увеличивая свой стратегический потенциал, а соответственно, и авторитет в мире. Турция, в последние годы приобрела значительный вес и стремится к утверждению в роли государства с мировым значением. Используя свое выгодное географическое положение, контакты с соседями и партнерами, официальная Анкара постепенно увеличивает свою роль в регионе и стремится занять вакуумное место регионального лидера и в мире, имплементируя собственный внешнеполитический курс, несмотря на критику западных стран, ЕС и США.
Издревле находясь на перекрестке путей между миром Востока и Запада, Турция претендует на исключительную позицию в отношениях этих регионов между собой, а также в их внутренних процессах и событиях. Универсальное расположение между Европой и Азией делает внешнюю политику Турции одним из ее главных политических вопросов, особенно в области регионального сотрудничества. Факторы, меняющие международную систему, такие как распад СССР, цветные революции и военные действия в восточных странах, перманентная нестабильность Ближнего Востока и пр. приводят к тому, что Турция ведет свою внешнюю политику продуманно и активно, занимая наиболее выгодные для себя позиции.
Актуальность темы исследования также связана с существенным изменением внешнеполитического курса Турции с приходом к власти Партии справедливости и развития. Во внешней политике государства изменились приоритеты, стали более четко сформулированы национальные интересы. Турция проводит активную региональную политику, взаимодействуя с сопредельными регионами. Произошла диверсификация внешней политики Анкары, что проявляется в попытках отхода от позиции младшего партнера США в регионе, в усилении контактов с Россией. Отношение к России кардинально изменилось в современной Турции, что во многом обусловлено существованием разногласий государств по ряду важных вопросов международной повестки дня и региональной безопасности и в современном турецком политическом дискурсе Россия фигурирует в качестве антагониста Западу.
Таким образом, актуальность темы подчеркивается тем фактом, что Анкара, чувствуя свой политический и экономический потенциал, проводит независимую внешнюю политику, которая направлена, прежде всего, на реализацию собственных национальных интересов и закрепление статуса регионального лидера. Турция постепенно перестает идти в кильватере внешнеполитических планов стран Запада и США, как это было раньше, и одновременно проводит политику, в основе которой лежит содействие стабильности и развитию Ближневосточного региона, что, в свою очередь, неизбежно приведет к еще большему усилению роли Турецкой Республики на мировой политической арене. Соответственно, можно утверждать, что внешняя политика Турецкой Республики приобретает более отчетливый по самостоятельности и активный характер в контексте происходящих изменений на геополитической карте мира.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2002 г. по настоящее время. Нижняя граница обусловлена победой на парламентских выборах Турции Партии справедливости и развития (ПСР), внешнеполитическая линия которой позволила заложить основу для нового независимого внешнеполитического курса страны. Верхняя граница обусловлена современным периодом, когда продолжаются Турции сгладить конфронтацию по ключевым вопросам международной повестки дня и искать возможные точки соприкосновения для сотрудничества с восточными странами, Россией, постсоветским пространством и Западом. Тем не менее, для выстраивания полноценной картины внешней политики Турции и выявления возможной перспективы, были затронуты события, выходящие за обозначенные хронологические рамки.
Степень научной разработанности темы. Вопросы внешней политики, а также проблематика роли и места современной Турции на международной арене в контексте новых подходов к международным делам нашли свое отражение в различных направлениях, достаточно широко освещенных в отечественных и зарубежных исследовательских кругах. Отдельные аспекты турецкой внешней политики в частности вопросы взаимоотношений с ведущими центрами силы современной международной арены, раскрыты в работах таких исследователей, как: В.А. Аватков, А.С. Абрамян, М.Э. Бостанов, К.В. Вертяев, А.Г. Геворгян, А. Давутоглу, Н. Демирель, А.С. Исаков, Д.Е. Еремеев, Л.С. Вартазарова, И.Я. Кобринская, С.В. Уткин, Н.Г. Киреев, В.А. Надеин-Раевский, В.Н. Панин, Г.Э. Паниев, Ц. Каземирис и др.
Вопросы взаимоотношений Турции с представителями Западного сообщества, в частности - напряженность отношений с США и НАТО, а также неудачная евроинтеграции Турции, отражены в работах таких исследователей, как: А.А. Бгуашева, Н.Н. Бобкин, В.А. Корочкина, И.А. Свистунова, М. Сейфеттин, А.А. Флегентова, П.П, Тимофеев, А.И. Шумилин, П.В. Шлыков, К. Аткас, О. Сакир, О. Дурсун-Озканца, М. Эдисон, Д. Джоунс и др.
Проблематике российско-турецких отношений посвящено большое количество научных трудов, но основной интерес представляют работы, направленные на анализ динамики российско-турецких отношений, что, в частности, приводит к их постоянной трансформации. К числу таких исследований необходимо отнести работы следующих авторов: М.К. Зиганшин, Н.Г. Киреев, А.В. Кортунов, Э. Эршен, И.С. Иванов, В. Аватков, А. Солодовникова, А.Г. Дружинин, А. Ермекбаев, Г. Шотанова, Л.
Абжапарова, А. Султанова, Ж.А. Павельева, И. Стародубцев, Р.Н. Шангараев, В.С. Ягья, Д.В. Соломина, С. Кассимерис, В. Волкер, X. Козебалабан и др.
Объект исследования - внешняя политика Турецкой Республики в постбиполярный период.
Предмет исследования - ключевые векторы и направления внешнеполитического курса Турции в XXI в.
Цель исследования - исследование внешнеполитического курса Турецкой Республики в условиях трансформации и перманентной нестабильности современных международных отношений.
Поставленная цель дает возможность сформулировать следующие задачи исследования:
- рассмотреть концептуальные основы и внешнеполитические ориентиры Турции в XXI в.;
- проанализировать особенности взаимодействия Турецкой Республики с внешними акторами (на примере США, ЕС, России);
- выявить проблемы реализации внешнеполитической деятельности в условиях современной нестабильности международных отношений;
- осветить возможные перспективы реализации внешней политики Турецкой Республики.
База исследования может быть подразделена на несколько групп. К первой группе источников относятся нормативно-правовые акты Турции, которые легли в основу внешней политики государства (в том числе официальные документы в области внешнеполитического планирования, концепции по вопросам приоритетов во внешней политике и роли в ней европейского пространства, и государственные стратегии, в отношении зарубежного партнерства в XXI в.).
Ко второй группе источников необходимо отнести двусторонние и многосторонние договоры, соглашения Турции с зарубежными партнерами.
В третью группу входят публицистические источники, в числе которых официальные выступления, совместные заявления глав правительств и внешнеполитических ведомств, материалы саммитов и встреч на высшем уровне.
Методологическая база исследования.
В работе реализованы возможности таких методологических принципов, как например, принцип историзма, что позволило изучить проблему с учетом развития и исторической динамики анализируемых феноменов и процессов. Системный метод позволил рассматривать дипломатический вектор внешней политики Турции и международное сотрудничество с зарубежными партнерами как целостную систему с присущими ей правилами и специфическими правовыми механизмами, формирующимися в контексте становления Турции, как самостоятельного актора. Для накопления эмпирического материала были реализованы возможности методов: наблюдения, сравнения и ситуационного анализа. Для интерпретации полученных данных и выявления закономерностей был привлечен метод ивент-анализа (методика анализа событий), который базируется на исследовании динамики событий на международной арене, в том числе и на пространстве европейского, Ближневосточного регионов, в целях выявления ключевых тенденций развития, наряду с перспективами и формулировкой возможных прогнозов и рекомендаций по теме работы.
Структура работы обусловлена поставленными во введении целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. Стратегические цели Турции во внешней политике связаны с поиском и обеспечением баланса сил на региональном и глобальном уровне, поиском новых точек соприкосновения с новыми центрами принятия решений, а также такими аспектами как укрепление позиций Турции на региональном уровне, поиск баланса между свободой турецкого народа и безопасностью, такими принципами как многовекторность, координация международных усилий государств для решения глобальных проблем, участие в международных и региональных организациях, что позволит укрепить внешнеполитические позиции турецкого государства в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Достижение внешнеполитических целей, в свою очередь, становится возможным при условии стабилизации внутриполитической ситуации - обеспечения безопасности турецких граждан, развитии общественного, дипломатического взаимодействия на всех уровнях, развитии экономики, привлечении инвестиций, интеграции в жизнь общества демократических ценностей с одной стороны, и сохранении традиций, исторического и культурного наследия Турции с другой стороны, повышении социальных стандартов и интеграции турецкого общества в глобальные цепочки движения капитала, инвестиций, политического сотрудничества, социальной деятельности и т.п.
2. Ключевыми ориентирами внешней политики Турции в данном случае выступают такие аспекты как укрепление позиций государства в качестве регионального лидера и центра принятия стратегических решений, а также интеграция элементов из идеологии неоосманизма в современную внешнеполитическую деятельность Турции - к примеру, укрепление взаимодействия с бывшими территориями Османской империи, объединение тюркских народов (интеграционное взаимодействие, использование истории и религии как объединяющего фактора), что дополняется укреплением консервативной составляющей в осуществлении внешней политики Турции на современном этапе, и что дополняется развитием отношений с другими регионами - США, ЕС, РФ, КНР. Указанное обстоятельство указывает на высокий уровень законодательной и институциональной проработанности базы, способствующей осуществлению внешнеполитической деятельности Турции, которая осуществляется как на базе государственных структур (МИД Турции), отдельных лиц (Президент Турции), так и на базе некоммерческих либо аффилированных с государством структур, нацеленных на взаимодействие как с отдельными сообществами, отдельными государствами, так и целыми регионами (аналитические центры, культурные центры, некоммерческие организации, отдельные фонды, религиозные объединения), формирующие, в своем комплексе, совокупную внешнеполитическую деятельность Турции.
3. Отношения Турции с США и ЕС обладают широким спектром проблем, связанных с разными подходами и долгосрочными интересами государств. Так, США, равно как и ЕС воспринимают Турцию как стратегического партнера по НАТО, и инструмента осуществления геополитических интересов США и ЕС на Ближнем Востоке. Отдельно стоит отметить военную сферу, учитывая, что Турция обладает вторым по численности континентом НАТО, что обуславливает высокий вклад государства в обеспечение региональной и глобальной безопасности. Одновременно с этим, высокий вклад Турции в обеспечение безопасности связан с позиционированием политическим руководством Турции роли турецкого государства как ключевого актора и регулятора отношений, политических и экономических процессов на региональном уровне, иными словами - самостоятельного актора, который формирует свою политику исходя из своих собственных национальных интересов и внешнеполитических приоритетов, а не который является инструментом продвижения американских либо европейских интересов. Вполне закономерно, что разница в подходах приводит к осложнениям в отношениях между Турцией, ЕС и США, а также критике отношений Турции с РФ и КНР, и разному восприятию террористической угрозы в регионе (поддержка курдов со стороны США, критика отношений Турции и Ирана, и т.п.). Другой пласт проблем связан с восприятием Турции в ЕС - так, учитывая продолжительные связи между Европой и Турцией, ЕС не заинтересован в полноценном членстве Турции в ЕС, что связано с возможным изменением баланса сил и интересов, нарушением совокупной целостности ЕС. В данном случае, Турция позиционируется как партнер Сообщества, но не как полноценный участник, что дополняется формированием новых условий для вступления Турции в ЕС, либо заморозкой переговорного процесса по причине абстрактных проблем - обвинений в нарушении прав человека и т.п. С другой стороны, европейский вектор Турции долгое время позиционировался в качестве магистрального направления внешней политики государства, однако искусственное затягивание процесса привело к росту скептических настроений относительно европейского будущего Турции, хотя о полном отказе от европейского вектора на данный момент говорить не приходится. Указанная ситуация, в конечном итоге, оказывает прямое влияние на формирование проблем в отношениях между Турцией и другими центрами мира, от факта решения которых зависят перспективы геополитического положения Турции в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
4. Отношения между РФ и Турцией в XXI веке могут быть идентифицированы в качестве достаточного развитого диалога, в развитии которого заинтересованы оба государства. Как результат, характерными проявлениями данного взаимодействия является развитие торгового, экономического, политического, дипломатического и энергетического диалога, дополняя данные элементы развитием сотрудничества в сфере обеспечения безопасности на региональном уровне. Одновременно с этим, в отношениях двух государств существующею ситуативные противоречия, в отношении проводимой государствами политики, проявлением чего являются турецкие атаки на российский самолет в 2015 г., одностороннее введение ВС Турции в Сирию в 2019 г., что создает угрозу активизации деструктивных процессов в отношениях двух государств на современном этапе развития. Российский и турецкий подходы предполагают укрепление влияния государств на региональном уровне (Северная Африка, Ближний восток, Центральная Азия). Тем не менее, если позиция РФ направлена на укрепление экономических и политических взаимосвязей как с ЕС, так и с государствами АТР (в рамках реализации концепции «Разворота РФ на Восток»), то турецкий подход предполагает позиционирование государства как одновременно и европейского, и азиатского государства. Также схожие черты во внешнеполитических подходах государств связаны с нацеленностью на укрепление позиций государств на Ближнем Востоке, посреднической роли в урегулировании конфликтов, что будет способствовать формированию благоприятного образа государств, в сферу интересов которых входит обеспечение региональной безопасности. Наличие политической воли в нацеленности государств на укрепление сотрудничества, позволит заложить придать положительную динамику дальнейшему развитию росийско-турецких отношений в среднесрочной и долгосрочной перспективе. С другой стороны, игнорирование указанных направлений приведет к ухудшению отношений и эскалации противоречий, разрешение которых может являться долгосрочным процессом. Также важно отметить, что развитие отношений должно осуществляться как на официальном политическом уровне, так и на уровне отдельных ведомств, министерств, а также на общественном и частном уровне, что позволит гармонизировать существующую систему российско-Отурецких отношений в целом.
5. Внешнеполитическая деятельность Турции имеет ярковыраженное глобальное и региональное измерение. К глобальному измерению необходимо отнести отношения с ключевыми центрами принятия стратегических решений - отношения с США, РФ, государствами ЕС, отношения с Китаем. В данной плоскости, характерные проблемы связаны с конкуренцией между Турцией и США, ЕС, разным восприятием вопросов безопасности, а также разным подходам к отдельным государствам (к примеру, к Израилю и Ирану). Также характерные сложности заключаются в восприятии Турции как инструмента реализации геополитических интересов Запада в регионе, хотя на официальном уровне данная деятельность позиционируется в качестве посреднической функции Турции. Указанное обстоятельство не соответствует интересам Турции, заинтересованной в повышении самостоятельности и приоритете не западных, а своих собственных интересов в процессе реализации внешнеполитической деятельности, что вызывает критику со стороны США и государств ЕС, и обуславливает активизацию сомнительной политической риторики о недопустимости сотрудничества Турции с стратегическими противниками США - РФ, Ираном, Китаем. В свою очередь, данные государства, будучи полноценными центрами силы, могут предоставить Турции полноценные ресурсы для укрепления роли государства на региональном уровне, а также укрепления экономического потенциала турецкого государства.
6. С другой стороны, Турция имеет общие точки соприкосновения с США и с ЕС - главным образом, в плоскости экономического, политического, военно-технического сотрудничества, сотрудничества в урегулировании ситуации в Сирии, сотрудничества по миграционным вопросам с ЕС, а также сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом (включая взаимодействие в рамках НАТО). На текущий момент, общие точки соприкосновения, несмотря на наличие двоякой политической риторики в заявлениях Турции, США и ЕС, преобладают, в своем материальном выражении, над проблемами, что позволяет сделать допущение про отсутствие факта полного отказа от прозападной ориентированности Турции. Решение указанных противоречий, наличие уважения со стороны США и ЕС к позиции Турции, будет способствовать повышению эффективности отношений данных сторон, что позволит стабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке, тогда как сотрудничество с РФ и КНР, придаст положительный импульс обеспечению безопасности в уязвимых для процессов дестабилизации регионах, и придаст Турции новый импульс для развития в геополитическом и экономическом масштабе. Применимо к региональному измерению необходимо отнести отношения с Сирией, Ираком, Израилем, Ираном, постсоветским пространством, борьбу с курдами. В данном случае, Турция имеет расхождения с каждым из данных государств, однако также у сторон существуют и общие цели - обеспечение региональной и глобальной безопасности, урегулирование региональных кризис, обеспечение сотрудничества в миграционной сфере. Как результат, решение проблем по каждому направлению позволит гармонизировать политику Турции в долгосрочной перспективе, позволит укрепить роль государства как одного из ключевых региональных акторов и позволит повысить совокупную эффективность в осуществлении внешнеполитической деятельности.
7. Перспективы реализации внешнеполитической деятельности Турции, с нашей точки зрения, могут быть связаны с такими факторами:
1) Успешная интеграция дипломатического ведения внешней политики в совокупный внешнеполитический инструментарий Турции, что позволит укрепить имидж государства как открытой для международной общественности, дружелюбной и заинтересованной в мире, продвижении демократических ценностей стране;
2) Способность обеспечить качественный переход от элементов жесткой силы к элементам дипломатии, а также способность фактически продемонстрировать международному сообществу, что Турция может проводить самостоятельную политику с учетом геополитической обстановки, но без оглядки на позицию США или государств ЕС, что позволит сформировать и укрепить имидж Турции как стойкого к политическим нападкам государства, заинтересованного в реализации своих собственных внешнеполитических и глобальных международных целей;
3) Способность объединить вокруг себя государства региона и международное сообщество перед лицом глобальных вызовов и угроз - главным образом, пандемией коронавируса, не допустив при этом политизацию процесса противодействия данной пандемии - данный принцип может быть связан с условной «коронавирусной дипломатией», не допускающей политизации таких вопросов как производство, распространение вакцины, оказание гуманитарной помощи, оказание помощи третьим странам в поставках медицинского оборудования, расходных материалов, работе специалистов из области здравоохранения, модернизации и строительстве вспомогательной инфраструктуры в области здравоохранения. Указанный подход позволит укрепить роль Турции как государства, способного провести четкую границу между национальными интересами, важностью оказания противодействия глобальным вызовам и угрозам без политических предрассудков, в интересах общества. Схожий подход может использоваться и в отношениях с США и ЕС, РФ в контексте противодействия международному терроризму, экстремизму, сотрудничеству в сфере экологии, изменения климата, сотрудничеству в рамках ООН, ОБСЕ, МАГАТЭ, а также в рамках взаимодействия в Сирии, Ираке, Ливии для разрешения региональных конфликтов и т.п.
Полагаем, что успешная реализация данных подходов позволит гармонизировать внешнеполитическую деятельность Турции и будет способствовать укреплению восприятия Турции как самостоятельного государства, прямо заинтересованного в обеспечении безопасности на региональном и глобальном уровне.



Нормативно-правовые документы
1. Указ Президента РФ № 583 от 28 ноября 2015 г. «О мерах по
обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» // [Электронный ресурс] URL:
http://kremlin.ru/acts/bank/40335(дата обращения: 10.02.2021)
2. Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2019 № 357 «Об
отмене некоторых специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» // [Электронный ресурс] URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201907250025?index=0&ran geSize=1 (дата обращения: 10.02.2021)
3. Agreement creating an association between the European Economic Community and Turkey 12 September 1963. // [Электронный ресурс] URL: https://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:f8e2f9f4-75c8-4f62-ae3f- b86ca5842eee.0008.02/DOC_2&format=PDF(дата обращения: 01.02.2021)
4. Agreement between the European Union and the Republic of Turkey on
the readmission of persons residing without authorisation of 16 December 2013. // [Электронный ресурс] URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:22014A0507(01 )&from=EN (дата
обращения: 01.02.2021)
5. Decision No 1/95 of the EC-Turkey Association Council of 22 December
1995 on implementing the final phase of the Customs Union // [Электронный ресурс] URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:21996D0213(01 )&from=EN (дата
обращения: 01.02.2021)
6. Hedef 2023 Adalet ve Kalkinma Partisi // [Электронный ресурс] URL: https://www.akparti.org.tr/hedef-2023/(дата обращения: 12.01.2021)
7. P.L. 115-44 Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act,
Sec. 231, August 2, 2017. // [Электронный ресурс] URL: https://www.congress.gov/bill/115th-congress/housebill/3364/text (дата обращения: 27.01.2021)
8. Treasury Sanctions Turkish Officials with Leading Roles in Unjust Detention of U.S. Pastor Andrew Brunson. U.S. Department of the Treasury, 01.06.2018. // [Электронный ресурс] URL: https://home.treasury.gov/news/press- releases/sm453(дата обращения: 15.01.2021)
9. Turkey’s Strategic Vision 2023 Project // [Электронный ресурс] URL: http://www.tsv2023.org/index.php/en/(дата обращения: 12.01.2021)
10. Di§i§leri Bakanliginin kurulus ve gorevleri hakkinda kanun. 13.07.2010.
// [Электронный ресурс] URL:
http://www.mfa.gov.tr/data/BAKANLIK/mevzuat-2013.pdf(дата обращения: 04.01.2021)
11. Disisleri Bakanligi Diplomatik Kariyer Memurlarinin Gorevde Yukselme Usul ve Esaslari Hakkinda Yonetmelik 7.07.2010. // [Электронный ресурс] URL: http://www.mfa.gov.tr/data/BAKANLIK/Mevzuat/5-kariyer.pdf(дата обращения: 04.01.2021)
12. Turkiye Cumhuriyeti Anayasasi 1982. // [Электронный ресурс] URL: https://www.icisleri.gov.tr/kurumlar/icisleri.gov.tr/IcSite/illeridaresi/Mevzuat/Kan unlar/Anayasa.pdf (дата обращения: 05.01.2021)
II. Литература:
Монографии, исследования
13. Аватков В.А. Внешнеполитический курс Турецкой Республики в рамках современной системы международных отношений: дне. ... докт. полит. наук: 23.00.04. - М., 2020. - 387 с.
14. Еремеев Д. Е. История турецкой общественной мысли XI- XXI веков. - М.: Квадрига, 2016. - 3 20 с.
15. Зиганшин М.К. Россия-Турция: от двустороннего сотрудничества к многоплановому партнерству (2001-2006 гг.). - Бишкек: Ош КРСУ, 2009. - 206 с.
16. Современная Турция: тренды развития и значение для России. / Под ред. Л.С. Вартазаровой, И.Я. Кобринской, С.В. Уткина. - М.: ИМЭМО РАН, 2019. - 54 с.
17. Киреев Н.Г. История этатизма в Турции. АН СССР, Ин-т востоковедения. - М.: Наука, 1991. - 340 с.
18. Углубление российско-турецких отношений: Доклад / А.В. Кортунов, Э. Эршен. под ред. И.С. Иванова - М.: РСМД, 2018. - 132 с.
19. Davutoglu A. The Strategic Depth. - Arab Scientific Publishers, 2010. - 648 p.
20. Kirisci K. Turkey and the West: Faultlines in a Troubled Alliance. - Washington: Brookings Institution Press, 2017. - 320 p.
21. Perincek D. FETO Darbesi. Kokleri Yukseli§i Ezilmesi ve Sonuglari. - Istanbul: Kaynak Yayinlari, 2016. - 208 p.
Статьи
22. Абрамян A.C. Политика популизма Эрдогана - вызов в Нагорном Карабахе? // Постсоветский материк. - 2020. - № 3. - С. 42-63.
23. Аватков В.А. Внешнеполитическая идеология Турции: текущие тенденции и перспективы развития // в кн.: Турция: новые реалии во внутренней политике и участие в региональных геополитических процессах. / Под. ред. В.А. Аваткова, С.Б. Дружиловского, А.В. Федорченко. - М.: МГИМО-Университет, 2014. - С. 11-17.
24. Аватков В., Солодовникова А. Сценарии и тренды развития российско-турецких отношений // Россия и мусульманский мир. - 2012. - № 6. - С. 115-124.
25. Бгуашева А.А. Турецко-американские отношения (2009 - 2019 гг.) // Азия и Африка сегодня. - 2020. - № 2. - С. 64-69.
26. Бобкин Н.Н. Кризис стратегического партнерства США и Турции: от недоверия к противостоянию // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2018. - № 7. С. 39-40.
27. Бостанов М.Э. Современная внешняя политика Турции в условиях глобализации // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 5. - 275-277.
28. Васецова Е.С Курдский вопрос в контексте урегулирования Сирийского конфликта // Вестник Московского университета. - 2019. - № 4. - С. 27-40.
29. Вертяев К.В. Исламский фактор в политической жизни Турции // в кн.: Ислам на современном Востоке: Регион стран Ближнего и Среднего Востока, Южной и Центральной Азии. / Под ред. В.Я. Белокреницкого, А.З. Егорина. - М.: Ин-т востоковедения РАН: Крафт+, 2004. - 440 с.
30. Геворгян А.Г. Курдский вопрос в турецко-сирийских отношениях в контексте Сирийского кризиса // Вестник РУДН. - 2019. - № 4. - С. 615-624.
31. Демирель Н. Влияние внешней политики Турции в Черноморском регионе на политику глобальных и региональных акторов современного мира // Известия Саратовского университета. - 2020. - № 2. - С. 236-241.
32. Дружинин А.Г. Российско-турецкие отношения в постсоветском евразийском контексте: экономические факторы, тренды, перспективы // Научная мысль Кавказа. - 2017. - № 4. - С. 5-14.
33. Исаков А.С. Агональный характер мягкой силы современной Турции // Дискурс-Пи. - 2017. - № 4. - С. 142-149.
34. Корочкина В.А. Исламский фактор в отношениях между Турцией, Палестиной и Израилем // Труды Института востоковедения РАН. - 2019. - № 20. - С. 222-237.
35. Косов Г.В., Шангараев Р.Н. Пересечение стратегических интересов России и Турции на постсоветском пространстве // Современная наука и инновации. - 2020. - № 3. - С. 148-155.
36. Надеин-Раевский В.А. Внешняя политика Турции: ветры перемен // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. - № 2. - С. 84-92.
37. Наумкин В. Сирия - не помеха дружбе России и Турции. // Вести
Кавказа. 28 ноября 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://
www.vestikavkaza.ru/news/Vitaliy-Naumkin-Siriya-ne-pomekha-druzhbe-Rossii- s-Turistii.html(дата обращения: 16.01.2021)
38. Павельева Ж.А. Фактор "мягкой силы" в российско-турецких отношениях на современном этапе // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - № 12. - С. 363-366.
39. Панин В.Н., Паниев Г.Э. Геополитические ориентиры Турции в начале XXI века // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2002. - № 1. - С. 86-88.
40. Свистунова И.А. Турецко-иранские отношения на Ближнем Востоке: в поисках регионального баланса // Вестник МГИМО Университета. - 2019. - № 4. - С. 130-144.
41. Сейфеттин M. Турецко-американские отношения: от стратегического партнерства к стратегической вражде // ANKASAM. 30 июля 2018. [Электронный ресурс] URL: https://www.ankasam.org/ru/TypeuKO- американские-отношения-от-ст/ (дата обращения: 06.02.2021)
42. Сулейманов А. Центры стратегических исследований внешней политики Турции // Россия и мусульманский мир. - 2011. - № 6. - С. 116-123.
43. Тимофеев П.П. Влияние миграционного кризиса в ЕС на отношения ЕС и Турции (2015-2016 гг.) // Вестник МГИМО Университета. - 2016. - № 2. - С. 62-71.
44. Флегентова А.А. Ближневосточный вектор внешней политики КНР (на примере китайско-турецких отношений) // Актуальные проблемы современных международных отношений. - 2017. - № 9. - С. 137-142.
45. Шумилин А.И. Евросоюз-Турция: конфликтное партнёрство // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. - 2020. - № 5. - С. 7-15.
46. Шлыков П.В. Между США, Европой и Евразией: трансформация внешнеполитических приоритетов Турции // Актуальные проблемы Европы. - 2020. - № 1. - С. 110-135.
47. Ягья В.С., Соломина Д.В. Отношения России и Турции в XXI веке: тенденции и трудности // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2014. - № 1. - С. 127-139.
48. Aktas K. Suriye ve Irak Ornekleri Uzerinden Turkiye-iran iliskileri: Is Birligi mi Rekabet mi? // Turkiye Ortadogu Calismalari Dergisi. - 2018. № 1. - P. 163-184.
49. Cakir O.D., Chasnouski M.E. Turkey in NATO: an extraordinary position // Журнал Белорусского государственного университета. -2020. - № 2. - С. 62-70.
50. Davutoglu A. Turkey’s Zero-Problems. // Foreign Policy. 20.05.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://foreignpolicy.com/2010/05/20/turkeys-zero- problems-foreign-policy/(дата обращения: 11.01.2021).
51. Demirtas S. Turkish foreign policy in 2020 and prospects for 2021 //
Daily News. December 28, 2020. [Электронный ресурс] URL:
https://www.hurriyetdailynews.com/opinion/serkan-demirtas/turkish-foreign- policy-in-2020-and-prospects-for-2021-161194(дата обращения: 09.05.2021)
52. Dursun-Ozkanca O. Conclusion: Turkey and the West - What Next? // In book: Turkey-West Relations: The Politics of Intra-alliance Opposition - Cambridge: Cambridge University Press, 2019. - P. 147-173.
53. Edison M. Turkey Formally Requests Extradition of Cleric Gulen from
US // ABC News, 13.09.2016. [Электронный ресурс] URL:
http://abcnews.go.com/International/turkey-formally-requests-extraditioncleric- gulen-us/story?id=42052108(дата обращения: 15.01.2021)
54. Jones D. Turkey's Erdogan Vows Not to Bow to US Threats // VOA.
July 29, 2018. [Электронный ресурс] URL:
https://www.voanews.com/europe/turkeys-erdogan-vows-not-bow-us-threats(дата обращения: 07.02.2021)
55. Hodges D. Policy Roundtable: The Future of Turkey’s Foreign Policy //
TNSR. October 24, 2019. [Электронный ресурс] URL:
https://tnsr.org/roundtable/policy-roundtable-the-future-of-turkeys-foreign-policy/(дата обращения: 08.05.2021)
56. Kassimeris C. Turkey’s foreign policy options: Europe, the USA or Central Asia? // Cotemporary politics. - 2010. - Vol. 16. - Iss. 3. - P. 321-336.
57. Khan B. Turkish Government Invites Bids for F-35 System Integration Contract. // Quwa Defense News and Analysis Group, 10.01.2018. // [Электронный ресурс] URL: https://quwa.org/2018/01/10/turkish-government- invites-bids-for-f-35-systemintegration-contract/(дата обращения: 27.01.2021)
58. Fiorenza N. Turkey leads NATO VJTF in 2021 // Janes. 6 January 2021. [Электронный ресурс] URL: https://www.janes.com/defence-news/news- detail/turkey-leads-nato-vjtf-in-2021(дата обращения: 30.01.2021)
59. Macias A. U.S. sanctions Turkey over purchase of Russian S-400 missile system // CNBS. December 14, 2020. [Электронный ресурс] URL: https://www.cnbc.com/2020/12/14/us-sanctions-turkey-over-russian-s400.html(дата обращения: 09.05.2021)
60. Majidyar A. Rouhani, Erdogan pledge cooperation, but mutual distrust remains // Middle East Institute. 8.02.2018. [Электронный ресурс] URL: http://www.mei.edu/content/io/rouhanierdogan-pledge-cooperation-mutual- distrust-remains(дата обращения: 11.02.2021)
61. Muftuler-Bag, M. Turkey’s Ambivalent Relationship with the European Union: To Accede or not to Accede // Uluslararasi Ili§kiler. - 2016. - Vol. 13. - Iss. 52. - P. 89-103.
62. Pitel L. What is behind Erdogan’s coronavirus diplomacy? // Financial
Times. April 30, 2020. [Электронный ресурс] URL:
https://www.ft.com/content/8602c2da-f1d0-4a78-b848-4c8bf8b9e311 (дата
обращения: 08.05.2021)
63. Soler i Lecha E. EU-Turkey relations. Mapping landmines and exploring alternative pathways // FEPS Policy Paper, September 2019. [Электронный
ресурс] URL: https://www.feps-
europe.eu/attachments/publications/feps_eu_turkey_relations_soler.pdf (дата
обращения: 09.02.2021)
64. К1Ш£штр]шЪ U .Q. Qhb -рпьрдшЦшЪ
ЬшпшрЬрпь^пьЪЪЬпЬ тршЪифпп^шдЬпЪ 202 шЪЪ пь "n L j ^пьршЦшЪ ИшрдЬ "^Ьцпдшдпь^о (20-р ш Ш шр h ЦЬр2 - 21-рш ШшрЬ uLhQP) (Хачатрян А.Г. Период трансформации китайско- турецких отношений и нейтрализация «уйгурского вопроса» конец 20 века - начало 21 века) // Регион и мир. - 2020. - № 4. - С. 32-38.
III. Интернет-ресурсы:
65. В Турции разрабатывают инновационную вакцину от COVID-19 //
Агентство Анадолу. 25.01.2021. [Электронный ресурс] URL:
https://www.aa.com.tr/ru/KopoHaBnpyc/B-Typunn-pa3pa6aTbiBaK)T- инновационную-вакцину-от-covid-19/2121800 (дата обращения: 12.01.2021)
66. Иран и Турция: региональные проблемы и консультации в Тегеране
// Pars Today. 08.02.2018. [Электронный ресурс] URL:
https://parstoday.com/ru/news/middle_east-i83219(дата обращения: 11.02.2021)
67. Итоги саммита EC-Турция в болгарской Варне // МК Турция. 27
марта 2018 г. [Электронный ресурс] URL: https://mk-
turkey.ru/politics/2018/03/27/itogi-sammita-es-turciya.html (дата обращения: 03.01.2021).
68. Лавров: Инцидент с самолетом не отразится на отношениях РФ с
Турцией // Российская газета. 14.10.2012. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/10/14/lavrov-anons.html(дата обращения: 16.01.2021)Турция меняет Конституцию: итоги референдума // РБК. 16 апреля 2017. [Электронный ресурс] URL:
https://www.rbc.ru/politics/16/04/2017/58f3875c9a79473b9a237502 (дата
обращения: 04.01.2021)
69. Россия ответила Турции за сбитый самолет экономическими мерами // ТАСС. 1 декабря 2015. [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/ekonomika/2489793(дата обращения: 10.02.2021)
70. Cumhurba§kanligi Segimleri ve Genel Segimler Segim Beyannamesi
2018 // [Электронный ресурс] URL:
https://www.trthaber.com/pdf/Beyanname23Mays 18_icSayfalar.pdf (дата обращения: 06.01.2021)
71. Deniz Feneri Dernegi. Yuzyilin iyilik Hareketi. // [Электронный
ресурс] URL: https://www.denizfeneri.org.tr/faaliyetler/(дата
обращения: 13.01.2021)
72. Dr Rouhani in a phone call with his Turkish counterpart: Iran-Turkey ties should be promoted to strategic level in all fields/Faster implementation of using national currency in business transactions // [Электронный ресурс] URL: http://www.president.ir/en/102822(дата обращения: 11.02.2021)
73. Erdogan, Trump emphasize importance of Manbij roadmap: Turkish
presidency. // Reuters, July 16, 2018. [Электронный ресурс] URL:
https://www.reuters.com/article/us-turkey-us-manbij/erdogan-trump-emphasize- importance-of-manbij-roadmap-turkish-presidency-idUSKBN1K61EV (дата обращения: 28.01.2021)
74. Erdogan attends NATO summit in Brussels // TRTWorld. 11 July 2018. [Электронный ресурс] URL: https://www.trtworld.com/turkey/erdogan-attends- nato-summit-in-brussels-18840(дата обращения: 30.01.2021)
75. EU’s relationship with Turkey has reached «watershed moment» says
foreign policy chief Borrell. // Intelli News. September 15, 2020. // [Электронный ресурс] URL: https://www.intellinews.com/eu-s-relationship-with-turkey-has- reached-watershed-moment-saysforeign-policy-chief-borrell-191990/ (дата обращения: 03.01.2021).
76. Home away from home: Recep Tayyip Erdogan in Sarajevo // Deutsche
Welle. May 19, 2018. [Электронный ресурс] URL: https://www.dw.com/en/home-away-from-home-recep-tayyip-erdogan-in- sarajevo/a-43855519(дата обращения: 09.02.2021)
77. "Kirmizi Kitap" olarak anilan Milli Guvenlik Siyaset Belgesi yenilendi: 'Suriye'nin kuzeyinden gelen tehdit' vurgulandi // Haberler. 02.10.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.haberler.com/milli-guvenlik-siyaset- belgesi-yenilendi-suriye-12485642-haberi/(дата обращения: 09.01.2021).
78. Kimse Yok Mu Dernegi'nin yardim toplama yetkisi kaldirildi. Hurriyet
Gundem Haberleri. // [Электронный ресурс] URL:
http: //www. hurriyet. com. tr/gundem/kimse-yok-mu-derneginin-yardim-toplama- yetkisikaldirildi-27314395 (дата обращения:13.01.2021)
79. Remarks by President Charles Michel after the video conference of the
members of the European Council on 29 October 2020. // [Электронный ресурс] URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-
releases/2020/10/30/remarks-bypresident-charles-michel-after-the-video- conference-of-the-members-of-the-european-council-on-29-october-2020/ (дата обращения: 03.02.2021).
80. Sebastian Kurz: „Wir wurden Erdogans Einmischungen keinesfalls
akzeptieren“ // Welt. 20.08.2018. [Электронный ресурс] URL:
https://www.welt.de/politik/ausland/plus167824072/Wir-wuerden-Erdogans- Einmischungen-keinesfalls-akzeptieren.html(дата обращения: 10.02.2021)
81. Turkey takes charge of NATO high readiness force // NATO. 1 January
2021. [Электронный ресурс] URL:
https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_180627.htm?selectedLocale=en(дата обращения: 30.01.2021)
82. Turkey Prepares for More Roles in NATO // Atlantic Council. July 11,
2018. [Электронный ресурс] URL:
http://www.atlanticcouncil.org/blogs/natosource/turkey-prepares-for-more-roles- in-nato(дата обращения: 31.01.2021)
83. Turkey Not Interested in US’ Iran Sanctions // Financial Tribune.
10.08.2018 [Электронный ресурс] URL: https://financialtribune.com/articles/national/91530/turkey-not-interested-in-us- iransanctions(дата обращения: 11.02.2021)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ