Внешняя политика Турции в современный период
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ 10
1.1 Концептуальные основы и внешнеполитические ориентиры Турции в
XXI в 10
1.2 Взаимодействие Турецкой Республики с внешними акторами 19
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ
ПОЛИТИКИ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ 35
2.1 Проблемы реализации внешнеполитической деятельности в условиях
современной геополитической турбулентности 35
2.2 Перспективы реализации внешней политики Турецкой Республики .... 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ 10
1.1 Концептуальные основы и внешнеполитические ориентиры Турции в
XXI в 10
1.2 Взаимодействие Турецкой Республики с внешними акторами 19
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ
ПОЛИТИКИ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ 35
2.1 Проблемы реализации внешнеполитической деятельности в условиях
современной геополитической турбулентности 35
2.2 Перспективы реализации внешней политики Турецкой Республики .... 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
Актуальность темы исследования. На современном этапе наблюдается рост влияния региональных акторов, которые все больше претендуют на укрепление собственной роли в международных отношениях. Одним из таких является Турецкая Республика. Первая светская исламская республика сейчас является важным игроком на международной арене, постоянно увеличивая свой стратегический потенциал, а соответственно, и авторитет в мире. Турция, в последние годы приобрела значительный вес и стремится к утверждению в роли государства с мировым значением. Используя свое выгодное географическое положение, контакты с соседями и партнерами, официальная Анкара постепенно увеличивает свою роль в регионе и стремится занять вакуумное место регионального лидера и в мире, имплементируя собственный внешнеполитический курс, несмотря на критику западных стран, ЕС и США.
Издревле находясь на перекрестке путей между миром Востока и Запада, Турция претендует на исключительную позицию в отношениях этих регионов между собой, а также в их внутренних процессах и событиях. Универсальное расположение между Европой и Азией делает внешнюю политику Турции одним из ее главных политических вопросов, особенно в области регионального сотрудничества. Факторы, меняющие международную систему, такие как распад СССР, цветные революции и военные действия в восточных странах, перманентная нестабильность Ближнего Востока и пр. приводят к тому, что Турция ведет свою внешнюю политику продуманно и активно, занимая наиболее выгодные для себя позиции.
Актуальность темы исследования также связана с существенным изменением внешнеполитического курса Турции с приходом к власти Партии справедливости и развития. Во внешней политике государства изменились приоритеты, стали более четко сформулированы национальные интересы. Турция проводит активную региональную политику, взаимодействуя с сопредельными регионами. Произошла диверсификация внешней политики Анкары, что проявляется в попытках отхода от позиции младшего партнера США в регионе, в усилении контактов с Россией. Отношение к России кардинально изменилось в современной Турции, что во многом обусловлено существованием разногласий государств по ряду важных вопросов международной повестки дня и региональной безопасности и в современном турецком политическом дискурсе Россия фигурирует в качестве антагониста Западу.
Таким образом, актуальность темы подчеркивается тем фактом, что Анкара, чувствуя свой политический и экономический потенциал, проводит независимую внешнюю политику, которая направлена, прежде всего, на реализацию собственных национальных интересов и закрепление статуса регионального лидера. Турция постепенно перестает идти в кильватере внешнеполитических планов стран Запада и США, как это было раньше, и одновременно проводит политику, в основе которой лежит содействие стабильности и развитию Ближневосточного региона, что, в свою очередь, неизбежно приведет к еще большему усилению роли Турецкой Республики на мировой политической арене. Соответственно, можно утверждать, что внешняя политика Турецкой Республики приобретает более отчетливый по самостоятельности и активный характер в контексте происходящих изменений на геополитической карте мира.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2002 г. по настоящее время. Нижняя граница обусловлена победой на парламентских выборах Турции Партии справедливости и развития (ПСР), внешнеполитическая линия которой позволила заложить основу для нового независимого внешнеполитического курса страны. Верхняя граница обусловлена современным периодом, когда продолжаются Турции сгладить конфронтацию по ключевым вопросам международной повестки дня и искать возможные точки соприкосновения для сотрудничества с восточными странами, Россией, постсоветским пространством и Западом. Тем не менее, для выстраивания полноценной картины внешней политики Турции и выявления возможной перспективы, были затронуты события, выходящие за обозначенные хронологические рамки.
Степень научной разработанности темы. Вопросы внешней политики, а также проблематика роли и места современной Турции на международной арене в контексте новых подходов к международным делам нашли свое отражение в различных направлениях, достаточно широко освещенных в отечественных и зарубежных исследовательских кругах. Отдельные аспекты турецкой внешней политики в частности вопросы взаимоотношений с ведущими центрами силы современной международной арены, раскрыты в работах таких исследователей, как: В.А. Аватков, А.С. Абрамян, М.Э. Бостанов, К.В. Вертяев, А.Г. Геворгян, А. Давутоглу, Н. Демирель, А.С. Исаков, Д.Е. Еремеев, Л.С. Вартазарова, И.Я. Кобринская, С.В. Уткин, Н.Г. Киреев, В.А. Надеин-Раевский, В.Н. Панин, Г.Э. Паниев, Ц. Каземирис и др.
Вопросы взаимоотношений Турции с представителями Западного сообщества, в частности - напряженность отношений с США и НАТО, а также неудачная евроинтеграции Турции, отражены в работах таких исследователей, как: А.А. Бгуашева, Н.Н. Бобкин, В.А. Корочкина, И.А. Свистунова, М. Сейфеттин, А.А. Флегентова, П.П, Тимофеев, А.И. Шумилин, П.В. Шлыков, К. Аткас, О. Сакир, О. Дурсун-Озканца, М. Эдисон, Д. Джоунс и др.
Проблематике российско-турецких отношений посвящено большое количество научных трудов, но основной интерес представляют работы, направленные на анализ динамики российско-турецких отношений, что, в частности, приводит к их постоянной трансформации. К числу таких исследований необходимо отнести работы следующих авторов: М.К. Зиганшин, Н.Г. Киреев, А.В. Кортунов, Э. Эршен, И.С. Иванов, В. Аватков, А. Солодовникова, А.Г. Дружинин, А. Ермекбаев, Г. Шотанова, Л.
Абжапарова, А. Султанова, Ж.А. Павельева, И. Стародубцев, Р.Н. Шангараев, В.С. Ягья, Д.В. Соломина, С. Кассимерис, В. Волкер, X. Козебалабан и др.
Объект исследования - внешняя политика Турецкой Республики в постбиполярный период.
Предмет исследования - ключевые векторы и направления внешнеполитического курса Турции в XXI в.
Цель исследования - исследование внешнеполитического курса Турецкой Республики в условиях трансформации и перманентной нестабильности современных международных отношений.
Поставленная цель дает возможность сформулировать следующие задачи исследования:
- рассмотреть концептуальные основы и внешнеполитические ориентиры Турции в XXI в.;
- проанализировать особенности взаимодействия Турецкой Республики с внешними акторами (на примере США, ЕС, России);
- выявить проблемы реализации внешнеполитической деятельности в условиях современной нестабильности международных отношений;
- осветить возможные перспективы реализации внешней политики Турецкой Республики.
База исследования может быть подразделена на несколько групп. К первой группе источников относятся нормативно-правовые акты Турции, которые легли в основу внешней политики государства (в том числе официальные документы в области внешнеполитического планирования, концепции по вопросам приоритетов во внешней политике и роли в ней европейского пространства, и государственные стратегии, в отношении зарубежного партнерства в XXI в.).
Ко второй группе источников необходимо отнести двусторонние и многосторонние договоры, соглашения Турции с зарубежными партнерами.
В третью группу входят публицистические источники, в числе которых официальные выступления, совместные заявления глав правительств и внешнеполитических ведомств, материалы саммитов и встреч на высшем уровне.
Методологическая база исследования.
В работе реализованы возможности таких методологических принципов, как например, принцип историзма, что позволило изучить проблему с учетом развития и исторической динамики анализируемых феноменов и процессов. Системный метод позволил рассматривать дипломатический вектор внешней политики Турции и международное сотрудничество с зарубежными партнерами как целостную систему с присущими ей правилами и специфическими правовыми механизмами, формирующимися в контексте становления Турции, как самостоятельного актора. Для накопления эмпирического материала были реализованы возможности методов: наблюдения, сравнения и ситуационного анализа. Для интерпретации полученных данных и выявления закономерностей был привлечен метод ивент-анализа (методика анализа событий), который базируется на исследовании динамики событий на международной арене, в том числе и на пространстве европейского, Ближневосточного регионов, в целях выявления ключевых тенденций развития, наряду с перспективами и формулировкой возможных прогнозов и рекомендаций по теме работы.
Структура работы обусловлена поставленными во введении целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Издревле находясь на перекрестке путей между миром Востока и Запада, Турция претендует на исключительную позицию в отношениях этих регионов между собой, а также в их внутренних процессах и событиях. Универсальное расположение между Европой и Азией делает внешнюю политику Турции одним из ее главных политических вопросов, особенно в области регионального сотрудничества. Факторы, меняющие международную систему, такие как распад СССР, цветные революции и военные действия в восточных странах, перманентная нестабильность Ближнего Востока и пр. приводят к тому, что Турция ведет свою внешнюю политику продуманно и активно, занимая наиболее выгодные для себя позиции.
Актуальность темы исследования также связана с существенным изменением внешнеполитического курса Турции с приходом к власти Партии справедливости и развития. Во внешней политике государства изменились приоритеты, стали более четко сформулированы национальные интересы. Турция проводит активную региональную политику, взаимодействуя с сопредельными регионами. Произошла диверсификация внешней политики Анкары, что проявляется в попытках отхода от позиции младшего партнера США в регионе, в усилении контактов с Россией. Отношение к России кардинально изменилось в современной Турции, что во многом обусловлено существованием разногласий государств по ряду важных вопросов международной повестки дня и региональной безопасности и в современном турецком политическом дискурсе Россия фигурирует в качестве антагониста Западу.
Таким образом, актуальность темы подчеркивается тем фактом, что Анкара, чувствуя свой политический и экономический потенциал, проводит независимую внешнюю политику, которая направлена, прежде всего, на реализацию собственных национальных интересов и закрепление статуса регионального лидера. Турция постепенно перестает идти в кильватере внешнеполитических планов стран Запада и США, как это было раньше, и одновременно проводит политику, в основе которой лежит содействие стабильности и развитию Ближневосточного региона, что, в свою очередь, неизбежно приведет к еще большему усилению роли Турецкой Республики на мировой политической арене. Соответственно, можно утверждать, что внешняя политика Турецкой Республики приобретает более отчетливый по самостоятельности и активный характер в контексте происходящих изменений на геополитической карте мира.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2002 г. по настоящее время. Нижняя граница обусловлена победой на парламентских выборах Турции Партии справедливости и развития (ПСР), внешнеполитическая линия которой позволила заложить основу для нового независимого внешнеполитического курса страны. Верхняя граница обусловлена современным периодом, когда продолжаются Турции сгладить конфронтацию по ключевым вопросам международной повестки дня и искать возможные точки соприкосновения для сотрудничества с восточными странами, Россией, постсоветским пространством и Западом. Тем не менее, для выстраивания полноценной картины внешней политики Турции и выявления возможной перспективы, были затронуты события, выходящие за обозначенные хронологические рамки.
Степень научной разработанности темы. Вопросы внешней политики, а также проблематика роли и места современной Турции на международной арене в контексте новых подходов к международным делам нашли свое отражение в различных направлениях, достаточно широко освещенных в отечественных и зарубежных исследовательских кругах. Отдельные аспекты турецкой внешней политики в частности вопросы взаимоотношений с ведущими центрами силы современной международной арены, раскрыты в работах таких исследователей, как: В.А. Аватков, А.С. Абрамян, М.Э. Бостанов, К.В. Вертяев, А.Г. Геворгян, А. Давутоглу, Н. Демирель, А.С. Исаков, Д.Е. Еремеев, Л.С. Вартазарова, И.Я. Кобринская, С.В. Уткин, Н.Г. Киреев, В.А. Надеин-Раевский, В.Н. Панин, Г.Э. Паниев, Ц. Каземирис и др.
Вопросы взаимоотношений Турции с представителями Западного сообщества, в частности - напряженность отношений с США и НАТО, а также неудачная евроинтеграции Турции, отражены в работах таких исследователей, как: А.А. Бгуашева, Н.Н. Бобкин, В.А. Корочкина, И.А. Свистунова, М. Сейфеттин, А.А. Флегентова, П.П, Тимофеев, А.И. Шумилин, П.В. Шлыков, К. Аткас, О. Сакир, О. Дурсун-Озканца, М. Эдисон, Д. Джоунс и др.
Проблематике российско-турецких отношений посвящено большое количество научных трудов, но основной интерес представляют работы, направленные на анализ динамики российско-турецких отношений, что, в частности, приводит к их постоянной трансформации. К числу таких исследований необходимо отнести работы следующих авторов: М.К. Зиганшин, Н.Г. Киреев, А.В. Кортунов, Э. Эршен, И.С. Иванов, В. Аватков, А. Солодовникова, А.Г. Дружинин, А. Ермекбаев, Г. Шотанова, Л.
Абжапарова, А. Султанова, Ж.А. Павельева, И. Стародубцев, Р.Н. Шангараев, В.С. Ягья, Д.В. Соломина, С. Кассимерис, В. Волкер, X. Козебалабан и др.
Объект исследования - внешняя политика Турецкой Республики в постбиполярный период.
Предмет исследования - ключевые векторы и направления внешнеполитического курса Турции в XXI в.
Цель исследования - исследование внешнеполитического курса Турецкой Республики в условиях трансформации и перманентной нестабильности современных международных отношений.
Поставленная цель дает возможность сформулировать следующие задачи исследования:
- рассмотреть концептуальные основы и внешнеполитические ориентиры Турции в XXI в.;
- проанализировать особенности взаимодействия Турецкой Республики с внешними акторами (на примере США, ЕС, России);
- выявить проблемы реализации внешнеполитической деятельности в условиях современной нестабильности международных отношений;
- осветить возможные перспективы реализации внешней политики Турецкой Республики.
База исследования может быть подразделена на несколько групп. К первой группе источников относятся нормативно-правовые акты Турции, которые легли в основу внешней политики государства (в том числе официальные документы в области внешнеполитического планирования, концепции по вопросам приоритетов во внешней политике и роли в ней европейского пространства, и государственные стратегии, в отношении зарубежного партнерства в XXI в.).
Ко второй группе источников необходимо отнести двусторонние и многосторонние договоры, соглашения Турции с зарубежными партнерами.
В третью группу входят публицистические источники, в числе которых официальные выступления, совместные заявления глав правительств и внешнеполитических ведомств, материалы саммитов и встреч на высшем уровне.
Методологическая база исследования.
В работе реализованы возможности таких методологических принципов, как например, принцип историзма, что позволило изучить проблему с учетом развития и исторической динамики анализируемых феноменов и процессов. Системный метод позволил рассматривать дипломатический вектор внешней политики Турции и международное сотрудничество с зарубежными партнерами как целостную систему с присущими ей правилами и специфическими правовыми механизмами, формирующимися в контексте становления Турции, как самостоятельного актора. Для накопления эмпирического материала были реализованы возможности методов: наблюдения, сравнения и ситуационного анализа. Для интерпретации полученных данных и выявления закономерностей был привлечен метод ивент-анализа (методика анализа событий), который базируется на исследовании динамики событий на международной арене, в том числе и на пространстве европейского, Ближневосточного регионов, в целях выявления ключевых тенденций развития, наряду с перспективами и формулировкой возможных прогнозов и рекомендаций по теме работы.
Структура работы обусловлена поставленными во введении целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
На основании проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. Стратегические цели Турции во внешней политике связаны с поиском и обеспечением баланса сил на региональном и глобальном уровне, поиском новых точек соприкосновения с новыми центрами принятия решений, а также такими аспектами как укрепление позиций Турции на региональном уровне, поиск баланса между свободой турецкого народа и безопасностью, такими принципами как многовекторность, координация международных усилий государств для решения глобальных проблем, участие в международных и региональных организациях, что позволит укрепить внешнеполитические позиции турецкого государства в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Достижение внешнеполитических целей, в свою очередь, становится возможным при условии стабилизации внутриполитической ситуации - обеспечения безопасности турецких граждан, развитии общественного, дипломатического взаимодействия на всех уровнях, развитии экономики, привлечении инвестиций, интеграции в жизнь общества демократических ценностей с одной стороны, и сохранении традиций, исторического и культурного наследия Турции с другой стороны, повышении социальных стандартов и интеграции турецкого общества в глобальные цепочки движения капитала, инвестиций, политического сотрудничества, социальной деятельности и т.п.
2. Ключевыми ориентирами внешней политики Турции в данном случае выступают такие аспекты как укрепление позиций государства в качестве регионального лидера и центра принятия стратегических решений, а также интеграция элементов из идеологии неоосманизма в современную внешнеполитическую деятельность Турции - к примеру, укрепление взаимодействия с бывшими территориями Османской империи, объединение тюркских народов (интеграционное взаимодействие, использование истории и религии как объединяющего фактора), что дополняется укреплением консервативной составляющей в осуществлении внешней политики Турции на современном этапе, и что дополняется развитием отношений с другими регионами - США, ЕС, РФ, КНР. Указанное обстоятельство указывает на высокий уровень законодательной и институциональной проработанности базы, способствующей осуществлению внешнеполитической деятельности Турции, которая осуществляется как на базе государственных структур (МИД Турции), отдельных лиц (Президент Турции), так и на базе некоммерческих либо аффилированных с государством структур, нацеленных на взаимодействие как с отдельными сообществами, отдельными государствами, так и целыми регионами (аналитические центры, культурные центры, некоммерческие организации, отдельные фонды, религиозные объединения), формирующие, в своем комплексе, совокупную внешнеполитическую деятельность Турции.
3. Отношения Турции с США и ЕС обладают широким спектром проблем, связанных с разными подходами и долгосрочными интересами государств. Так, США, равно как и ЕС воспринимают Турцию как стратегического партнера по НАТО, и инструмента осуществления геополитических интересов США и ЕС на Ближнем Востоке. Отдельно стоит отметить военную сферу, учитывая, что Турция обладает вторым по численности континентом НАТО, что обуславливает высокий вклад государства в обеспечение региональной и глобальной безопасности. Одновременно с этим, высокий вклад Турции в обеспечение безопасности связан с позиционированием политическим руководством Турции роли турецкого государства как ключевого актора и регулятора отношений, политических и экономических процессов на региональном уровне, иными словами - самостоятельного актора, который формирует свою политику исходя из своих собственных национальных интересов и внешнеполитических приоритетов, а не который является инструментом продвижения американских либо европейских интересов. Вполне закономерно, что разница в подходах приводит к осложнениям в отношениях между Турцией, ЕС и США, а также критике отношений Турции с РФ и КНР, и разному восприятию террористической угрозы в регионе (поддержка курдов со стороны США, критика отношений Турции и Ирана, и т.п.). Другой пласт проблем связан с восприятием Турции в ЕС - так, учитывая продолжительные связи между Европой и Турцией, ЕС не заинтересован в полноценном членстве Турции в ЕС, что связано с возможным изменением баланса сил и интересов, нарушением совокупной целостности ЕС. В данном случае, Турция позиционируется как партнер Сообщества, но не как полноценный участник, что дополняется формированием новых условий для вступления Турции в ЕС, либо заморозкой переговорного процесса по причине абстрактных проблем - обвинений в нарушении прав человека и т.п. С другой стороны, европейский вектор Турции долгое время позиционировался в качестве магистрального направления внешней политики государства, однако искусственное затягивание процесса привело к росту скептических настроений относительно европейского будущего Турции, хотя о полном отказе от европейского вектора на данный момент говорить не приходится. Указанная ситуация, в конечном итоге, оказывает прямое влияние на формирование проблем в отношениях между Турцией и другими центрами мира, от факта решения которых зависят перспективы геополитического положения Турции в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
4. Отношения между РФ и Турцией в XXI веке могут быть идентифицированы в качестве достаточного развитого диалога, в развитии которого заинтересованы оба государства. Как результат, характерными проявлениями данного взаимодействия является развитие торгового, экономического, политического, дипломатического и энергетического диалога, дополняя данные элементы развитием сотрудничества в сфере обеспечения безопасности на региональном уровне. Одновременно с этим, в отношениях двух государств существующею ситуативные противоречия, в отношении проводимой государствами политики, проявлением чего являются турецкие атаки на российский самолет в 2015 г., одностороннее введение ВС Турции в Сирию в 2019 г., что создает угрозу активизации деструктивных процессов в отношениях двух государств на современном этапе развития. Российский и турецкий подходы предполагают укрепление влияния государств на региональном уровне (Северная Африка, Ближний восток, Центральная Азия). Тем не менее, если позиция РФ направлена на укрепление экономических и политических взаимосвязей как с ЕС, так и с государствами АТР (в рамках реализации концепции «Разворота РФ на Восток»), то турецкий подход предполагает позиционирование государства как одновременно и европейского, и азиатского государства. Также схожие черты во внешнеполитических подходах государств связаны с нацеленностью на укрепление позиций государств на Ближнем Востоке, посреднической роли в урегулировании конфликтов, что будет способствовать формированию благоприятного образа государств, в сферу интересов которых входит обеспечение региональной безопасности. Наличие политической воли в нацеленности государств на укрепление сотрудничества, позволит заложить придать положительную динамику дальнейшему развитию росийско-турецких отношений в среднесрочной и долгосрочной перспективе. С другой стороны, игнорирование указанных направлений приведет к ухудшению отношений и эскалации противоречий, разрешение которых может являться долгосрочным процессом. Также важно отметить, что развитие отношений должно осуществляться как на официальном политическом уровне, так и на уровне отдельных ведомств, министерств, а также на общественном и частном уровне, что позволит гармонизировать существующую систему российско-Отурецких отношений в целом.
5. Внешнеполитическая деятельность Турции имеет ярковыраженное глобальное и региональное измерение. К глобальному измерению необходимо отнести отношения с ключевыми центрами принятия стратегических решений - отношения с США, РФ, государствами ЕС, отношения с Китаем. В данной плоскости, характерные проблемы связаны с конкуренцией между Турцией и США, ЕС, разным восприятием вопросов безопасности, а также разным подходам к отдельным государствам (к примеру, к Израилю и Ирану). Также характерные сложности заключаются в восприятии Турции как инструмента реализации геополитических интересов Запада в регионе, хотя на официальном уровне данная деятельность позиционируется в качестве посреднической функции Турции. Указанное обстоятельство не соответствует интересам Турции, заинтересованной в повышении самостоятельности и приоритете не западных, а своих собственных интересов в процессе реализации внешнеполитической деятельности, что вызывает критику со стороны США и государств ЕС, и обуславливает активизацию сомнительной политической риторики о недопустимости сотрудничества Турции с стратегическими противниками США - РФ, Ираном, Китаем. В свою очередь, данные государства, будучи полноценными центрами силы, могут предоставить Турции полноценные ресурсы для укрепления роли государства на региональном уровне, а также укрепления экономического потенциала турецкого государства.
6. С другой стороны, Турция имеет общие точки соприкосновения с США и с ЕС - главным образом, в плоскости экономического, политического, военно-технического сотрудничества, сотрудничества в урегулировании ситуации в Сирии, сотрудничества по миграционным вопросам с ЕС, а также сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом (включая взаимодействие в рамках НАТО). На текущий момент, общие точки соприкосновения, несмотря на наличие двоякой политической риторики в заявлениях Турции, США и ЕС, преобладают, в своем материальном выражении, над проблемами, что позволяет сделать допущение про отсутствие факта полного отказа от прозападной ориентированности Турции. Решение указанных противоречий, наличие уважения со стороны США и ЕС к позиции Турции, будет способствовать повышению эффективности отношений данных сторон, что позволит стабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке, тогда как сотрудничество с РФ и КНР, придаст положительный импульс обеспечению безопасности в уязвимых для процессов дестабилизации регионах, и придаст Турции новый импульс для развития в геополитическом и экономическом масштабе. Применимо к региональному измерению необходимо отнести отношения с Сирией, Ираком, Израилем, Ираном, постсоветским пространством, борьбу с курдами. В данном случае, Турция имеет расхождения с каждым из данных государств, однако также у сторон существуют и общие цели - обеспечение региональной и глобальной безопасности, урегулирование региональных кризис, обеспечение сотрудничества в миграционной сфере. Как результат, решение проблем по каждому направлению позволит гармонизировать политику Турции в долгосрочной перспективе, позволит укрепить роль государства как одного из ключевых региональных акторов и позволит повысить совокупную эффективность в осуществлении внешнеполитической деятельности.
7. Перспективы реализации внешнеполитической деятельности Турции, с нашей точки зрения, могут быть связаны с такими факторами:
1) Успешная интеграция дипломатического ведения внешней политики в совокупный внешнеполитический инструментарий Турции, что позволит укрепить имидж государства как открытой для международной общественности, дружелюбной и заинтересованной в мире, продвижении демократических ценностей стране;
2) Способность обеспечить качественный переход от элементов жесткой силы к элементам дипломатии, а также способность фактически продемонстрировать международному сообществу, что Турция может проводить самостоятельную политику с учетом геополитической обстановки, но без оглядки на позицию США или государств ЕС, что позволит сформировать и укрепить имидж Турции как стойкого к политическим нападкам государства, заинтересованного в реализации своих собственных внешнеполитических и глобальных международных целей;
3) Способность объединить вокруг себя государства региона и международное сообщество перед лицом глобальных вызовов и угроз - главным образом, пандемией коронавируса, не допустив при этом политизацию процесса противодействия данной пандемии - данный принцип может быть связан с условной «коронавирусной дипломатией», не допускающей политизации таких вопросов как производство, распространение вакцины, оказание гуманитарной помощи, оказание помощи третьим странам в поставках медицинского оборудования, расходных материалов, работе специалистов из области здравоохранения, модернизации и строительстве вспомогательной инфраструктуры в области здравоохранения. Указанный подход позволит укрепить роль Турции как государства, способного провести четкую границу между национальными интересами, важностью оказания противодействия глобальным вызовам и угрозам без политических предрассудков, в интересах общества. Схожий подход может использоваться и в отношениях с США и ЕС, РФ в контексте противодействия международному терроризму, экстремизму, сотрудничеству в сфере экологии, изменения климата, сотрудничеству в рамках ООН, ОБСЕ, МАГАТЭ, а также в рамках взаимодействия в Сирии, Ираке, Ливии для разрешения региональных конфликтов и т.п.
Полагаем, что успешная реализация данных подходов позволит гармонизировать внешнеполитическую деятельность Турции и будет способствовать укреплению восприятия Турции как самостоятельного государства, прямо заинтересованного в обеспечении безопасности на региональном и глобальном уровне.
1. Стратегические цели Турции во внешней политике связаны с поиском и обеспечением баланса сил на региональном и глобальном уровне, поиском новых точек соприкосновения с новыми центрами принятия решений, а также такими аспектами как укрепление позиций Турции на региональном уровне, поиск баланса между свободой турецкого народа и безопасностью, такими принципами как многовекторность, координация международных усилий государств для решения глобальных проблем, участие в международных и региональных организациях, что позволит укрепить внешнеполитические позиции турецкого государства в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Достижение внешнеполитических целей, в свою очередь, становится возможным при условии стабилизации внутриполитической ситуации - обеспечения безопасности турецких граждан, развитии общественного, дипломатического взаимодействия на всех уровнях, развитии экономики, привлечении инвестиций, интеграции в жизнь общества демократических ценностей с одной стороны, и сохранении традиций, исторического и культурного наследия Турции с другой стороны, повышении социальных стандартов и интеграции турецкого общества в глобальные цепочки движения капитала, инвестиций, политического сотрудничества, социальной деятельности и т.п.
2. Ключевыми ориентирами внешней политики Турции в данном случае выступают такие аспекты как укрепление позиций государства в качестве регионального лидера и центра принятия стратегических решений, а также интеграция элементов из идеологии неоосманизма в современную внешнеполитическую деятельность Турции - к примеру, укрепление взаимодействия с бывшими территориями Османской империи, объединение тюркских народов (интеграционное взаимодействие, использование истории и религии как объединяющего фактора), что дополняется укреплением консервативной составляющей в осуществлении внешней политики Турции на современном этапе, и что дополняется развитием отношений с другими регионами - США, ЕС, РФ, КНР. Указанное обстоятельство указывает на высокий уровень законодательной и институциональной проработанности базы, способствующей осуществлению внешнеполитической деятельности Турции, которая осуществляется как на базе государственных структур (МИД Турции), отдельных лиц (Президент Турции), так и на базе некоммерческих либо аффилированных с государством структур, нацеленных на взаимодействие как с отдельными сообществами, отдельными государствами, так и целыми регионами (аналитические центры, культурные центры, некоммерческие организации, отдельные фонды, религиозные объединения), формирующие, в своем комплексе, совокупную внешнеполитическую деятельность Турции.
3. Отношения Турции с США и ЕС обладают широким спектром проблем, связанных с разными подходами и долгосрочными интересами государств. Так, США, равно как и ЕС воспринимают Турцию как стратегического партнера по НАТО, и инструмента осуществления геополитических интересов США и ЕС на Ближнем Востоке. Отдельно стоит отметить военную сферу, учитывая, что Турция обладает вторым по численности континентом НАТО, что обуславливает высокий вклад государства в обеспечение региональной и глобальной безопасности. Одновременно с этим, высокий вклад Турции в обеспечение безопасности связан с позиционированием политическим руководством Турции роли турецкого государства как ключевого актора и регулятора отношений, политических и экономических процессов на региональном уровне, иными словами - самостоятельного актора, который формирует свою политику исходя из своих собственных национальных интересов и внешнеполитических приоритетов, а не который является инструментом продвижения американских либо европейских интересов. Вполне закономерно, что разница в подходах приводит к осложнениям в отношениях между Турцией, ЕС и США, а также критике отношений Турции с РФ и КНР, и разному восприятию террористической угрозы в регионе (поддержка курдов со стороны США, критика отношений Турции и Ирана, и т.п.). Другой пласт проблем связан с восприятием Турции в ЕС - так, учитывая продолжительные связи между Европой и Турцией, ЕС не заинтересован в полноценном членстве Турции в ЕС, что связано с возможным изменением баланса сил и интересов, нарушением совокупной целостности ЕС. В данном случае, Турция позиционируется как партнер Сообщества, но не как полноценный участник, что дополняется формированием новых условий для вступления Турции в ЕС, либо заморозкой переговорного процесса по причине абстрактных проблем - обвинений в нарушении прав человека и т.п. С другой стороны, европейский вектор Турции долгое время позиционировался в качестве магистрального направления внешней политики государства, однако искусственное затягивание процесса привело к росту скептических настроений относительно европейского будущего Турции, хотя о полном отказе от европейского вектора на данный момент говорить не приходится. Указанная ситуация, в конечном итоге, оказывает прямое влияние на формирование проблем в отношениях между Турцией и другими центрами мира, от факта решения которых зависят перспективы геополитического положения Турции в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
4. Отношения между РФ и Турцией в XXI веке могут быть идентифицированы в качестве достаточного развитого диалога, в развитии которого заинтересованы оба государства. Как результат, характерными проявлениями данного взаимодействия является развитие торгового, экономического, политического, дипломатического и энергетического диалога, дополняя данные элементы развитием сотрудничества в сфере обеспечения безопасности на региональном уровне. Одновременно с этим, в отношениях двух государств существующею ситуативные противоречия, в отношении проводимой государствами политики, проявлением чего являются турецкие атаки на российский самолет в 2015 г., одностороннее введение ВС Турции в Сирию в 2019 г., что создает угрозу активизации деструктивных процессов в отношениях двух государств на современном этапе развития. Российский и турецкий подходы предполагают укрепление влияния государств на региональном уровне (Северная Африка, Ближний восток, Центральная Азия). Тем не менее, если позиция РФ направлена на укрепление экономических и политических взаимосвязей как с ЕС, так и с государствами АТР (в рамках реализации концепции «Разворота РФ на Восток»), то турецкий подход предполагает позиционирование государства как одновременно и европейского, и азиатского государства. Также схожие черты во внешнеполитических подходах государств связаны с нацеленностью на укрепление позиций государств на Ближнем Востоке, посреднической роли в урегулировании конфликтов, что будет способствовать формированию благоприятного образа государств, в сферу интересов которых входит обеспечение региональной безопасности. Наличие политической воли в нацеленности государств на укрепление сотрудничества, позволит заложить придать положительную динамику дальнейшему развитию росийско-турецких отношений в среднесрочной и долгосрочной перспективе. С другой стороны, игнорирование указанных направлений приведет к ухудшению отношений и эскалации противоречий, разрешение которых может являться долгосрочным процессом. Также важно отметить, что развитие отношений должно осуществляться как на официальном политическом уровне, так и на уровне отдельных ведомств, министерств, а также на общественном и частном уровне, что позволит гармонизировать существующую систему российско-Отурецких отношений в целом.
5. Внешнеполитическая деятельность Турции имеет ярковыраженное глобальное и региональное измерение. К глобальному измерению необходимо отнести отношения с ключевыми центрами принятия стратегических решений - отношения с США, РФ, государствами ЕС, отношения с Китаем. В данной плоскости, характерные проблемы связаны с конкуренцией между Турцией и США, ЕС, разным восприятием вопросов безопасности, а также разным подходам к отдельным государствам (к примеру, к Израилю и Ирану). Также характерные сложности заключаются в восприятии Турции как инструмента реализации геополитических интересов Запада в регионе, хотя на официальном уровне данная деятельность позиционируется в качестве посреднической функции Турции. Указанное обстоятельство не соответствует интересам Турции, заинтересованной в повышении самостоятельности и приоритете не западных, а своих собственных интересов в процессе реализации внешнеполитической деятельности, что вызывает критику со стороны США и государств ЕС, и обуславливает активизацию сомнительной политической риторики о недопустимости сотрудничества Турции с стратегическими противниками США - РФ, Ираном, Китаем. В свою очередь, данные государства, будучи полноценными центрами силы, могут предоставить Турции полноценные ресурсы для укрепления роли государства на региональном уровне, а также укрепления экономического потенциала турецкого государства.
6. С другой стороны, Турция имеет общие точки соприкосновения с США и с ЕС - главным образом, в плоскости экономического, политического, военно-технического сотрудничества, сотрудничества в урегулировании ситуации в Сирии, сотрудничества по миграционным вопросам с ЕС, а также сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом (включая взаимодействие в рамках НАТО). На текущий момент, общие точки соприкосновения, несмотря на наличие двоякой политической риторики в заявлениях Турции, США и ЕС, преобладают, в своем материальном выражении, над проблемами, что позволяет сделать допущение про отсутствие факта полного отказа от прозападной ориентированности Турции. Решение указанных противоречий, наличие уважения со стороны США и ЕС к позиции Турции, будет способствовать повышению эффективности отношений данных сторон, что позволит стабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке, тогда как сотрудничество с РФ и КНР, придаст положительный импульс обеспечению безопасности в уязвимых для процессов дестабилизации регионах, и придаст Турции новый импульс для развития в геополитическом и экономическом масштабе. Применимо к региональному измерению необходимо отнести отношения с Сирией, Ираком, Израилем, Ираном, постсоветским пространством, борьбу с курдами. В данном случае, Турция имеет расхождения с каждым из данных государств, однако также у сторон существуют и общие цели - обеспечение региональной и глобальной безопасности, урегулирование региональных кризис, обеспечение сотрудничества в миграционной сфере. Как результат, решение проблем по каждому направлению позволит гармонизировать политику Турции в долгосрочной перспективе, позволит укрепить роль государства как одного из ключевых региональных акторов и позволит повысить совокупную эффективность в осуществлении внешнеполитической деятельности.
7. Перспективы реализации внешнеполитической деятельности Турции, с нашей точки зрения, могут быть связаны с такими факторами:
1) Успешная интеграция дипломатического ведения внешней политики в совокупный внешнеполитический инструментарий Турции, что позволит укрепить имидж государства как открытой для международной общественности, дружелюбной и заинтересованной в мире, продвижении демократических ценностей стране;
2) Способность обеспечить качественный переход от элементов жесткой силы к элементам дипломатии, а также способность фактически продемонстрировать международному сообществу, что Турция может проводить самостоятельную политику с учетом геополитической обстановки, но без оглядки на позицию США или государств ЕС, что позволит сформировать и укрепить имидж Турции как стойкого к политическим нападкам государства, заинтересованного в реализации своих собственных внешнеполитических и глобальных международных целей;
3) Способность объединить вокруг себя государства региона и международное сообщество перед лицом глобальных вызовов и угроз - главным образом, пандемией коронавируса, не допустив при этом политизацию процесса противодействия данной пандемии - данный принцип может быть связан с условной «коронавирусной дипломатией», не допускающей политизации таких вопросов как производство, распространение вакцины, оказание гуманитарной помощи, оказание помощи третьим странам в поставках медицинского оборудования, расходных материалов, работе специалистов из области здравоохранения, модернизации и строительстве вспомогательной инфраструктуры в области здравоохранения. Указанный подход позволит укрепить роль Турции как государства, способного провести четкую границу между национальными интересами, важностью оказания противодействия глобальным вызовам и угрозам без политических предрассудков, в интересах общества. Схожий подход может использоваться и в отношениях с США и ЕС, РФ в контексте противодействия международному терроризму, экстремизму, сотрудничеству в сфере экологии, изменения климата, сотрудничеству в рамках ООН, ОБСЕ, МАГАТЭ, а также в рамках взаимодействия в Сирии, Ираке, Ливии для разрешения региональных конфликтов и т.п.
Полагаем, что успешная реализация данных подходов позволит гармонизировать внешнеполитическую деятельность Турции и будет способствовать укреплению восприятия Турции как самостоятельного государства, прямо заинтересованного в обеспечении безопасности на региональном и глобальном уровне.
Подобные работы
- Основные направления внешней политики Турции в начале XXI века
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - Курдский фактор во внешней политике Турции в конце XX - начале XXI вв.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТУРЦИИ В 1980-Е ГОДЫ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Внешняя политика Турции во второй половине XX-начале XXI века
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Трансформация внешней политики Турции в XXI веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - «МЯГКАЯ СИЛА» В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ
ИНСТРУМЕНТОВ ТУРЦИИ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2019 - ПОЛИТИКА ТУРЦИИ НА БАЛКАНАХ В 1990-2010-Е ГГ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ В XXI ВЕКЕ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2014 - Эволюция концептуальных основ внешней политики России и их
реализация в российской дипломатической практике на современном
этапе (1991-2019 гг.)
Диссертация , международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2020



