Введение 4
1 Теоретические основы проблемы исследования 8
1.1 Специфика учебного предмета «иностранный язык» 8
1.2 Исследовательская деятельность обучающихся: общая характеристика 18
1.3 Особенности исследовательской деятельности обучающихся по иностранному языку 29
1.4 Роль и функции педагога как организатора исследовательской деятельности обучающихся по иностранному языку 32
1.5 Анализ деятельности учителей по организации исследовательской деятельности обучающихся по иностранному языку 34
2 Опытно-экспериментальная работа по организации исследовательской
деятельности обучающихся по иностранному языку. Сущность, этапы и анализ результатов 39
Заключение 48
Список использованных источников 51
Современный мир полон нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности. Эти сущностные черты современности выдвинули новые требования перед всем человечеством, и образование не осталось в стороне. То, что еще совсем недавно казалось излишним, приобрело характер вызова, выполнять который необходимо всем участникам образовательного процесса. В связи с этим в российском образовании актуализировалась задача формирования исследовательской компетентности обучающихся всех ступеней обучения, а собственно исследовательская деятельность обрела новое звучание в контексте тех умений и навыков, которые понадобятся выпускникам общего среднего образования в условиях нового миропорядка.
В результате высокого качества образования портрет выпускника будет включать в себя такие компетентности и качества личности, которые позволят ему осуществлять исследование в будущей профессиональной деятельности. Эта концептуальная позиция нашла отражение во ФГОС, где зафиксирована идея развития универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих «...формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного и межпредметного учебного проекта, направленного на решение, научной, личностно или социально значимой проблемы» [25].
Активное включение обучающихся в исследовательскую деятельность на протяжении всех лет обучения является принципиально новым требованием, и это кардинально отличает новый ФГОС от прежних образовательных стандартов [30]. Активизация этого требования обусловлена необходимостью уметь проводить исследовательскую работу в любой сфере жизнедеятельности, независимо от того, где и кем будут работать выпускники школы в будущем. Такое же требование предъявляется и ко всем студентам высшего учебного заведения, поэтому наиболее успешными оказываются те студенты, которые получили опыт проведения исследовательской работы еще в стенах школы. Кроме того, исследовательская деятельность развивает в обучающихся интеллектуальные и личностные компетенции в выбранной для исследования сферы, помогает сформировать умения работать как самостоятельно, так и в команде. Следовательно, явные достоинства раннего приобщения обучающихся к исследовательской деятельности очевидны. И не случайно этой сфере уделяется сегодня столь пристальное внимание в школьном образовании.
В данном контексте актуализируется задача проведения работы с обучающимися, нацеленной на овладение обучающимися основами исследовательской деятельности.
В этих условиях качество организации исследовательской деятельности обучающихся в значительной степени зависит от профессионализма и компетентности учителя. С начальных классов педагог знакомит обучающихся с основами исследовательской деятельности. Это происходит в рамках всех предметов. Иностранный язык не является исключением.
В то же время чаще всего формирование исследовательских компетенций и освоение обучающимися основами исследовательской деятельности в школе остается лишь желательным, но не реализованным на практике действием. Причин тому много, и здесь причина не только в неумении и нежелании педагогов работать в данном направлении с обучающимися. Следствием такого отношения является отсутствие у обучающихся опыта исследовательской деятельности, который они должны были получить еще в стенах школы и непонимание педагогами специфики преподаваемого ими предмета. При этом мы должны хорошо понимать, что исследовательская деятельность отличается от научной, хотя на первый взгляд близка к ней. Но ученые, для которых занятие наукой выступает ведущей деятельностью, работают в области научных открытий и делают эти открытия для человечества, а школа призвана давать обучающимся знания в уже открытых областях. Это зафиксировано в содержании образования. Более того, каждый школьный предмет имеет свои особенности в плане возможностей организации исследовательской деятельности обучающихся. В этом смысле предмет «иностранный язык» содержит свои, только ему присущие особенности, которые важно учитывать при организации исследовательской деятельности по иностранному языку. Как показывает практика, это условие не всегда соблюдается.
Все вышесказанное определяет актуальность нашей работы.
Цель работы - изучить основные особенности исследовательской деятельности обучающихся по иностранному языку и провести опытно-экспериментальную работу по организации такого рода деятельности в школьном иноязычном образовании.
Гипотеза исследования - исследовательская деятельность обучающихся по иностранному языку в школе может быть эффективной, если будет учтена специфика предмета «иностранный язык».
Объект исследования - процесс организации исследовательской деятельности обучающихся по иностранному языку в школе.
Предмет - особенности исследовательской деятельности обучающихся по иностранному языку в школе.
С целью эффективного выполнения выдвинутой в данной работе цели мы поставили перед собой следующие задачи.
- охарактеризовать особенности предмета «иностранный язык»;
- раскрыть понятие «исследовательская деятельность обучающихся по иностранному языку в школе» и изучить особенности такого рода деятельности;
- выявить роль и функции педагога как организатора исследовательской деятельности обучающихся по иностранному языку;
- проанализировать деятельность учителей по организации исследовательской деятельности обучающихся по иностранному языку;
- провести опытно-экспериментальную работу по организации исследовательской деятельности обучающихся по иностранному языку.
Методологической основой исследования явились личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.
Методы исследования:
- анализ литературы по теме исследования;
- обобщение;
- изучение педагогического опыта;
- опытно-экспериментальный метод;
- методы математической обработки данных.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использовать результаты исследования в педагогической деятельности учителей иностранного языка, а также студентами на педагогической практике.
База исследования: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 53 г. Красноярска.
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Некоторые результаты работы отражены в научных публикациях:
1. Маринина, А.Е. Особенности исследовательской деятельности, обучающихся по иностранному языку / А.Е. Маринина // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа : Аэтерна. - 2022. - С. 158-161.
2. Маринина, А.Е. Заимствование английского языка в повседневной жизни / А.Е. Маринина, А.Н. Анищенко // Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития : материалы Международной научно-практической конференции. - Калуга, 2021. - С. 43-46.
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена изучению особенностей исследовательской деятельности обучающихся по иностранному языку и проведению-опытно экспериментальной работы по организации исследовательской деятельности обучающихся по иностранному языку на базе МАОУ СШ №53 г. Красноярска.
Нашей основной целью было изучить основные особенности исследовательской деятельности обучающихся по иностранному языку. Также мы провели анализ деятельности учителя и рассмотрели основные этапы организации исследовательской деятельности обучающихся по иностранному языку.
В ходе написания выпускной квалификационной работы нами были решены следующие задачи.
1. Раскрыто понятие «исследовательская деятельность обучающихся по иностранному языку в школе», согласно которому данное понятие трактуется как деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
2. Были изучены особенности исследовательской деятельности обучающихся по иностранному языку, которые заключаются, прежде всего, в учете специфики предмета «иностранный язык», в мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, в развитии отношения к предмету и формировании навыков самостоятельной работы. Также выявлено, что при организации исследовательской деятельности обучающихся по иностранному языку основополагающим является учёт интересов и потребностей обучающихся в данной возрастной категории, а также правильно подобранные технологии и методы работы с обучающимися. Была выявлена роль и функции педагога как организатора исследовательской деятельности обучающихся по иностранному языку. Она заключается в том, чтобы представить и создать условия для формирования исследовательских умений навыков обучающихся. Учитель также является фасилитатором, содействующим обучающимся в процессе выполнения ими исследовательской работы, ориентируя их на достижение успеха. Учитель предоставляет материалы и технологии в контексте урока, ориентированного на формирование исследовательского подхода в обучении, который направлен на развитие исследовательских умений обучающихся.
3. Была проанализирована деятельность учителей по организации исследовательской деятельности обучающихся по иностранному языку. В ходе анализа было установлено, что при эффективной и продуктивной для обучающихся организации исследовательской деятельности обучающихся, необходимо учитывать специфику учебного предмета «иностранного языка». Так, организация исследовательской работа должна проводиться в контексте развития и формирования основных видов речевой деятельности и языковых навыков в совокупности с изучением социокультурных особенностей страны изучаемого языка и развития межпредметных связей.
4. Была проведена опытно-экспериментальная работа по организации исследовательской деятельности обучающихся по иностранному языку, в ходе которой установлено, что организация исследовательской деятельности обучающихся по иностранному языку с учетом специфики предмета обеспечивает формирование исследовательского подхода в обучении, который направлен на развитие умений осуществлять исследовательскую деятельность.
В ходе эксперимента мы доказали гипотезу о том, что исследовательская деятельность обучающихся по иностранному языку в школе может быть эффективной, если будет учтена специфика предмета «иностранный язык». В ходе проведения опытно-экспериментальной работы мы приняли к сведению межкультурный характер предмета «иностранный язык» и объединение основных видов речевой деятельности в единый способ решения коммуникативных задач для изучения и понимания культурных особенностей стран изучаемого языка. Это помогло реализовать исследовательскую деятельность обучающихся продуктивным образом.
Подводя итог, мы можем сказать, что выполнили в полной мере поставленную перед нами цель, которая заключалась в исследовании основных особенностях исследовательской деятельности обучающихся по иностранному языку.
1. Безрукова, B. C. Педагогика : учебник / В. С. Безрукова. - Екатеринбург : СИПИ, 2019. - 337 с. - ISBN 5-230-06616-4.
2. Бурлакова, И.И. Проект «Научно-практическая конференция на английском языке» / И.И. Бурлакова // Иностранные языки в школе. - 2009. - №1. -с. 16-20.
3. Валгина, Н. С. Теория текста / Н. С. Валгина. - Москва : Логос, 2004. - 280 с. - ISBN 5-94010-187-9.
4. Верещагина, И.Н. Английский язык в двух частях / И. Н. Верещагина, О. В. Афанасьева // Учебник для 8-х классов - Москва : Просвещение, 2017. - 248 с. - ISBN 5-09-015-220-9.
5. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для вузов / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - Изд. 2-е перераб. и доп. - Москва : Академия, 2015. - 363 с. - ISBN 978-5-7695-6473-4.
6. Гордеева, Т. О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель / Т. О. Гордеева. - Москва : Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - № 3, 2016. - С. 63-78.
7. Гузеев, В. В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В.В. Гузеев // Школьные технологии. - 2010. - № 5. - С. 49 - 52.
8. Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей: необходимые условия и алгоритмы организации / Н.И. Дереклеева // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 9. - С. 27 - 40.
9. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма
результата образования /И. А. Зимняя. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchewe-kompetentsn-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya/viewer(дата обращения 02.03.2022).
10. Котельникова, Я. А. Некоторые особенности организации и оформления исследовательской работы учащихся: методическое пособие для педагогов, организующих исследовательскую деятельность школьников / Я.А. Котельникова // Исследовательская работа школьников. - 2018. - № 1. - С. 49-61.
11. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2010. - № 1. - C. 7-17.
12. Маркова, О. Ю. Я познаю мир: Английский язык: Энциклопедия / О. Ю. Маркова - Москва : ACT, 2004. - 400 с. - ISBN 5-17-020554-6
13. Одинцова, Н.И. Диагностика результатов обучения / Н. И. Одинцова - Москва : Просвещение, 2017. - 234 с. - ISBN 978-5-9598¬0177-9.
14. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - URL:http://lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow a d.txt(дата обращения 10.03.2022).
15. Пассов, Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. 5-11 классы : учебное пособие / Е. И. Пассов. - Москва : Просвещение, 2000. - 174 с. - ISBN 5-09-009838-7.
16. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. - Москва : Феникс, Глосса-Пресс, 2010. - 640 с. - ISBN 5-09- 001602-X.
17. Педагогический энциклопедический словарь. - URL:
https://slovar.cc/enc/ped/2136570.html(дата обращения 14.02.2022).
18. Писнова, О. Ю. Формирование проектно-исследовательской компетенции школьников. Программа внеурочной деятельности «Проектная мастерская «Пирамида». 5-9 классы / О. Ю. Писнова. - Москва : Учитель, 2017. - 44 с.
19. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - Москва : Когнито-центр, 2002. - 396 с. - ISBN 5-89353-052-7.
20. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе : учеб. пособие / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. - Москва : Просвещение, 1991. - 287 с.- ISBN 5-09-001020-3.
21. Рузавин, Г. И. Методология научного исследования : учеб. пособие для вузов / Г.И. Рузавин. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 317 с. - ISBN 5-238-00085-5.
22. Савенков, А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И. Савенков // Исследовательская работа школьников. - 2004. - Вып. 7(1) - С. 22-31.
23. Сафина, Л. Р. К вопросу о понятии «Лексическая компетенция». Общие вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации / Л. Р. Сафина // VIII Международная научно-практическая конференция. Филология, переводоведение, лингводидактика: актуальные проблемы и тенденции развития в эпоху глобализации. - Чебоксары.- 2016. - С. 203-206.
24. Сафонова, В. В. Социокультурный подход: ретроспектива и перспектива / В.В. Сафонова // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. - 2013. № 4 (4).- С. 53-72.
25. Словарь терминов ФГОС. - URL:
https://sch67u.mskobr.ru/files/slovar terminov fgos.pdf(дата обращения 18.03.2022).
26. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс / Е.Н. COHOBOBB.- Москва : ACT, 2015. - 238 с. - ISBN 978-5-17-048998¬
5.
27. Стефановская, Т. А. Модели внеурочной деятельности / Т. А. Стефановская // Начальная школа. - 2015. - № 3. - С. 30 - 39.
28. Указ Президента Российской Федерации: федер. закон от 29.05.2017 г. № 240 // Официальные сетевые ресурсы Президента России. - URL: http://www.kremlin.ru/acls/bank/41954 (дата обращения 19.02.2022).
29. УМК «Английский язык» 5-9 классы. Учебник / Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, К. Макбет. - Москва : Русское слово, 2015. -120 с. - ISBN 978-5-00007-048-2.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт. - URL:https://fgos.ru/(дата обращения 09.03.2022).
31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва : Просвещение, 2016. - 31 с.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской. Федерации. - Москва : Просвещение, 2011. - URL: https://fgos.ru/(дата обращения 15.02.2022).
33. Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования: Федеральный закон от 17.05.2012. N 413. // Гарант (информационное правовое обеспечение). - URL:
https://base.garantru/70188902/8ef641d3b80ff01d3-4be16ce9bafc6e0/#friends(дата обращения 17.02.2022).
34. Филатов, В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие / В. М. Филатов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 416 с. - ISBN 5-98183-063-6.
35. Фопель, K. Как научить детей сотрудничать? / К. Фопель - URL: https://www.rulit.me/books/kak-nauchit-detej-sotrudnichat-read-319254-1.html(дата обращения 13.10.2021).
36. Шамов, А. Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс / А.Н. Шамов. - Нижний Новгород : НГЛУ им.Н.А. Добролюбова, 2009. - 97 с. - ISBN 978-5-17-053787-7.
37. Щерба, Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе: Общие вопросы методики: учебное пособие. Изд. 2-е / Л.В. Щерба. - Москва : Высшая школа, 1974. - 112 с. - ISBN 978-5-23-346758-3.
38. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов/А. Н. Щукин. - URL: https://obuchalka.org/2015060785090/obuchenie-inostrannim-yazikam-teoriya-i-praktika-schukin-a-n-2006.html(дата обращения 16.01.2022).
39. Alekseyeva, T.D. Problems of theory and method of language training in higher education, Modular teaching foreign language in terms of multilevel system of higher education /T.D. Alekseyeva // Herald of the Russian State Universitym - 2009. - Vol. 2. - P. 69-74.
40. Gumperz, J. Communicative Comptence Revisisted / J. Grumperz // Meaning, Form and Use in Context: Linguistic Applications. - Cambridge: Univ. Press. - 1984. - P. 278-289
41. Hymes, D. On Communicative Competence. - URL : https://ru.scribd.com/document/465360885/Hymes-1972-On-Communicative-Competence-pdf(дата обращения 08.01.2022).
42. Keen K. Competence: What is it and how can it be developed? / Keen K. // In J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen (Eds.). - Brussels: IBM Education Center. - 1992. - P. 111-122.
43. Modern languages: learning, teaching, assessment: a common
European framework of reference. - URL :https://rm.coe.int/common-european-framework-of-reference-for-languages-learning-teaching/16809ea0d4 (дата
обращения 16.03.2022).
44. Ryleeva, A. S. Features of pedagogical activity in development of communicative universal learning actions in younger school students / A. S. Ryleeva // SHS Web of Conferences. - EDP Sciences, 2019. - T. 69. - C. 94-98.
45. Sabirova, E. G. Development of Junior Pupils Research Skills in Interrelation with Universal Learning Activities / E. G. Sabirova, V. G. Zakirova, A. R. Masalimova // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - T. 11. - №. 4. - C. 505-514.
46. Stieler-Hunt, C. A professional development model to facilitate teacher adoption of interactive, immersive digital games for classroom learning / C. Stieler-Hunt, C. Jones // British Journal of Educational Technology. - 2019. - T. 50. - №. 1. - C. 264-279.
47. Winyu, C. Mixed Reality and Literary Creativity in English Teaching / C. Winyu, Angela, T // IEEE International Symposium on Mixed and Augmented Reality - Arts, Media, and Humanities (ISMAR-AMH), Atlanta, GA, USA, 2012.- URL: http://www. computer. org/csdl/proceedings/ismar-mh/2012/4663/00/06483987.pdf(дата обращения 17.02.2022).
48. Zulfikorova, A. Modern requirements to the use of interactive
methods in English language teaching, 2018. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/modern-requirements-to-the-use-of-interactive-methods-in-english-language-teaching (дата обращения 01.03.2022).