Введение...................................................................................................................3
1. Товарооборот предприятия, содержание, назначение. Виды и состав товарооборота предприятия общественного питания.........................................4
2. Анализ товарооборота. Задачи и методика проведения..................................8
3. Покупательные фонды населения и емкость рынка. Понятие и расчет.......10
4. Методы расчета численности потребителей, пользующихся услугами предприятия общественного питания.................................................................13
5. Производственная мощность предприятия. Понятие, расчет, коэффициент эффективности.......................................................................................................14
6. Пропускная способность зала, понятие, расчет, коэффициент эффективности ее использования........................................................................17
7. Методы прогнозирования товарооборота.......................................................20
Заключение.............................................................................................................22
Список используемой литературы.......................................................................23
Общественное питание, освобождая ежегодно десятки миллиардов часов затраченного в домашнем хозяйстве времени, содействует тем самым увеличению свободного времени населения, что приобретает большое значение в условиях современного ритма жизни человека. Все это предопределяет необходимость анализа и решения ряда проблем этой отрасли с целью повышения экономической эффективности ее функционирования и развития.
Актуальность темы предопределяется и необходимостью решения проблем развития сферы услуг, которая становится одним из важнейших секторов народного хозяйства Российской Федерации. Переход к рыночной экономике и реформирование отраслей, ранее относимых к «непроизводственной сфере», обусловили преобразование этой сферы в современный сектор услуг, который оказывает большое влияние на экономику страны.
Исследование проблем и перспектив развития общественного питания актуально и в плане понимания его роли в социальной и экономической жизни общества и разработки направлений государственной политики в этой отрасли.
Целью изучаемой темы является комплексное изучение сущности и видов товарооборота, таких как оптовый и розничный, товарооборот по собственной продукции и по покупным товарам. Особое внимание уделяется методам и этапам планирования, таким как: планирование на основе численности потребителей, планирование на основе мощности кухни и планирование по пропускной способности торгового зала.
Общественное питание по своему экономическому содержанию - это сфера товарного обращения, поэтому предприятия общественного питания входят в систему торговли и важнейшим показателем качества их деятельности является товарооборот. Товарооборот общественного питания – это выручка от реализации продуктов общественного питания населению и др. По отношению к нему учитываются, анализируются и планируются все остальные показатели, такие как рентабельность, расходы и доходы предприятия, поэтому очень важно знать методы расчета и планирования товарооборота.
А чтобы предприятие успешно существовало на рынке и смогло составить конкуренцию другим предприятиям питания необходимо иметь большие доходы. Увеличение этих доходов прямо пропорционально росту товарооборота. Для этого необходимо учитывать и как можно более рационально использовать основные пути увеличения товарооборота в современных условиях. В основном это касается ассортимента продукции, культуры обслуживания и расширения рынков сбыта.
Товарооборот и его планирование играет не малую роль в существовании предприятия общественного питания. Только правильное и четкое применение этой экономической составляющей предприятия питания обеспечит высокую конкурентоспособность, устойчивое положение на рынке и даст возможность успешно развиваться.
1. Грибов В.Д., Грузинов В.П. «Экономика предприятия», учебник + практикум, Москва 2009.
2. Ефимова О.П. «Экономика общественного питания», учебное пособие, Минск 2000.
3. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
4. Сивкова А.И., Фрадкина Е.К. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия» учебное пособие, Ростов н/Д 2001.
5. Федотова И.Ю. Нормативные документы по ресторанному бизнесу.- М.: Изд. дом «Ресторанные ведомости», 2005.
6. Фридман А.М. «Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества», учебник, Москва 2008.
7. Шуляков Л.В. Оборудование предприятий торговли. - Мн.: Новое знание, 2004.