Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ОРГАНИЗОВАННЫХ И НЕОРГАНИЗОВАННЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №165470

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование ситуативной тревожности организованных и неорганизованных детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Проблема тревожности в психологии 6
1.2 Тревожность детей дошкольного возраста 12
1.3 Характеристика личностных особенностей организованных и
неорганизованных детей дошкольного возраста 22
Выводы по главе 34
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей тревожности организованных и неорганизованных детей старшего дошкольного возраста 36
2.1 Методы и организация исследования 36
2.2 Результаты изучения особенностей ситуативной тревожности
организованных и неорганизованных детей 40
2.3 Психолого-педагогические рекомендации, направленные на
снижение ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста 45
Выводы по главе 50
Заключение 51
Список литературы 53
Приложение 57

В настоящее время проблема тревожности детей очень актуальна. Носить она может как положительный, так и отрицательный характер. Все зависит от уровня тревожности. Чем выше тревожность, тем более негативно она действует на личность ребенка (занижается самооценка, прослеживаться плохое настроение и т.д.).
Такие авторы, как И.В. Дубровина, А.М. Прихожан и др. говорят о тенденции увеличения тревожных детей. Тревожность зависит от многих факторов, таких как плохая адаптация, социализация, тревожность родителей, стиль воспитания и др. Несомненно, для всех детей объектом повышенной тревожности является приход в дошкольное учреждение. И уровень тревожности организованных и неорганизованных детей, в одной и той же ситуации будет отличаться характером проявлений.
Важно отметить, что на уровень тревожности как организованных, так и неорганизованных детей очень влияет родительское внимание и воспитание. Чем выше уровень опеки над ребенком, тем сложнее ему социализироваться и адаптироваться в новых условиях, что вызывает повышенный уровень тревожности. Или же излишняя тревожность родителей, так же негативно влияет на уровень тревожности самого ребенка.
Так как у детей тревожность не является устойчивой чертой, необходима своевременная помощь для снижения уровня тревожности. Иначе могут быть нежелательные последствия, которые в дальнейшем могут перерасти в черту характера ребенка. Ребенок может стать замкнутым, застенчивым, не проявлять желание общаться, уходить в «мир фантазий» и т.д.
В обществе существует потребность к воспитанию здоровой и развитой личности, но недостаточно изученная проблема тревожности детей является барьером для полноценного развития человека. Данная работа направлена на выявление особенностей ситуативной тревожности организованных и неорганизованных детей. Разработанные психолого-педагогические рекомендации для родителей и воспитателей, помогут снизить уровень тревожности, тем самым увеличится шанс развития полноценной личности. Следовательно, это исследование является актуальным.
Цель исследования: изучить особенности ситуативной тревожности организованных и неорганизованных детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования ситуативной тревожности организованных и неорганизованных детей дошкольного возраста;
2. подобрать диагностические методы по выявлению уровня тревожности ребенка старшего дошкольного возраста;
3. определить уровень тревожности организованных и неорганизованных детей старшего дошкольного возраста;
4. разработать психолого-педагогические рекомендации,
направленные на снижение уровня ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: ситуативная тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности ситуативной тревожности организованных и неорганизованных детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ситуации,
вызывающие тревожность организованных и неорганизованных детей старшего дошкольного возраста будут различаться.
Методы и методики исследования:
теоретические: анализ, сравнение психолого-педагогической
литературы;
эмпирические: анкетирование, тестирование;
методики:
«Выбери нужное лицо» (Р. Теммл, В. Амен, М. Дорки) (выявление уровня тревожности детей дошкольного возраста через отношения ребенка к определенным ситуациям взаимодействия с людьми);
«Незаконченные предложения» (Сакс-Леви в модификации В. Михала) (оценивается реакции детей по отношению к основным ситуациям в их жизни);
анкета по выявлению тревожного ребенка (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко) (определение уровня тревожности ребенка путем опроса родителей).
Теоретическая значимость: расширены научные представления о ситуативной тревожности детей и об особенностях организованных и неорганизованных детей. Обогащены знания о проблеме тревожности, за счет раскрытия возможных причин появления тревожности, характеристики тревожных детей. Раскрыты сходства и различия между организованными и неорганизованными детьми, что поможет выработать правильную тактику поведения с ними.
Практическая значимость: методы и методики данного исследования выявляют уровни ситуативной тревожности детей и ситуации, тревожащие их больше всего, это поможет выработать более точную статистику тревожных детей, применяющейся в образовании . Разработанные психолого­педагогические рекомендации могут быть использованы психологами в работе с родителями и воспитателями для снижения уровня ситуативной тревожности и формирования психологически здоровой личности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу, отметим, что основным понятием тревожности является переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности (А.М. Прихожан).
Выделяют несколько видов тревожности: учебная тревожность, самооценочная, межличностная, сепарационная, депрессивная, параноидная тревожность (преследования), объективная, психотическая, ситуативная и личностная тревожность. Более подробно были рассмотрены личностная и ситуативная тревожность. Личностная тревожность представляет собой ситуативно-устойчивые проявления тревожности. Ситуативно-изменчивые проявления именуют ситуационной тревожностью. Выделяют три уровня тревожности, связанных с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный уровни.
Было выяснено, что организованные дети развиты лучше неорганизованных. Неорганизованным детям сложнее общаться со взрослыми и сверстниками. Наблюдаются задержки в речевом развитии, неадекватное оценивание своих действий. Все эти факторы могут вызывать ситуативную тревожность у детей. Организованные дети, не смотря, на существенные различия со своими «домашними» сверстниками, также имеют рад тревожных ситуаций, таких как агрессия, проявленная к ним, выговор и т.д.
Для выявления уровня ситуативной тревожности и наиболее тревожащих ситуаций для детей были подобраны следующие методики: «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки), «Незаконченные предложения» в модификации В. Михала и анкета по выявлению тревожного ребенка, (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).
В результате проведения методик были получены следующие результаты: у организованных и неорганизованных детей, преобладающими уровнями ситуативной тревожности являются средний и низкий. Были выявлены распространенные ситуации, вызывающие повышенную тревожность у дошкольников.
Можно отметить, что ситуативная тревожность организованных и неорганизованных детей проявляется в разных ситуациях. Но также есть и сходные для двух групп ответы. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась частично.
Для снижения уровня ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста были разработаны психолого-педагогические рекомендации, предназначенные для родителей и воспитателей. В них представлены советы, направленные на правильное взаимодействие с ребенком, помогающее снизить уровень тревожности и игры для детей, способствующие комплексному развитию психологически здоровой личности и снижающие уровень ситуативной тревожности.


1. Анкета по выявлению тревожного ребенка // Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. - СПб.: Речь, 2006. - С. 27-28.
2. Белоус В.В: Опыт экспериментальной психофизиологической характеристики некоторых типов; темперамента / В.В. Белоус // Типологические исследования по психологии личности / Под ред. B.C. Мерлина. - Пермь, 1967. - С. 35 - 59.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. - 422 с.
4. Битянова М.Р., Давыдова В.В. Условия эффективности тренингового процесса в подростковых группах // Журн. практ. психолога. 1998. -№3, с. 44-47.
5. Блага К., Шебек М. Я твой ученик, ты - мой учитель. - М.: Просвещение, 1991
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. — М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
7. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, Смерть и рансценденция в психотерапии. М.: Центр «Соцветие», 1992.
8. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/ под ред. И.В.Дубровиной.- М., 1987.
9. Землянухина Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к обучению в школе // Начальная школа. 2002. №6. - С.50-55.
10. Изард К. Эмоции человека / К. Изард. М.: МГУ;. 1980. -С. 313 - 339.
11. Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. - Тбилиси, 1966.
12. Каплан Г.И. Клиническая психиатрия / Г.И. Каплан, Б.Дж. Сэдок. - М., 1994.
13. Катыгин Ю.А. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психофизиологическими характеристиками / Ю.А. Катыгин и др.// Психофизиология. —Л., 1979. - С. 46 - 49.
14. Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожидания в социальном общении: Дис. канд. псих. наук. - М., 1972.
15. Костина JI.M. Коррекция тревожности методом игровой терапии как условие школьной адаптации первоклассников. Дис. канд. псих. наук. - Казань, 2000.....42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ