Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности социальной активности обучающихся в учреждении среднего профессионального образования

Работа №165468

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования социальной активности обучающихся учреждений среднего профессионального образования 5
1.1. Понятие социальной активности, его сущность и компоненты 5
1.2. Особенности проявления социальной активности обучающихся
учреждений среднего профессионального образования 16
1.3. Социально-педагогические условия развития социальной активности
обучающихся учреждений среднего профессионального образования 19
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование социальной активности обучающихся учреждения среднего профессионального образования 26
2.1. Диагностика социальной активности обучающихся Краевого
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Красноярский аграрный техникум» 26
2.2. Методические рекомендации по развитию социальной активности
обучающихся профессионального образовательного учреждения 59
Заключение 68
Список использованных источников 70
Приложения 73
Приложение А 73
Приложение Б 74
Приложение В 75
Приложение Г 76
Приложение Д 77

В условиях современности, когда в государстве формируется прослойка активного гражданского общества, существует тенденция к увеличению доли социально-активного населения.
Человеку важно умение быстро приспосабливаться к динамичным, сложным и неоднозначным ситуациям, а также необходимо умение работать в команде, при этом важно умение помогать другим людям: близким, знакомым у которых есть проблемы, с которыми они не могут справиться самостоятельно, слабозащищенным категориям людей. Все эти навыки могут развиваться и укрепляться при помощи разнообразных проявлений человеком социальной активности, направленной на положительные социальные изменения.
Так, наряду с актуальными положительными закономерностями социума, особую значимость приобретает проблема инфантилизации и социальной дезадаптации обучающейся молодежи [10]. Вследствие этого, особым образом возрастает потребность в изучении способов решения данных проблем. Активация и развитие социальной активности молодежи может выступить в роли возможного средства для предотвращения инфантильности, социальной дезадаптации, проявления разных девиаций и асоциальных наклонностей.
По нашему мнению, проявления социальной активности, в том числе и обучающейся молодёжью, является одним из основных элементов как личностного, так и общественного развития. У обучающихся учреждений среднего профессионального образования существует не малый процент дефицитов, рисков и проблем, которые могут проявляться касаемо коммуникации, получения образования, образа жизни, соблюдения норм этики, морали и нравственности, профессиональной и адаптации к деятельности. А это будущая основа рабочего среднего класса. Поэтому и современное российское образование, старается в первую очередь делать опору на развитие молодежи, что можно заметить в Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России [6, с. 14].
Аналогичные тенденции повышения значимости социально- активной молодежи, зафиксированы и на законодательном уровне, они отражены в концепции государственной молодежной политики согласно основам [26] и стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года[27].
Объект исследования: социальная активность обучающихся
учреждений среднего профессионального образования
Предмет исследования: особенности социальной активности
обучающихся учреждений среднего профессионального образования
Гипотеза исследования: социальная активность обучающихся учреждений среднего профессионального образования характеризуется следующими особенностями:
- высокий показатель знаний в гуманитарной области, понимание социальных проблем, наличие представлений о видах просоциальной деятельности и реализующих её общественных объединениях;
-высокий уровень социально-ориентированной мотивации;
-включенность в организацию и проведение социальных акций, мероприятий;
-участие в разработке и реализации социальных проектов;
-вовлеченность в организации, ориентированные на решение социальных проблем;
Цель: выявить и охарактеризовать особенности социальной активности обучающихся учреждений среднего профессионального образования
Задачи:
1. Проанализировать понятие, особенности и возможности развития социальной активности обучающихся учреждений среднего
профессионального образования;
2. Изучить показатели и компоненты социальной активности у обучающихся учреждения среднего профессионального образования;
3. Создать методические рекомендации по развитию социальной активности обучающихся учреждения среднего профессионального образования.
Методы исследования:
1. Теоретические (изучение и систематизация данных из научной литературы, а также законодательных актов, статистических данных, диагностического материала по избранной нами теме);
2. Эмпирические (методы диагностики: выявление представлений обучающихся о социальной активности с помощью опроса; метод диагностики самостоятельности (развитости метакогнитивных процессов) и инициативности у студентов (Г. Шроу, Р. Деннисон); методика диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности (Д. МакКлелланд); методика диагностики мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой); диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С. С. Бубнова); анкетирование по включенности обучающихся в молодежные объединения, социальные проекты, организацию мероприятий и социальных акций;).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведен теоретический анализ понятия социальной активности обучающихся. Подходы к данному понятию рассматривают следующие авторы: Е.Б. Аванесова, Л.В. Азизова, А. Б. Веселова, В.И. Есина, А.М. Жилина А.И., Кондаков, В.А. Мичина, Л.И. Родина, Е.М. Харланова. Наиболее приемлемое определение социальной активности дала В.И. Есина. Социальная активность является практическим выражением потребности личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни и общества в соответствии со своим мировоззрением, со своими ценностными ориентациями. Выявлены и проанализированы следующие специфические особенности социальной активности обучающихся: возраст активистов от 16 до 20 лет, обучающиеся 1-3 курсов; когнитивные особенности: широкий спектр знаний в социальной области, высокий уровень инициативности и достаточная самостоятельность в проявлении деятельности; мотивационные особенности: активные студенты имеют высокий уровень стремлений к развитию и решению социальных проблем, существует яркая выраженность коммуникативных мотивов, отсутствуют мотивы к избеганию ответственности. У социально активных обучающихся выражены социальные ценности, направленные на помощь другим людям и решение социальных проблем.
Проведено констатирующее исследование. Нами были выбраны и рассмотрены следующие компоненты: когнитивный, мотивационный,
ценностный, операционный. Основными препятствиями для развития проявлений социальной активности студенты сочли: отсутствие мотивации, неуверенность в своих силах, недостаток информации об просоциальных и социокультурных организациях, проектах. Изучены показатели и компоненты социальной активности у учащихся. Всего 33% опрошенных студентов состоят в общественных объединениях техникума, при этом 23% опрошенных участвуют в объединениях и организациях разной массовой,
спортивной и социальной направленности вне техникума. Максимум 36% опрошенных обучающихся участвуют в разноплановых общественных мероприятиях. Меньше 20% обучающихся участвуют в социально-проектной деятельности. 33% опрошенных обучающихся участвует в социальных акциях. Группы, которые наиболее проявляют социальную активность: И-2- 11 «Земельно-имущественные отношения» и С-2-10 «Страховое дело по отраслям». Группы, проявляющие низкие показатели и уровни компонентов социальной активности: А-2-1 «Агрономия» и Т-2-6 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». У студентов проявляется дефицит социальных и коммуникативных мотивов. Присутствует мотивация к избеганию. Выражены низкие показатели ценностных ориентаций к решению социальных проблем. На основе методических рекомендаций следует провести у обучающихся курс индивидуальных и групповых занятий, бесед, классных часов, направленных на развитие у обучающихся представлений в гуманитарной области, сфере значимости социальных проблем, рассказать о видах социальной помощи, провести экскурсии в объединения социальной направленности, организовать со студентами социальные акции, провести мастер классы по написанию социальных проектов, тренировать продуктивное общение с помощью игр. Подытожив информацию из 2 этапов исследования можно сказать о том, что социальная активность обучающихся учреждений среднего профессионального образования действительно характеризуется
следующими особенностями: высокий показатель знаний в гуманитарной области, понимание социальных проблем, наличие представлений о видах просоциальной деятельности и реализующих её общественных объединениях; высокий уровень социально-ориентированной мотивации; включенность в организацию и проведение социальных акций, мероприятий; участие в разработке и реализации социальных проектов; вовлеченность в организации, ориентированные на решение социальных проблем, следовательно гипотеза подтвердилась.


1. Аванесова Е.Б. Опыт организации процесса воспитания общественной активности студента в условиях социальной среды региона // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2014. № 3. С. 144-147.
2. Азизова Л.В. Модель развития социальной активности студента вуза в процессе досуговой деятельности // Гуманитарные исследования. 2013. № 1. С. 66-71.
3. Андреева М.А., Холдобин Д.В. Возможности воспитания в формировании социальной активности личности студента как гражданина-патриота // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 5. С. 9­13.
4. Анцигина Л.К. К проблеме социальной активности личности в
современных условиях // Образование и культура в Западно-Сибирском регионе: история, перспективы и проблемы взаимодействия: Материалы региональной научно-практической конференции: под ред. Н.В.
Чекалевой. Тобольск: Тара, 2013. Ч. 2. С. 174-176.
5. Волосков И.В. Особенности социализации учащейся молодежи// Социологические исследования. 2013. № 6. С. 107-109.
6. Данилюк А.Я., Кондакова А.М., Тишков В.А. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2016. 23 с.
7. Дворецкая М.Я. Взаимосвязи жизненного и профессионального самоопределения: интегративный подход в психологии: сб. научных тр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. С.116-124.
8. Драган Н.А. Воспитание социальной активности студента // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 2. С. 104-106.
9. Есина В.И. Развитие социальной активности студенческой молодёжи через проектную деятельность // ГрГУ им. Я.Купалы.2011.
URL:http://ebooks.grsu.by/esina/2-1-izuchenie-urovnya-sotsialnoj-aktivnosti- studencheskoj-molodjozhi.htm (дата обращения: 12.05.2018)
10. Ефимова Г.З. Социальный инфантилизм студенческой молодежи
какфактор противодействия модернизации современного российского общества // Науковедение. 2014. № 6. С. 1-10.
11. Колесникова М.В. Педагогические исследования в области социальной активности личности // Вестник Томского государственного университета. 2012.№ 298. С. 176-178.
12. Коржова Е.Ю. Психологическое познание человека как субъекта
жизнедеятельности: Дис. д-ра психол. наук: 19.00.01. СПб.: Ореол, 2015. 485 c.
13. Мальковская Т.Н. Социальная активность. М.: Педагогика, 1988. 144 с.
14. Мардехаев Л.В. Социальная педагогика: учеб. Пособие для студентов. М.: Гардарики, 2012. 269 с.
15. Морозова Т. И. Самоорганизация молодежи как форма социокультурной рефлексии (региональный аспект) // Научные ведомости БелГУ. 2012. № 4. С. 190-196....29


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ