Введение 3
Глава I. Становление Сингапура под руководством Ли Куан Ю. Критика прагматизма как основного принципа политики построения государства 6
Глава II. Сингапур как передовая держава АТР в сотрудничестве с государствами этого и других регионов 23
§2.1 Политические и экономические особенности Сингапура в рамках сложившегося режима 23
2.1.1. Политические особенности Сингапура 23
2.1.2. Экономические особенности Сингапура 35
§2.2. Влияние политических и экономических преобразований на взаимоотношения Сингапура с другими государствами 42
2.2.1. Политика Сингапура в рамках АСЕАН 42
2.2.2. Политика Сингапура за пределами АСЕАН 46
Заключение 50
Список использованных источников 53
Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что Сингапур является примером успешного построения государства в Азиатско- Тихоокеанском регионе с высоким уровнем развития экономической и политической системы при условии отсутствия ресурсов, небольшой территории по сравнению с соседними государствами и наличия многонационального населения. Сингапур играет большую роль в политике и экономике Азиатско-Тихоокеанского региона и за его пределами. Огромную роль в этом, безусловно, сыграли и другие государства АТР, вкладывая в экономику Сингапура весомые инвестиции. Однако ключевым аспектом является тот факт, что несмотря на успешное развитие Сингапура, политика, которую заложил отец-основатель государства, Ли Куан Ю, очень часто поддается критике экспертов, которые ссылаются на то, что прагматизм, как основной принцип действия правительства города-государства Сингапур, не является эффективным средством, в виду отсутствия государственной идеологии и демократических свобод.
Степень научной разработанности темы исследования.
Рассматривая политику и основные принципы, которыми руководствовался Ли Куан Ю при становлении Сингапура, важно отметить его главную работу «Из третьего мира - в первый», где очень подробно описывается история ныне развитого Сингапура с момента обретения им независимости, и несколькими годами ранее. Так же в этой книге приводятся мнения и отзывы некоторых важных политических лиц о деятельности Ли Куан Ю. В их число входят Маргарет Тэтчер, Генри Киссинджер, экс-президент США Джордж Буш-старший, Кофи Аннан, которые выражают уважение лидеру Сингапура и отзываются о его политике преимущественно положительным образом.
В отечественной литературе концепт политики Сингапура изучен слабо. Тем не менее, ряд отечественных экспертов касались данной темы. Следует отметить таких авторов как директора Центра АСЕАН при МГИМО (У) МИД РФ Виктора Владимировича Сумского, который отмечал плюсы прагматизма в политике Сингапура; директора по международному сотрудничеству Финансового университета при Правительстве РФ Селезнева Павла Сергеевича, который проанализировал опыт Сингапура и исследовал возможности применения его методов для политики РФ.
Критика политики Ли Куан Ю и в целом сингапурского правительства очень подробно изложена в работе Кеннет Пол Тана - профессора Национального Сингапурского университета «Идеология прагматизма: неолиберальная глобализация и политический авторитаризм в Сингапуре», в которой автор так же ссылается на мнения таких экспертов в области политики и социологии, как Чуа Бен Хуат, который является профессором кафедры социологии Национального университета Сингапура.
Кроме того, были изучены некоторые юридические документы Правительства Сингапура, такие как Генеральный план 1955 г., План долгосрочного развития 1977 г. для более подробного понимания осуществления принципов прагматизма в политике Сингапура.
Также были приведены статистические данные из многочисленных сингапурских источников.
Объектом исследования являются экономические и политические особенности становления и развития Сингапура.
Предметом исследования являются политические и экономические взаимоотношения Сингапура с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Целью данной работы является выявление особенностей политической и экономической модели Сингапура....
Таким образом, в результате исследования Сингапура в качестве передовой державы Азиатско-Тихоокеанского региона, принимая во внимание его историю и влияние деятельности Ли Куан Ю как основоположника государственности Сингапура, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, несмотря на критику прагматизма, способ управления Ли Куан Ю, отсутствие свободы прессы, жесткие законы, штрафы, за которые Сингапур нельзя назвать демократическим государством, правительству государства удалось создать такой режим, при котором экономика является одной из самых развитых в мире, социальное устройство обеспечивает высокую рождаемость и низкую смертность, а бесконечно критикующаяся идеология прагматизма помогает не только поддерживать имеющиеся результаты, но и идти вперёд. Здесь безусловно важно отметить деятельность Ли Куан Ю, без которого сложно было бы осуществить и половину перечисленных в этой работе преобразований. Можно с уверенностью сказать, что влияние личности превалировало над обстоятельствами, которые, как уже говорилось, нельзя было назвать благоприятными на начальных этапах развития Сингапура.
В условиях нехватки ресурсов, маленькой территории, неоднородности населения с разными языками и идеологиями Сингапуру удалось встать на ноги и войти в число влиятельных акторов международных отношений, без которого некоторые государства не мыслят свои торговые отношения.
Во-вторых, однопартийная система, которая также продолжает критиковаться обеспечивает определенную политическую стабильность, которая способствует планомерному экономическому росту, а соответственно и благоприятному развитию бизнеса. Это имеет важное значение, потому что прагматичное правительство все делает в определённых целях, и в случае Сингапура это вполне имеет место быть, учитывая уже упомянутые географические недостатки государства.
В-третьих, экономика Сингапура, ориентированная на рыночные отношения, очень часто сталкивается с определенными трудностями, с которыми частный сектор не в силах справиться. Правительство успешно помогает бизнесу с решением различного рода проблем и обеспечивает благоприятные условия. Таким образом, правительство и частный сектор образуют удачный симбиоз успешного экономического развития.
В-четвертых, необходимо так же упомянуть два других аспекта политики, которые имеют важные побочные эффекты, способствующие росту экономики и укреплению государственности: 1)прочный институт национальной службы после обретения независимости, который обеспечил безопасность граждан и социальные удобства, что, естественно, очень важно в условиях нехватки людских ресурсов; 2) выбор использования английского языка в качестве рабочего языка в администрации, судах и учебных заведениях. Широкое распространение английского языка дает Сингапуру огромное преимущество в глобализированном мире: в торговле, коммерции, промышленности, приобретении знаний и глобальной социальной связности, а также в объединении многонационального населения....
1. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии: история и задачи. [Электронный ресурс]: об АСЕАН // новостной портал РИА Новости. - Режим доступа: https://ria.ru/20120808/718516714.html(дата обращения 23.04.2020)
2. Ли Куан Ю. Сингапурская история. Из «третьего мира» - в первый / Ли Куан Ю // МГИМО (У) МИД России. - Москва, 2005.
3. Организация экономического сотрудничества и развития. [Электронный ресурс]: об ОЭСР // новостной портал РИА Новости. - Режим доступа: https://ria.ru/20090219/162584314.html(дата обращения 16.04.2020)
4. Прагматизм.[Электронный ресурс]: определение термина // Политический словарь. - Режим доступа:http://slovariki.org/politiceskij-slovar/3999(дата обращения 15.04.2020)
5. Раджабова З.К. Мировая экономика/ З.К. Раджабова // Учебник. 2-е изд. Перераб. и доп. — М-' ИНФРА — М, 2002. - C. 216.
6. Сингапур. Данные на 01.12.2016 [Электронный ресурс]: общая характеристика экономических показателей Сингапура // информационно-аналитический ресурс «Азиатский Вектор». - Режим доступа: http://asiavector.ru/countries/singapore/(дата обращения 03.04.2020)
7. Судаков С.С. Эпистемология политического прагматизма / С.С. Судаков // Политические исследования. - 2010. - № 1. - С. 60-71.
8. Сумский: умение меняться обеспечило политическое долголетие Ли Куан Ю [Электронный ресурс]: информационная статья // новостной портал РИА Новости. 2016. - Режим доступа:https://ria.ru/20150323/1053992650.html(дата обращения 20.03.2020)
9. A public sector divestment committee issued a report [Электронный ресурс]: доклад комитета по ликвидации государственного сектора // Nanyang Technological University. - Режим доступа: https://www.coursehero.com/file/p44qireu/A-Public-Sector-Divestment-Committee-issued-a-report-in-1987-27-some/(дата обращения 18.04.2020)
10. Asia-Pacific Economic Cooperation [Электронный ресурс]: об АТЭС // официальный сайт АТЭС. - Режим доступа:https://www.apec.org/(дата обращения 25.04.2020)
11. Central Provident Fund (CPF) [Электронный ресурс]: О Центральном Фонде обеспечения персонала // официальный сайт Центрального Фонда обеспечения персонала Сингапура. - Режим доступа: https://www.cpf.gov.sg/members(дата обращения 16.04.2020)
12. Chia, S.Y. (1985) The Role of Foreign Trade and Investment in the Development of Singapore / S.Y. Chia // Foreign Trade and Investment: Economic Development in the Newly Industrializing Asian Countries, Madison, WI: University of Wisconsin Press. - 1985. - P. 97.
13. Chia Wai Mun Singapore and Asia in a Globalized world. Contemporary economic issues and policies / Wai, Mun Chia // World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd. - 2009. - P. 121.
14. Chua Beng Huat. Social Sciences (Urban Studies). YaleNUSCollege [Электронный ресурс]: биографическая справка // официальный сайт Yale- NUS College. - Режим доступа:https: //www. yale-nus .edu.sg/about/faculty/chua-beng-huat/(дата обращения 15.04.2020)
15. Cybersecurity Act [Электронный ресурс]: закон о кибербезопасности // ASingapore Government Agency Website. Режим доступа: https://www.csa.gov.sg/legislation/cybersecurity-act (дата обращения 15.04.2020)...(61)