Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГОРАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГРУПП КОМБИНИРОВАННОЙ ИКОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Работа №165465

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы111
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 13
1.1 Социально-коммуникативное развитие старшего дошкольного возраста в
соответствии с нормативно-правовой базой ДО 13
1.2 Особенности социально-коммуникативного развития детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 23
1.3 Психолого-педагогические подходы к развитию социально­
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 27
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 39
2.1 Организация и методики констатирующего эксперимента по изучению
особенностей социально-коммуникативного развития старших дошкольников с задержкой психического развития 39
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению
особенностей социально-коммуникативного развития старших дошкольников с задержкой психического развития 50
2.3 Методические рекомендации по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников с задержкой психического развития 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анамнестические данные испытуемых группы 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Образовательная программа социально коммуникативного
развития старших дошкольников с задержкой психического развития 84
ПРИЛОЖЕНИЕ В Игры приветствия 109
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Игры на развитие самооценки и уверенности в себе ....110
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Игры на сплочение коллектива 112

Актуальность проблемы и темы исследования.
Социально-коммуникативное развитие детейотносится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социальногоокружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В соответствии с новым законодательством Российской Федерации (ФЗ «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольногообщегообразования, утвержденным приказом №1958 от 19.12.2014 г.), социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности дошкольных учреждений. Уровень сформированности коммуникативных умений влияет на взаимодействие с окружающими, процесс социализации, развитие личности ребенка.
Содержанием данной образовательной области является: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
В рамках реализации федерального государственногообразовательного стандарта дошкольногообразования в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений пристальное внимание должно бытьуделено достижению целей и решению задач социально- коммуникативногоразвития, как одному из приоритетных направлений развития ребенка вдошкольном возрасте, поэтому данная тема является актуальной.
Социально-коммуникативное развитие - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурногоопыта,
необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.
Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительногоотношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Многочисленные научные труды в области формирования коммуникативных умений в дошкольном возрасте принадлежат В.В. Давыдову, А.Н. Леонтьеву, Д.Б. Эльконину в их основе ведущая концепция связана с деятельностью каждого ребенка. В исследованиях A.B. Запорожца, М.И. Лисиной прослеживается тесная связь между коммуникативными навыками и психическим развитием детей дошкольного возраста. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с
задержкой психического развития, отмечают недостаточность развития общения у детей с ЗПР, его незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения.
Проблемами исследования заключается в поиске путей, средств и содержания социально-коммуникативного развития детей
старшегодошкольного возраста с задержкой психического развития, получающих дошкольное образование в комбинированных и
компенсирующих группах.
Учитывая актуальность решения данной проблемы, определена тема исследования: «Особенности социально-коммуникативного развития
старших дошкольников с задержкой психического развития групп комбинированной и компенсирующей направленности».
Объект исследования: социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: разработка образовательной программы для воспитателей, педагогов-психологов по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников с задержкой психического развития с учетом выявленных особенностей.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования;
2. Выявить экспериментальным путём особенности социально­коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития получающих дошкольное образование в группах комбинированной и компенсирующей направленности в ДОУ;
3. Разработать программу для педагогов групп комбинированной и развитию детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом выявленных особенностей, используя ресурсы инклюзивногообразования.

Гипотеза исследования заключается в предложении о том, что:
1) Понятие социально-коммуникативное развитие может включать в себя разнообразные умения по пониманию эмоционального состояния и отношению с окружающими с соблюдением этических норм и правил.
2) Для старших дошкольников с задержкой психического развития независимоот образовательного маршрута будут характерны особенности социально-коммуникативного развития.
3) Данные особенности, по нашему предположению, возможно, будут проявляться в: низкой мотивации к общению, пассивности в социально значимых ситуациях, в ситуациях обращения за помощью.
Методологической и теоретической основойисследования явились положения общей и специальной психологии и педагогики:
• теории компенсации и единства закономерностей развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский);
• о социальной обусловленности социально-коммуникативного развития и ведущей роли взрослого в развитии ребенка (М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Г.Н. Соломатина и др.).
Методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ научной литературы
попроблемеисследования;
• констатирующий эксперимент с применением педагогической диагностики компетентностей дошкольников авторского коллектива О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Кузиной, И.В. Груздовой предназначенной для обследования детей 5-7 лет,количественный и качественный анализ полученных данных, статистическая обработка результатов.
База исследования: МБДОУ д/с №15 п.г.т. Курагино. В исследовании участвовало 2 группы детей: 12 детей седьмого года жизни с ЗПР, пребывающие в группе компенсирующей направленности и 12 детей седьмого года с ЗПР, пребывающие в группе комбинированной направленности.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретических сведений в рамках проблемы исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные нами методические рекомендации, могут применяться в практике инклюзивногообразования педагогами ДОУ по социально- коммуникативномуразвитию у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Структура работы включает в себя: введение, две главы
исследования, заключения, библиографический список, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» и Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольногообщегообразования, социально-коммуникативное развитие
является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности дошкольных учреждений. Уровень сформированности коммуникативных умений влияет на взаимодействие с окружающими, процесс социализации, развитие личности ребенка.
Содержанием данной образовательной области является:
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительногоотношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;
• развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
• формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками.
ФГОС Дошкольного Образования даёт возможность ребёнку получать дошкольное образование совместно со здоровыми детьми и для их потенциально эффективного совместногообразования необходимо
социально-коммуникативное развитие, поэтому данная тема является актуальной.
Целью данного исследования являлась разработка методических рекомендаций для педагогов по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом выявленных особенностей
Для решения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Проанализированы литературные источники по проблеме исследования.
2. Выявлены экспериментальным путём особенности социально­коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития получивших дошкольное образование в группах компенсирующей направленности в ДОУ;
3. Разработаны методические рекомендации для педагогов групп
компенсирующей направленности по социально-коммуникативному
развитию детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом выявленных особенностей.
В процессе теоретического анализа установлено, что коммуникативные способности включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил общения.
В процессе исследования была сформулирована и доказана рабочая гипотеза о том, что понятие социально-коммуникативное развитие может включать в себя разнообразные умения по пониманию эмоционального состояния и отношению с окружающими с соблюдением этических норм и правил.
Для старших дошкольников с задержкой психического развития характерны особенности социально-коммуникативного развития. Данные особенности, по нашему предположению, могут заключаться в пассивности в общении со сверстниками, пассивности в социально значимых ситуациях, безынициативности в конфликтных ситуациях и в ситуациях обращения за помощью.
В процессе исследования былиразработаны методические
рекомендации для педагогов по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом выявленных особенностей, предложены методические разработки проведения занятий, игр на развитие коммуникации, театрализованных игр и театрализованного спектакля.
Основной вывод исследования:навыки общения дошкольников с ЗПР можно и нужно развивать, прививая дошкольникам основы
грамотногообщения и культурной речи. Начинать такое обучение как можно раньше, лучше с рождения, применяя весь спектр приемов и методов воздействия и коррекции. Каждый взрослый воспитатель или родитель несет ответственность за построение взаимодействия ребенка с окружающими, так как именно в общении со взрослыми дети получают и усваивают основные модели общения. Поэтому воспитатели и родители стоят во главе формирования навыков общения у детей с ЗПР дошкольного возраста.


1. Архипова, Е.А. Особенности навыков общения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования. 2016, № 8 (43): [Электронный ресурс] ййрз://з1Ьас.1п£о/агсй1уе/шедйб1з/8(43).рб£(дата обращения: 07.10.2018).
2. Бойков, Д. И. Речевая коммуникация учащихся вспомогательных школ интернатов: дисс. канд. психолог.наук: / Д.И. Бойков // Дефектология - Москва: Наука, 1994. - 46 с.
3. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учебно-методическое пособие для студентов пед. инс-тов спец.2111 / А.Д. Виноградова // Дефектология - Москва: Наука, 2005. - 144 с.
4. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова - Москва: Просвещение, 1985. - 144 с
5. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Л.С. ВыготскийТ. 6 — Москва: Педагогика, 1983. С. 153-165
6. Гусева, Г.М. Использование предметно-практической деятельности в работе над сказкой // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка / М.Н.Петровой. - Москва: Наука, 1981. - 115 с.
7. Дмитриева, Е.Е., Двуреченская О.Н. Особенности коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные проблемы науки и образования. 2015, №2. С. 92.
8. Дульне, Г.М. Вопросы коррекции развития умственно отсталых детей в процессе обучения / Г.М. Дульнев Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. - Москва: Педагогика, 2010. - С. 3-10
9. Ильичёв, Л.Ф., Федосеев П.Н., Ковалёв С.М., Панов В.Г. Философский энциклопедический словарь / Л.ВИльичёв, П.Н. Федосеев, П.Н. Ковалёв - Москва: Энциклопедия, 2013. - 840 с.
10. Катаева, А.А, Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / А.А Катаева, Е.А. Стребелева - Москва: БУК-МАСТЕР, 2013. - 191 с.
11. Калашникова, С. А. Методические аспекты проектирования адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / С.А. Калашникова // Школьная педагогика. — 2015. — № 2. С. 56-67.
12. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии.
ййр://’№№№.з1иб111ез.ги/ргеу1е’№/2379729//Российский государственный
педагогический университет им. А. И. Герцена. Лекция № 2 ЗПР. Понятие «задержка психического развития». - [Электронный ресурс] ййр://’№№№.з1иб1!1ез.ги/ргеу1е’№/3349580/(дата обращения: 01. 10.2019).
13. Коломинский, Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы / Н.Л. Коломинский- Киев: Радянська школа, 1998. - 143 с.
14. Корнеева, О. А. Инклюзивное образование: практика, исследования,
методология: Сб. материалов II Международной научно-практической
конференции Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию / О.А. Корнеева. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=472/ (дата обращения:
10.10.2019).
15. Корчагина, Е.В. Развитие творческих способностей учащихся с ОВЗ через
организацию проектной деятельности /Е.В. Корчагина. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/razvitie-tvorcheskihsposobnostey- uchaschihsya-s-ovz-cherez-organizaciyu-proektnoy-deyatelnostihtml/ (дата
обращения: 17.10.2019)....57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ