Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМ ПЛАН ГАМ И В УСЛОВИЯХ РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ

Работа №165462

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы108
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 4
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Социально-коммуникативное развитие дошкольников как одно из
основных направлений дошкольного образования 10
1.2. Особенности социально-коммуникативного развития детей
дошкольного возраста с нарушением слуха 15
1.3. Подходы к организации и содержанию педагогической деятельности по
социально-коммуникативному развитию старших дошкольников с нарушением слуха 19
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ, ПОЛУЧАЮЩИХ ОБРАЗОВАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ 28
2.1. Организация и методики констатирующего эксперимента по изучению
особенностей социально-коммуникативного развития старших дошкольников с кохлеарными имплантами в условиях разных образовательных маршрутов 28
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению особенностей социально-коммуникативного развития старших дошкольников с кохлеарными имплантами в условиях разных образовательных
маршрутов 37
2.3. Методические рекомендации по социально-коммуникативному развитию
дошкольников с кохлеарными имплантами в условиях разных
образовательных маршрутов 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 83
Приложение А Анамнестические данные участников экспериментальных групп 84
Приложение Б Результаты выполнения диагностического задания №
1 85
Приложение В Результаты обследования социально-коммуникативного развития 86
Приложение Г Конспект НОД 88
Приложение Д Игры на развитие социально-коммуникативных навыков 92
Приложение Е Примеры игровых и практических ситуаций 98
Приложение Ж Примерные темы бесед для обсуждений 101

Актуальность проблемы и темы исследования.
В настоящее время вектор государственной образовательной политики направлен на модернизацию всей системы образования. В соответствии с мировыми тенденциями особое внимание уделяется доступности образования для всех категорий граждан, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Современная специальная педагогика в научном и практическом плане столкнулась с новой группой детей - это дети, которые слухопротезированы системой кохлеарной имплантации. Количество детей, которым была проведена операция по кохлеарной имплантации ежегодно увеличивается.
Главная цель кохлеарной имплантации состоит в том, что с помощью кохлеарного импланта (КИ) ребёнок научится понимать речь окружающих, говорить сам, использовать речь для общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, познания окружающего мира. Таким образом, кохлеарная имплантация позволяет в полной мере осуществлять социально­коммуникативное развитие детей, полноценно интегрировать глухого ребенка в среду слышащих детей.
В соответствии с новым законодательством Российской Федерации (Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом №1958 от 19.12.2014 г.) дети с кохлеарными имплантами имеют право получать дошкольное образование вместе с нормально слышащими сверстниками в группах общеразвивающей, комбинированной направленности. Помимо этого, по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии, дети данной категории имеют право на получение дошкольного образования в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи при сохранном слухе. Поэтому коллектив дошкольной образовательной организации должен быть готов осуществлять работу с ребёнком с кохлеарной имплантацией по всем направлениям развития.
В рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития, как одному из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте.
Социально-коммуникативное развитие включает в себя усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
Однако комплексно содержание социально-коммуникативного развития старших дошкольников с нарушением слуха в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования стандартом не рассматривалось. Поэтому педагоги дошкольных образовательных организаций могут столкнуться с трудностями работы в данном направлении, обусловленными неразработанностью педагогических подходов к социально-коммуникативному развитию дошкольников с нарушенным и сохранным слухом при разных образовательных маршрутах.
Таким образом, остро встает вопрос выявления особенностей социально-коммуникативного развития дошкольников с кохлеарными имплантами и разработки педагогических подходов к их коррекции при разных формах организации образовательной среды.
Цель исследования: разработать методические рекомендации для педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций по социально­коммуникативному развитию дошкольников с кохлеарными имплантами в условиях разной образовательной среды (с учётом выявленных особенностей).
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
2. Провести констатирующий эксперимент по выявлению особенностей социально-коммуникативного развития старших дошкольников с кохлеарными имплантами, получающих дошкольное образование в условиях разных образовательных маршрутов.
3. Подобрать и разработать практико-ориентированный материал и теоретическое обоснование для содержания методических рекомендации по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников с кохлеарными имплантами с учетом выявленных особенностей.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:
1) Понятие социально-коммуникативное развитие может включать в себя разнообразные умения по пониманию эмоционального состояния и отношению с окружающими с соблюдением этических норм и правил.
2) Для старших дошкольников с кохлеарными имплантами независимо от образовательного маршрута будут характерны особенности социально­коммуникативного развития.
3) Данные особенности, по нашему предположению, могут заключаться в: пассивности в общении со сверстниками, пассивности в социально значимых ситуациях, безынициативности в конфликтных ситуациях и в ситуациях обращения за помощью.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии и педагогики:
• теории компенсации и единства закономерностей развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский);
• о социальной обусловленности социально-коммуникативного развития и ведущей роли взрослого в развитии ребенка (М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Г.Н. Соломатина и др.);
• о важности организации благоприятных условий для социально­коммуникативного развития дошкольников с кохлеарными имплантами (О.Л. Беляева, О.В. Зонтова, И.В. Королева и др.).
Объект: социально-коммуникативное развитие старших дошкольников.
Предмет: особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с кохлеарными имплантами, получающих образование в условиях разных образовательных маршрутов.
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой, задачами исследования. В ходе исследования применялись следующие методы: библиографический (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), изучение медицинской и психолого­педагогической документации, констатирующий эксперимент с применением педагогической диагностикой компетентностей дошкольников авторского коллектива О.В. Дыбиной, С.Е.Анфисовой, А.Ю.Кузиной, И.В.Груздовой, предназначенной для обследования детей 5-7 лет, количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №194 комбинированного вида» г. Красноярска.
Этапы исследования:
1 этап - аналитический (сентябрь 2016 - май 2017 год): осуществлялись подбор, изучение и анализ различных литературных источников по проблеме исследования, определялись теоретические и методологические основы исследования, разрабатывались исходная гипотеза, цели, задачи, программа эксперимента.
2 этап - опытно-экспериментальный (сентябрь 2017 - ноябрь 2017 год): проводились педагогическая диагностика старших дошкольников с кохлеарными имплантами, качественный и количественный анализ полученных результатов.
3 этап - заключительно-обобщающий (ноябрь 2017 - сентябрь 2018 год): систематизировались и обобщались полученные результаты констатирующего эксперимента, уточнялись теоретические выводы, разрабатывались методические рекомендации.
Теоретическая значимость исследования заключается:
• в расширении представлений о социально-коммуникативном развитии детей с кохлеарными имплантами;
• в обобщении особенностей социально-коммуникативного развития детей с кохлеарными имплантами с позиций современной нормативно-правовой базы и педагогических систем.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников с кохлеарными имплантами в условиях разных образовательных маршрутов.
Представленные методические рекомендации могут быть полезны воспитателям общеразвивающих групп, групп комбинированной и компенсирующей направленности дошкольных образовательных учреждений; родителям детей с кохлеарными имплантами для их целенаправленного социально-коммуникативного развития.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, методические рекомендации, список используемой литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературных источников показал, что, в настоящее время, не смотря на ряд положительных изменений в сфере образования и развития дошкольников после кохлеарной имплантации, открытой остается проблема комплексного педагогического подхода по социально-коммуникативному развитию детей с кохлеарными имплантами при разных формах организации образовательной среды.
На этапах дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования решаются важные задачи социально-коммуникативного развития.
Кохлеарно имплантированные дети также могут освоить данный Стандарт, но при условии, создания правильной речевой среды.
Теоретическое обобщение литературных источников позволило нам уточнить понятие «неблагоприятных условий» протекания начального и основного этапа реабилитации детей после кохлеарной имплантации. К ним отнесены:
• неадекватность настройки кохлеарного импланта;
• необеспеченность дошкольников ежедневными занятиями со
специалистами (сурдопедагогом, логопедом).
• неправильный подбор образовательной среды: посещение дошкольниками группы детского сада для неслышащих детей без обеспечения необходимой доли интеграции со слышащими сверстниками;
• неумение родителей в домашних условиях обеспечить соответствующий уровень проведения, развивающих слуховое восприятие и речь, занятий.
В случае несоблюдения необходимых условий реабилитации дошкольников с КИ, уровень их социально-коммуникативного развития будет низким, несоответствующим возрасту ребенка. Особенности социально­коммуникативного развития детей дошкольного возраста после колерной имплантации в таком случае будут проявляться в недостаточной активности в общении со сверстниками, при распределении ролей не берут на себя ведущие роли, в конфликтных ситуациях не проявляют инициативы по их разрешению, принимают помощь, но самостоятельно за ней не обращаются.
Для устранения данных особенностей учеными и практиками рекомендуется использовать различные формы совместного взаимодействия детей через ведущие виды детской деятельности.
С целью изучения особенностей социально-коммуникативного развития старших дошкольников с кохлеарными имплантами, чья слухоречевая реабилитация проходила в условиях разной образовательной среды мы провели констатирующий эксперимент, который проходил в три этапа:
Этапы исследования:
1 этап - аналитический (сентябрь 2016 - май 2017 год): осуществлялись подбор, изучение и анализ различных литературных источников по проблеме исследования, определялись теоретические и методологические основы исследования, разрабатывались исходная гипотеза, цели, задачи, программа эксперимента.
2 этап - опытно-экспериментальный (сентябрь 2017 - ноябрь 2017 год): проводились педагогическая диагностика старших дошкольников с кохлеарными имплантами, качественный и количественный анализ полученных результатов.
3 этап - заключительно-обобщающий (ноябрь 2017 - сентябрь 2018 год): систематизировались и обобщались полученные результаты констатирующего эксперимента, уточнялись теоретические выводы, разрабатывались методические рекомендации.
В группу «А», вошли старшие дошкольники с кохлеарными имплантами, получающие образование в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Группу «В» вошли старшие дошкольники с кохлеарными имплантами, получающие образование в условиях группы компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха.
В качестве методики для обследования социально-коммуникативного развития детей нами была выбрана педагогическая диагностика компетентностей дошкольников авторского коллектива О.В. Дыбиной, С.Е.Анфисовой, А.Ю.Кузиной, И.В.Груздовой, предназначенной для обследования детей 5-7 лет, которая позволяет сделать качественные и количественные выводы о состоянии социально-коммуникативного развития детей экспериментальных групп.
В соответствии с предметом исследования была проведена диагностика социально-коммуникативной компетентности, которая включала в себя обследование следующих умений:
• Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём;
• Умение получать необходимую информацию в общении;
• Умение уважительно относиться к окружающим людям;
• Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
• Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
• Умение спокойно отстаивать своё мнение;
• Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
• Умение принимать и оказывать помощь;
• Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
• Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам выявить следующие особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с кохлеарными имплантами:
К особенностям социально-коммуникативного развития детей с колеарным имплантом, посещающих группы для детей с нарушением слуха можно отнести несформированность навыков общения, которые проявляются в свободной и специально организованной деятельности: испытывают затруднения в различении эмоционального состояния сверстников, неумение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сотрудничать с ними при выполнении совместного общего дела (занятия), обмениваться информацией в процессе общения, выслушивать другого человека и вести простой диалог, действовать в конфликтных ситуациях (не соотносят необходимость соблюдения норм организованного взаимодействия по отношению к себе, не проявляют активность, следуя за инициативными детьми), неумение брать на себя главные роли при выполнении коллективного дела.
К особенностям социально-коммуникативного развития детей с колеарным имплантом, посещающих группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи и детей имеющих нарушение слуха можно отнести то, что навыки общения сформированы, но не на достаточном уровне, которые проявляются в свободной и специально организованной деятельности: дети знают нормы организованного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, но могут их нарушать, вступают в контакт со сверстниками, но межличностное общение со сверстниками носит избирательный характер, при выполнении совместного общего дела (занятия) принимают помощь в затруднительных ситуациях от сверстников и взрослого, но не всегда способны к оказанию необходимой помощи другим, активность в общении недостаточная, но положительно направленная, обмениваются информацией в процессе общения, выслушивать другого человека и вести простой диалог, действовать в конфликтных ситуациях (идут на уступки, не отстаивают свою точку зрения), при выполнении коллективного дела, как правило не берут на себя главные роли, а если берут, то не всегда могут правильно оценить свои возможности.
По итогам проведения анализа констатирующего эксперимента выявлено, что уровень социально-коммуникативного развития у детей с КИ, посещающих компенсирующие группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи выше, чем у детей с кохлеарным имплантом, посещающих компенсирующие группы для детей с нарушением слуха;
Для проведения эффективной работы по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников с КИ нами были разработаны методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих в группах, которые посещают дети КИ. Стратегическим условием для проведения эффективной работы по социально­коммуникативному развитию старших дошкольников с КИ является организация образовательной среды, в которой у них будет возможность постоянно находиться среди слышащих сверстников. Операционным условием является специальная работа воспитателя дошкольной группы по социально-коммуникативному развитию дошкольников с кохлеарными имплантами.
Данные методические рекомендации могут быть полезны воспитателям комбинированных и логопедических групп дошкольных образовательных учреждений;
Таким образом, считаем цель и задачи исследования решенными, а гипотезу нашедшей своё подтверждение.


1. Авдулова Т. П., Хузеева Г. Р. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: Учебное пособие. - М: Прометей, 2013. - 65 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
3. Актуальные проблемы обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Сборник статей; под ред. Е. П. Микшиной. - СПб.: ООО «Арт бук», 2011, - 96 с.
4. Беляева О.Л. Образование дошкольников с кохлеарным имплантом: исследования, решения, перспективы: Монография, Краснояр. гос. пед. ун­т им. В. П. Астафьева. - Красноярск,2015. -248 с.
5. Беляева О.Л., Викулина Л.М., Дядяева Г.В. и др. Дошкольник с кохлеарным имплантом в логопедической группе детского сада: практическое пособие: реализация мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «Распространение современных образовательных и организационно правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». Красноярск, 2014. - 130 с.
6. Беляева О.Л., Глушкова А.В., Николина М.С. Система формирования толерантности у детей дошкольного возраста в группах комбинированной направленности. // Наука и социум: Материалы Всероссийской научно­практической конференции с международным участием. - Новосибирск: Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы. - 2017. - С.20
7. Беляева О.Л., Давыдова О.Г. Теория и практика современной дошкольной сурдопедагогики: учебное пособие. - Красноярск, 2017. - 229 с.
8. Беляева О.Л., Карпова Г.А. Современная сурдопедагогика: из прошлого в настоящее: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - Красноярск, 2015. -308 с.
9. Беляева О. Л., Непомнящих О. И. Театрализация как средство включения в совместную развивающую деятельность дошкольников с сохранным и на­рушенным слухом. // Практическая дефектология. - 2018. - № 3 (15). - С. 59-61.
10. Беляева О.Л., Сопинская Т.В., Викулина Л.М. Командный подход к организации и планированию индивидуальных занятий с кохлеарно имплантированными дошкольниками в ДОУ. // Психолого- педагогическое сопровождение реализации программ развития ребенка. / Сборник статей / Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П.Астафьева. - Красноярск,2015. - 162 с.
11. Беляева О.Л., Сопинская Т.В., Викулина Л.М. Современная организационно-правовая модель образовательной (ре)абилитации и социализации докольников с кохлеарными имплантами: монография. - Красноярск, 2016. - 283 с.
12. Беляева О.Л., Сопинская Т.В., Узикова С.С. К вопросу о дошкольном образовании кохлеарно имплантированных детей. // Психолого-медико- педпагогическое сопровождение особого ребенка. / Сборник статей / Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П.Астафьева. - Красноярск,2014. - с. 57
13. Беляева О.Л., Ступакова М.В. Организационно-педагогические условия развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида: монография/Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. Красноярск, 2016. - 156 с.
14. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: Советский спорт, 2004. — 304 с.
15. Букатов В. М. Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада. - СПб.: Образовательные проекты; М.: НИИ школьных технологий, 2008. - 160 с....77


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ