Представлена Программа воспитании подрастающего поколения посредством Юнармейского движения.
Есть приложение.
Введение...3
1. Теоретические основы процесса воспитания подрастающего поколения.6
1.1 Сущность воспитания и его особенности.6
1.2 Современная отечественная концепция воспитания.....................13
1.3 Сущность воспитания как условие формирования мировоззрения школьников...20
2. Особенности воспитании подрастающего поколения посредством Юнармейского движения»...31
2.1 Возникновение движения, основные принципы............................31
2.2 Основные направления деятельности движения...........................46
2.3 Роль Юнармии в воспитании подрастающего поколения............57
3. Программа воспитании подрастающего поколения посредством Юнармейского движения...63
Заключение...77
Список использованной литературы...79
Приложение
Большую роль сегодня в образовании школьника играет воспитание. Основные педагогические цели – личностное развитие обучающихся, формирование системных знаний о различных аспектах развития России и мира. В связи с этим актуальны следующие задачи: приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, формирование у обучающихся основ российской идентичности, готовности к саморазвитию, мотивации к познанию и обучению, ценностных установок и социально значимых качеств личности; активное участие в социально значимой деятельности и т.п.
Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Согласно статье 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях».
В рамках проекта «Патриотическое воспитание» особое внимание уделяется формированию у молодежи чувства патриотизма и гражданской ответственности. Это достигается через внедрение различных образовательных программ, мероприятий и акций, направленных на развитие уважения к истории, культуре и традициям России. Кроме того, проект «Патриотическое воспитание» включает в себя взаимодействие с ветеранами и общественными организациями, что способствует передачи опыта и жизненной мудрости подрастающему поколению.
Степень изученности проблемы. С 90-х годов ХХ века наблюдается значительное внимание к проблеме патриотизма в контексте формирования ценностей у молодежи. В условиях глобализации и стремительных изменений в обществе молодежь часто оказывается в ситуации выбора между традиционными патриотическими идеалами и влиянием иностранных культур. Исследования показывают, что многие молодые люди испытывают затруднения в определении своего места в мире, что порождает потребность в осмыслении патриотических ценностей.
Актуальность настоящего исследования определяет проблема изменения в восприятии патриотизма, что делает вопрос его формирования у подростков особенно актуальным. Исследования показывают, что молодежь все чаще пытается найти баланс между локальными и глобальными ценностями, что может приводить к неопределенности в отношении своей принадлежности к национальной культуре..
Таким образом, возникает противоречие между запросом государства и общества на формирование патриотических ценностей у современных подростков, и недостаточным вниманием к опыту деятельности Всероссийского детско-юношеского военнопатриотического общественного движения «Юнармия» на его удовлетворение.
Движение «Юнармия», основанное на ценностях патриотизма и гражданской ответственности, стремится прививать молодежи любовь к своей стране, уважение к её истории и традициям. Оно играет важную роль в формировании будущих граждан, способных защитить и приумножить наследие своего народа. Однако потенциальные возможности «Юнармии» часто остаются недооцененными и недостаточно используемыми в современных воспитательных практиках.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, была определена и сформулирована проблема исследования: заключающаяся в необходимости определения, обоснования и описания методических условий формирования патриотических ценностей у подростков (на примере деятельности Всероссийского детскоюношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»).
Цель исследования - выявление, теоретическое и эмпирическое обоснование методических условий
Объект исследования – патриотическое воспитание школьников.
Предмет исследования – процесс формирования чувства патриотизма у школьников
Задачами работы являются:
1)определить сущность воспитания и его особенности;
2) выявить современная отечественная концепция воспитания;
3)проанализировать сущность воспитания как условие формирования мировоззрения школьников;
4) изучить возникновение движения, основные принципы;
5) выделить роль Юнармии в воспитании подрастающего поколения;
6)разработать программу воспитании подрастающего поколения посредством Юнармейского движения.
Педагогическими условиями формирования у участников детскоюношеского юнармейского движения конструктивной гражданской позиции являются:
– активное вовлечение участников в проектную и исследовательскую деятельность, что способствует развитию у них критического мышления и способности к анализу социальных проблем;
– использование интерактивных методов обучения, направленных на развитие коммуникационных навыков и умения работать в команде, что формирует чувство ответственности перед обществом;
– организация мероприятий, которые способствуют формированию культурной идентичности и патриотизма, позволяя каждому участнику осознать свою роль в общем деле;
– поддержка сознательного выбора участниками своего пути в жизни, основанного на моральных ценностях и принципах демократического участия;
– сотрудничество с семьями и местными сообществами для создания социально-обусловленной среды, стимулирующей активное участие молодежи в гражданских инициативах.
Таким образом, эти педагогические условия создают целостную систему, в которой каждый юнармеец осознает свою гражданскую позицию как важную составляющую личной идентичности и общественной ответственности, что является неотъемлемой частью воспитания нового поколения граждан, способных к конструктивному взаимодействию в современном обществе.
Юнармейское движение, как важный элемент формирования молодежной идентичности, вдохновляет своих участников на активное участие в жизни общества. Оно создает платформу для развития критического мышления и ответственности, способствуя осознанию каждым юнармейцем своей роли в построении конструктивного гражданского общества. Осваивая принципы патриотизма и взаимопомощи, юнармейцы учатся уважать традиции своей страны, при этом открываясь новым идеям, которые могут служить основой для прогрессивных изменений.
Важным аспектом юнармейского движения является его способность формировать у молодежи активную жизненную позицию, основанную на уважении к официальным институтам и гражданским правам. Через различные программы и мероприятия юнармейцы становятся не только хранителями исторической памяти, но и активными участниками диалога о будущем своей Родины. Стремление к коллективным достижениям и укоренение ценностей гражданского участия создают уникальную среду для обмена опытом и формирования новой генерации ответственных граждан. Таким образом, юнармейское движение закладывает основы для созидательного подхода к будущему, основанного на любви к родной земле и поддержке ее национальных интересов.
При этом использование комплекса выделенных нами педагогических условий позволяет усовершенствовать и оптимизировать процесс формирования конструктивной гражданской позиции у детей и молодѐжи, что было доказано в ходе проведѐнного экспериментального исследования.
1.Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] //КонультантПлюс
2.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493).
3.Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 N 551 (ред. от 24.12.2014) «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"//КонсультантПлюс
5.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р).
6.Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия».
7..Алексеев А.Ю. Методические рекомендации по военно-патриотическому воспитанию деятельности Российского движения школьников. – М.: Российское движение школьников, ФГБУ «РДЮЦ», 2016. 34 с.
8..Алексеев А.Ю. Российское движение школьников, как база военно-патриотического воспитания детей // Муниципальная академия. 2016. № 3. С. 8-16.
9.Борисенко В.И. Кадетское образование в современной России // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XX Кирилло-Мефодиевские чтения // Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XX Кирилло-Мефодиевские чтения» (22-24 мая 2019 года): сборник статей / Гл. ред. М. Н. Русецкая. М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2019, с. 74-78
10.Бортник А. Ф., Манасытова М. А. Организация военно-полевых сборов юношей как условие патриотического воспитания // Проблемы современ. пед. образования. 2020. № 68—3. С. 42—46.
11.Бушма П. Е. Участие общественных объединений Томской области в гражданско-патриотическом воспитании молодежи // Организация работы с молодежью. 2019. № 6. С. 8.
12.Годовиков А.В., Савельева М.Д., Некишев В.Л. Политико-правовые аспекты всероссийского военнопатриотического движения «Юнармия» [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2018. № 51 (237). С. 323-326.
13.Гранкин В.Е. Анализ государственной образовательной политики по военно-патриотическому воспитанию молодежи на примере движения «Юнармия» // Политика, экономика и инновации. 2017. № 5 (15). С. 1-4.
14.Губенко М. С., Ковалев А. С. Место и роль молодежных патриотических организаций в системе военнополитической работы // Вестн. адъюнкта. 2019. № 1 (3). С. 4.
15.Дрозд, Е. В. Анализ современного состояния отечественной военнопрофессиональной ориентации (на примере Воронежской области) // Перспективы науки и образования. — 2016. — № 6 (24). — С. 79–87.
16.Егорычев, А.М. Институт воспитания в информационном обществе: сохранение исторической преемственности / А.М. Егорычев // Педагогическое образование и наука. – 2021. – № 2. – С. 13–18.
17.Егорычев, А.М. Образовательная среда как средство и механизм воспитания / А.М. Егорычев // Опыт и перспективы развития воспитания в системе образования: матер. Всеросс. ХХТУ соц.-педаг. чтений с междун. участ., посв. 30-летию РГСУ. – Москва: РГСУ, 2021. – С. 56–60.
18.Захарова А.И. Соотношение понятий «детское объединение» и «детское общественное объединение» [Электронный ресурс] // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 2. С. 204-208.
19.Зубова О. Г., Бухтиярова И. Н. Патриотизм как основа формирования национальной идеи в современном российском обществе // Теория и практика обществен. развития. 2017. № 5. С. 26—29.
20.Иваненко, И. Н. Работа с талантливой молодежью — залог успеха // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. — 2015. — № 5. — С. 349–350
21.Капустин В. В. Роль всероссийского общественного движения «Юнармия» в военно-патриотическом воспитании молодежи // Соц.-гуманитар. знания. 2021 № 5. С. 183—189.
22.Кудинов В.А. История детского и юношеского движения в России: учебное пособие [Электронный ресурс] / отв. ред. Л.И. Тимонина. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. 289 с.
23.Кузьмин А. В., Трифанов Ю. Н. Патриотизм и антипатриотизм как диалектические противоположности // Уч. записки Тамбов. отделения РоСМУ. 2018. № 10. С. 139—149.
24.Кутепов, В. А., Рыбаков, С. В. Военно-патриотическое воспитание школьников Западной Сибири (1968–1991 гг.) // Омский научный вестник. — 2013. — № 5 (122). — С. 14–18.
25.Лубский А. В. Патриотизм и гражданственность в Российском обществе, или как преодолеть дефицит гражданственности в Российском патриотизме // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8, № 2 (36). С. 47—66.
26.Макаренко, А. С. Педагогическая поэма. — Москва: АСТ, 2015. — 703 с. 6.
27.Мальцева, Э. А. Наука о детском движении: история и перспективы развития // Вестник Удмуртского университета. — 2007. — № 9. — С. 53–64.
28.Мальцева Э.А. Детская общественная организация как пространство социального воспитания подростков: монография. Ижевск: УдГУ, 2005. 352 с.
29.Мардахаев Л.В. Ситуация развития воспитания несовершеннолетнего как процесс / Л.В. Мардахаев // ЦИТИСЭ. Электр. науч. журнал. – 2019. – № 4(13).
30.Мардахаев, Л.В. Профессиональное воспитание в подготовке социальных педагогов / Л.В. Мардахаев // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2021. – № 2. – С. 140–148.
31.Мартынов М. Ю., Фадеева Л. А., Габеркорн А. И. Патриотизм как политический дискурс в современной России // Полис. Полит. исслед. 2020. № 2. С. 109—121.
32.Мартынов, М.Л. Детско-юношеское юнармейское движение как средство формирования патриотических ценностей у обучающихся старших классов / В.М. Гребенникова, М.Л. Мартынов // Современный учѐный. – 2020. – № 6. – С. 112–122.– 0,8 п.л. / 0,6 п.л.
33.Мартынов, М.Л. Роль и место юнармейского движения в реализации государственной программы по патриотическому воспитанию / М.Л. Мартынов // Вестник Адыгейского государственного университета. –
34.Морозов, А. С., Морозова, А. Л. Особенности организации самостоятельной подготовки курсантов и слушателей в ведомственных образовательных организациях // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2016. — С. 166–169.
35.Мурзина И. Я., Казакова С. В. Перспективные направления патриотического воспитания // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 2. С. 155—175.
36.Озерская О.В. Детское объединение как субъект воспитания в учреждении дополнительного образования // Вопросы воспитания. 2014. № 3. С. 74-81.
37.Педагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. орган. / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина и др. / под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2021. – 430 с.
38.Педагогическое образование: вызовы ХХI века: матер. ХПИ Междун. науч.-практ. конф., посв. памяти выдающ. ученого – педагога, академика В.А. Сластенина (г. Москва, 23–24 сент. 2021 г.) / отв. ред. Л.С Подымова. – Москва, 2021 г. – 484 с.
39.Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2018. – Вып. 61. – Ч. 1. – 451 с.
40.Сазанова М. Л., Русских Н. В. Военно-патриотическое воспитание старших подростков во внеурочной деятельности // Мир педагогики и психологии: междунар. науч.-практ. журнал. 2021. № 06 (59). С. 70—80.
41.Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. орган. / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластёнина. – 16-е изд., стер. – М.: Изд. Центр «Академия», 2019. – 608 с.
42.Создание молодежных общественных объединений в образовательных учреждениях / под ред. С.Н. Возжаева, В.И. Скоробогатовой. СПб: Слово, 2003. 264 с.
43.Степанов, П.В. Воспитательная деятельность как система / П.В. Степанов // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – Т. 1. – № 4. – С. 67–76.
44.Сулемов В.А. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. М.: Просвещение, 1978. 179 с.
45.Фельдштейн, Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте/ Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 1988. – № 6. – С. 31- 41.;
46.Харченко Л.Н., Березовская О.В. Понятие «Ценность» в отечественной научной литературе: к постановке проблемы // Вестник иргту. 2013. №5 (76).;
47.Хлопова А.И. Динамика содержания базовой ценности Вестник твгу. Серия: Филология. 2020. № 2 (65) С. 92–100.;
48.Чистяков А.А. Пионерское движение: потенциалы в воспитании патриотизма и гражданственности // Новый человек в новом обществе: проблемы социализации, ресурсы развития личности и коллектива. материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию пионерской организации. Костромской государственный университет. Кострома, 2022. С. 269-273.
49.Шамин С.А. О необходимости целостного определения патриотизма // Инновационная наука. 2017. №12.
50.Шаронов А.А. Формирование патриотических ценностей подростков во внеурочной деятельности: дисс. на соискание ученой степени к.п.н: 13.00.01. – Астраханский государственный университет, Астрахань, 2019 -193 с.
51.Шаронов А.А., Гужвина Е.А. Факторы формирования патриотических ценностей подростков // Актуальные направления гуманитарных исследований в современном мире. материалы Международной научно- практической конференции. Астрахань, 2020. С. 88-92.
52.Эльконин, Б.Д. Психология развития: учеб. пособие/ Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2008. – 141 с.; 81.
53.Юнармия. Всероссийское военно-патриотическое движение [Электронный ресурс] // Юнармия : [сайт]. URL: http:// https://yunarmy.ru/ (дата обращения 01.11.2022).
54.Страница «Юнармии» на сайте Минстерства обороны РФ – http://mil.ru/youtharmy/info.htm
55.Официальный сайт «Юнармии» – https://yunarmy.ru/
56.Юнармия (официальная страница сообщества в социальной сети «ВКонтакте») –https://vk.com/un.armia
57. Сайт Минпросвещения России https://edu.gov.ru/