Роль патриотичности в проявлении отношения студентов к специальной военной операции (Российский Университет Дружбы Народов)
|
Проведено анкетирование.
База исследования: студенты московских вузов (Российский университет дружбы народов, Российский университет спорта, Российский новый университет).
Выборка: 134 человека, в возрасте 19 – 22 года
ВВЕДЕНИЕ…….……………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ПАТРИОТИЧНОСТИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…10
1.1 Постановка проблемы патриотизма и патриотичности в отечественной и зарубежной науке10
1.2 Современные тенденции исследования патриотизма и патриотичности личности …19
1.3 Проблема воспитания и формирования патриотизма и патриотичности личности .…32
Выводы по первой главе……39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАТРИОТИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ……………………………41
2.1 Программа эмпирического исследования и характеристика диагностического инструментария…………………………………...……..41
2.2 Особенности отношения студентов к специальной военной операции. 45
2.3 Психологический анализ проявления патриотичности у студентов с разным отношением к СВО………………………….………………………55
2.3.1 Особенности факторной структуры патриотичности у студентов позитивным отношением студентов к СПО………………………………..63
2.3.2 Специфика факторной структуры патриотичности у студентов с негативным отношением к специальной военной операции65
2.4 Психологические рекомендации по оптимизации патриотичности студентов в период обучения………………………………………..………68
Выводы по второй главе………72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….75
База исследования: студенты московских вузов (Российский университет дружбы народов, Российский университет спорта, Российский новый университет).
Выборка: 134 человека, в возрасте 19 – 22 года
ВВЕДЕНИЕ…….……………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ПАТРИОТИЧНОСТИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…10
1.1 Постановка проблемы патриотизма и патриотичности в отечественной и зарубежной науке10
1.2 Современные тенденции исследования патриотизма и патриотичности личности …19
1.3 Проблема воспитания и формирования патриотизма и патриотичности личности .…32
Выводы по первой главе……39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАТРИОТИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ……………………………41
2.1 Программа эмпирического исследования и характеристика диагностического инструментария…………………………………...……..41
2.2 Особенности отношения студентов к специальной военной операции. 45
2.3 Психологический анализ проявления патриотичности у студентов с разным отношением к СВО………………………….………………………55
2.3.1 Особенности факторной структуры патриотичности у студентов позитивным отношением студентов к СПО………………………………..63
2.3.2 Специфика факторной структуры патриотичности у студентов с негативным отношением к специальной военной операции65
2.4 Психологические рекомендации по оптимизации патриотичности студентов в период обучения………………………………………..………68
Выводы по второй главе………72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….75
Актуальность проблематики. Объявленная Президентом страны специальная военная операция на Донбассе обострила проблему патриотизма среди населения. Разные слои современного российского общества неоднозначно восприняли данный указ.
На протяжении нескольких десятилетий после Великой отечественной войны в стране царил дух патриотизма среди соотечественников, однако с развалом СССР, ухудшением жизни большинства граждан населения, попранием их законных прав патриотизм граждан утратил былую популярность. Основные причины снижения патриотичности связаны с развалом института воспитания молодого поколения на всех уровнях общества. В системе образования акцент с обучения, развития и воспитания сместили исключительно в сторону обучения, а имеющиеся воспитательные программы утратили актуальность в связи с трансформацией базовых ценностей, где основными выступили власть деньги, карьера. В СМИ патриотизм утратил исторический тренд, а наиболее успешная модель молодых людей представлялась с другим психо-социальным портретом, что не могло не отразиться на самосознании молодого поколения. Такие понятия как Родина, защита отечества, любовь к стране ушли из употребления населения.
Другим важным фактором снижения патриотизма граждан страны явилось резкое расслоение общества, где богатые зарабатывающие в стране и агитирующие за патриотизм открыто демонстрировали свою недвижимость в виде дворцов и яхт в европейских странах, а основная часть населения с маленькими зарплатами и пенсиями выживали от зарплаты до зарплаты. Кроме того, в последнее десятилетие все чаще в СМИ обнародовали значительный рост коррупции среди сотрудников правоохранительной системы и государственных служащих. Разного рода, чиновники и силовики, которые должны быть образцом чести, порядочности и патриотичности для простых граждан на деле оказались взяточниками и коррупционерами. Безусловно, все это не могло не отразиться на патриотическом умонастроении населения. Объявленная СВО тому доказательство, когда 700 тысяч молодых и здоровых людей по оценкам открытых источников, бросились убегать из страны лишь бы не попасть в ряды СВО.
Справедливости ради необходимо отметить, что несмотря на все вышеуказанные трудности общества все же основная часть населения страны сохраняет патриотическое отношение к своей Родине. Примером этого является формирование добровольческих отрядов в зоне СВО, а также героические поступки военнослужащих несмотря на всю сложность обстановки.
Краткий обзор научной литературы позволяет отметить, что проблема патриотизма неоднократно становилась предметом специального исследования в контексте различных научных школ, предметных направлений и методологических позиций. В отечественной науке можно выделить ряд исследований, посвященных данному феномену: А.А. Агаев, А.Н. Вырщиков, Н.И. Губанов, С.Д. Емец, В.М. Зарванский, А.Н. Колесников, В.В. Макаров, Р.Я. Мирский, В.Ш. Нахушев, П.Н. Поспелов, П.М. Рогачев, Н.Е. Сапегин, С.В. Хмелевский и др. В зарубежной литературе к проблематике патриотизма обращались такие исследователи как: Р. Конквест (Conquest R., 1967); П. Пайпс (Pipes P., 1968); Дж.Гуд и Дж.Велоди (J. Good, J. Velody, 1988); Б.Нагайло и В.Свобода (Nahaylo B., Swoboda V., 1990); В.Кимлика (Kymlicka W., 1996); Т.Кёрк и А.МакЭллигот (T. Kirk, A. McElligot, 1999); Л.МакГирр (McGirr L., 2001); Р.Радош (Radosh R., 2001) и др.
Таким образом, в настоящее время обществе отмечается противоречие, где с одной стороны востребован спрос на высокий патриотизм граждан страны, а с другой отсутствует комплексная актуальная государственная программа формирования патриотизма. Как показал опыт предшествующих лет искусственно созданные молодежные движения, например такие как «Наши» и другие основной целью которых было массовое вовлечение в патриотический порыв молодого поколения, не оправдали себя, поскольку целевые задачи молодых людей были смещены в сторону политического карьеризма. Указанное противоречие обосновывает проблему исследования, которая заключается в выявлении зависимости патриотичности и отношении к специальной венной операции молодых людей.
Цель исследования. Выявить отношение к специальной военной операции у студентов с разным уровнем патриотичности.
Объект исследования. Патриотичность как базовое свойство личности.
Предмет исследования. Особенности отношения к специальной военной операции у студентов с разными показателями патриотичности.
Гипотеза исследования заключается в том, что патриотичность как базовое свойство личности оказывает влияние на социально-политические сферы жизнедеятельности личности.
Разные уровни сформированности патриотичности у студентов выступают одной из предпосылок позитивного либо негативного отношения к специальной военной операции.
Высокий уровень сформированности патриотичности обуславливает положительное отношение к СВО, в то время как низкий уровень сформированности данного качества инициирует негативное отношение к указанной военной операции.
Задачи исследования.
1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования с
целью конкретизации понятия патриотичность.
2. Выявить особенности отношения студентов к специальной
военной операции.
3. Определить специфику проявления патриотичности у студентов
4. Установить особенности соотношения разных уровней
патриотичности и отношения к специальной военной операции у студентов.
5. Разработать рекомендации для развития патриотичности
студентов
Теоретической и методологической основой исследования выступили: системный подход представленный в трудах Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, А.И. Крупнова, C.И. Кудинова и других авторов, с позиций которого патриотичность предстает как системное психологическое образование; современные подходы к исследованию патриотичности (Т.С. Буторина, С.А. Гаврилушкин, Н.Ф. Дробленкова, Л.П. Захарченко, Г.В. Здерева, Г.А. Зюганов, Н.М. Конжиев, С.И. Кудинов, М.М. Кром, А.В. Кузнецова, В.И. Лутовинов, А.В. Потёмкин, П.М. Рогачев и др.); концепция многомерно-функциональной организации свойств личности индивидуальности, разработанная А.И. Крупновым; а также принцип детерминизма, сформулированный С.Л. Рубинштейном, согласно которому особенности феноменов человеческой психики закономерно зависят от порождающих их внешних и внутренних факторов.
Методы и методики исследования, используемые в работе: Методы: теоретический метод: анализ литературы, анализ, обобщение, классификация научных подходов по проблеме исследования.
Эмпирический метод: выявление особенностей проявления патриотичности у студентов и их отношение к специальной военной операции.
Математико-статистический метод обработки эмпирических материалов исследования: критерий Колмогорова-Смирнова на нормальность распределения, критерий Стьюдента, факторный анализ.
Методики:
Для выявления патриотичности студентов использовались:
Тест опросник Патриограмма С. И. Кудинова; разработанная авторская анкета «Самооценка патриотизма»; Эссе на тему «Моя Родина».
Для исследования отношения студентов к специальной военной операции использовался опрос с помощью разработанной авторской анкеты.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные анкеты «Самооценка патриотизма» и «Мое отношение к специальной военной операции» могут использоваться в исследованиях по выявлению данных характеристик на других возрастных и социальных группах. Полученные эмпирические данные могут использоваться при разработке развивающих программ патриотичности у студентов в период обучения в вузе, а также в старших классах школ. Разработанные рекомендации по развитию патриотичности найдут применение в рамках воспитательной работы в вузе. Теоретический материал может использоваться в дальнейших исследованиях при выполнении курсовых и дипломных работ.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 134 студента вузов Москвы (Российский университет дружбы народов, Российский университет спорта, Российский новый университет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ), их них 79 девушек и 55 юношей в возрасте 19-21 год.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются соблюдением нормативов теоретического и эмпирического исследования; теоретической обоснованностью; сочетанием теоретического анализа и обобщения эмпирических данных; использованием апробированных методов исследования, адекватных поставленным в работе задачам и логике работы; репрезентативностью выборки исследования, статистическим анализом полученных результатов и личным участием автора в организации и проведении эмпирического исследования.
Этапы исследования.
На первом этапе (09 -10. 2022г.) – на основе изучения философской, психологической и педагогической литературы определены теоретические основы исследования, его цель и задачи, выбраны и обоснованы методы исследования, определена база исследования и сформирована выборка респондентов.
На втором этапе (11–12. 2022 г.) - был проведен сбор эмпирических данных, которые позволили выполнить проверку намеченных теоретических положений, рассматривающих специфику отношения респондентов к специальной военной операции в зависимости от проявления патриотичности.
На третьем этапе (01 – 05. 2023г.) – осуществлена систематизация и интерпретация результатов исследования, сформулированы основные выводы, а также оформлена выпускная работа.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты работы опубликованы в открытой печати в журнале «Психолог». – 2023. – № 2. – С. 1 – 13. DOI: 10.25136/2409-8701.2023.2.39910 https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39910; на международных научно-практических конференциях «Личность в современном мире: образование, развитие, самореализация» (г. Москва, 2020 г.); «Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию» (г. Москва, 2021 г.); «Приверженность вопросам психического здоровья» (г. Москва, 2021 г.); «Самореализация личности в эпоху цифровизации: глобальные вызовы и возможности» (г. Москва, 2022 г.); «Приверженность вопросам психического здоровья» (г. Москва, 2022 г.).
Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике исследования и включает Введение, две главы, заключение, список использованной литературы (61 наименование). Работа иллюстрирована таблицами и рисунками. Объем основного текста составляет 80 страниц. Текст содержит рисунки и таблицы.
На протяжении нескольких десятилетий после Великой отечественной войны в стране царил дух патриотизма среди соотечественников, однако с развалом СССР, ухудшением жизни большинства граждан населения, попранием их законных прав патриотизм граждан утратил былую популярность. Основные причины снижения патриотичности связаны с развалом института воспитания молодого поколения на всех уровнях общества. В системе образования акцент с обучения, развития и воспитания сместили исключительно в сторону обучения, а имеющиеся воспитательные программы утратили актуальность в связи с трансформацией базовых ценностей, где основными выступили власть деньги, карьера. В СМИ патриотизм утратил исторический тренд, а наиболее успешная модель молодых людей представлялась с другим психо-социальным портретом, что не могло не отразиться на самосознании молодого поколения. Такие понятия как Родина, защита отечества, любовь к стране ушли из употребления населения.
Другим важным фактором снижения патриотизма граждан страны явилось резкое расслоение общества, где богатые зарабатывающие в стране и агитирующие за патриотизм открыто демонстрировали свою недвижимость в виде дворцов и яхт в европейских странах, а основная часть населения с маленькими зарплатами и пенсиями выживали от зарплаты до зарплаты. Кроме того, в последнее десятилетие все чаще в СМИ обнародовали значительный рост коррупции среди сотрудников правоохранительной системы и государственных служащих. Разного рода, чиновники и силовики, которые должны быть образцом чести, порядочности и патриотичности для простых граждан на деле оказались взяточниками и коррупционерами. Безусловно, все это не могло не отразиться на патриотическом умонастроении населения. Объявленная СВО тому доказательство, когда 700 тысяч молодых и здоровых людей по оценкам открытых источников, бросились убегать из страны лишь бы не попасть в ряды СВО.
Справедливости ради необходимо отметить, что несмотря на все вышеуказанные трудности общества все же основная часть населения страны сохраняет патриотическое отношение к своей Родине. Примером этого является формирование добровольческих отрядов в зоне СВО, а также героические поступки военнослужащих несмотря на всю сложность обстановки.
Краткий обзор научной литературы позволяет отметить, что проблема патриотизма неоднократно становилась предметом специального исследования в контексте различных научных школ, предметных направлений и методологических позиций. В отечественной науке можно выделить ряд исследований, посвященных данному феномену: А.А. Агаев, А.Н. Вырщиков, Н.И. Губанов, С.Д. Емец, В.М. Зарванский, А.Н. Колесников, В.В. Макаров, Р.Я. Мирский, В.Ш. Нахушев, П.Н. Поспелов, П.М. Рогачев, Н.Е. Сапегин, С.В. Хмелевский и др. В зарубежной литературе к проблематике патриотизма обращались такие исследователи как: Р. Конквест (Conquest R., 1967); П. Пайпс (Pipes P., 1968); Дж.Гуд и Дж.Велоди (J. Good, J. Velody, 1988); Б.Нагайло и В.Свобода (Nahaylo B., Swoboda V., 1990); В.Кимлика (Kymlicka W., 1996); Т.Кёрк и А.МакЭллигот (T. Kirk, A. McElligot, 1999); Л.МакГирр (McGirr L., 2001); Р.Радош (Radosh R., 2001) и др.
Таким образом, в настоящее время обществе отмечается противоречие, где с одной стороны востребован спрос на высокий патриотизм граждан страны, а с другой отсутствует комплексная актуальная государственная программа формирования патриотизма. Как показал опыт предшествующих лет искусственно созданные молодежные движения, например такие как «Наши» и другие основной целью которых было массовое вовлечение в патриотический порыв молодого поколения, не оправдали себя, поскольку целевые задачи молодых людей были смещены в сторону политического карьеризма. Указанное противоречие обосновывает проблему исследования, которая заключается в выявлении зависимости патриотичности и отношении к специальной венной операции молодых людей.
Цель исследования. Выявить отношение к специальной военной операции у студентов с разным уровнем патриотичности.
Объект исследования. Патриотичность как базовое свойство личности.
Предмет исследования. Особенности отношения к специальной военной операции у студентов с разными показателями патриотичности.
Гипотеза исследования заключается в том, что патриотичность как базовое свойство личности оказывает влияние на социально-политические сферы жизнедеятельности личности.
Разные уровни сформированности патриотичности у студентов выступают одной из предпосылок позитивного либо негативного отношения к специальной военной операции.
Высокий уровень сформированности патриотичности обуславливает положительное отношение к СВО, в то время как низкий уровень сформированности данного качества инициирует негативное отношение к указанной военной операции.
Задачи исследования.
1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования с
целью конкретизации понятия патриотичность.
2. Выявить особенности отношения студентов к специальной
военной операции.
3. Определить специфику проявления патриотичности у студентов
4. Установить особенности соотношения разных уровней
патриотичности и отношения к специальной военной операции у студентов.
5. Разработать рекомендации для развития патриотичности
студентов
Теоретической и методологической основой исследования выступили: системный подход представленный в трудах Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, А.И. Крупнова, C.И. Кудинова и других авторов, с позиций которого патриотичность предстает как системное психологическое образование; современные подходы к исследованию патриотичности (Т.С. Буторина, С.А. Гаврилушкин, Н.Ф. Дробленкова, Л.П. Захарченко, Г.В. Здерева, Г.А. Зюганов, Н.М. Конжиев, С.И. Кудинов, М.М. Кром, А.В. Кузнецова, В.И. Лутовинов, А.В. Потёмкин, П.М. Рогачев и др.); концепция многомерно-функциональной организации свойств личности индивидуальности, разработанная А.И. Крупновым; а также принцип детерминизма, сформулированный С.Л. Рубинштейном, согласно которому особенности феноменов человеческой психики закономерно зависят от порождающих их внешних и внутренних факторов.
Методы и методики исследования, используемые в работе: Методы: теоретический метод: анализ литературы, анализ, обобщение, классификация научных подходов по проблеме исследования.
Эмпирический метод: выявление особенностей проявления патриотичности у студентов и их отношение к специальной военной операции.
Математико-статистический метод обработки эмпирических материалов исследования: критерий Колмогорова-Смирнова на нормальность распределения, критерий Стьюдента, факторный анализ.
Методики:
Для выявления патриотичности студентов использовались:
Тест опросник Патриограмма С. И. Кудинова; разработанная авторская анкета «Самооценка патриотизма»; Эссе на тему «Моя Родина».
Для исследования отношения студентов к специальной военной операции использовался опрос с помощью разработанной авторской анкеты.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные анкеты «Самооценка патриотизма» и «Мое отношение к специальной военной операции» могут использоваться в исследованиях по выявлению данных характеристик на других возрастных и социальных группах. Полученные эмпирические данные могут использоваться при разработке развивающих программ патриотичности у студентов в период обучения в вузе, а также в старших классах школ. Разработанные рекомендации по развитию патриотичности найдут применение в рамках воспитательной работы в вузе. Теоретический материал может использоваться в дальнейших исследованиях при выполнении курсовых и дипломных работ.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 134 студента вузов Москвы (Российский университет дружбы народов, Российский университет спорта, Российский новый университет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ), их них 79 девушек и 55 юношей в возрасте 19-21 год.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются соблюдением нормативов теоретического и эмпирического исследования; теоретической обоснованностью; сочетанием теоретического анализа и обобщения эмпирических данных; использованием апробированных методов исследования, адекватных поставленным в работе задачам и логике работы; репрезентативностью выборки исследования, статистическим анализом полученных результатов и личным участием автора в организации и проведении эмпирического исследования.
Этапы исследования.
На первом этапе (09 -10. 2022г.) – на основе изучения философской, психологической и педагогической литературы определены теоретические основы исследования, его цель и задачи, выбраны и обоснованы методы исследования, определена база исследования и сформирована выборка респондентов.
На втором этапе (11–12. 2022 г.) - был проведен сбор эмпирических данных, которые позволили выполнить проверку намеченных теоретических положений, рассматривающих специфику отношения респондентов к специальной военной операции в зависимости от проявления патриотичности.
На третьем этапе (01 – 05. 2023г.) – осуществлена систематизация и интерпретация результатов исследования, сформулированы основные выводы, а также оформлена выпускная работа.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты работы опубликованы в открытой печати в журнале «Психолог». – 2023. – № 2. – С. 1 – 13. DOI: 10.25136/2409-8701.2023.2.39910 https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39910; на международных научно-практических конференциях «Личность в современном мире: образование, развитие, самореализация» (г. Москва, 2020 г.); «Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию» (г. Москва, 2021 г.); «Приверженность вопросам психического здоровья» (г. Москва, 2021 г.); «Самореализация личности в эпоху цифровизации: глобальные вызовы и возможности» (г. Москва, 2022 г.); «Приверженность вопросам психического здоровья» (г. Москва, 2022 г.).
Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике исследования и включает Введение, две главы, заключение, список использованной литературы (61 наименование). Работа иллюстрирована таблицами и рисунками. Объем основного текста составляет 80 страниц. Текст содержит рисунки и таблицы.
Результаты проведенного исследования подтверждают факт неоднозначного отношения к специальной военной операции в молодежной студенческой среде. Выявленные позиции студентов к СВО показывают, что в целом они имеют достаточные представления об основных причинах данной операции. В то же время не готовы самостоятельно принять решение о том, чтобы принять участие в СВО. Достаточно противоречивой видится позиция тех респондентов, которые как бы поддерживают СВО, но в то же время и поддерживают тех, кто устранился от участия в военной операции, уехал в другие страны. Более того, они готовы сами покинуть страну и уехать туда, где на их взгляд лучше. Результаты патриограммы не выявили прямой зависимости между отношением к специальной военной операции и проявлением патриотичности. Анализ данных позволил установить низкий показатель проявления патриотичности в группе с нейтральным отношением к спецоперации, средний уровень у тех, кто поддерживает СВО и средне-высокий у респондентов, отрицательно относящихся к СВО. В целом результаты исследования свидетельствуют о неоднозначном отношении к СВО и достаточно слабой сформированности патриотичности у студентов.
Результаты сравнительного анализа с использованием критерия Стьюдента на статистически значимом уровне подтвердили доминирование у студентов с положительным отношением к специальной военной операции таких переменных патриотичности как личностно-значимые цели, аэргичность, эгоцентрическая мотивация и операциональные трудности. Совокупность указанных характеристик указывает на трудности проявления данного качества, слабую активность, а скорее бездействие и пассивность, и узко личностную мотивированность. В то время как у студентов с отрицательным отношением к специальной военной операции на статистически значимом уровне доминируют социально-значимые цели проявления патриотичности, социоцентрическая мотивация и когнитивная осмысленность. Превалирование указанных характеристик свидетельствует о более выраженной мотивированности проявления патриотичности, сформированности зрелых представлений как о самом качестве, так и его существенных признаках. Более осознанном самостоятельном позиционировании себя с патриотических позиций в обществе.
Результаты факторного анализа подтвердили выраженность в иерархии отдельных составляющих патриотичности. Структурный анализ различных факторов в указанных группах, позволил установить более успешное проявление патриотичности в группе студентов, негативно оценивающих специальную военную операцию.
Таким образом, проведенное теоретико-эмпирическое исследование позволило подтвердить первое и второе положение гипотезы о том, что патриотичность как базовое свойство личности оказывает влияние на социально-политические сферы жизнедеятельности личности, а разные уровни сформированности патриотичности у студентов выступают одной из предпосылок позитивного либо негативного отношения к специальной военной операции. Что касается третьего допущения относительно того, что высокий уровень сформированности патриотичности обуславливает положительное отношение к СВО, в то время как низкий уровень сформированности данного качества инициирует негативное отношение к указанной военной операции, то данное предположение не подтвердилось.
Полученные результаты могут быть использованы для разработки эффективных программ, направленных на формирование патриотичности у студентов в рамках воспитательной работы в вузах.
Ограничения: малочисленный состав выборки не позволяет в полном объеме экстраполировать полученные в данном исследовании результаты на всю генеральную совокупность.
Результаты сравнительного анализа с использованием критерия Стьюдента на статистически значимом уровне подтвердили доминирование у студентов с положительным отношением к специальной военной операции таких переменных патриотичности как личностно-значимые цели, аэргичность, эгоцентрическая мотивация и операциональные трудности. Совокупность указанных характеристик указывает на трудности проявления данного качества, слабую активность, а скорее бездействие и пассивность, и узко личностную мотивированность. В то время как у студентов с отрицательным отношением к специальной военной операции на статистически значимом уровне доминируют социально-значимые цели проявления патриотичности, социоцентрическая мотивация и когнитивная осмысленность. Превалирование указанных характеристик свидетельствует о более выраженной мотивированности проявления патриотичности, сформированности зрелых представлений как о самом качестве, так и его существенных признаках. Более осознанном самостоятельном позиционировании себя с патриотических позиций в обществе.
Результаты факторного анализа подтвердили выраженность в иерархии отдельных составляющих патриотичности. Структурный анализ различных факторов в указанных группах, позволил установить более успешное проявление патриотичности в группе студентов, негативно оценивающих специальную военную операцию.
Таким образом, проведенное теоретико-эмпирическое исследование позволило подтвердить первое и второе положение гипотезы о том, что патриотичность как базовое свойство личности оказывает влияние на социально-политические сферы жизнедеятельности личности, а разные уровни сформированности патриотичности у студентов выступают одной из предпосылок позитивного либо негативного отношения к специальной военной операции. Что касается третьего допущения относительно того, что высокий уровень сформированности патриотичности обуславливает положительное отношение к СВО, в то время как низкий уровень сформированности данного качества инициирует негативное отношение к указанной военной операции, то данное предположение не подтвердилось.
Полученные результаты могут быть использованы для разработки эффективных программ, направленных на формирование патриотичности у студентов в рамках воспитательной работы в вузах.
Ограничения: малочисленный состав выборки не позволяет в полном объеме экстраполировать полученные в данном исследовании результаты на всю генеральную совокупность.



