Проведено анкетирование.
База исследования: студенты московских вузов (Российский университет дружбы народов, Российский университет спорта, Российский новый университет).
Выборка: 134 человека, в возрасте 19 – 22 года
ВВЕДЕНИЕ…….……………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И ПАТРИОТИЧНОСТИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ…10
1.1 Постановка проблемы патриотизма и патриотичности в отечественной и зарубежной науке10
1.2 Современные тенденции исследования патриотизма и патриотичности личности …19
1.3 Проблема воспитания и формирования патриотизма и патриотичности личности .…32
Выводы по первой главе……39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАТРИОТИЧНОСТИ И ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ……………………………41
2.1 Программа эмпирического исследования и характеристика диагностического инструментария…………………………………...……..41
2.2 Особенности отношения студентов к специальной военной операции. 45
2.3 Психологический анализ проявления патриотичности у студентов с разным отношением к СВО………………………….………………………55
2.3.1 Особенности факторной структуры патриотичности у студентов позитивным отношением студентов к СПО………………………………..63
2.3.2 Специфика факторной структуры патриотичности у студентов с негативным отношением к специальной военной операции65
2.4 Психологические рекомендации по оптимизации патриотичности студентов в период обучения………………………………………..………68
Выводы по второй главе………72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….75
Актуальность проблематики. Объявленная Президентом страны специальная военная операция на Донбассе обострила проблему патриотизма среди населения. Разные слои современного российского общества неоднозначно восприняли данный указ.
На протяжении нескольких десятилетий после Великой отечественной войны в стране царил дух патриотизма среди соотечественников, однако с развалом СССР, ухудшением жизни большинства граждан населения, попранием их законных прав патриотизм граждан утратил былую популярность. Основные причины снижения патриотичности связаны с развалом института воспитания молодого поколения на всех уровнях общества. В системе образования акцент с обучения, развития и воспитания сместили исключительно в сторону обучения, а имеющиеся воспитательные программы утратили актуальность в связи с трансформацией базовых ценностей, где основными выступили власть деньги, карьера. В СМИ патриотизм утратил исторический тренд, а наиболее успешная модель молодых людей представлялась с другим психо-социальным портретом, что не могло не отразиться на самосознании молодого поколения. Такие понятия как Родина, защита отечества, любовь к стране ушли из употребления населения.
Другим важным фактором снижения патриотизма граждан страны явилось резкое расслоение общества, где богатые зарабатывающие в стране и агитирующие за патриотизм открыто демонстрировали свою недвижимость в виде дворцов и яхт в европейских странах, а основная часть населения с маленькими зарплатами и пенсиями выживали от зарплаты до зарплаты. Кроме того, в последнее десятилетие все чаще в СМИ обнародовали значительный рост коррупции среди сотрудников правоохранительной системы и государственных служащих. Разного рода, чиновники и силовики, которые должны быть образцом чести, порядочности и патриотичности для простых граждан на деле оказались взяточниками и коррупционерами. Безусловно, все это не могло не отразиться на патриотическом умонастроении населения. Объявленная СВО тому доказательство, когда 700 тысяч молодых и здоровых людей по оценкам открытых источников, бросились убегать из страны лишь бы не попасть в ряды СВО.
Справедливости ради необходимо отметить, что несмотря на все вышеуказанные трудности общества все же основная часть населения страны сохраняет патриотическое отношение к своей Родине. Примером этого является формирование добровольческих отрядов в зоне СВО, а также героические поступки военнослужащих несмотря на всю сложность обстановки.
Краткий обзор научной литературы позволяет отметить, что проблема патриотизма неоднократно становилась предметом специального исследования в контексте различных научных школ, предметных направлений и методологических позиций. В отечественной науке можно выделить ряд исследований, посвященных данному феномену: А.А. Агаев, А.Н. Вырщиков, Н.И. Губанов, С.Д. Емец, В.М. Зарванский, А.Н. Колесников, В.В. Макаров, Р.Я. Мирский, В.Ш. Нахушев, П.Н. Поспелов, П.М. Рогачев, Н.Е. Сапегин, С.В. Хмелевский и др. В зарубежной литературе к проблематике патриотизма обращались такие исследователи как: Р. Конквест (Conquest R., 1967); П. Пайпс (Pipes P., 1968); Дж.Гуд и Дж.Велоди (J. Good, J. Velody, 1988); Б.Нагайло и В.Свобода (Nahaylo B., Swoboda V., 1990); В.Кимлика (Kymlicka W., 1996); Т.Кёрк и А.МакЭллигот (T. Kirk, A. McElligot, 1999); Л.МакГирр (McGirr L., 2001); Р.Радош (Radosh R., 2001) и др.
Таким образом, в настоящее время обществе отмечается противоречие, где с одной стороны востребован спрос на высокий патриотизм граждан страны, а с другой отсутствует комплексная актуальная государственная программа формирования патриотизма. Как показал опыт предшествующих лет искусственно созданные молодежные движения, например такие как «Наши» и другие основной целью которых было массовое вовлечение в патриотический порыв молодого поколения, не оправдали себя, поскольку целевые задачи молодых людей были смещены в сторону политического карьеризма. Указанное противоречие обосновывает проблему исследования, которая заключается в выявлении зависимости патриотичности и отношении к специальной венной операции молодых людей.
Цель исследования. Выявить отношение к специальной военной операции у студентов с разным уровнем патриотичности.
Объект исследования. Патриотичность как базовое свойство личности.
Предмет исследования. Особенности отношения к специальной военной операции у студентов с разными показателями патриотичности.
Гипотеза исследования заключается в том, что патриотичность как базовое свойство личности оказывает влияние на социально-политические сферы жизнедеятельности личности.
Разные уровни сформированности патриотичности у студентов выступают одной из предпосылок позитивного либо негативного отношения к специальной военной операции.
Высокий уровень сформированности патриотичности обуславливает положительное отношение к СВО, в то время как низкий уровень сформированности данного качества инициирует негативное отношение к указанной военной операции.
Задачи исследования.
1. Провести анализ научной литературы по проблеме исследования с
целью конкретизации понятия патриотичность.
2. Выявить особенности отношения студентов к специальной
военной операции.
3. Определить специфику проявления патриотичности у студентов
4. Установить особенности соотношения разных уровней
патриотичности и отношения к специальной военной операции у студентов.
5. Разработать рекомендации для развития патриотичности
студентов
Теоретической и методологической основой исследования выступили: системный подход представленный в трудах Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, А.И. Крупнова, C.И. Кудинова и других авторов, с позиций которого патриотичность предстает как системное психологическое образование; современные подходы к исследованию патриотичности (Т.С. Буторина, С.А. Гаврилушкин, Н.Ф. Дробленкова, Л.П. Захарченко, Г.В. Здерева, Г.А. Зюганов, Н.М. Конжиев, С.И. Кудинов, М.М. Кром, А.В. Кузнецова, В.И. Лутовинов, А.В. Потёмкин, П.М. Рогачев и др.); концепция многомерно-функциональной организации свойств личности индивидуальности, разработанная А.И. Крупновым; а также принцип детерминизма, сформулированный С.Л. Рубинштейном, согласно которому особенности феноменов человеческой психики закономерно зависят от порождающих их внешних и внутренних факторов.
Методы и методики исследования, используемые в работе: Методы: теоретический метод: анализ литературы, анализ, обобщение, классификация научных подходов по проблеме исследования.
Эмпирический метод: выявление особенностей проявления патриотичности у студентов и их отношение к специальной военной операции.
Математико-статистический метод обработки эмпирических материалов исследования: критерий Колмогорова-Смирнова на нормальность распределения, критерий Стьюдента, факторный анализ.
Методики:
Для выявления патриотичности студентов использовались:
Тест опросник Патриограмма С. И. Кудинова; разработанная авторская анкета «Самооценка патриотизма»; Эссе на тему «Моя Родина».
Для исследования отношения студентов к специальной военной операции использовался опрос с помощью разработанной авторской анкеты.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные анкеты «Самооценка патриотизма» и «Мое отношение к специальной военной операции» могут использоваться в исследованиях по выявлению данных характеристик на других возрастных и социальных группах. Полученные эмпирические данные могут использоваться при разработке развивающих программ патриотичности у студентов в период обучения в вузе, а также в старших классах школ. Разработанные рекомендации по развитию патриотичности найдут применение в рамках воспитательной работы в вузе. Теоретический материал может использоваться в дальнейших исследованиях при выполнении курсовых и дипломных работ.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 134 студента вузов Москвы (Российский университет дружбы народов, Российский университет спорта, Российский новый университет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ), их них 79 девушек и 55 юношей в возрасте 19-21 год.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются соблюдением нормативов теоретического и эмпирического исследования; теоретической обоснованностью; сочетанием теоретического анализа и обобщения эмпирических данных; использованием апробированных методов исследования, адекватных поставленным в работе задачам и логике работы; репрезентативностью выборки исследования, статистическим анализом полученных результатов и личным участием автора в организации и проведении эмпирического исследования.
Этапы исследования.
На первом этапе (09 -10. 2022г.) – на основе изучения философской, психологической и педагогической литературы определены теоретические основы исследования, его цель и задачи, выбраны и обоснованы методы исследования, определена база исследования и сформирована выборка респондентов.
На втором этапе (11–12. 2022 г.) - был проведен сбор эмпирических данных, которые позволили выполнить проверку намеченных теоретических положений, рассматривающих специфику отношения респондентов к специальной военной операции в зависимости от проявления патриотичности.
На третьем этапе (01 – 05. 2023г.) – осуществлена систематизация и интерпретация результатов исследования, сформулированы основные выводы, а также оформлена выпускная работа.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты работы опубликованы в открытой печати в журнале «Психолог». – 2023. – № 2. – С. 1 – 13. DOI: 10.25136/2409-8701.2023.2.39910 https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39910; на международных научно-практических конференциях «Личность в современном мире: образование, развитие, самореализация» (г. Москва, 2020 г.); «Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию» (г. Москва, 2021 г.); «Приверженность вопросам психического здоровья» (г. Москва, 2021 г.); «Самореализация личности в эпоху цифровизации: глобальные вызовы и возможности» (г. Москва, 2022 г.); «Приверженность вопросам психического здоровья» (г. Москва, 2022 г.).
Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике исследования и включает Введение, две главы, заключение, список использованной литературы (61 наименование). Работа иллюстрирована таблицами и рисунками. Объем основного текста составляет 80 страниц. Текст содержит рисунки и таблицы.
Результаты проведенного исследования подтверждают факт неоднозначного отношения к специальной военной операции в молодежной студенческой среде. Выявленные позиции студентов к СВО показывают, что в целом они имеют достаточные представления об основных причинах данной операции. В то же время не готовы самостоятельно принять решение о том, чтобы принять участие в СВО. Достаточно противоречивой видится позиция тех респондентов, которые как бы поддерживают СВО, но в то же время и поддерживают тех, кто устранился от участия в военной операции, уехал в другие страны. Более того, они готовы сами покинуть страну и уехать туда, где на их взгляд лучше. Результаты патриограммы не выявили прямой зависимости между отношением к специальной военной операции и проявлением патриотичности. Анализ данных позволил установить низкий показатель проявления патриотичности в группе с нейтральным отношением к спецоперации, средний уровень у тех, кто поддерживает СВО и средне-высокий у респондентов, отрицательно относящихся к СВО. В целом результаты исследования свидетельствуют о неоднозначном отношении к СВО и достаточно слабой сформированности патриотичности у студентов.
Результаты сравнительного анализа с использованием критерия Стьюдента на статистически значимом уровне подтвердили доминирование у студентов с положительным отношением к специальной военной операции таких переменных патриотичности как личностно-значимые цели, аэргичность, эгоцентрическая мотивация и операциональные трудности. Совокупность указанных характеристик указывает на трудности проявления данного качества, слабую активность, а скорее бездействие и пассивность, и узко личностную мотивированность. В то время как у студентов с отрицательным отношением к специальной военной операции на статистически значимом уровне доминируют социально-значимые цели проявления патриотичности, социоцентрическая мотивация и когнитивная осмысленность. Превалирование указанных характеристик свидетельствует о более выраженной мотивированности проявления патриотичности, сформированности зрелых представлений как о самом качестве, так и его существенных признаках. Более осознанном самостоятельном позиционировании себя с патриотических позиций в обществе.
Результаты факторного анализа подтвердили выраженность в иерархии отдельных составляющих патриотичности. Структурный анализ различных факторов в указанных группах, позволил установить более успешное проявление патриотичности в группе студентов, негативно оценивающих специальную военную операцию.
Таким образом, проведенное теоретико-эмпирическое исследование позволило подтвердить первое и второе положение гипотезы о том, что патриотичность как базовое свойство личности оказывает влияние на социально-политические сферы жизнедеятельности личности, а разные уровни сформированности патриотичности у студентов выступают одной из предпосылок позитивного либо негативного отношения к специальной военной операции. Что касается третьего допущения относительно того, что высокий уровень сформированности патриотичности обуславливает положительное отношение к СВО, в то время как низкий уровень сформированности данного качества инициирует негативное отношение к указанной военной операции, то данное предположение не подтвердилось.
Полученные результаты могут быть использованы для разработки эффективных программ, направленных на формирование патриотичности у студентов в рамках воспитательной работы в вузах.
Ограничения: малочисленный состав выборки не позволяет в полном объеме экстраполировать полученные в данном исследовании результаты на всю генеральную совокупность.
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма// М.: 2001. - 287 с.
2. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985. – 158 с.
3. Анциферова Л.И. Системный подход в психологии личности// Принцип системности в психологических исследованиях. – М.,1990. – С. 61-78.
4. Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли 19-начала 20 вв. - М., 1997. – 160 с.
5. Бедокурова А.С. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья: сборник трудов конференции// Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. – Чебоксары: ИД «Среда», 2022. – С. 299-300
6. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб.: КАРО, 2004. - 224 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Под. ред. Д.И. Фельдштейна.- М.,1995.-239 с.
8. Валеев И.М. Воспитать патриота. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1990. - 143 с.
9. Васильева Ю.В. Теоретические подходы к воспитанию патриотических чувств у подростков// Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2018. – Т. 23. №1 (171). – С. 43–52.
10. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников. М: Педагогика, 1990. - 148 с.
11. Гаврилушкин С.А. Психологическая специфика проявления ответственности личности у студентов с различной патриотической направленностью. Дисс. на соис. ученой степени канд.психол. наук. М.: РУДН. – 2012. – 202с.
12. Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота: учеб-метод, пособие для вузов. - М.,1999. – 360 с.
13. Здерева, Г.В. Патриотизм и его развитие. - Тольятти: ТГУ, 2003. - 532 с.
14. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. –– М.: Юридический институт МИИТа, 2002. – 209 с.
15. Зверев В.О., Морозов А.А. Патриотизм как нравственная ценность в политике России и социальных концепциях религиозных объединений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1. С. 67–70.
16. Иванова, С.Ю. Государственный патриотизм - альтернатива идеологии национализма и космополитизма // Социально-гуманитарные знания. – М.,2003. - №3. – с. 179-186.
17.Ильин, И.А. Путь духовного обновления: Собр. соч. В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. – 398 с.
18. Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал. 2005. Т.26. № 4. С.89-98.
19. Кром, М.М. К вопросу о времени зарождения идеи патриотизма в России // Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв.). Сборник статей. - М., 1994. - с.27-29.
20. Крупнов, А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств/Вестник РУДН, серия. Психология и педагогика. -2006, № 1(3) – С. 63-73.
21. Кузнецов, В.Н. Российская идеология 21: Опыт социологического исследования формирования российской идеологии 21 века. М.: Книга и бизнес, 2004. - 552 с.
22. Кузнецова, А.В. Патриотическая идея в российском обществе: генезис, состояние, тенденции. М.: 2004. - с.52-58.
23. Кудинов, С.И., Кудинов С. С. Психологический анализ проявления патриотичности личности у студентов// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика/ - М.: Изд-во РУДН, 2013. - № 2. - С. 5-14
24. Кудинов, С.И. Выделение типологических особенностей проявления патриотичности личности// Акмеология. Научно-практический журнал. Специальный выпуск. Москва. 2013.- С.89-96.
25. Кудинов, С.И. Роль ответственности в проявлении патриотичности личности// Российский научный журнал. Рязань 2 (40), 2014.- С.162-168.
26. Кудинов, С.И. Соотношение показателей патриотичности и этнической идентичности у русских и казахских студентов// Психология образования в поликультурном пространстве. 2017. Том 1. (№ 37). –С. 37-48.
27. Кудинов С.И., Гаврилушкин С.А., Потемкин А.В. Системное исследование патриотичности и ответственности личности. Монография.: Изд-во «Перо», 2018. – 263с.
28. Кудинов С.И, Кудинова С.С. Кудинов С.С. Особенности проявления патриотичности у студентов с разным отношением к специальной военной операции// Психолог. – 2023. - №2 – С.1-13.
29. Лебедев А.Н., Гордякова О.В. Теоретические и методологические вопросы изучения патриотизма как социального чувства и социально ориентированного поведения/ Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016. Том 1. № 1. С.23-39.
30. Лебедев А.Н. Проблемы патриотического воспитания студентов российского вуза // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2014. № 2(14). С.60-69.
31. Лебедев А.Н. Чувство национальной гордости и патриотизма как проблема исследовательской и практической психологии // Взаимоотношения исследовательской и практической психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С.556-571
32. Лутовинов, В.И. Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в современных условиях (социально-философский анализ). М.: ВУ, 1997. – 215с.
33. Макаров, В.В. Патриотизм как философская проблема. М.,1990. - с.10-12.
34. Малинкин, А.Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания// Социологический журнал.- М.,1999. - №1. - с.53-55.
35. Мурзина И.Я. Перспективные направления патриотического воспитания / И.Я. Мурзина, С.В. Казакова // Образование и наука. – 2019. – Т. 21. №2. – С. 155–175.
36. Патриотизм как фактор эффективного развития российской государственности / под ред. И.В. Бочарникова. М., 2015.
37. Патриотизм современной российской молодежи: концептуальные основания и технологии воспитания. М., 2013.
38. Послание Президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации // Рос. газ. 2008. 6 ноября.
39. Почти 80 процентов россиян назвали себя патриотами [Электронный ресурс] // ООО «Лента.Ру» [сайт]. URL: https://news.mail.ru/society/30048858/?frommail=1 (дата обращения: 15.06.2017).
40. Психолого-Педагогический Словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений: для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / авт.-сост. В. А. Мижериков. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. - 540 с.
41. Потёмкин, А.В. Новые методы диагностики патриотизма // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «педагогические науки». Волгоград, 2008. - №4. - С. 39-42.
42. Потёмкин, А.В. Национально-психологические особенности проявления патриотизма личности. Дисс. … канд. психол. наук.- Новосибирск: НГПУ, 2009.-206 с.
43. Рац, М. Две версии патриотизма для России // Власть. - М.,2000. - №2. - с.55.
44. Рейнвальд, Н.И. Психология личности. М.: УДН, 1987. - 200 с.
45. Рогачев, П.М. Патриотизм и общественный прогресс. М.: ИПЛ, 1974. - 280 с.
46. Рувинский, Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 184 с.
47. Соловьев, В.С. Соч. в 2 т. 2-е изд. М.: Мысль, 1990.-568с.
48. Селезнева Ю.А. К вопросу о патриотическом воспитании современных подростков: сборник трудов конференции // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ИД «Среда», 2022. – С. 287-290.
49. Толстой, Л. Н. Полн. собр. соч : в 90 т. / Л. Н. Толстой — М.: Госхудлитиздат, 1928—1958. — Т. 90. — С. 45—53.
50. Трифонов Ю.Н. Формирование патриотизма: политико-идеологические смыслы и технологии/ Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 211–217.
51. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. №889 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1584202
52. Харламов, И.Ф. Кризис воспитания и педагогика // Советская педагогика. – М.,1991. - №10. - с.23-29.
53. Шаповалова И. С., Шмигирилова Л. Н., Быхтин О. Н., Чурсина Е. В., Паттерны патриотизма в молодёжной субкультуре приграничных регионов России и Украины: сходства и различия/ Патриотизм как идеология возрождения России: сб. и ст. и докл. /отв. ред. д-р ист. наук Т. С. Гузенкова ; Рос. ин-т стратег. исслед. – М. : РИСИ, 2014. – С. 105–115.
54. Эзри Г.К. К вопросу о патриотическом воспитании студентов-медиков в процессе обучения социально-гуманитарным дисциплинам: сборник трудов конференции. // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: от теории к практике : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. - Чебоксары: ИД «Среда», 2023. – С. 215-216.
55. Яновский, Р.Г. Патриотизм: О смысле созидающего служения человеку, народам России и отечеству. М.,2004. - 305 с.
Fetzer H. Die Aufsichtpflicht der Lehrkrafte //Pädagogik.-1994.- №9.- S.49-52.
56. A companion of contemporary political philosophy. Oxford: Blackwell, 1999. - 679 p.
57. Bade, K.J. Europa in Bewegung: Migration vom spaten. Jahrhundert bis zur Gegenwart . Munchen: C.H.Beck Verlag, 2000. - 510 р.
58. Barone, M. The new americans . Lanham: Regnery Publishing, 2001. - 256 p.
59. Bastian J. Verantwortung – Pädagogik zwischen freicheit und Verbindlichkeit //Pädagogik 1995.- №7-8.- S.6-12.
60. Heywood, A. Key concepts in politics. N.Y.: St. Martin's Press, 2000. - 281 p.
61. Lieven, A. Chechnia: Tombstone of russian power. Photographer Heidi Brader. New Haven: Yale univ. press, 1999. - 436 p.